31RS0017-01-2022-000776-71 № 2-535/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Прохоровка 14 сентября 2022 года
Прохоровский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Марковского С.В.,
при помощнике Чурсиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Четверикова А.В к администрации Маломаяченского сельского поселения Прохоровского района о признании права собственности на имущество,
У С Т А Н О В И Л:
Истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, на котором находится квартира, приобретенная им в 1993 году на основании договора купли-продажи у колхоза «Дружба». При этом фактически квартира является частью жилого дома. Истец лишен возможности зарегистрировать право собственности на часть жилого дома, в виду того, что в договоре купли-продажи жилое помещение указано как квартира.
В судебное заседание истец и ответчик, а также третье лицо, будучи надлежащим образом уведомленные о дате и месте судебного разбирательства, не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили. Возражений относительно иска ответчик и третье не представили.
От представителя истца Ждановой Р.И. поступило ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
В связи с этим суд считает, что неявка истца, ответчика и третьего лица не является в силу ч.4 и 5 ст.167 ГПК РФ препятствием к рассмотрению дела по существу.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным доказательствам, суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как следует из договора купли-продажи от 27.12.1993 года, истец приобрел у колхоза «Дружба» трехкомнатную квартиру, расположенную в доме, находящемся земельном участке по адресу: Белгородская область Прохоровский район сх (л.д.16-17).
Земельный участок, расположенный по х Прохоровского района, на котором находится приобретенная истцом квартира, принадлежит истцу на праве собственности, что следует из выписки ЕГРН (л.д.9-10).
Приобретенная квартира расположена в жилом доме, состоящем на кадастровом учете.
Само жилое помещение истца и второе жилое помещение, имеющее общую стену с жилым помещением истца, на кадастровом учете не стоят.
Как следует из технического паспорта и технического плана жилого помещения приобретенного истцом, оно является не квартирой, а частью жилого дома (л.д.12-15, 19-27).
Статьей 16 Жилищного Кодекса РФ закреплены виды жилых помещений.
Так к жилым помещениям относятся:
1) жилой дом, часть жилого дома;
2) квартира, часть квартиры;
3) комната.
При этом жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Таким образом, в соответствии с указанной нормой права, как квартира, так и жилой дом (часть жилого дома) имеют единый статус – жилого помещения и являются самостоятельными объектами жилищных прав.
Понятие многоквартирного жилого дома определено в п.6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, согласно которому многоквартирным домом признается здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 Жилищного Кодекса РФ. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома.
Понятие индивидуального жилого дома изложено в ст.1 и ч.2 ст.49 ГрК РФ: под индивидуальным домом понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, который состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Следовательно, основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
Как усматривается из технического паспорта жилого помещения и технического плана здания, принадлежащего истцу, объект недвижимости фактически является частью жилого дома, общей площадью х кв.м., жилой х кв.м., состоящей из трех жилых комнат, гостиной, кухни, санузла, коридора, гардеробной и имеет самостоятельный выход на земельный участок, прилегающий к жилому дому. Кроме того, в техническом паспорте указано наличие хозяйственных построек (гараж, летняя кухня, сараи, погреб), что также подтверждает характеристику жилого помещения как обособленной части жилого дома, а не квартиры. Общих помещений часть жилого дома истца и помещение третьего лица, не имеют. Таким образом, истец занимает обособленную часть жилого дома, разделенного на две половины, с отдельными двором, входом и коммуникациями. Она функционирует независимо от другой части дома, у них лишь общая стена.
С учетом этого, жилой дом, в котором находится жилое помещение истца, не является многоквартирным в том понимании, которое придается жилищным законодательством, а потому жилое помещение истца отвечает признакам части жилого дома, регламентированным ч.2 ст.16 ЖК РФ.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства, оценка которым дана в соответствии с требования ст.57 ГПК РФ, достоверно подтверждают суждения истца о характеристике принадлежащего ему объекта недвижимости как части жилого дома.
В тоже время в силу ст.ст. 131, 223 и 551 ГК РФ истец не может зарегистрировать за собой право собственности на спорный объект, поскольку ранее права на часть жилого дома в ЕГРН не вносились и отсутствуют документы подтверждающие правовые основания для регистрации такого объекта недвижимости.
Согласно ст.12 ГК РФ одним из способов возникновения гражданских прав является признание права.
В связи с этим, необходимо признать за истцом право собственности на часть жилого дома.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Четверикова А.В (паспорт х) к администрации Маломаяченского сельского поселения Прохоровского района (ИНН х) о признании права собственности на имущество - удовлетворить.
Признать за Четвериковым А.В, право собственности на часть жилого дома, с инвентарным номером х, общей площадью х кв.метров, расположенный по х Прохоровского района Белгородской области на земельном участке с кадастровым номером х.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Прохоровский районный суд Белгородской области в течение месяца.
Судья С.В. Марковской
Мотивированное решение изготовлено 16 сентября 2022