Дело №
Категория 2.211
УИД №RS0№-84
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
24 октября 2023 года <адрес>
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Сабаевой Л.С.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Дорожный сервис» о возложении обязанности разработать проект освоения в отношении арендуемого лесного участка и предоставить его для проведения государственной экспертизы,
УСТАНОВИЛ:
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Дорожный сервис» о возложении обязанности в течении 3 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения разработать проект освоения в отношении арендуемого лесного участка с кадастровым номером 04:03:090305:519 на части выдела №, 5 квартала 54 урочище Иогачское Иогачского участкового лесничества Турочакского лесничества Республики Алтай и представить его для проведения государственной экспертизы в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Алтай. Требования мотивированны тем, что в ходе проверки Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой исполнения Министерством природных ресурсов и экологии Республики Алтай требований лесного законодательства установлено отсутствие у ООО «Дорожный сервис» заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов на лесной участок, арендуемый последним в целях ведения рекреационной деятельности на основании договора аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного на лесном участке с кадастровым номером 04:03:090305:519 на части выдела № №, 5 квартала 54 урочище Иогачское Иогачского участкового лесничества Турочакского лесничества Республики Алтай. Лесопользователем нарушено право неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции РФ, а также Российской Федерации, поскольку переданный лесной участок находится в её собственности, не исполняются установленные законами обязанности.
В судебном заседании помощник Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 поддержал заявленные требования в полном объеме.
Ответчик ООО «Дорожный сервис» представителя в судебное заседание не направил при надлежащем извещении.
Третье лицо Министерство природных ресурсов и экологии Республики Алтай участия в судебном заседании не принимало при надлежащем извещении. В отзыве на исковое заявление просило удовлетворить заявленные требования, просило о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, считает, что исковое заявление Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай и обществом с ограниченной ответственностью «Дорожный сервис» заключен договор аренды лесного участка № сроком на 49 лет, для осуществления рекреационной деятельности, местоположение лесного участка, предоставленного в аренду: <адрес>, Турочакское лесничество, Иогачское участковое лесничество, урочище Иогачское, квартал 54, части выделов 2,5.
В соответствии с пп. г. п. 3.4 указанного договора Арендатор обязан в установленном порядке разработать и предоставить Арендодателю после государственной регистрации Договора, не позднее трех месяцев проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы до настоящего времени в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Алтай не предоставлен.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9, ч. 1 ст. 42 и 58).
Статьей 1 Лесного Кодекса РФ закреплены основные принципы лесного законодательства, к числу которых относятся: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения.
В соответствии со ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 1 ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности; ч. 5 указанной нормы предусматривает проведение при освоении лесов мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В соответствии со ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки установлены приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с п. 27 которого проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лицами, использующими леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса, публичного сервитута, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, решения о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, соглашения об установлении сервитута, решения и соглашения (при наличии) об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственного регламента лесничества, материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Как указано в п. 3 приказа Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных лесохозяйственным регламентом лесничества видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию и эксплуатации объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а также в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 21 Лесного кодекса Российской ФИО14, сведения о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию и выводе из эксплуатации, сносе, ликвидации и консервации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сведения о возведении и эксплуатации некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Частью 2 ст. 53 Лесного кодекса РФ установлено, что меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с проектом освоения лесов.
Поскольку ООО «Дорожный сервис» в нарушение лесного законодательства Российской Федерации и заключенного договора аренды до настоящего времени не разработало проект освоения лесов, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на защиту ее от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Несоблюдение указанных требований может повлечь причинение вреда окружающей природной среде.
Отсутствие проекта освоения лесов, имеющего положительную государственную экспертизу, свидетельствует о том, что в результате хозяйственной деятельности Общество фактически использует и осваивает лесной участок по своему усмотрению, что ставит под угрозу права и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, которые вправе рассчитывать на то, что экологическая система и природные ресурсы государства будут использоваться коммерческими организациями в процессе их хозяйственной деятельности, не только по их усмотрению, но также и в соответствии с требованиями федеральных законов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Дорожный сервис» о возложении обязанности разработать проект освоения в отношении арендуемого лесного участка и предоставить его для проведения государственной экспертизы.
Учитывая, что ответчику необходимо время для выполнения возложенных на него судом обязанностей, суд с учетом требований ч. 2 ст. 206 ГПК РФ считает необходимым обязать ответчика изготовить проект освоения лесов в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Дорожный сервис» о возложении обязанности разработать проект освоения в отношении арендуемого лесного участка и предоставить его для проведения государственной экспертизы удовлетворить.
Возложить на ООО «Дорожный сервис» (ОГРН 1210400000172) обязанность в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу разработать проект освоения лесов в отношении арендуемого лесного участка с кадастровым номером 04:03:090305:519 на части выделов № №, 5 квартала № урочище Иогачское Иогачского участкового лесничества Турочакского лесничества Республики Алтай и представить его для проведения государственной экспертизы в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Алтай.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья Л.С. Сабаева
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ