УИД: 76RS0016-01-2022-004395-73
Дело № 12-215/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г.Ярославль 16 ноября 2022 г.
Дзержинский районный суд города Ярославля в составе
председательствующего судьи Власовой И.В.
при секретаре Кузьминой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федорова М.В. на постановление заместителя начальника государственной инспекции - начальника отдела - государственного инспектора государственного надзора Ярославской области Селютиной С.Н. от 22 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.4 КоАП РФ в отношении Федорова <данные изъяты>,
у с т а н о в и л:
22 августа 2022 г. постановлением заместителя начальника государственной инспекции – начальника отдела - государственного инспектора государственного надзора Ярославской области Селютиной С.Н., Федоров М.В. признан виновным в свершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
07 сентября 2022 года в установленные законом сроки, Федоров М.В. подал жалобу на вышеуказанное постановление, в которой просит постановление отменить, как незаконное и необоснованное, поскольку каких-либо противоправных действий он не совершал и не является субъектом ответственности по вмененной статье, производство по делу просит прекратить. Приводит доводы в обоснование своей позиции.
Заявитель участия в судебном заседании не принимал. От Федорова М.В. поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Изучив жалобу, проверив представленные в суд материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.9.4 КоАП РФ нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Цель данной статьи обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, охрана окружающей среды, эксплуатационной надежности возводимых зданий, строений и сооружений.
Объектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются отношения связанные с соблюдением требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительного материала (изделий).
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных указанной статьей, состоит в несоблюдении требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий ).
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, установлены в ст.26.1 КоАП РФ. Так, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как объективно усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 11.05.2022 г. инспекцией Госстройнадзора Ярославской области проведено контрольное (надзорное) мероприятие - внеплановый рейдовый осмотр при строительстве объекта капитального строительства - 4-этажного здания гаражей для индивидуального автотранспорта в комплексе с автомойкой, СТО, котельной, АЗС, магазином сопутствующих товаров, кафе и инженерными коммуникациями, степень готовности -54%, кадастр, номер незавершенного строительством объекта 76:23:011401:6992, по адресу: г.Ярославль, пересечение ул.Строителей и ул. Бабича, кадастр, номер земельного участка 76:23:011401:445 (далее также объект, здание). Рейдовый осмотр проводился в отношении всех правообладателей объекта - участников общей долевой собственности на незавершенный строительством указанный объект, в т.ч. Федорова М.В. По материалам указанного контрольного (надзорного) мероприятия в отношении Федорова М.В. главным специалистом инспекции - государственным инспектором Госстройнадзора Ярославской области ФИО38. 08.07.2022 г. составлен протокол об административном правонарушении № 67 и возбуждено дело об административном правонарушении, по ч.1 ст.9.4 КоАП РФ.
Согласно указанному протоколу об административном правонарушении Федоров М.В. - с 22.07.2020 г. является собственником 226/118962 доли в указанном незавершенном строительством объекте. Земельный участок под объектом является государственной собственностью (категория земель - земли населенных пунктов; целевое назначение земельного участка - для строительства двух блоков 4-этажных гаражей для индивидуального автотранспорта в комплекте с автомойкой, СТО, котельной, АЗС, магазином сопутствующих товаров, кафе и инженерными коммуникациями и инженерными сетями).
Объект строился на основании разрешения на строительство № RU76301000-237-2008 от 26.12.2008 г. (застройщик - ООО ПСК «Квартал»), выданного департаментом архитектуры и развития территории города мэрии г. Ярославля на строительство двух блоков 4-этажных гаражей для индивидуального автотранспорта в комплексе с автомойкой, СТО, котельной, АЗС. магазином сопутствующих товаров; пусковой комплекс - блок гаражей для индивидуального автотранспорта с инженерными коммуникациями (блок «Б»): срок действия разрешения истек в 2010 году. Строительство объекта приостановлено в 2010 году и не возобновлялось до момента проведения контрольного (надзорного) мероприятия (11.05.2022 г.). Решением Арбитражного суда ЯО от 20.12.2012 г. по делу № А82-5662/2011 в отношении ООО ПСК «Квартал» начата процедура банкротства, открыто конкурсное производство. Определением Арбитражного суда Ярославской области от 04.06.2020 г. производство по делу о несостоятельности (банкротстве) общества прекращено.
В настоящее время согласно сведений ЕГРЮЛ 07.02.2022 принято решение №440 об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ; решение опубликовано в журнале «Вестник - государственной регистрации» №5 от 09.02.2022 г. В настоящий момент правообладателями Объекта участниками общей долевой собственности на незавершенный строительством указанный объект согласно выписке из ЕГРН являются физические лица (более 30 человек), в т.ч. Федоров М.В.
В ходе визуального осмотра объекта при проведении рейдового осмотра административным органом установлено, что построенная часть здания в плане имеет П-образную форму; габариты здания около 80x50м. этажность - 4 этажа; материал стен - керамический кирпич/керамические камни, перекрытия - сборные железобетонные плиты. Ограждение строительной площадки отсутствует по всему периметру участка. С северо-восточной стороны выполнена рампа из железобетонных плит для заезда автомобилей на 2-4 этажи здания; проход к рампе свободный, имеется беспрепятственный доступ третьих лиц на любой этаж здания. Стены объекта имеют многочисленные не огражденные проемы, что создает возможность падения людей с высоты около 15 метров. Внутреннее пространство здания (работы по возведению конструкций данной части здания не выполнены) заросло кустарником, завалено строительным мусором, большим количеством битого кирпича, бытовым мусором, а также частями уже обрушившихся конструкций объекта.
Особую опасность создают части конструкций возведенные, но несвязанные жестко с остальным каркасом здания: возведенные на высоту двух этажей стены с проемами под воротами на 4 этаже здания; данные конструкции не раскреплены, надежность и устойчивость их не обеспечена и они представляют реальную угрозу обрушения под воздействием природных факторов.
Из-за отсутствия мероприятий по защите конструкций от атмосферных осадков происходит разрушение материалов стен (выветривание, попеременное замораживание и оттаивание кирпичи кладки), что ведет к уменьшению их несущей способности и устойчивости и последующему обрушению стен и перекрытий. Вдоль юго-восточной стены здания, на расстоянии нескольких метров от здания, проходит тропа для прохода людей с трамвайной остановки до ул.Строителей. Сооружения, защищающие прохожих от возможного падения строительных материалов с высоты здания, отсутствуют.
Согласно ст.1079 Гражданского кодекса РФ строительная деятельность является опасной для окружающей среды и третьих лиц. Статьей 35 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений установлено, что строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений. Обязательные требования по безопасности производства строительных работ установлены также СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования».
Кроме того, частью 4 ст.52 ГК РФ установлена обязанность собственника/застройщика по консервации объекта капитального строительства в случае приостановления работ более чем на 6 месяцев. Правила проведения консервации объектов капитального строительства утверждены постановлением Правительства РФ № 802 от 30.09.2011 г., согласно которых, консервация объекта - это приведение объекта и территории, использованной для строительства, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость, и сохранность, основных конструкций и безопасность объекта для населения и окружающей среды: в состав работ по консервации входит, в том числе, закрепление неустойчивых конструкций, демонтаж неустойчивых конструкций, принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки и др. (п.9.Правил).
В ходе контрольного (надзорного) мероприятия на объекте 11.05.2022 г. установлено, что при строительстве объекта нарушены указанные требования Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, тем самым правообладателем доли в указанном объекте Федоровым М.В. не обеспечена безопасность строительных работ для третьих лиц. Работы на объекте не выполнялись и не выполняются более шести месяцев; консервация объекта не произведена; в строящееся здание имеется свободный доступ третьих лиц. Ответственность за нарушение требований технических регламентов установлена ч.1 ст.9.4 КоАП РФ.
Вина Федорова М.В. подтверждается материалами дела - протоколом №68 об административном правонарушении от 08.07.2022 года, сообщением, копией решения Дзержинского районного суда г.Ярославля от 25.04.2022 года, выпиской из ЕГРН, решением о проведении рейдового осмотра, протоколом осмотра, актом рейдового осмотра № 3.30-15, предписанием № 396/3.30-15, извещением и другими материалами дела.
Доводы Федорова М.В. о том, что он не является субъектом административного правонарушения и не может нести ответственность за вмененное правонарушение, основаны на неверном толковании действующего законодательства.
Так в соответствии с решением Дзержинского районного суда г.Ярославля от 25.04.2022 года усматривается, что в рамках вышеуказанного судебного заседания рассматривались исковые требования Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля к ООО ПСК «КВАРТАЛ», а также к ФИО39. об освобождении земельного участка.
Из указанного решения усматривается, что в удовлетворении исковых требований КУМИ мэрии г.Ярославля отказано, поскольку решениями судов за вышеперечисленными физическими лицами признано право собственности на доли в объекте незавершенного строительства. Зарегистрированные в ЕГРН права ответчиков на доли в объекте незавершенного строительства в настоящее время не оспорены, объект незавершенного строительства не является самовольно возведенной постройкой, а потому, в силу ст. 36 Земельного кодекса РФ и ст. 271 Гражданского кодекса РФ ответчики как собственники долей в объекте незавершенного строительства имеют право пользования земельным участком под ним и право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду в силу закона.
Каких-либо уведомлений о принятии решений о консервации многоэтажного гаража для индивидуального автотранспорта на пересечении ул.Строителей и ул.Бабича в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 г. № 802 «Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства» ООО «ПСК «Квартал» в адрес уполномоченного структурного подразделения мэрии г.Ярославля - департамента градостроительства мэрии г.Ярославля не направляло, таких данных материалы административного дела не содержат.
Из анализа ст.210 ГК РФ следует, что бремя содержания имущества его собственником выражается не только в необходимости несения расходов связанных с обладанием имущества, но и совершении действий, направленных на сохранность имущества и нахождение его состояния, обеспечивающем соблюдение прав из законных интересов других граждан, требований пожарной и иной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.
Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.4 КоАП РФ вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч.1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления должностного лица при производстве по делу об административном правонарушении, не допущено. Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении и освобождении Федорова М.В. от административной ответственности, в связи с малозначительностью в порядке ст.2.9 КоАП РФ не имеется.
Обстоятельств, которые в силу ст.30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену оспариваемого постановления, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
С учетом изложенного, правовых оснований для отмены постановления вынесенного административных органом, и прекращение производства по делу, не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
р е ш и л:
постановление заместителя начальника государственной инспекции - начальника отдела - государственного инспектора государственного надзора Ярославской области Селютиной С.Н. от 22 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.4 КоАП РФ в отношении Федорова <данные изъяты> - оставить без изменения, а жалобу Федорова М.В. - на вышеуказанное постановление - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ярославский областной суд (с момента вручения, получения копии решения) путем принесения жалобы через Дзержинский районный суд г.Ярославля.
Судья И.В.Власова