Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-129/2023 (2-1328/2022;) ~ М-1555/2022 от 09.12.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 февраля 2023 года г. Братск

Братский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Старниковой Ю.Ю., при секретаре Бурда Н.Н., с участием истца – старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., материальных истцов Цыганкова Сергея Петровича, Цыганковой Татьяны Ивановны, представителя ответчика – главы Администрации Прибрежнинского сельского поселения Гигель А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-129/2023 по исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах Цыганкова Сергея Петровича, Цыганковой Татьяны Ивановны, Цыганкова Евгения Сергеевича, Цыганкова Дмитрия Сергеевича, к Администрации Прибрежнинского сельского поселения, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципальное образование «Братский район», о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием дома непригодным для проживания,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований прокурор Братского района Иркутской области указал, что Цыганков Сергей Петрович, Цыганкова Татьяна Ивановна, Цыганков Евгений Сергеевич, Цыганков Дмитрий Сергеевич обратились в прокуратуру Братского района с заявлением о защите их жилищных прав.

В ходе рассмотрения обращений установлено, что Цыганков Сергей Петрович, Цыганкова Татьяна Ивановна, Цыганков Евгений Сергеевич, Цыганков Дмитрий Сергеевич зарегистрированы по адресу: .... Собственником указанного жилого помещения является Цыганков Сергей Петрович с 03.09.2019. Постановлением мэра Братского района №321 от 02.06.2020 жилое помещение по адресу: ... признано непригодным для проживания. На основании постановления администрации Прибрежнинского муниципального образования от 22.07.2022 №65 Цыганков Сергей Петрович, Цыганкова Татьяна Ивановна, Цыганков Евгений Сергеевич, Цыганков Дмитрий Сергеевич признаны малоимущими.

На основании постановления Прибрежнинского муниципального образования от 22.07.2022 №66 Цыганков Сергей Петрович, Цыганкова Татьяна Ивановна, Цыганков Евгений Сергеевич, Цыганков Дмитрий Сергеевич признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма осуществляется органами местного самоуправления в пределах предоставленных им полномочий.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Частью 1 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Положениями статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В соответствии с п.6 ч. 1, ч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями отнесено к вопросам местного значения муниципальных районов.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст.49 Жилищного кодекса РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как маломощность и нуждаемость в жилом помещении.

Согласно ст.39 Устава Администрация Прибрежнинского муниципального образования является исполнительно-распорядительным органом Поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Иркутской области.

Соглашением №17 от 15.02.2022 между администрацией МО «Братский район и администрацией Прибрежнинского сельского поселения осуществление отдельных полномочий, в частности в сфере жилищных правоотношений поведению в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе признание их малоимущими передано органам местного самоуправления, а именно администрации Прибрежнинского сельского    поселения.

Кроме того, администрация Прибрежнинского сельского поселения заключает договоры социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. (п.2.5.2 Соглашения)

Статьей 3 Соглашения предусмотрено, что администрация района в установленном порядке обеспечивает финансовыми средствами осуществление указанных выше полномочий. Из содержания указанного соглашения следует, что оно заключено на определенный срок, содержит положения, устанавливающие основания и порядок прекращения его действия, в том числе досрочного, порядок определения объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривает финансовые санкции за неисполнение соглашения.

Часть 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает возможность закрепления за сельскими поселениями отдельных вопросов местного значения городских поселений на основании законов субъекта Российской Федерации и принятых в соответствии с ними устава муниципального района и уставов сельских поселений.

Отсутствие в законе указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, на что указано в правоприменительном толковании вышеизложенных норм права, содержащемся в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ №4 2018, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.13.2018

В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202- 1 «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Цыганков С.П., Цыганкова Т.И., Цыганков Е.С., Цыганков Д.С. не имеют возможности самостоятельно защитить свои права и законные интересы в судебном порядке, в связи с отсутствием юридических познаний, что с учетом их волеизъявления, является основанием для обращения прокурора в суд с иском в защиту жилищных прав заявителей в силу ст. 45 ГПК РФ.

Прокурор просит суд обязать администрацию Прибрежнинского муниципального образования предоставить Цыганкову Сергею Петровичу, **.**.**** г.р., Цыганковой Татьяне Ивановне, **.**.**** г.р., Цыганкову Евгению Сергеевичу, **.**.**** г.р., Цыганкову Дмитрию Сергеевичу, **.**.**** г.р., вне очереди по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям Прибрежнинского муниципального образования Братского района, находящееся в границах Прибрежнинского муниципального образования Братского района, жилое помещение, отвечающее установленных санитарным и техническим требованиям, пригодное для проживания, не менее установленной минимальной нормы жилья на человека на территории Прибрежнинского муниципального образования.

В судебном заседании процессуальный истец, старший помощник прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., материальные истцы Цыганков С.П., Цыганкова Т.И. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили суд исковые требования удовлетворить.

Истцы – Цыганков Е.С., Цыганков Д.С. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представили суду заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика - администрации Прибрежнинского муниципального образования - глава Администрации Прибрежнинского сельского поселения, Гигель А.И., в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала письменные возражения, в которых указала, что в соответствии с п.6 ч.1 ч.3 и ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями отнесено к вопросам местного значения муниципальных районов. Соглашением №17 между администрацией МО «Братский район» и Администрацией Прибрежнинского сельского поселения о передаче полномочий, в частности, в сфере жилищных правоотношений от муниципального района переданы поселению следующие полномочия: по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (осуществляет признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, в том числе признание их малоимущими); предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (заключает договоры социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда).

За муниципальным районом по соглашению определены: полномочия по формированию в разрезе сельского поселения реестра муниципального жилого фонда, свободного для предоставления нуждающимся, использование бюджетных и иных источников для улучшения жилищных условий.

Из анализа переданных полномочий следует, что Администрация поселения выполняет технические функции по реализации полномочий администрации МО «Братский район», признает нуждающимися, ведет учет нуждающихся и заключает договоры социального найма на жилые помещения муниципального жилого фонда МО «Братский район» от имени собственника муниципального района.

В настоящее время на территории Прибрежнинского муниципального образования отсутствуют свободные жилые помещения муниципального жилого фонда МО «Братский район», пригодные для проживания. Исполнить решение суда, как того требует прокурор «незамедлительно» возможно только путем приобретения жилого помещения за счет средств бюджета.

Заявленные в иске требования не могут быть адресованы к Администрации сельского поселения, т.к. администрация поселения не имеет полномочий по использованию бюджетных средств поселения для улучшения жилищных условий, финансирование улучшения жилищный условий, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан, приобретение жилья для нуждающихся осуществляется за счет средств бюджета муниципального района.

Администрация Прибрежнинского сельского поселения заключает договоры социального найма на жилые помещения муниципального жилого фонда МО «Братский район», которые находятся в собственности МО «Братский район» и переданы Администрации поселения по договору безвозмездного пользования от 11.01.2006г. №29/02 (копия прилагается). Распоряжением от 23.01.2012 года №78 мэра Братского района (копия прилагается) администрациям сельских поселений были переданы полномочия по заключению договоров социального найма на переданные по договору безвозмездного пользования жилые помещения.

Администрация Прибрежнинского сельского поселения, действуя от имени МО «Братский район», по соглашению о передаче полномочий и договору безвозмездного пользования сможет заключить договор социального найма на жилое помещение только при наличии объекта, отвечающего всем требованиям, состоящего в реестре муниципальной собственности МО «Братский район» и переданного Администрации Прибрежнинского сельского поселения в пользование.

В настоящее время Администрация Прибрежнинского сельского поселения обратилась в Администрацию МО «Братский район» с ходатайством (исх. №70 от 02.02.2023г., вх. №458 от 03.02.2023г.) о предоставлении реестра муниципального жилого фонда МО «Братский район», свободного для предоставления нуждающимся на территории Прибрежнинского МО по состоянию на 01.02.2023г., ответ на ходатайство, в настоящее время не получен.

На основании изложенного, Администрация Прибрежнинского сельского поселения просит Братский районный суд Иркутской области в исковом заявлении отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации МО «Братский район», по доверенности Труш И.Н., в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, решение по делу оставил на усмотрение суда.

Суд, с учетом мнения истцов Цыганкова С.П., Цыганковой Т.И., старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области, Петакчян А.Г., считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся с соистцов и третьего лица, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав истцов, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В целях реализации названных конституционных положений в ч. 2 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном данным кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 этой статьи случаев.

В силу ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен чч. 3, 4 ст. 57 ЖК РФ, согласно которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Как следует из ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ), органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Муниципальное образование состоит из городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.

Полномочия каждого из органов местного самоуправления определены в ст. 14 - 16.2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.

В ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пп. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 указанной статьи).

В силу ч. 4 ст. 14 этого же закона только в случае отсутствия указания об отнесении иных вопросов местного значения, предусмотренных ч. 1 данной статьи для городских поселений, к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 поименованной статьи они решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В судебном заседании установлено, что квартира, расположенная по адресу: ..., принадлежит на праве собственности Цыганкову С.П.

Вместе с Цыганковым С.П. в указанном жилом помещении по адресу: ... зарегистрированы члены его семьи – Цыганкова Т.И., Цыганков Е.С., Цыганков Д.С.

Также в судебном заседании установлено, что актом №246 от 13.05.2020 и заключением № 244 от 21.05.2020 межведомственной комиссии, назначенной постановлением мэра Братского района №152 от 03.05.2017 в редакции постановления мэра Братского района №305 от 24.05.2019, жилой дом, расположенный по адресу: ..., признан непригодным для проживания.

Постановлением мэра Братского района №321 от 02.06.2020 жилое помещение, расположенное по адресу: ..., признан непригодным для проживания.

В соответствии с Постановлением Администрации Прибрежнинского муниципального образования от 22.07.2022 №65 семья Цыганкова С.П. в составе 4-х человек: Цыганков С.П., Цыганкова Т.И. (жена), Цыганков Е.С. (сын), Цыганков Д.С. (сын) признана малоимущей.

Постановлением Администрации Прибрежнинского муниципального образования от 22.07.2022 №66 семья Цыганкова С.П. в составе 4-х человек: Цыганков С.П., Цыганкова Т.И. (жена), Цыганков Е.С. (сын), Цыганков Д.С. (сын) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ. Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости Цыганкова Т.И., Цыганков Е.С., Цыганков Д.С. правообладателями жилых помещений не являются.

Из ответа администрации Прибрежнинского сельского поселения №713 от 25.11.2022 следует, что органом местного самоуправления, уполномоченным решать вопрос местного значения, связанного с переселением граждан из аварийного жилья является Администрация МО «Братский район», меры по расселению граждан из вышеуказанного жилого помещения администрацией Прибрежнинского сельского поселения не принимались, так как на территории Прибрежнинского МО отсутствует свободный муниципальный жилищный фонд.

В соответствии со ст. 39 Устава, Администрация Прибрежнинского муниципального образования является исполнительно-распорядительным органом Поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Иркутской области.

В соответствии с соглашением №17 между органами местного самоуправления муниципального района и поселения о передаче осуществления части своих полномочий от 30.01.2023, заключенным между Администрацией МО «Братский район» и Администрацией Прибрежнинского сельского поселения, «Район» передаёт, а «Поселение» принимает на условиях и в порядке, указанном в настоящем соглашении, осуществление части полномочий «Района» по решению вопросов местного значения, отнесённых действующим законодательствам к полномочиям «Района», в границах территории «Поселения» (п. 1.1).

Осуществление «Поселением» части полномочий «Района» производится за счёт межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета «Района» в бюджет «Поселения» в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и в порядке, определяемом настоящим соглашением (п.2.1).

По вопросу местного значения: обеспечение проживающих в Поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством в части:

1) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма:

- осуществляет признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, в том числе признание их малоимущими;

2) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда:

заключают договоры социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; (п. 2.1.2).

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что в связи с признанием дома непригодным для проживания, истцы во внеочередном порядке по договору социального найма в границах п. Прибрежный Братского района Иркутской области благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, до настоящего времени не обеспечены.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан и такое законодательное регулирование согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предоставляются гражданам, которые, как признанные решением органа местного самоуправления малоимущими в порядке, и признанные нуждающимися в жилых помещениях, приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В судебном заседании установлено, что из представленных в материалы дела доказательств, достоверно установлено, что Цыганков С.П., а также члены его семьи – Цыганкова Т.И., Цыганков Е.С., Цыганков Д.С. состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в связи с признанием жилья непригодным для постоянного проживания и включены в список как малоимущие. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с ч.3 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

В силу ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Оценивая в совокупности, установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что поскольку истец Цыганков С.П., является собственником жилого помещения, признанного в установленном законом порядке непригодным для проживания, Цыганков С.П., а также члены его семьи Цыганкова Т.И., Цыганков Е.С., Цыганков Д.С. состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении и включены в список как малоимущие.

Жилое помещение, принадлежащее Цыганкову С.П., признано непригодным для постоянного проживания, у органов местного самоуправления – Администрации Прибрежнинского сельского поселения в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить им другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма применительно к условиям п. Прибрежный Братского района Иркутской области, не менее установленной минимальной нормы жилья на человека на территории Прибрежнинского муниципального образования.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах Цыганкова Сергея Петровича, Цыганковой Татьяны Ивановны, Цыганкова Евгения Сергеевича, Цыганкова Дмитрия Сергеевича, к Администрации Прибрежнинского сельского поселения о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием дома непригодным для проживания, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика - администрации Прибрежнинского сельского поселения о том, что обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями отнесено к вопросам местного значения муниципальных районов, Администрация поселения выполняет технические функции по реализации полномочий администрации МО «Братский район», а именно: признает нуждающимися, ведет учет нуждающихся и заключает договоры социального найма на жилые помещения муниципального жилого фонда МО «Братский район» от имени собственника муниципального района, а также о том, что в настоящее время на территории Прибрежнинского муниципального образования отсутствуют свободные жилые помещения муниципального жилого фонда МО «Братский район», пригодные для проживания и исполнить решение суда, как того требует прокурор «незамедлительно» возможно только путем приобретения жилого помещения за счет средств бюджета; заявленные в иске требования не могут быть адресованы к Администрации сельского поселения, т.к. администрация поселения не имеет полномочий по использованию бюджетных средств поселения для улучшения жилищных условий, финансирование улучшения жилищный условий, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан, приобретению жилья для нуждающихся осуществляется за счет средств бюджета муниципального района, суд отвергает, как основанные на неверном толковании положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и противоречащие п. 39 Устава Прибрежнинского сельского поселения и положениям соглашения №17, заключенного между Администрацией МО «Братский район» и администрацией Прибрежнинского сельского поселения.

Переданные в силу закона полномочия граждан по обеспечению жилыми помещениями не могут являться чисто «техническими», а отсутствие свободных жилых помещений на территории Прибрежнинского сельского поселения, не влияет на возможность удовлетворения требований прокурора, заявленных в настоящем иске.

Предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия жилых помещений на территории Прибрежнинского сельского поселения и отсутствия финансирования со стороны Администрации МО «Братский район».

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах Цыганкова Сергея Петровича, Цыганковой Татьяны Ивановны, Цыганкова Евгения Сергеевича, Цыганкова Дмитрия Сергеевича удовлетворить.

Обязать администрацию Прибрежнинского муниципального образования (ОГРН 1053847044558) предоставить Цыганкову Сергею Петровичу, **.**.**** г.р. (паспорт ***), Цыганковой Татьяне Ивановне, **.**.**** г.р. (паспорт ***), Цыганкову Евгению Сергеевичу, **.**.**** г.р. (паспорт ***), Цыганкову Дмитрию Сергеевичу, **.**.**** г.р. (***), вне очереди по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям Прибрежнинского муниципального образования Братского района, находящееся в границах Прибрежнинского муниципального образования Братского района, жилое помещение, отвечающее установленных санитарным и техническим требованиям, пригодное для проживания, не менее установленной минимальной нормы жилья на человека на территории Прибрежнинского муниципального образования.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья         Ю.Ю. Старникова

Мотивированное решение изготовлено 15.02.2023.

2-129/2023 (2-1328/2022;) ~ М-1555/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Цыганков Дмитрий Сергеевич
Прокурор Братского района Иркутской области
Цыганков Сергей Петрович
Цыганков Евгений Сергеевич
Цыганкова Татьяна Ивановна
Ответчики
Администрация Прибрежнинского сельского поселения
Другие
Администрация МО "Братский район"
Суд
Братский районный суд Иркутской области
Судья
Старникова Юлия Юрьевна
Дело на сайте суда
bratski--irk.sudrf.ru
09.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.12.2022Передача материалов судье
16.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2023Судебное заседание
01.02.2023Судебное заседание
08.02.2023Судебное заседание
15.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2023Дело оформлено
11.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее