УИД № 76RS0009-01-2023-000436-18
Дело № 2-23/2024 (2-314/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2024 г. п. Пречистое
Первомайский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Егоровой М.П.,
при секретаре судебного заседания Березиной Л.В.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Смирновой Юлии Олеговны к администрации городского поселения Пречистое Ярославской области об оспаривании решения жилищной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Смирнова Ю.О. обратилась в суд с иском к администрации городского поселения Пречистое Ярославской области об оспаривании решения жилищной комиссии.
В обоснование заявленных требований указано следующее: 26.12.2023 в адрес истца Смирновой (в девичестве Никитиной) Ю.О. поступил документ, согласно которого решением жилищной комиссии Администрации городского поселения Пречистое Ярославской области от 26.12.2023 истцу отказано в предоставлении субсидии для приобретения жилого помещения в связи с тем, что семья истца не представила документы, подтверждающие право в получении субсидии для приобретения жилого помещения. Из пояснения к данному решению усматривается следующее: в случае если у молодой семьи - участника мероприятия в период с момента включения в список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, до момента включения в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году из-за действий членов молодой семьи изменялись жилищные условия, повлекшие за собой потерю нуждаемости в улучшении жилищных условий, данная семья исключается из списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году вне зависимости от наличия нуждаемости в улучшении жилищных условий. Истец полагает, что данное решение является незаконным, подлежит отмене в судебном порядке и восстановлению ее в списке молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату субсидию для приобретения жилого помещения. Решение жилищной комиссии от 26.12.2023 года Администрации городского поселения Пречистое Ярославской области не отражает, какие именно действия членов молодой семьи повлекли изменение жилищных условий. Так, при постанове на очередь в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий 26.05.2017 в собственности супруга истца - Смирнова М.А. имелось 1\5 доли 3-х комнатной квартиры общей площадью 48,80 кв.м., расположенной по адресу <адрес>. 18.08.2017 семья истца была поставлена в программу обеспечения жильём молодых семей. 19.11.2017 истец Смирнова (в девичестве Никитина) Ю.О. приобрела в собственность 2-х комнатную квартиру, общей площадью 41,5 кв.м. (ипотека). В данной квартире в качестве членов ее семьи зарегистрированы: супруг Смирнов М.А., дочь ФИО16 A.M., ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Поскольку после заключения брака истцом была создана собственная семья, то ее супруг Смирнов М.А. перестал быть членом семьи его матери - Смирновой Галины Анатольевны. Так как они проживали отдельно от Смирновой Г.А., муж истца – Смирнов М.А. принял решение отказаться от 1\5 доли 3-х комнатной квартиры общей площадью 48,80 кв.м., расположенной по адресу <адрес>, поскольку данной квартирой не пользовался. В связи с чем, 05.12.2023 был заключен договор дарения в пользу Смирновой Г.А. Данные действия Смирнова М.А. не могут быть истолкованы как намеренное ухудшение жилищных условий (ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации), что не было учтено при принятии решения о снятии с очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключения из списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты. Просит решение жилищной комиссии Администрации городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях семьи истца признать незаконным и отменить; восстановить семью истца в очереди учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с восстановлением в списке претендентов на получение социальной выплаты.
В судебное заседание истец Смирнова Ю.О. не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена должным образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Ранее в судебном заседании указала, что решение жилищной комиссии является незаконным, так как квартира по адресу: <адрес>,пом.2 было приобретено ею в ипотеку, которая выплачивается и в настоящее время, что говорит о том, что указанное жилье не должно было вообще идти в расчет нуждаемости семьи.
Представитель ответчика администрации городского поселения Пречистое Ярославской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования не признали.
Третьи лица Смирнов М.А., Смирнова Г.А. в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить. Ранее в судебном заседании указали, что все долевые собственники жилого дома по адресу: <адрес> были вынуждены отказаться (по договору дарения) от своей доли в пользу матери Смирновой Г.А., так как она, как педагогический работник получает субсидию по оплате коммунальных услуг не в полном объеме, а также в ближайшее время, она намерена продать указанный дом для переезда в другое место.
Представитель третьего лица – Министерства спорта и молодежной политики Ярославской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, в представленном в суд отзыве сообщили следующее. Положением о порядке предоставления молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденным постановлением Правительства области от 11.06.2020 № 514-п «О реализации отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050» (далее - Положение), министерство, как исполнитель задачи, на Основании списков молодых семей: - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятия из областного бюджета и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) Средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, а также список семей, не включенных в сводный список в связи с достижением одним из супругов 36-летнего возраста. Учитывая правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющиеся приложением № 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Правила), министерство, как исполнитель задачи, не проводит анализ и проверку документов, предоставляемых молодыми семьями для участия в мероприятии, а только утверждает сводный список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, а также списки молодых семей - получателей социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Все необходимые действия по сбору, анализу и проверке документов, предоставляемых молодыми семьями для участия в мероприятий, осуществляются органами местного самоуправления.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истец Смирнова Юлия Олеговна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с семьей в составе: супруга Смирнова Максима Александровича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочерей – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., - состояли на учете в администрации городского поселения Пречистое Ярославской области в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства для участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей», что подтверждается постановлением администрации городского поселения Пречистое Ярославской области от 26.05.2017 № 111 «О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий», постановлением Администрации городского поселения Пречистое Ярославской области от 18.08.2017 №192 «О включении в списки участников подпрограммы «Государственная поддержка молодых семей Ярославской области в приобретении (строительстве) жилья».
На момент постановки истца Смирновой Ю.О. и ее семьи (супруг Смирнов М.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочери – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.), указанные лица были зарегистрированы по адресу: <адрес>. В собственности истца на момент постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении жилых помещений не имелось, а в собственности членов семьи истца было следующее имущество: супруг Смирнова М.А. являлся собственником 1/5 доли жилого помещения (трехкомнатной квартиры), общей площадью 48,8 кв.м. по адресу: <адрес>. В указанном жилом помещении была зарегистрирована так же мать супруга истицы – Смирнова Галина Анатольевна, всего зарегистрировано по данному адресу 5 человек, в связи с чем, на каждого члена семьи Смирновой Ю.А. приходилось 9,76 кв.м. жилой площади, что менее учетной нормы, установленной Муниципальным советом городского поселения Пречистое Ярославской области.
Согласно решения Муниципального Совета городского поселения Пречистое Ярославской области от 19.06.2014 №139 «О норме предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма и учетной норме площади жилого помещения муниципального жилищного фонда городского поселения Пречистое», установлена учетная норма площади жилого помещения – минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, - 12 кв.м. общей площадь жилого помещения на каждого члена семьи.
Постановлением администрации городского поселения Пречистое Ярославской области от26.12.2023 №246 Смирнова Ю.О., ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ее семья (супруг Смирнов М.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочери – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 2 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту, - ЖК РФ), а так же решения жилищной комиссии городского поселения Пречистое Ярославской области (протокол от26.12.2023), в связи с намеренным совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий, а именно:
- истцом Смирновой Ю.О. приобретена в собственности квартира с кадастровым номером 76:10:110101:11874, общей площадью 41,5 кв.м., по адресу: <адрес>, ул. 30 лет победы, <адрес> пом.2 (право собственности зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ);
- у супруга истца Смирнова М.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., имелась 1/5 доля (9,76 кв.м.) в праве общей долевой собственности на квартиру общей площадью 48,8 кв.м. по адресу: <адрес>;
- общая площадь жилых помещений у семьи истца составляла 51,26 кв.м. (41,5 кв.м. + 9,76 кв.м.), при этом, на каждого члена семьи истца приходилось 12,82 кв.м. (51,26/4), что превышает учетную норму площади 12 кв.м., установленную решения Муниципального Совета городского поселения Пречистое Ярославской области от 19.06.2014 №139;
- 06.12.2023 супруг истца – Смирнов М.А. подарил свою долю (1/5) в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, - своей матери Смирновой Г.А.
Свидетель ФИО9 в судебном заседании показала, что является сестрой Смирнова М.А. и дочерью Смирновой Г.А., указав, что все долевые собственники жилого дома по адресу: <адрес> были вынуждены отказаться (по договору дарения) от своей доли в пользу матери Смирновой Г.А., так как она, как педагогический работник получает субсидию по оплате коммунальных услуг не в полном объеме, а также в ближайшее время, она намерена продать указанный дом для переезда в другое место.
Установлено, что по договору купли-продажи от 19.11.2018 истец Смирнова Ю.О. приобрела жилое помещение – <адрес>, за 990000 руб., при этом, оплата произведена за счет заемных денежных средств в размере 990000 руб. (кредитный договор №86762 от 19.11.2018, заключенный между ПАО СБЕРБАНК и созаемщиками ФИО8, ФИО10, 428026 руб. перечисляется в погашение кредита за счет средств Государственного сертификата на материнский (семейный) капитал серии МК-8 №, выданного 20.09.2016).
В соответствии с кредитным договором (ипотеки) №86762 от 19.11.2018, заключенными между ПАО СБЕРБАНК и созаемщиками ФИО8, ФИО10, указанным лицам выдан кредит на сумму 990000 руб., жилое помещение по адресу: <адрес>2, находится в залоге у банка на срок до погашения в полном объеме размера кредита. В соответствии с графиком платежей к указанному кредитному договору, последний платеж по кредиту должен быть осуществлен ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с выпиской из ЕГРН, Смирнова Ю.В. является собственником жилого помещения - квартиры с кадастровым номером №, общей площадью 41,5 кв.м., по адресу: <адрес>, ул. 30 лет победы, <адрес> пом.2.
Согласно справки ПАО СБЕРБАНК от 20.12.2023, остаток по кредиту составляет 430452,92 руб.
Смирнов М.А., по договору дарения доли квартиры от 06.12.2023, подарил 1/5 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, своей матери Смирновой Г.А., как и другие долевые собственники указанного жилого помещения (ФИО12, ФИО13, ФИО14), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10.01.2024.
В соответствии с частью первой статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Истец соответствует требованиям закона, дающим право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях в рамках реализации программ.
Основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, является утратаоснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В данном случае нуждаемость в жилых помещениях явилась основанием для включения в список для участия в программе на получение социальной выплаты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы (далее - Правила).
Согласно пункту 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт «а»); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (подпункт «б»); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт «в»).
В соответствии с пунктом 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 названного кодекса гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно подпункту «е» пункта 2 Правил, социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.
Таким образом, социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам, предоставляемым для приобретения жилья.
В силу пункта 7 Правил при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами «е» и «и» пункта 2 Правил не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.
Пунктом 42 Правил определено, что в случае использования социальной выплаты на цель, предусмотренную подпунктом «е» пункта 2 настоящих Правил, распорядитель счета представляет в банк следующие документы: а) договор банковского счета; б) кредитный договор (договор займа); в) выписка (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на приобретенное жилое помещение или документы на строительство - при незавершенном строительстве жилого дома; г) справка кредитора (заимодавца) об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
Целью подпрограммы согласно разделу 6 является обеспечение развития и закрепление положительных демографических тенденций в обществе, укрепление семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в обществе.
На момент снятия истца Смирновой Ю.О. с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, в Администрации городского поселения Пречистое Ярославской области находились документы, подтверждающие факт того, что жилое помещение по адресу:<адрес>, принадлежащее на праве собственности истцу Смирновой Ю.О., приобретено последней, в том числе за счет кредитных денежных средств и заемные обязательства, на момент снятия с учета, а так же по настоящее время, не исполнены в полном объеме.
Оснований для включения в расчет обеспеченности Смирновой Ю.О. и ее семьи жилым помещением, приобретенным в целях реализации программы, у администрации городского поселения Пречистое Ярославской области не имелось, поскольку изменений в жилищных условиях семьи Смирновой Ю.О., в результате которых были бы утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, не произошло, поэтому исковые требования Смирновой Ю.О. подлежат удовлетворению.
Факт отчуждения супругом истца Смирновым М.А. 1/5 доли жилого помещения по адресу: <адрес> юридического значения не имеет, так как продажа доли жилого дома не повлияла на нуждаемость семьи в жилом помещении.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Признать незаконным постановление Администрации городского поселения Пречистое Ярославской области (ОГРН 1057602100049) от 26.12.2023 246 «О снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий».
Обязать восстановить семью Смирновой Юлии Олеговны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес>, паспорт № выдан 21.08.2014 ТП №2 отдела УФМС России по Ярославской области в Ярославском районе, код подразделения 760-020, состоящую из 4-х человек в списках граждан, участников муниципальной программы «Поддержка молодых семей в приобретении (строительстве) жилья и включить в состав участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», с учетом даты подачи заявления 25.04.2017 г. и даты признания нуждающимися 26.05.2017г.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 1 месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы в Первомайский районный суд Ярославской области.
Решение изготовлено 02.02.2024.
Судья М.П. Егорова