Дело № 2-201/2024
44RS0028-01-2023-001698-02
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 февраля 2024 года г. Кострома
Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Соболевой М.Ю., при секретаре Спивак А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Костромского района, действующего в интересах Роман И.В., к МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области о возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества, взыскать компенсацию морального вреда, по самостоятельному иску Роман И.В. к МУП «Коммунсервис» Костромского района о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Костромского района, действующий в интересах Роман И.В. обратился в суд с иском к МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области о возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Костромского района по поручению прокуратуры Костромской области и обращению Роман И.В. проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Ресурсоснабжающей организацией - гарантирующим поставщиком коммунальных услуг холодного водоснабжения п. Апраксино Костромского района согласно постановлению администрации Костромского муниципального района Костромской области от 18.07.2019 г. № 1635 «О присвоении МУП «Коммунсервис» Костромского района статуса гарантирующей организации по водоснабжению на территории Костромского муниципального района Костромской области» является МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области. В феврале 2023 года Управлением Роспотребнадзора по Костромской области проведен отбор проб питьевой воды. По результатам лабораторных испытаний 07 марта 2023 года выявлен факт несоответствия качества подаваемой холодной воды по мутности (6,76 ЕМФ при норме не более 2,6 ЕМФ) и железу (1,44 мг/дм3 при норме не более 0,3 мг/дм3). Данные факты установлены по результатам лабораторных исследований проб питьевой воды, отобранных с участием аккредитованной организации. По указанным нарушениям Управлением Роспотребнадзора по Костромской области 13 марта 2023 года выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. Несмотря на имеющие место факты подачи некачественной питьевой воды, будучи осведомленным о предоставлении услуги ненадлежащего качества, МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области продолжает обеспечивать Роман И.В. водой, не отвечающей гигиеническим требованиям к качеству питьевой воды, при этом самоустраняясь от добровольного выполнения своей обязанности по перерасчету за коммунальные услуги. Роман И.В. является инвалидом 2 группы в связи с наличием заболевания и отсутствия юридического образования, в связи с чем не может самостоятельно защищать свои права. На основании изложенного, руководствуясь ст.1, ч.3 ст.35 Закона Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, прокурор Костромского района в интересах Роман И.В. просит возложить на МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области обязанность произвести перерасчет платы истца Роман И.В. за услуги холодного водоснабжения за период с 07 марта 2023 года до устранения недостатков качества питьевой воды.
В процессе рассмотрения дела прокурор Костромского района, действующий в интересах Роман И.В. уточнил заявленные требования, просил возложить на МУП «Коммунсервис» Костромского района обязанность произвести перерасчет платы Роман И.В. за услугу холодного водоснабжения за период с 13 февраля 2024 года до устранения недостатков качества питьевой воды взыскать компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей. В обоснование требований указал, что при рассмотрении дела установлено, что ресурсоснабжающаей организацией произведен перерасчет платы за услуги водоснабжения с истца Роман И.В. за период с 03.07.2023 г. по 12 февраля 2024 г.
Роман И.В. обратилась в суд с самостоятельными требованиями к МУП «Коммунсервис» Костромского района о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей. В обоснование требований указала, что 18 декабря 2022 года ответчик совершил в отношении неё неправомерное действие. МУП «Коммунсервис» отказал в перерасчете платы по услуге холодного водоснабжение за последние шесть месяцев по причине выхода из строя индивидуального прибора учета, что причинило страдания: пропал сон, нарушилось душевное равновесие и ухудшилось здоровье, упало зрение. Она вынуждена была обратиться в глазной центр, получила направление на операцию. Она больной человек, является инвалидом второй группы, вынуждена тратить своё здоровье по решению данного вопроса. В результате борьбы за чистую воду, обращалась в общественную палату, где встречалась с прокурором области, записывала видео вместе с жильцами какой водой травит жителей МУП "Комуннсервис".
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Роман А.С., АО «ЕИРКЦ».
Представитель истца помощник прокурора Костромского района Скородумова Е.А. в судебном заседании заявленные уточнила исковые требования, просила возложить на МУП «Коммунсервис» Костромского района обязанность произвести перерасчет платы истца Роман И.В. за услугу холодного водоснабжения за период с 13 февраля 2024 года до устранения недостатков качества питьевой воды, взыскать в пользу Роман И.В. компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей. Пояснила, что до настоящего времени услуга по водоснабжению в квартире Роман И.В. оказывается некачественно, что подтверждается лабораторными испытаниями проб воды.
Истец Роман И.В. в судебном заседании исковые требования прокурора Костромского района и свои исковые требования поддержала, полагала, что размер компенсации морального вреда должен быть определен в сумме 50 000 рублей. Дала пояснения по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области Федоров Е.В., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора Костромского района в интересах Роман И.В. признал, полагал, что размер компенсации морального вреда, заявленный ко взысканию Роман И.В., необоснованно завышен. Он пояснил, что предприятие в добровольном порядке направило в АО «ЕИРКЦ» письмо об освобождении от оплаты услуги водоснабжения в квартире истца с 07 марта 2023 года по 12 февраля 2024 года включительно. Указал, что в январе 2023 года Роман И.В. обращалась с заявлением о перерасчете платы за услугу холодное водоснабжение по причине неисправности индивидуального прибора учета. МУП «Коммунсеривс», рассмотрев представленные документы, в том числе извещение о непригодности к применению средства измерений, выданное Роман И.В. Костромской ЦСМ, отказало в перерасчете, поскольку причина непригодности средства измерений, указанная в извещении, при проведении внешнего осмотра выявлен факт нарушения целостности счетного механизма счетчика: корпус счетного механизма вынимается из измерительной камеры корпуса счетчика. В связи с чем полагает, что данные действия МУП «Коммунсервис» являются законными, что не порождает право Роман И.В. требовать компенсации морального вреда.
Третье лицо Рман А.С. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны.
Представитель АО «ЕИРКЦ» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, ранее направил в суд отзыв, в котором оставил разрешение требований на усмотрение суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон от 30.03.1999 № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) под санитарно-эпидемиологическими требованиями понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числеиндивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
В силу статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Согласно частям 1 и 4 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.
Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 введены санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», которыми утверждены требования к качеству и безопасности воды.
В соответствии с п. 75 СанПиН 2.1.3685-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
В силу требованиям таблиц 3.1, 3.14 к СанПиН 2.1.3685-21 содержание железа в воде питьевой централизованного водоснабжения должно быть не более 0,3 мг/дм3, мутность - не более 2,6 ЕМФ.
Исходя из требований п.150 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Установленные законоположения отвечают требованиям норм жилищного законодательства.
На основании п. 9.1., п. 10 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что Роман И.В., ДДММГГГГ года рождения, с ДДММГГГГ и по настоящее время зарегистрирована по месту пребывания и проживает по адресу: (адрес).
В данном населенном пункте водоснабжение централизованное по схеме водоснабжения: скважины - водонапорная башня - разводящая сеть. Водоснабжение жилых домов по ул. Молодежная пос. Апраксино осуществляется с водоразборного участка, предоставленного скважинами № 5424, № 5425, № 4467. Указанная информация подкрепляется письмом МУП «Коммунсервис» Костромского района от 22.08.2023 года.
В соответствии с Постановлением администрации Костромского муниципального района Костромской области от 18.07.2019 г. № 1635 «О присвоении МУП «Коммунсервис» Костромского района статуса гарантирующей организации по водоснабжению на территории Костромского муниципального района Костромской области» ресурсоснабжающей организацией - гарантирующим поставщиком коммунальных услуг холодного водоснабжения п. Апраксино Костромского района, является МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области.
Таким образом, в условиях использования централизованной системы холодного водоснабжения на МУП «Коммунсервис» Костромского района вышеприведенными правовыми нормами возложена обязанность по подаче абонентам питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Судом также установлено, что 20 марта 2023 года в связи с предоставлением услуги холодного водоснабжения ненадлежащего качества Роман И.В. обратилась к прокурору Костромского района с просьбой о защите её нарушенных прав в судебном порядке о перерасчете платы за водоснабжение по адресу её проживания: (адрес).
В рамках проведенной проверки прокуратурой Костромского района факт предоставления некачественной услуги водоснабжения нашел свое подтверждение.
Так, по результатам отбора 07.03.2023 пробы воды в квартире Хоревой Л.С. (квартира № 117) и проведенных лабораторных испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» дано Экспертное заключение № 110-К от 09 марта 2023 года, согласно которому, вода из крана на кухне не соответствует требованиям санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторы среды обитания» по органолептическому анализу и санитарно-гигиеническим требованиям в связи с превышением по мутности и содержанию железа.
В связи с данным обстоятельством в адрес МУП 13 марта 2023 года Управлением Роспотребнадзора по Костромской области было вынесено предостережение № 37 о недопустимости нарушения обязательных требований качества питьевой воды в пос. Апраксино Костромского района.
Поскольку дальнейших действий по перерасчету платы ответчиком не производилось, прокуратурой по Костромскому району вновь были инициированы лабораторные испытания с водоразборного участка, предоставленного скважиной № 5424. 03 августа 2023 года осуществлен отбор проб, в результате исследования которых установлен факт несоответствия питьевой воды по органолептическому анализу и санитарно-гигиеническим исследованиям, а именно: по мутности (по формазину), а также по превышению содержания марганца и железа.
О несоответствии питьевой воды нормативным требованиям ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» дано экспертное заключение № 919-К от 07 сентября 2023 года.
Факт предоставления некачественной услуги по водоснабжению является основанием для перерасчета платы абоненту, однако в добровольном порядке обязательство по перерасчету ответчиком выполнено не было, что послужило основанием для предъявления настоящего иска в суд.
Из сообщения АО «ЕИРКЦ» следует, что по указанному обращению ответчика был произведен перерасчет платы за услугу ненадлежащего качества в период с 07.03.2023 по 30.11.2023 г.
Как пояснил суду в ходе судебного разбирательства представитель ответчика, получив копию искового заявления, МУП «Коммунсервис» Костромского района предприняло меры к добровольному исполнению требований и направило в адрес АО «ЕИРКЦ» письмо о полном снятии платы за услугу ХВС за период с 07.03.2023 по 12.02.2024 г. включительно в связи некачественным предоставлением услуги потребителю по адресу проживания Роман И.В.
Как следует из представленных в дело доказательств, ответчик принял во внимание факт некачественного оказания услуги и в добровольном порядке в ходе судебного разбирательства направил в адрес АО «ЕИРКЦ» информацию о полном снятии оплаты за услугу ХВС в квартире Роман И.В. в период с 07.03.2023 по 12.02.2024 г.
Таким образом, ответчиком признано несоответствие качества установленным нормативам и требованиям питьевой воды в квартире истца в период с 07 марта 2023 года по настоящее время, в связи с чем в добровольном порядке исполнены требования прокурора о перерасчете платы в период с 07 марта по 12 февраля 2024 года, то есть по день вынесения решения.
Исковые требования прокурора включают в себя обязательство ответчика не по день принятия судом решения, а до устранения недостатков качества питьевой воды. При этом, как установлено судом, исполнение части требований прокурора связано с фактом судебного разбирательства по настоящему делу, притом что иск обоснован наличием угрозы дальнейшего нарушения прав потребителя услуги.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществление защиты гражданских прав возможно не только путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, но и путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения в будущем.
Такой же способ защиты жилищных прав предусмотрен пунктом 2 части 3 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом предусмотренного ст. 12 ГПК РФ принципа состязательности сторон и положений части 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На день принятия судом решения ответчиком не было представлено доказательств полного освобождения истца от оплаты услуги ненадлежащего качества до устранения недостатков, равно как и не представлено доказательств устранения недостатков качества поставляемой в квартиру Роман И.В. питьевой воды на день принятия судом решения. Сам факт оказания некачественной услуги ответчиком признан.
Указанное свидетельствует о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора в части обязания МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области произвести перерасчет платы за услугу водоснабжение за период с 13 февраля 2024 года и до устранения недостатков качества питьевой воды.
Утверждение Роман И.В. о незаконности действий МУП «Коммунсервис», выразившихся в отказе осуществить перерасчет платы за услугу водоснабжения из-за неисправности индивидуального прибора учета, суд находит несостоятельными в силу следующего.
Судом установлено, что в квартире по адресу (адрес) установлен индивидуальный прибор учета по услуге ХВС.
Из пояснений Роман И.В. следует, что индивидуальный прибор учета вышел из строя, поскольку показания на счетчике не соответствовали количеству потребляемой воды, были сильно завышены. В ноябре и декабре 2022 года она передавала ресурсоснабжающей организации показатели прибора учета. Она обратилась в МУП «Коммунсервис», чтобы снять прибор учета и отнести его на поверку. Не дойдя до центра стандартизация и метрологии, она упала, прибор учета ударился о землю, возможно, после у него имелись механические повреждения. Однако это не исключает обязанности МУП «Коммунсервис» произвести перерасчет по услуге ХВС за последние шесть месяцев с даты обращения, поскольку прибор учета вышел из строя.
Согласно истории начислений и платежей по данной услуге, представленной МУП «Комммунсервис» Костромского района, по услуге ХВС за ноябрь - декабрь 2022 года плата начислена по показаниям прибора учета.
13 января 2023 года Роман И.В. обратилась в МУП «Коммунсервис» Костромского района с заявлением о перерасчете платы по услуге ХВС за ноябрь и декабрь 2022 года, т.к. в результате проверки счетчик оказался неисправен.
В извещении о непригодности к применению средства измерений, выданное ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Костромской области» причина непригодности средства измерения - счетчика холодной и горячей воды, заводской номер С 1300864 09, указано: при проведении внешнего осмотра выявлен факт нарушения целостности счетного механизма счетчика: корпус счетного механизма вынимается из измерительной камеры корпуса счетчика.
В письме от 17 января 2023 года МУП «Коммунсервис» Костромского района отказал Роман И.А. в произведении перерасчета платы за услугу «холодное водоснабжение» по адресу (адрес), поскольку причиной непригодности прибора учета является механическое повреждение счетного механизма.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируют Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Учетный способ определения объема поставленных энергоресурсов, основанный на измерении приборами учета является приоритетным (статья 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Расчетный способ определения объема потребленного ресурса допускается как исключение из общего правила при отсутствии в точках поставки приборов учета, неисправности данных приборов либо нарушения сроков представления их показаний.
Согласно статье 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие проверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
В подпункте "г" пункта 49 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод" предусмотрено, что узел учета считается вышедшим из строя (неисправным) в случае механического повреждения приборов учета и (или) других элементов узла учета.
Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, согласно пункту 61 которых если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (пункт 80 Правил).
Подп. "а" п. 59 Правил предусмотрено, что плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды: в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях).
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размера компенсации морального вреда, суд апелляционной инстанции руководствуется ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также ст. 151, 1101 ГК РФ, с учетом фактических обстоятельств дела, продолжительности нарушения прав Роман И.В., требований разумности и справедливости, считает, что с МУП «Коммунсеврис» Костромского района подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере компенсацию морального вреда в размере 7000 рублей.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о взыскании с МУП «Коммунсервис» Костромского района штрафа в размере 3500 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Уточненные исковые требования прокурора Костромского района, действующего в интересах Роман И.В., удовлетворить.
Исковые требования Роман И.В. удовлетворить частично.
Обязать МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области произвести перерасчет платы за услугу холодного водоснабжения по адресу: (адрес) за период с 13 февраля 2024 года и до устранения недостатков качества питьевой воды.
Взыскать с МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области (ИНН 4414010201) в пользу Роман И.В., 14 *****) компенсацию морального вреда в размере 7 000 рублей, штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке в размере 3500 рублей, а всего взыскать 10500 (десять тысяч пятьсот) рублей.
В удовлетворении остальной части требований Роман И.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Костромской районный суд Костромской области.
Судья М.Ю. Соболева
Мотивированное решение изготовлено 19 февраля 2024 года.