Дело № 2-1225/2021 08 ноября 2021 года
УИД 29RS0022-01-2021-001402-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Шитиковой О.А.,
при секретаре Плишкиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Филипповой О. Т. к администрации муниципального образования «Уемское» о возложении обязанности по проведению межведомственной комиссией администрации муниципального образования обследования жилого помещения,
установил:
Филиппова О.Т. обратилась в суд с административным иском к администрации МО «Уемское» о признании бездействий незаконными, обязании организовать обследование конструкций многоквартирного дома. В обоснование требований указала, что является нанимателем <адрес> в <адрес>. Дом требует капитального ремонта или признания его аварийным и сносу. Проживать в доме невозможно: полы кривые, крыша течет, печь разрушена. 19 марта 2021 года в администрацию подана заявление о проведении капитального ремонта квартиры № путем замены оконных блоков, выравнивания стен и пола, замены печи, а также создании межведомственной комиссии для обследования дома. На заявление был получен отказ, в виду отсутствия денежных средств в бюджете на 2021 год на оплату экспертизы по обследованию помещений на капитальный ремонт. Просит признать бездействия администрации незаконными, обязать организовать обследование конструкций многоквартирного <адрес> в <адрес>, взыскать госпошлину в возврат в размере 300 руб.
Определением суда принято изменение предмета требований, совершен переход на рассмотрение дела в порядке гражданского судопроизводства, к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц администрация МО «Приморский муниципальный район», Филиппов А.С., Бурков И.С., Королева М.В., Королев А.В., Королева П.А., Королева В.А.
В судебном заседании истец и ее представитель требования с учетом изменений поддержали в полном объеме. Пояснили, что проживать в жилом помещении истцу невозможно, истец неоднократно обращалась в администрацию с заявлениями обследовать жилое помещение на предмет его непригодности для проживания и провести капитальный ремонт.
Представитель ответчика с иском не согласилась, пояснила, что истцом к заявлению о проведении обследования жилого помещения межведомственной комиссией не был приложен необходимый пакет документов. Кроме того, жилой жом, в котором проживает истец, внесен в план обследования на 2022 год.
Представитель третьего лица – администрации МО «Приморский муниципальный район» с иском не согласилась.
Иные участники процесса, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ, органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 7 Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Из указанной правовой нормы следует, что решение вопроса о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также подлежащими капитальному ремонту действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности дома к соответствующему жилищному фонду, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что Филиппова О.Т. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Собственником жилого помещения является администрация МО «Уемское».
Истец неоднократно обращалась в администрацию МО «Уемское» с заявлениями о необходимости проведения капитального и обследования на предмет пригодности/непригодности для проживания занимаемого ею жилого помещения и <адрес> в <адрес> в целом, в связи с невозможностью проживания в квартире.
По обращению нанимателя <адрес> в <адрес> 09 июля 2019 года управляющей организацией - ООО «Управляющая жилищная компания» было проведено обследование вышеуказанного жилого дома, в результате которого выявлена просадка первого венца фундамента дома, проходящего по центру дома (по всей длине дома), в центральной части квартиры № наблюдается просадка пола. Причиной просадки фундамента явилось проседание свайного поля в центральной части дома. В ходе обследования комиссия пришла к выводу о необходимости проведения работ по выравниванию первого венца с укреплением свайного основания.
Из ответов администрации МО «Уемское» на обращения истца следует, что капитальный ремонт жилого <адрес> в <адрес> возможен только за счет средств собственника дома, для проведения капитального ремонта необходимо заключение специализированной организации проводившей обследование помещений, однако в бюджете МО «Уемское» на 2020 и на 2021 годы не были заложены денежные средства на данные цели.
При этом согласно утвержденной главой МО «Уемское» 14 января 2021 года дорожной карты жилой <адрес> в <адрес> включен в план по признанию его аварийным в период с января 2022 по январь 2023 года.
Жилищный кодекс РФ предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2); жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10).
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (статья 14); жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (статья 15); вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (статья 57); если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87).
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, изданного во исполнение полномочий, предусмотренных статьями 12, 15 Жилищный кодекс РФ, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) (пункт 7); основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (пункт 33); жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 34); комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 42); процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (пункт 44); комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации принимает решение (в виде заключения), указанного в пункт 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (пункт 46). При этом для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения документы в соответствии с пункт 45 данного Положения. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47); на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49).
Несмотря на то, что в занимаемом истцом жилом помещении выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации, имеется значительный износ строительных конструкций, который может привести к их обрушению, а также выявлены другие нарушения, администрация в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за сохранностью жилого помещения, собственником которого является, его соответствием установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, не организовала обследование межведомственной комиссией муниципального образования занимаемого истцом жилого помещения, чем нарушила права истца и не выполнила возложенные на нее законом обязанности.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об обоснованности требований Филипповой О.Т. и необходимости возложения на ответчика обязанности организовать проведение межведомственной комиссией МО «Уемское» обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, для принятия решения о признании указанного жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.
Довод представителя ответчика о том, что к заявлению о необходимости создания межведомственной комиссии и обследования жилого дома истцом не были приложены необходимые документы не основан на законе, поскольку истец является нанимателем жилого помещения в многоквартирном доме, в то время как собственником жилого помещения является администрация МО «Уемское», в полномочия которой входит обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище.
Устанавливая срок для исполнения возложенной обязанности, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд учитывает обстоятельства дела, соблюдая баланс прав всех участников правоотношений, считает необходимым установить срок для исполнения возложенной обязанности 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина, уплаченная при обращении в суд в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Филипповой О. Т. к администрации муниципального образования «Уемское» о возложении обязанности по проведению межведомственной комиссией администрации муниципального образования обследование жилого помещения - удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования «Уемское» обязанность в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение межведомственной комиссией муниципального образования «Уемское» обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, для принятия решения о признании указанного жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.
Взыскать с администрации муниципального образования «Уемское» в пользу Филипповой О. Т. госпошлину в возврат уплаченной в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий О.А. Шитикова