34RS0№-05
Дело № 2-2362/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Красноармейский районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи Ковалева А.П.
при секретаре Богушевой А.С.,
с участием прокурора Коновал А.Р., представителей ответчика ФБУ «Администрация «Волго-Дон» по доверенности Левченко А.Д., Тельпова Д.В.
23 августа 2023 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2362/2023 по исковому заявлению Волгоградского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» о возложении обязанности устранения нарушений требований законодательства о транспортной безопасности.
УСТАНОВИЛ:
Волгоградский транспортный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» о возложении обязанности устранения нарушений требований законодательства о транспортной безопасности.
В обоснование иска указано, что Волгоградской транспортной прокуратурой по результатам надзорных мероприятий в деятельности ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» выявлены нарушения требований законодательства о транспортной безопасности, поскольку планы обеспечения транспортной безопасности гидротехнических сооружений «Гидроузел № 2», «Гидроузел № 3», «Гидроузел № 4», «Гидроузел № 5», «Гидроузел № 6», «Гидроузел № 9», «Гидроузел № 11», «Гидроузел № 12» и «Волгоградский гидроузел» утверждены 20 декабря 2021г. Срок реализации планов обеспечения транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры истек. 09.12.2022г. в адрес ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» было вынесено представление, однако по результатам его рассмотрения нарушения не устранены, что является основанием обращения в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Участвующий в деле прокурор Коновал А.Р. в судебном заседании заявленные исковые требования и доводы, изложенные в обоснование иска, полностью поддержала.
Представители ответчика ФБУ «Администрация «Волго-Дон» по доверенности Левченко А.Д., Тельпов Д.В. в судебном заседании исковые требования полностью признали, о чем представлено заявление, однако просили суд увеличить срок устранения недостатков на три года с учетом недостаточного финансирования, представлены возражения в письменном виде.
Представитель 3-го лица Федеральное агентство морского и речного транспорта будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства дела, в судебное заседание не явился, причин неявки суду не сообщил.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд считает необходимым иск удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с положениями Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» 10) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (п. 10 ст. 1 Закона).
Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (ч. 1 ст. 2 Закона).
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (ч. 1 ст. 4 Закона).
Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9 ст. 1 Закона).
В соответствии с пп. «д» п. 5 ст. 1 Закона № 16-ФЗ к числу объектов транспортной инфраструктуры относятся, в том числе гидротехнические судоходные сооружения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1638 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта (далее - Требования № 1638).
Согласно пп. 23, 25, 30 п. 5 Требований № 1638 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны:
23) создать помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности (далее - пункты управления обеспечением транспортной безопасности) в соответствии с утвержденным планом объекта транспортной инфраструктуры и оснастить пункты управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, так и силами обеспечения транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, с которыми имеется технологическое взаимодействие;
25) обеспечить аудио- и видеозапись в целях документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности на контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры, а также пунктах управления обеспечением транспортной безопасности в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры;
30) оснастить объект транспортной инфраструктуры в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, предусмотренными частью 8 статьи 12.2 Закона, имея в виду, что объект транспортной инфраструктуры, который не предназначен для посадки (высадки) пассажиров и (или) перевалки грузов повышенной опасности, обязательно оснащается портативными (переносными) средствами досмотра.
В судебном заседании установлено, что в оперативном управлении ФБУ «Администрация «Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» находятся судоходные гидротехнические сооружения, относящиеся к федеральной собственности: Волгоградский гидроузел, Гидроузел № 2, Гидроузел № 3, Гидроузел № 4, Гидроузел № 5, Гидроузел № 6, Гидроузел № 9, Гидроузел № 11, Гидроузел № 12.
Названным объектам федерального имущества 12 марта 2021г. присвоена 3 категория опасности.
Планы обеспечения транспортной безопасности на указанные объекты транспортной инфраструктуры утверждены 20 декабря 2021г.
В силу пп.7 п. 5 Требований № 1638 субъект транспортной инфраструктуры обязан реализовать план объекта транспортной инфраструктуры в отношении объектов транспортной инфраструктуры 3 категории – не позднее одного года с даты присвоения категории объекту транспортной инфраструктуры.
Волгоградской транспортной прокуратурой по результатам надзорных мероприятий в деятельности ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» выявлены нарушения требований законодательства о транспортной безопасности.
Так, в нарушение пп. 23, 25 п. 5 Требований № 1638 субъектом транспортной инфраструктуры на КСГС «Гидроузел № 2», «Гидроузел № 3», «Гидроузел № 4», «Гидроузел № 5», «Гидроузел № 6», «Гидроузел № 9», «Гидроузел № 11», «Гидроузел № 12» ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» пункты управления обеспечением транспортной безопасности в соответствии с Требованиями № 1638 и Планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры не созданы и не оснащены, контрольно-пропускные пункты на указанных объектах транспортной инфраструктуры не обеспечены аудио- и видеозаписью в целях документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности.
В нарушение пп. 30 п. 5 Требований № 1638 на КСГС «Гидроузел № 2», «Гидроузел № 3», «Гидроузел № 4», «Гидроузел № 5», «Гидроузел № 6», «Гидроузел № 9», «Гидроузел № 11», «Гидроузел № 12» и «Волгоградский гидроузел» ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» контрольно-пропускные пункты не оборудованы сооружением модульного типа с отдельными помещениями для временного хранения добровольно сданных, обнаруженных и изъятых в ходе досмотра, дополнительного досмотра или повторного досмотра предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения; отдельными помещениями или участками помещений для проведения досмотра физических лиц; контрольно-пропускные пункты не оснащены техническими средствами, препятствующими несанкционированному проникновению в зону транспортной безопасности или ее часть автотранспортных средств; не установлены видеокамеры с функцией аудиозаписи в помещении для проведения досмотра, в помещении для проведения дополнительного и повторного досмотра; объекты транспортной инфраструктуры не оборудованы средствами контроля управления доступом, тревожной и охранной сигнализацией, системой оповещения, системой охранного освещения; по периметру зоны транспортной безопасности и на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры не установлены видеокамеры; объекты транспортной инфраструктуры системой телевизионного наблюдения не оснащены.
09.12.2022г. Волгоградским транспортным прокурором в адрес ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» внесено представление, однако по результатам его рассмотрения нарушения в данной части не устранены.
В судебном заседании представители ответчика указанные выше обстоятельства полностью признали, о чем представлено заявление о признание иска, однако просили суд увеличить срок устранения недостатков до 3-х лет с учетом недостаточного финансирования.
В соответствии с п. 4.1. ст. 198 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Волгоградского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» о возложении обязанности устранения нарушений требований законодательства о транспортной безопасности, удовлетворить, возложив обязанность на ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» реализовать планы обеспечения транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры - комплексов судоходных гидротехнических сооружений «Гидроузел № 2», «Гидроузел № 3», «Гидроузел № 4», «Гидроузел № 5», «Гидроузел № 6», «Гидроузел № 9», «Гидроузел № 11», «Гидроузел № 12» и «Волгоградский гидроузел» ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водный путей» в течение 2-х лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить обязанность на ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» создать в комплексах судоходных гидротехнических сооружений «Гидроузел № 2», «Гидроузел № 3», «Гидроузел № 4», «Гидроузел № 5», «Гидроузел № 6», «Гидроузел № 9», «Гидроузел № 11», «Гидроузел № 12» ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с утвержденными планами объектов транспортной инфраструктуры и оснастить пункты управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, так и силами обеспечения транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, с которыми имеется технологическое взаимодействие.
Возложить обязанность на ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» оборудовать контрольно-пропускные пункты комплексов судоходных гидротехнических сооружений «Гидроузел № 2», «Гидроузел № 3», «Гидроузел № 4», «Гидроузел № 5», «Гидроузел № 6», «Гидроузел № 9», «Гидроузел № 11», «Гидроузел № 12» ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водный путей» сооружением модульного типа с отдельными помещениями для временного хранения добровольно сданных, обнаруженных и изъятых в ходе досмотра, дополнительного досмотра или повторного досмотра предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения; отдельными помещениями или участками помещений для проведения досмотра физических лиц, оснастить контрольно-пропускные пункты техническими средствами, препятствующими несанкционированному проникновению в зону транспортной безопасности или ее часть автотранспортных средств, установить видеокамеры с функцией аудиозаписи в помещении для проведения досмотра, в помещении для проведения дополнительного и повторного досмотра, оборудовать объекты транспортной инфраструктуры средствами контроля управления доступом, тревожной и охранной сигнализацией, системой оповещения, системой охранного освещения, установить по периметру зоны транспортной безопасности и на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры видеокамеры, оснастить объекты транспортной инфраструктуры системой телевизионного наблюдения.
Возложить обязанность на ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» обеспечить аудио- и видеозапись в целях документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности на контрольно- пропускных пунктах и постах комплексов судоходных гидротехнических сооружений «Гидроузел № 2», «Гидроузел № 3», «Гидроузел № 4», «Гидроузел № 5», «Гидроузел № 6», «Гидроузел № 9», «Гидроузел № 11», «Гидроузел № 12» ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водный путей», а также пунктах управления обеспечением транспортной безопасности в соответствии с планами объектов транспортной инфраструктуры.
При этом суд принимает признание иска ответчиками, поскольку признание иска ответчиками не нарушает права и законные интересы других лиц.
По мнению суда, неисполнение требований закона о транспортной безопасности подрывает основополагающий принцип обеспечения транспортной безопасности-непрерывность, препятствует надлежащей защите объекта и реализации мер по исключению актов незаконного вмешательства в его работе, в объеме, предусмотренном Требованиями № 1638.
В то же время, исходя из представленных ответчиками документов и приведенных в письменном виде возражений о сроках устранения выявленных Волгоградским транспортным прокуроров недостатков в транспортной безопасности и пояснения представителей ответчика о необходимости значительного объема работ, в силу части 2 статьи 206 ГПК РФ суд увеличил сроки устранения недостатков, предложенных прокуроров до 2-х лет со дня вступления решения суда в законную силу.
По мнению суда, прокурор вправе в соответствии с положениями ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и в порядке ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Волгоградского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» о возложении обязанности устранения нарушений требований законодательства о транспортной безопасности, удовлетворить.
Обязать ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних
водных путей», ИНН <данные изъяты> реализовать планы обеспечения транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры - комплексов судоходных гидротехнических сооружений «Гидроузел № 2», «Гидроузел № 3», «Гидроузел № 4», «Гидроузел № 5», «Гидроузел № 6», «Гидроузел № 9», «Гидроузел № 11», «Гидроузел № 12» и «Волгоградский гидроузел» ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водный путей» в течение 2-х лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей», ИНН <данные изъяты> создать в комплексах судоходных гидротехнических сооружений «Гидроузел № 2», «Гидроузел № 3», «Гидроузел № 4», «Гидроузел № 5», «Гидроузел № 6», «Гидроузел № 9», «Гидроузел № 11», «Гидроузел № 12» ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей» помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с утвержденными планами объектов транспортной инфраструктуры и оснастить пункты управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, так и силами обеспечения транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, с которыми имеется технологическое взаимодействие.
Обязать ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей», ИНН <данные изъяты> оборудовать контрольно-пропускные пункты комплексов судоходных гидротехнических сооружений «Гидроузел № 2», «Гидроузел № 3», «Гидроузел № 4», «Гидроузел № 5», «Гидроузел № 6», «Гидроузел № 9», «Гидроузел № 11», «Гидроузел № 12» ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водный путей» сооружением модульного типа с отдельными помещениями для временного хранения добровольно сданных, обнаруженных и изъятых в ходе досмотра, дополнительного досмотра или повторного досмотра предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения; отдельными помещениями или участками помещений для проведения досмотра физических лиц, оснастить контрольно-пропускные пункты техническими средствами, препятствующими несанкционированному проникновению в зону транспортной безопасности или ее часть автотранспортных средств, установить видеокамеры с функцией аудиозаписи в помещении для проведения досмотра, в помещении для проведения дополнительного и повторного досмотра, оборудовать объекты транспортной инфраструктуры средствами контроля управления доступом, тревожной и охранной сигнализацией, системой оповещения, системой охранного освещения, установить по периметру зоны транспортной безопасности и на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры видеокамеры, оснастить объекты транспортной инфраструктуры системой телевизионного наблюдения.
Обязать ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей», ИНН <данные изъяты> обеспечить аудио- и видеозапись в целях документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности на контрольно- пропускных пунктах и постах комплексов судоходных гидротехнических сооружений «Гидроузел № 2», «Гидроузел № 3», «Гидроузел № 4», «Гидроузел № 5», «Гидроузел № 6», «Гидроузел № 9», «Гидроузел № 11», «Гидроузел № 12» ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водный путей», а также пунктах управления обеспечением транспортной безопасности в соответствии с планами объектов транспортной инфраструктуры.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий: А.П. Ковалев
Мотивированное решение суда изготовлено 28 августа 2023г.
Председательствующий: А.П. Ковалев