№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июля 2022 года <адрес>
Судья Сунженского районного суда Республики Ингушетия Наурузов А.И, с участием истца, при секретаре ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к администрации с.<адрес> муниципального района РИ об установлении факта владения и пользования земельным участком и о включении недвижимого имущества в состав наследственного имущества,
установил:
ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением к администрации с.<адрес> муниципального района РИ об установлении факта владения и пользования ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершим ДД.ММ.ГГГГ недвижимым имуществом - жилым домом, общей площадью 61.7 кв.м. с кадастровым номером 06:02:1300001:140 и земельным участком, общей площадью 0,15 га с кадастровым номером 06:02:1300001:21, расположенным по адресу: <адрес>, Сунженский муниципальный район, с.п Алкун, пер. Трудовой, 8 и о включении указанного недвижимого имущества в состав наследственного имущества ФИО1.
Из искового заявления ФИО3 следует, что после смерти ее мужа - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения открылось наследство, состоящее из земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: РИ, Сунженский муниципальный район, с.п Алкун, пер. Трудовой, 8. Истец обратился к нотариусу Сунженского нотариального округа Республики Ингушетия с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство. Однако в выдаче свидетельства ей было отказано в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на недвижимое имущество. Согласно справке выданной администрацией с.<адрес> на основании похозяйственной книги № по лицевому счету № страница 15 у ФИО1 при жизни в собственности имелся земельный участок общей площадью 1500 кв.м. и дом общей площадью 61.8 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, Сунженский муниципальный район, с.п Алкун, пер. Трудовой, 8. После смерти мужа истица фактически вступила в наследство, приняла меры по сохранению от посягательств или притязаний третьих лиц, производила за свой счет ремонт, оплачивала налоги. Других наследников могущих претендовать на указанное недвижимое имущество не имеется.
Истец ФИО3 в судебном заседании иск поддержала, просила удовлетворить требования иска.
Извещенный о времени и месте судебного заседания ответчик - администрация с.<адрес> муниципального района РИ в суд своего представителя не направил, о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не просил.
Врио нотариуса Сунженского нотариального округа Республики Ингушетия ФИО7, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явились, своих представителей не направили. От Сунженского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации с.<адрес> муниципального района РИ, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РИ и нотариуса.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением врио нотариуса Сунженского нотариального округа Республики Ингушетия ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 отказано в совершении нотариального действия о выдаче свидетельства о праве на наследство после смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ввиду того, что ФИО3 не представлены правоустанавливающие документы на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>, Сунженский муниципальный район, с.п Алкун, пер. Трудовой, 8 подтверждающие право собственности за умершим.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частью 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В соответствии со ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Установление данного факта влечет для заявителя определенные правовые последствия.
На основании ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствие с завещанием или законом.
В силу статей 1111, 1141 и 1142 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 ГК РФ. Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Судом установлено, что после смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, открылось наследство, состоящее из недвижимого имущества – жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, Сунженский муниципальный район, с.п Алкун, пер. Трудовой, 8 (л.д. 9, свидетельство о смерти, выданное Отделом ГС ЗАГС <адрес> и <адрес>, запись акта № от ДД.ММ.ГГГГ).
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Из имеющейся в материалах дела справки от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что по похозяйственному учету администрации с.<адрес> у ФИО1 при жизни в собственности имелся земельный участок общей площадью 1500 кв.м. и дом общей площадью 61.8 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, Сунженский муниципальный район, с.п Алкун, пер. Трудовой, 8, (л.д.7).
Согласно выписке из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ №, по лицевому счету №, страница № в похозяйственной книге № администрации с.<адрес> по адресу: РИ, Сунженский муниципальный район, с.<адрес>, переулок Трудовой, 8 значится домовладение и земельный участок на имя ФИО1.
Как следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 по день своей смерти проживал по адресу: с.<адрес>, переулок Трудовой, 8 совместно со своей женой ФИО3.
Право собственности на указанное недвижимое имущество в установленном законом порядке ФИО1 не зарегистрировано.
При таких обстоятельствах суд усматривает достаточно оснований, подтверждающих факт владения при жизни ФИО1 жилым домом и земельным участком, находящимися по адресу: <адрес>, Сунженский муниципальный район, с.<адрес>, переулок Трудовой, 8.
Установление данного факта, влечет для заявителя определенные правовые последствия, связанные с оформлением наследственного имущества (земельного участка).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что недвижимое имущество, которое истец просит включить в состав наследственного имущества ФИО1, при жизни принадлежало ему и являлось объектом гражданских правоотношений. Следовательно, после смерти ФИО1 указанное имущество входит в состав наследства, как принадлежащее наследодателю.
Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. (ст.1153 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, наследник ФИО3 обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО1 по закону и выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии с ч.2 ст. 10 Семейного кодекса РФ права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.
Следовательно, право быть призванным к наследованию после смерти супруга в качестве наследника первой очереди, возникает при условии и со дня государственной регистрации заключения брака в органе ЗАГС (ст. 1, 10 СК) и свидетельство о заключении брака служит доказательством брачных отношений между наследодателем и его пережившим супругом.
Из светокопии свидетельства о заключении брака, выданного отделом ГС ЗАГС РИ <адрес>, следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения заключен брак, после заключения брака присвоены фамилии мужу - «ФИО8», жене - «ФИО8», (л.д.10) и соответственно у ФИО3 возникло право на наследования имущества после смерти мужа в качестве наследника первой очереди.
Как следует из материалов дела, наследник ФИО3 обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО1 по закону и выдаче свидетельства о праве на наследство.
Статья 8 ГК РФ устанавливает возникновение гражданских прав в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
В силу ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. Данная норма представляет собой допускаемое законом изъятие из ст. 8 ГК РФ, предусматривающей в виде общего правила, что право на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации, хотя не исключает необходимости государственной регистрации уже возникшего права на недвижимость, входящую в состав наследственного имущества (ст. 131 ГК РФ). Следовательно, наследник, принявший наследство, становится собственником имущества, носителем имущественных прав и обязанностей именно со дня открытия наследства, независимо ни от времени, ни от способа его принятия.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования ФИО3 об установлении факта владения и пользования земельным участком и о включении недвижимого имущества в состав наследственного имущества, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление ФИО3 удовлетворить.
Установить факт владения и пользования ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершим ДД.ММ.ГГГГ, жилым домом, общей площадью 61.7 кв.м., с кадастровым номером 06:02:1300001:140 и земельным участком, общей площадью 0,15 га с кадастровым номером 06:02:1300001:21, расположенными по адресу: <адрес>, Сунженский муниципальный район, с.п Алкун, переулок Трудовой, 8.
Включить недвижимое имущество – жилой дом, общей площадью 61.7 кв.м., с кадастровым номером 06:02:1300001:140 и земельный участок, общей площадью 0,15 га с кадастровым номером 06:02:1300001:21, расположенные по адресу: <адрес>, Сунженский муниципальный район, с.п Алкун, переулок Трудовой, 8 в состав наследственного имущества ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Верховный суд Республики Ингушетия через Сунженский районный суд.
Судья
Копия верна: судья
Сунженского районного суда РИ А.И. Наурузов
Поступило | ДД.ММ.ГГГГ |
Принято к производству | ДД.ММ.ГГГГ |
Назначено | ДД.ММ.ГГГГ |
Начато рассмотрение | ДД.ММ.ГГГГ |
Рассмотрено | ДД.ММ.ГГГГ |
Срок рассмотрения | 1 м. 25 дня |
Строка стат.отчета | 178 |