Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3179/2023 ~ М-2807/2023 от 28.08.2023

    Дело № 2-3179/2023                               28 сентября 2023 года

    49RS0001-01-2023-003842-17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Магаданский городской суд Магаданской области в составе:

председательствующего судьи Пановой Н.А.,

при секретаре Кузиной А.Ю.,

с участием истца Полежаевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Полежаевой Нины Васильевны к Магаданскому областному государственному казенному учреждению социальной поддержки населения «Магаданский социальный центр» о возложении обязанности рассчитать и выплатить компенсацию расходов по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт, взыскании компенсации указанных расходов и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Полежаева Н.В. обратилась в Магаданский городской суд с названным иском.

В обоснование заявленных требований указано, что, будучи ветераном труда и одиноко проживающим старожилом Магаданской области она получает частичную компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг и полную компенсацию взносов на капитальный ремонт. В период с 1 января 2018 года по 1 июня 2021 года ее расходы не компенсировали из-за долга, начисленного НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области».

28 августа 2018 года она обратилась в НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области» с заявлением, в котором выражала готовность оплатить взносы за 2018 год в случае исправления суммы в квитанции: предъявленная к оплате сумма не учитывала платежи, перечисленные ею ранее в управляющую компанию.

Считает, что обоснование НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области» суммы, предъявленной к оплате, позволило бы урегулировать вопрос задолженности, а, не ответив на ее заявление, содействовало сохранению и накоплению долга, возросшего с 16 713 руб. 49 кап. в августе 2018 года до 31 704 руб. 10 коп. к июню 2021 года.

Между тем ответчик, не проверив причины образования задолженности, с которой она не была согласна, приостановил предоставление мер поддержки, выступив инструментом давления на нее со стороны НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области».

В случае проверки ответчиком правомерности начисления долга, не пришлось бы приостанавливать выплату компенсаций, так как она погасила бы задолженность, получив разъяснения о невозможности зачета средств, внесенных в управляющую компанию в счет взносов, подлежащих уплате в НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области».

Приостановление ответчиком предоставления мер поддержки повлекло причинение ей морального вреда в виде нервных переживаний и материального ущерба в виде недополученных компенсаций за период с 1 января 2018 года по 1 июня 2021 года, поскольку в этот период она неоднократно обращалась к ответчику с заявлениями о компенсации расходов, понесенных на оплату электроэнергии, водоснабжения и отопления.

Видя, что НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области» не обращается в суд с иском о взыскании спорной задолженности, и, желая компенсировать свои расходы по оплате коммунальных услуг, истец 1 июня 2021 года заключила соглашение о погашении задолженности по оплате взносов.

Сообщает, что 1 июня 2021 года ответчик возобновил ей выплату компенсаций, хотя должен был сделать это с 1 января 2021 года, в связи с вступлением в силу новой редакции абз. 3 п. 3 Порядка частичной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, поскольку у нее отсутствовала задолженности, подтвержденная судебным актом.

Поясняет, что она выплатила НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области» задолженность в размере 32 127 руб. 82 коп., в том числе пени в размере 2 929 руб. 66 коп., а 15 сентября 2021 года и 13 октября 2022 года обратилась к ответчику с заявлениями о выплате компенсации за период с 1 января 2018 года по 1 июня 2021 года, в чем ей было отказано, в то время как законодательство не запрещает ответчику компенсировать ей взносы.

Отмечает, что были ущемлены ее права ветерана труда и проявлено неуважение, в связи с чем она безусловно претерпела финансовые неудобства из-за лишения компенсаций, но немаловажным фактором, вынудившим ее к обращению в суд, являются переживания и нравственные страдания, причиненные безразличным отношением к ее просьбам.

Ссылаясь на приведенные обстоятельства, просит суд обязать ответчика рассчитать и выплатить ей компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг и взносов на капитальный ремонт, понесенных в период с 1 января 2018 года по 1 октября 2021 года; взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей и невыплату коммунальных услуг в размере 50% за период с 1 января 2018 года по 1 июня 2021 года примерно 200 000 рублей.

Определением судьи от 4 сентября 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено НКО «Фонд капитального ремонта».

Представители ответчика ГКУ «Магаданский социальный центр», третьего лица НКО «Фонд капитального ремонта» для участия в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании истец требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, дополнительно указав, что до настоящего времени компенсация за спорный период ей не выплачена. При этом отметила, что она сообщала ответчику, в том числе на личном приеме у руководителя, что задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт образовалась по причине того, что она их уплачивала в управляющую организацию, а поскольку у нее имелся небольшой доход в виде пенсии, она не имела возможности уплачивать повторно взносы на капитальный ремонт в НКО «Фонд капитального ремонта». Относительно требования о взыскании компенсации морального вреда указала, что по вине ответчика она длительное время не выезжает в отпуск, так как по причине того, что ответчик не производит выплату ей компенсация за жилое помещение и коммунальные услуги, у нее отсутствуют для этой цели денежные средства. Отметила, что из-за незаконных действий ответчика она постоянно переживала, в связи с чем у нее развивалась гипертония, поэтому ответчик должен компенсировать ей моральный вред.

В письменных возражениях на исковое заявление представитель ответчика ГКУ «Магаданский социальный центр» требования не признал, указав, что 18 апреля 2017 года Полежаева Н.В. обратилась с заявлением о назначении ей компенсации расходов по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 100%, однако в связи с наличием у нее задолженности по оплате за капитальный ремонт ей были направлены письма-уведомления о невозможности назначить компенсацию таких расходов, в связи с чем было предложено представить оплаченные квитанции либо соглашение по погашению образовавшейся задолженности в срок не позднее чем через три месяца. Поскольку по состоянию на 11 августа 2017 года Полежаевой Н.В. не предоставлены такие сведения ей было направлено письмо от 11 августа 2017 года об отказе в предоставлении компенсации расходов по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. 17 июня 2021 года Полежаева Н.В. обратилась в ГКУ «Магаданский социальный центр» с заявлением о назначении компенсации расходов по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 100%. Впоследствии истцом было представлено соглашение о погашении задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт от 1 июня 2021 года, в связи с чем ей была назначена компенсация расходов по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 100% с 1 июля 2021 года.

Выслушав объяснения истца, исследовав письменные доказательства по делу, и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

ГКУ «Магаданский социальный центр» создано постановлением администрации Магаданской области от 25 февраля 2011 года № 90-па путем изменения типа существующего государственного учреждения социальной поддержки населения Магаданской области «Магаданский социальный центр».

Основными задачами ГКУ «Магаданский социальный центр» согласно уставу, является предоставление мер социальной поддержки населению.

Положения ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

По смыслу ст. 159 ЖК РФ субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 1 ст. 153 ЖК РФ).

Статья 154 ЖК РФ определяет структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей жилых помещений, собственников помещений в многоквартирном доме и собственников жилых домов.

Так, в силу ч. 2 названной статьи плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

На основании ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

22 ноября 2004 года Магаданской областной Думой принят Закон Магаданской области от 6 декабря 2004 года № 498-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, проживающих на территории Магаданской области» (далее - Закон о мерах социальной поддержки ветеранов труда), а 22 декабря 2004 года - Закон Магаданской области от 6 декабря 2004 года № 499-ОЗ «О мерах социальной поддержки неработающих старожилов Магаданской области» (далее - Закон о мерах социальной поддержки неработающих старожилов).

Согласно ст. 5 Закона о мерах социальной поддержки ветеранов труда ветеранам труда, указанным в ст. 1 и п. 1.1 ст. 2 указанного Закона, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%.

В соответствии со ст. 5.1 Закона о мерах социальной поддержки неработающих старожилов одиноко проживающим старожилам Магаданской области в возрасте 65 лет и старше предоставляется компенсация расходов по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 100% указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного постановлением Правительства Магаданской области, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).

Стороной ответчика не оспаривается тот факт, что Полежаева Н.В. состоит на учете в ГКУ «Магаданский социальный центр» и является получателем мер социальной поддержки в соответствии с Законом о мерах социальной поддержки ветеранов труда и Законом о мерах социальной поддержки неработающих старожилов.

Постановлением администрации Магаданской области от 20 апреля 2006 года № 96-па утвержден Порядок частичной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Порядок).

Названный Порядок распространяется на граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Магаданской области.

Исходя из п. 3 Порядка в редакции, действовавшей на день возникновения спорных правоотношений, выплата компенсации производится в срок до последнего числа каждого месяца способом, указанным гражданином в заявлении.

Компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг носит целевой характер.

Компенсация расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

В силу п. 17 Порядка выплата сумм компенсации приостанавливается по решению организации при наличии задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг с 1 числа месяца поступления сведений (документов) о наличии у гражданина задолженности либо сведений о нарушении условий соглашения о погашении задолженности. Возобновление компенсации осуществляется с 1 числа месяца предоставления сведений (документов) о полном погашении задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при предоставлении соглашения о погашении задолженности и (или) его выполнении.

Граждане, имеющие право на получение компенсации, их законные представители или доверенные лица в целях возобновления выплаты компенсации вправе по своей инициативе представить документы, подтверждающие сведения об объемах фактически предоставленных и оплаченных коммунальных услуг, документы о полном погашении задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, соглашение о погашении задолженности и (или) сведения о его выполнении.

Исходя из приведенных нормативных положений право определенных категорий граждан на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено федеральным законом.

Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме указанной категории граждан, источники финансирования этих мер социальной поддержки установлены федеральным законом, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной взаимосвязи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, а также взносов на капитальный ремонт имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан по оплате жилого помещения и направлены на поддержание нормального жизненного уровня этих граждан.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании распоряжения ГКУ «Магаданский социальный центр» от 14 апреля 2005 года Полежаевой Н.В. с 1 апреля 2005 года установлена ежемесячная выплата, как ветерану труда в размере 300 рублей и льгота по оплате жилищно-коммунальных услуг.

18 апреля 2017 года Полежаева Н.В. через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обратилась с заявлением о назначении ей компенсации расходов по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 100%.

10 мая 2017 года ГКУ «Магаданский социальный центр» возвратило в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг представленный Полежаевой Н.В. пакет документов, в связи с тем, что на момент обращения у нее имеется задолженность по оплате за капитальный ремонт, в связи с чем назначить компенсацию расходов по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 100% не представляется возможным.

При этом в письме от 10 мая 2017 года ГКУ «Магаданский социальный центр» разъяснило Полежаевой Н.В. о необходимости представить оплаченные квитанции либо соглашение по погашению образовавшейся задолженности в срок не позднее трех месяцев.

11 августа 2017 года ГКУ «Магаданский социальный центр» направило Полежаевой Н.В. письмо, в котором сообщалось о том, что принято решение об отказе в предоставлении компенсации расходов по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в связи с тем, что сведений о погашении задолженности либо заключении соглашения представлено не было.

21 августа 2017 года Полежаева Н.В. обратилась в ГКУ «Магаданский социальный центр» с заявлением, в котором разъясняла, что взносы за капитальный ремонт она уплачивала в Соколовское ЖКХ.

В ответ на указанное заявление ГКУ «Магаданский социальный центр» 31 августа 2017 года сообщило Полежаевой Н.В., что по сведениям НО «Фонд капитального ремонта» по состоянию на 1 августа 2017 года у нее имеется задолженность в размере 11 436 руб. 33 коп., поэтому для назначения компенсации по капитальному ремонту как старожилу Магаданской области ей необходимо погасить образовавшуюся задолженность по взносам на капитальный ремонт или заключить соглашение о погашении задолженности с НО «Фонд капитального ремонта», о чем представить сведения. При этом разъяснялось, что в случае непогашения образовавшейся задолженности или незаключения соглашения с НО «Фонд капитального ремонта» на 1 ноября 2017 года выплата частичной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг будет приостановлена.

Решением ГКУ «Магаданский социальный центр» от 21 декабря 2017 года Полежаевой Н.В. с 1 января 2018 года прекращена выплата компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Письмом от 21 декабря 2017 года ГКУ «Магаданский социальный центр» уведомило Полежаеву Н.В. о приостановлении выплаты компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 1 января 2018 года.

17 июня 2021 года Полежаева Н.В. обратилась в ГКУ «Магаданский социальный центр» с заявлением о назначении компенсации расходов по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 100%, представив заключенное между ней и НО «Фонд капитального ремонта» соглашение о погашении задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт от 1 июня 2021 года.

Решением ГКУ «Магаданский социальный центр» от 24 июня 2021 года Полежаевой Н.В. была возобновлена компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 1 июня 2021 года.

При этом решением ГКУ «Магаданский социальный центр» от 29 июня 2021 года Полежаевой Н.В. назначена компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом о мерах социальной поддержки неработающих старожилов (взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме) в размере 440 руб. 84 коп. с 1 июля 2021 года.

15 сентября 2021 года Полежаева Н.В. обратилась в ГКУ «Магаданский социальный центр» с заявлением по вопросу возврата денежных средств в размере 32 127 руб. 82 коп., а также просила дать распечатку с 2018 года по 2021 год начислений в размере 50% за коммунальные платежи.

30 сентября 2021 года Полежаевой Н.В. ГКУ «Магаданский социальный центр» направлен ответ, в котором отсутствовали сведения о принятом решении по выплате ей компенсации расходов по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. При этом было указано, что представить распечатку начислений в размере 50% за коммунальные платежи с 1 января 2018 года по 31 мая 2021 года не представляется возможным, так как начисления частичной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не производились.

Настаивая, что ей незаконно была приостановлена компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также незаконно было отказано в назначении компенсации расходов по оплате взносов на капитальный ремонт, истец обратилась в суд с вышеназванным иском.

Возражая против удовлетворения требований, сторона ответчика полагала, что ГКУ «Магаданский социальный центр» законно были приняты решения о приостановлении истцу компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и об отказе в назначении компенсации расходов по оплате взносов на капитальный ремонт, поскольку у нее имелась задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт.

Проверяя доводы сторон, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В п. 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (ч. 5 ст. 159 ЖК РФ).

Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении.

При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

Принятие решения уполномоченным органом о приостановлении предоставления гражданину такой меры социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, допускается только в случае, если уполномоченным органом будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или имеет место невыполнение гражданином условий соглашения по погашению этой задолженности (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 26 июля 2021 года № 14-КГ21-13-К1).

Таким образом, юридически значимыми подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований и регулирующих спорные отношения норм материального права являются следующие обстоятельства: к какой категории лиц, имеющих право на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, относится истец и с какой даты; в каком размере ей была назначена и выплачивалась данная мера социальной поддержки; принималось ли ГКУ «Магаданский социальный центр» решение о приостановлении истцу предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; принималось ли ГКУ «Магаданский социальный центр» решение об отказе в предоставлении истцу компенсации расходов на оплату взносов на капитальный ремонт; была ли истец в установленный срок в надлежащей форме уведомлена о принятых решениях с указанием оснований их принятия; имелась ли у истца задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт и период, за который она образовалась; устанавливало ли ГКУ «Магаданский социальный центр» до принятия указанных решений причины возникновения у истца задолженности, ее материальное положение и наличие у нее возможности по погашению задолженности; предлагалось ли истцу органом социальной защиты погасить задолженность и в какие сроки или заключить соглашение о ее погашении; было ли принято ГКУ «Магаданский социальный центр» решение о возобновлении истцу компенсации расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги; было ли принято ГКУ «Магаданский социальный центр» решение о назначении истцу компенсации расходов по оплате взносов на капитальный ремонт.

Из представленных суду документов следует, что истец в период с 1 января 2018 года по 1 июня 2021 года являлась получателем страховой пенсии по старости в размере 22 768 руб. 92 коп. (по состоянию на 1 января 2018 года) и в размере 27 621 руб. 30 коп. (по состоянию на 1 июня 2021 года).

Наличие у истца иного дополнительного дохода, кроме страховой пенсии по старости и причитающихся дополнительных социальных выплат, по материалам дела не установлено.

Выписка из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 25 сентября 2023 года свидетельствует, что в собственности у Полежаевой Н.В. имеется квартира по адресу: <адрес> с 18 февраля 2008 года.

При этом какие-либо иные недвижимые или движимые объекты в собственности, равно как и денежные средства на счетах в банках у Полежаевой Н.В. в период с 1 января 2018 года по 1 июня 2022 года отсутствовали.

По утверждению истца, задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт образовалась по причине того, что указанные взносы она изначально оплачивала в управляющую организацию, о чем ею сообщалось как ответчику, так и в НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области», которые мер к оказанию ей содействия в урегулировании сложившейся ситуации не приняли.

Изложенное, по мнению суда, свидетельствует о том, что задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт у истца образовалась по уважительной причине, поскольку, учитывая ее незначительный доход в виде страховой пенсии, у нее отсутствовала возможность повторно уплатить взносы на капитальный ремонт надлежащему лицу НКО «Фонд капитального ремонта Магаданской области».

Вместе с тем ГКУ «Магаданский социальный центр» не представлены доказательства о выяснении органом социальной защиты в соответствии с требованиями действующего законодательства причин возникновения (непогашения) истцом задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт с указанием периода и размера задолженности, материальное положение истца и наличие у нее возможности по погашению указанной задолженности.

Приведенные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют о формальном подходе ответчика при принятии решения о приостановлении истцу выплаты компенсации расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, а также решения об отказе в выплате истцу компенсации расходов по оплате взносов на капитальный ремонт.

В силу п. 28 Положения в ныне действующей редакции в отношении получателей компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которым выплата сумм компенсации приостановлена, организация ежемесячно, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором приостановлена такая компенсация, запрашивает из системы сведения о наличии/отсутствии задолженности. Возобновление компенсации осуществляется с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором организацией из системы получена информация о погашении задолженности. Выплата компенсации производится за весь период приостановления, но не более чем за три последних года, при условии, что в указанный период гражданином не было утрачено право на получение компенсации.

При этом компенсация, не назначенная (невыплаченная) гражданину своевременно по вине организации, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком (п. 37 Порядка).

Поскольку в рассматриваемом случае выплата истцу компенсации расходов за жилое помещение и коммунальные услуги в период с 1 января 2018 года по 31 мая 2021 года, а выплата компенсации по оплате взносов на капитальный ремонт в период с 1 января 2018 года по 30 июня 2021 года не осуществлялась по вине ответчика, суд считает необходимым возложить на него обязанность рассчитать и выплатить истцу компенсацию расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в период с 1 января 2018 года по 31 мая 2021 года и компенсацию расходов по оплате взносов на капитальный ремонт в период с 1 января 2018 года по 30 июня 2021 года.

Учитывая, что судом принято решение о возложении на ответчика обязанности рассчитать и выплатить истцу компенсацию по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе взносов на капитальный ремонт, суд приходит к выводу, что требование о взыскании с ответчика такой компенсации в размере примерно 200 000 рублей заявлено преждевременно, а потому в удовлетворении указанного требования надлежит отказать.

Разрешая требования в части взыскания компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда в соответствии со ст. 1101 ГК РФ.

Как разъяснено в п. 1, 2, 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм и компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Так, например, судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями.

Судам следует учитывать, что в случаях, если действия (бездействие), направленные против имущественных прав гражданина, одновременно нарушают его личные неимущественные права или посягают на принадлежащие ему нематериальные блага, причиняя этим гражданину физические или нравственные страдания, компенсация морального вреда взыскивается на общих основаниях. Например, умышленная порча одним лицом имущества другого лица, представляющего для последнего особую неимущественную ценность (единственный экземпляр семейного фотоальбома, унаследованный предмет обихода и др.).

В обоснование причиненного морального вреда, вызванного действиями ответчика, истец ссылался на причинение ей нравственных страданий, которые выражаются в ущемлении ее прав ветерана труда, проявлении к ней неуважения и безразличия к ее просьбам, претерпевания финансовых неудобств из-за лишения компенсаций, лишения возможности на длительное время съездить в отпуск по причине отсутствия денежных средств, вызванного прекращением выплаты ей компенсации.

Учитывая вышеприведенные разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу, что отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

Непринятие же должностными лицами и органами, на которые возложена обязанность в силу закона оказывать содействие в оформлении и получении социальных выплат, приведшее к длительному нарушению права пенсионера на меры государственной поддержки, нарушает не только непосредственно имущественные права, но и влечет нарушение его личных неимущественных прав, в числе которых его здоровье и достоинство его личности, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).

Поскольку при рассмотрении настоящего гражданского дела судом установлено нарушение прав истца на получение гарантированных ей социальных выплат, у нее возникло право требования с ответчика компенсации морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает обстоятельства дела, длительность периода нарушения прав истца, характер и степень нравственных страданий, которые истец претерпевала в результате незаконного лишения ее социальных выплат, связанных с переживаниями, отсутствием в достаточном количестве денежных средств, необходимых для проживания, индивидуальные особенности истца: ее возраст (76 лет), в котором вероятность восстановления организма после пережитых нравственных страданий уже невелика, а также, принимая во внимание степень вины ответчика, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда в размере 25 000 рублей, что будет отвечать требованиям разумности и справедливости.

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Как следует из чеков-ордеров от 4 июля 2023 года, от 10 июля 2023 года и от 20 июля 2023 год истцом при подаче иска была уплачена государственная пошлина в общей сумме 1 646 руб. 54 коп., в то время как должна быть оплачена в соответствии в подп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 600 руб.

Поскольку исковые требования подлежат частичному удовлетворению, то понесенные истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины необходимо взыскать в размере 600 руб.

Разрешая вопрос о возврате излишне уплаченной государственной пошлины, суд приходит к следующему.

В силу ст. 93 ГПК РФ основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено данной главой.

Как указывалось выше, при подаче иска истцом была уплачена государственная пошлина в размере 1 646 руб. 54 коп., в то время как должна быть оплачена в соответствии в подп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 600 руб., что свидетельствует об уплате государственной пошлины в большем размере на сумму 1 046 руб. 54 коп.

Поскольку истцом при подаче иска государственная пошлина была уплачена в большем размере, то она подлежит возврату истцу в размере 1 046 руб. 54 коп., как излишне уплаченная.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Полежаевой Нины Васильевны к Магаданскому областному государственному казенному учреждению социальной поддержки населения «Магаданский социальный центр» о возложении обязанности рассчитать и выплатить компенсацию расходов по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт, взыскании компенсации указанных расходов и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Возложить на Магаданское областное государственное казенное учреждение социальной поддержки населения «Магаданский социальный центр» (ИНН 4909007755) обязанность рассчитать и выплатить Полежаевой Нине Васильевне (паспорт: ) компенсацию расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в период с 1 января 2018 года по 31 мая 2021 года.

Возложить на Магаданское областное государственное казенное учреждение социальной поддержки населения «Магаданский социальный центр» (ИНН 4909007755) обязанность рассчитать и выплатить Полежаевой Нине Васильевне (паспорт: серия ) компенсацию расходов по оплате взносов на капитальный ремонт в период с 1 января 2018 года по 30 июня 2021 года.

Взыскать с Магаданского областного государственного казенного учреждения социальной поддержки населения «Магаданский социальный центр» (ИНН 4909007755) в пользу Полежаевой Нины Васильевны (паспорт: ) компенсацию морального вреда в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Магаданского областного государственного казенного учреждения социальной поддержки населения «Магаданский социальный центр» (ИНН 4909007755) в пользу Полежаевой Нины Васильевны (паспорт: ) судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 (шестьсот) рублей.

Вернуть Полежаевой Нине Васильевне излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 046 (одна тысяча сорок шесть) рублей 54 копейки.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Магаданский городской суд Магаданской области в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Установить день составления мотивированного решения - 3 октября 2023 года.

Судья                                             Н.А. Панова

<данные изъяты> <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-3179/2023 ~ М-2807/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Полежаева Нина Васильевна
Ответчики
ГКУ социальной поддержки населения "Магаданский социальный центр"
Другие
НКО "Фонд капитального ремонта"
Суд
Магаданский городской суд Магаданской области
Судья
Панова Наталья Александровна
Дело на сайте суда
magadansky--mag.sudrf.ru
28.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.08.2023Передача материалов судье
04.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2023Судебное заседание
03.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2023Дело оформлено
30.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее