дело № 2-196/2023
УИД 24RS0036-01-2023-000108-95
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 апреля 2023 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в п. Мотыгино в составе: председательствующего судьи Петушковой О.Ю.
при секретаре Беляускас В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению муниципального образования Южно-Енисейский сельсовет в лице администрации Южно-Енисейского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края к администрации Мотыгинского района Красноярского края о признании права муниципальной собственности,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Южно - Енисейского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края в лице представителя Кузьмина А.В., действующего на основании доверенности от 27.07.2020 г., обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что 10 февраля 2009 г. на основании постановления администрации Мотыгинского района от 13.03.1995г. № 87 « Об утверждении порядка и графика передачи ведомственных объектов жилищно-коммунального и социально-культурного назначения в муниципальную собственность» по акту приема-передачи от 10.02.2009г. муниципальным образованием Южно-Енисейский сельсовет Мотыгинского района Красноярского края в муниципальную собственность был принят объект недвижимого имущества: квартира № 2, площадью 64,3 кв.м, кадастровый номер 24:26:1101010:186, этаж 1, по адресу: Красноярский край Мотыгинский район п. Южно-Енисейск ул. Октябрьская, 7-2. Указанный объекты недвижимого имущества в соответствии с их назначением и фактическим использованием в жилищной сфере и оказания коммунальных услуг в силу п.1, п.2 и п. 3 Приложения, № 3 к Постановлению Верховного Совет РФ от 27.12.1991года № 3020-1 « О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность, собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность», квартира перешла в собственность муниципального образования Мотыгинский район Красноярского края, а в последствии, в связи с изменениями полномочий органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов, данный объект был предан в собственность муниципального образования Южно-Енисейский сельсовет Мотыгинского района. Указанный объект недвижимости расположен на территории муниципального образования Южно-Енисейский сельсовет Мотыгинского района Красноярского края, бесхозяйным не является и не являлся, принят в муниципальную собственность истца в соответствии с правилами и требованиями установленными законом, включен в реестр муниципальной собственности МО Южно-Енисейский сельсовет, имущественные права на указанный объект зарегистрированы за кем-либо не были.
Просят признать право муниципальной собственности за Муниципальным образованием Южно-Енисейский сельсовет, в лице администраций Южно-Енисейского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края на объект недвижимого имущества: <адрес>, площадью 64,3 кв.м, кадастровый №, этаж 1, по адресу: <адрес>
На основании определения Мотыгинского районного суда от 21.03.2023г. к рассмотрению данного дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора было привлечено ФГБУ «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю.
В судебное заседание представитель истца - администрации Южно – Енисейского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края не явился, надлежащим образом извещены о месте и времени проведения судебного заседания, согласно заявления просил судебное заседание провести в отсутствие представителя, на удовлетворении искового заявления настаивает.
В судебное заседание представитель ответчика администрации Мотыгинского района не явился, надлежащим образом извещены о месте и времени проведения судебного заседания, согласно заявления просили судебное заседание провести в отсутствие представителя, против удовлетворения искового заявления не возражают.
В судебное заседание третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Чайкин С.Н., Биллер В.В. не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени проведения судебного заседания, согласно заявления просили судебное заседание провести в их отсутствие, против удовлетворения искового заявления не возражают.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю межмуниципального Лесосибирского отдела, «ФКП Росреестра» по Красноярскому краю надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, просили рассмотреть дело в отсутствие представителей.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права реализует их по своему усмотрению, распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому, неявка лица, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав.
Суд, с учетом положений ст. ст. 35, 167 ГПК РФ, полагает, что лица, участвующие по делу, определили для себя порядок защиты своих процессуальных прав, в связи с чем, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, представителя ответчика, представителей третьих лиц, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу п.1 ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
В соответствии с ч. 3 ст. 218 Гражданского кодекса РФ, в случаях и порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющего собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно статьям 83, 85 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», до 1 января 2009 г. устанавливался переходный период, в течение которого между муниципальными образованиями должно быть произведено перераспределение имущества в соответствии с разграничением полномочий.
Порядок перераспределения имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, определен частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» и «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» видами имущества.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу.
В целях разграничения объектов муниципальной собственности в Красноярском крае принят, в частности, Закон Красноярского края от 26.05.2009 № 8-3290 «О порядке разграничения имущества между муниципальными образованиями края».
В соответствии со ст.17 Федерального закона РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.
Как установлено в судебном заседании, решением Мотыгинского районного Совета депутатов «О передаче из муниципальной собственности Мотыгинского района в муниципальную собственность муниципального образования поселок Южно-Енисейск жилищного фонда» № 23-245 от 19.12.2008 г. в связи с разграничением полномочий между муниципальными образованиями, руководствуясь подпунктом 6 пункта 1 ст. 14, подпунктом 3 пункта 2 ст. 20, подпунктом 4 п.8 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», было решено передать безвозмездно из муниципальной собственности Мотыгинского района в собственность муниципального образования поселок Южно-Енисейск фонд социального использования согласно приложению. Данное решение было опубликовано 20.01.2009 г. в газете « Ангарский рабочий».
Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Мотыгинского района осуществить передачу жилищного фонда социального использования п. Южно-Енисейска согласно приложению.
Из акта приемки-передачи жилищного фонда п. Южно-Енисейска от 10.02.2009 г. следует, что Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Мотыгинского района и муниципальное образование п. Южно-Енисейск, на основании решения Совета депутатов «О передаче из муниципальной собственности Мотыгинского района в муниципальную собственность муниципального образования поселок Южно-Енисейск жилищного фонда» № 23-245 от 19.12.2008 г. и решения Южно-Енисейского поселкового Совета депутатов от 24.01.2009 г. № 37-96 « О приеме из муниципальной собственности Мотыгинский район в муниципальную собственность муниципального образования п. Южно-Енисейск жилищного фонда» произвели приемку-передачу жилищного фонда п. Южно-Енисейск, согласно перечня.
Согласно приложения к акту приёмки – передачи объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес> был передан в муниципальную собственность муниципального образования поселок Южно-Енисейск.
Из выписки из реестра муниципальной собственности муниципального образования Мотыгинский район от 16.11.2022 г. следует, что квартира, расположенная по адресу: <адрес> в реестр муниципального имущества п. Южно-Енисейск.
Согласно выписки из ЕГРН квартира, расположенная по адресу: <адрес>2 имеет следующие характеристики: кадастровый №, общей площадью 64,3 кв.м., этаж 1, назначение: жилое, наименование: квартира. Сведения о зарегистрированных правах на спорный объект недвижимости отсутствуют.
Как следует из информационного письма Восточно-Сибирского филиала АО « Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Красноярское отделение, согласно архивной документации Мотыгинского производственного участка Лесосибирского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Красноярскому краю, по состоянию на 06.06.1999г. сведения о зарегистрированных правах в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>
Из материалов дела следует, что процедура утверждения перечня имущества, передаваемого в собственность муниципального образования Южно – Енисейский сельсовет муниципальным образованием Мотыгинский район, не соблюдена, что препятствует регистрации спорных жилых помещений за муниципальным образованием Южно – Енисейский сельсовет в органах Росреестра.
Удовлетворяя исковые требования, суд учитывает, что объект недвижимости расположен в административных границах муниципального образования Южно – Енисейский сельский совет, право собственности на объект недвижимости в органах Росреестра за кем-либо не зарегистрировано, отсутствие же регистрации права собственности за муниципальным образованием поселения препятствует муниципальному образованию в полной мере осуществлять свои права по содержанию спорного объекта недвижимости.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление муниципального образования Южно-Енисейский сельсовет в лице администрации Южно-Енисейского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края к администрации Мотыгинского района Красноярского края о признании права муниципальной собственности – удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием Южно – Енисейский сельсовет Мотыгинкого района Красноярского края в лице администрации Южно-Енисейского сельсовета Мотыгинского района Красноярского края на объект недвижимого имущества: <адрес>, площадью 64,3 кв.м, кадастровый №, этаж 1, по адресу: <адрес>
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мотыгинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий О.Ю. Петушкова
Мотивированное решение изготовлено 07 апреля 2023года.