Дело № 2-400/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Кабанск 01 апреля 2024 года
Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Максимова А.А., при секретаре Галдановой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования сельского поселения «Клюевское» о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по определению управляющей организации для управления многоквартирными домами, обязании определить управляющую организацию для управления многоквартирными домами,
УСТАНОВИЛ:
Республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора (далее также - Госстройжилнадзор) обратилась в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования сельского поселения «Клюевское» Кабанского района Республики Бурятия (далее также Администрация МО СП «Клюевское», Администрация) о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по определению управляющей организации для управления многоквартирными домами (далее также - МКД), обязании определить управляющую организацию для управления многоквартирными домами.
В судебное заседание представитель истца не явился, был надлежащим образом извещен о его времени и месте, представил письменные возражения на отзыв ответчика.
Представитель ответчика Администрация МО СП «Клюевское» в судебное заседание, был надлежащим образом извещен о его времени и месте,предоставила письменный отзыв о несогласии с требованиями, т.к. на ДД.ММ.ГГГГ определена управляющая организация ИП Сотникова Н.Г.
Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Закон о ГИС ЖКХ) государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством (п. 1 ст. 2 Закона о ГИС ЖКХ).
Информация, содержащаяся в системе ГИС ЖКХ, является официальной (п.1 ст. 9 Закона о ГИС ЖКХ).
Согласно ст. 8 Закона о ГИС ЖКХ поставщики информации размещают такую информацию, в том числе с использованием имеющихся у них информационных систем, с соблюдением порядка, установленного п. 10 ч. 3 ст. 7 Закона о ГИС ЖКХ. Поставщики информации обеспечивают полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе.
Порядок и способы размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и информации, размещенной в ней, установлены Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.12.2015 N 589/944/пр (далее - Приказ N 589/544/пр), технологическими инструкциями и руководством пользователя, которые опубликованы на сайте http://dom.gosuslugi.ru в разделе «Регламенты и инструкции».
В соответствии с ч. 16 ст. 7 Федерального закона о ГИС ЖКХ органы местного самоуправления размещают в системе информацию о способе управления многоквартирным домом, а также иную информацию, предусмотренную данной частью статьи.
В рамках осуществления Госстройжилнадзором мониторинга сайта www.dom.gosuslugi.ru по вопросу размещения информациив государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет установлено, что в п. Клюевка Кабанского района многоквартирные дома с нереализованным способом непосредственного управления, информация о заключенных договорах управления у Госстройжилнадзора отсутствует, а также на многоквартирные дома, на которые не назначены управляющие организации Администрацией МО СП «Клюевское» или срок управления ранее назначенных организаций истек.
Администрация МО СП «Клюевское» является органом местного самоуправления. Данные ее действия (бездействие) привели к нарушению обязательных требований норм действующего законодательства Российской Федерации.
В 2022 году вопрос о многоквартирных домах, находящихся без управления, заслушан Главой Республики Бурятия Цыденовым А.С, в соответствии с пунктом 6.1 протокола планерного совещания у Главы Республики Бурятия – Председателя Правительства Республики Бурятия от 06.06.2022 № 15 главам муниципальных образования поручено назначить управляющие организации на многоквартирные дома без управления и обеспечить подачу заявления в Госстройжилнадзор для включения домов в реестр управления многоквартирными домами.
Согласно ч.1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, на необходимости восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с п.п. 3, 5 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
Пунктом 6 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского, сельского поселений относится осуществление полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Из положений п.1 ст. 165 ЖК РФ следует, что в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления: обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм; могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов; содействуют повышению уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, и организации обучения лиц, имеющих намерение осуществлять такую деятельность; содействуют созданию и деятельности в муниципальных образованиях указанных в ч. 8 ст. 20 ЖК РФ общественных объединений, иных коммерческих организаций.
Согласно ч.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные условия проживания граждан надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 ЖК РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Госстройжилнадзор по итогам мониторинга размещения информации в ГИС ЖКХ выявил отсутствие соответствующей информации и выдал Администрации Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 02.06.2023 №112/23 с предложением на многоквартирные дома, способ управления которых не реализован, назначить управляющие организации согласно Постановления Правительства РФ от 21.12.2018 № 1616 и провести открытый конкурс согласно Постановления Правительства РФ от 06.02.2006 № 75. Со стороны Администрации ответов или возражений на выданное предостережение не последовало.
На сегодняшний день соответствующая информация по многоквартирным домам, указанным в предостережении, не размещена в ГИС ЖКХ.
При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, выбранный способ управления должен быть реализован: протокол общего собрания собственников о выбранном способе управления многоквартирным домом должен быть размещен в ГИС ЖКХ, а также заключен договор управления МКД в соответствии с ч. 2 ст. 192 ЖК РФ и размещен в ГИС ЖКХ.
Управление многоквартирными домами (далее – МКД) согласно ч. 1.3 ст. 161 ЖК РФ осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Поэтому реализация непосредственного способа управления через выполнение работ по управлению МКД собственниками возможно только через заключение договора управления с управляющей организацией, имеющей лицензию, или через создание товарищества собственников жилья (недвижимости) для организации выполнения работ по управлению МКД.
При непосредственном способе управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, выбранный способ управления должен быть реализован таким способом, что протокол о выборе непосредственного способа управления должен быть размещен в ГИС ЖКХ
, решением собственников помещений в многоквартирном доме должен быть выбран совет многоквартирного дома, заключен договор содержания общего имущества многоквартирного дома, заключен договор управления МКД, установлено аварийно-диспетчерское обслуживание многоквартирного дома и др.
В соответствии с представленными (приложение № к исковому заявлению) скринами сайта www.dom.gosuslugi.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет видно, что в многоквартирных домах <адрес> по адресам: <адрес>, отсутствуют результаты поиска обязательных к размещению в ГИС ЖКХ протоколов общих собраний собственников помещений данных многоквартирных домов и, соответственно, отсутствует информация о заключенных договорах управления данными домами.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила № 416).
Частью 17 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного ч. 4 ст. 161 ЖК РФ, но не более одного года. Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации, предусмотренного настоящей частью, письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации.
Согласно положениям ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в ч. 13 ст. 161 и ч. 5 ст. 200 ЖК РФ, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом определен Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 (далее – Порядок № 75).
Пунктом 3 Порядка № 75 установлено, что конкурс проводится, в том числе если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, и если принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано.
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 № 1616 утверждены Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее – Правила № 1616).
Правилами № 1616 установлено, что определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления.
В соответствии с п.5 Правил № 1616 в качестве управляющей организации решением об определении и управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирными домами, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Таким образом, при нереализованном способе управления на многоквартирных домах п. Клюевка, орган местного самоуправления в лице ответчика обязан в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации определить управляющую организацию на многоквартирные дома, расположенные по следующим адресам: <адрес>. Однако данные требования закона органом местного самоуправления не выполнены, меры к реализации жилищных прав граждан не приняты.
Ответчиком суду представлен отзыв с постановлением Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ о определении с ДД.ММ.ГГГГ управляющей компании -ИП Сотникову Н.Г.
Между тем согласно письменных возражений истца данный ИП не имеет лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД, предоставленной органом государственного жилищного надзора, о чем имеется скриншот с сайта ГИС ЖКХ.
Действительно, обязательное наличие данной лицензии предусмотрено ст. 192 ЖК РФ, однако суду не представлено доказательств ее наличия у ИП Сотниковой Н.Г., напротив, из представленных истцом документов следует, что таковой у нее не имеется.
С учетом изложенного исковое заявление подлежит удовлетворению.В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда в один месяц со дня его вступления в законную силу, а не до ДД.ММ.ГГГГ, как просит истец (т.к. неизвестно, когда решение суда с учетом возможности его апелляционного обжалования вступит в силу), который является необходимым, разумным и достаточным с учетом необходимости финансирования мероприятий по устранению нарушений и их осуществлению. В случае необходимости ответчик не лишен права и возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Госпошлина взысканию с ответчика как с органа местного самоуправления не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л:Исковое заявление Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора (ИНН 0326543073, ОГРН 0326543073)удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования сельское поселение «Клюевское» Кабанского района Республики Бурятия в части непринятия мер по определению управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенным по следующим адресам: <адрес>.
Обязать Администрацию муниципального образования сельское поселение «Клюевское» Кабанского района Республики Бурятия (ИНН 0301003710, ОГРН 1050300003324) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу определить управляющую организацию для управления многоквартирными домами, расположенными по следующим адресам: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной мотивированной форме 01.04.2024 г.
Судья А.А. Максимов