Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-294/2023 ~ М-293/2023 от 29.09.2023

Дело № 2-294/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

село Верхневилюйск                                                                        20 ноября 2023 года

Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Никифорова А.А., при секретаре судебного заседания Егоровой Н.Е., с участием,

старшего помощника прокурора Верхневилюйского района Эппэховой Л.А.,

представителя ответчика - главного врача ГБУ РС (Я) «Верхневилюйская центральная районная больница» Павловой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхневилюйского района Сивцева М.М. в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Верхневилюйская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности организовать розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения в населенных пунктах Верхневилюйского района,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Верхневилюйского района Сивцев М.М. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском к Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Верхневилюйская центральная районная больница» (далее по тексту – ГБУ РС (Я) «Верхневилюйская ЦРБ»), мотивируя тем, что тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере здравоохранения. По результатам проверки установлено, что в нарушение положений Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», на территориях сел Кырыкый, Харбала, Багадя Верхневилюйского района отсутствуют аптечные организации, розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения в указанных населенных пунктах не осуществляется. При этом ГБУ РС (Я) «Верхневилюйская ЦРБ» имеет лицензию № Л0-14-02-000527 от 16 апреля 2014 года на осуществление фармацевтической деятельности по отпуску лекарственных препаратов для медицинского применения; по розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского применения; по хранению лекарственных препаратов для медицинского применения в селе Кырыкый, ул. Лесная, дом 1; в селе Харбала, ул. Новая, дом 6; в селе Багадя, ул. Кооперативная, дом 7. В этой связи, 13 марта 2023 года прокурором внесено представление в адрес главного врача ГБУ РС (Я) «Верхневилюйская ЦРБ» об устранении выявленных нарушений, однако нарушения не устранены, требование фактически оставлено без удовлетворения. Указанные нарушения недопустимы, влекут за собой возникновение угрозы жизни и здоровью как жителей указанных выше населенных пунктов, так и неопределенного круга лиц, нуждающихся в незамедлительном приобретении жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов с доступностью в пределах сельского поселения, однако вынуждены добираться до частных аптечных организаций, расположенных либо в селе Верхневилюйск и (или) других городах республики, неся соответствующие временные и материальные затраты, риски для жизни. Указывая на изложенное, прокурор Верхневилюйского района просит возложить на ГБУ РС (Я) «Верхневилюйская ЦРБ» обязанность в течение 1 (одного) года со дня вступления решения в законную силу организовать розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных на территории Верхневилюйского района: в селе Кырыкый, ул. Лесная, дом 1; в селе Харбала, ул. Новая, дом 6; в селе Багадя, ул. Кооперативная, дом 7.

На основании заявления прокурора Верхневилюйского района определением суда от 13 октября 2023 года в качестве соответчика по делу привлечено Министерство Здравоохранения Республики Саха (Якутия), являющееся единственным учредителем ГБУ РС (Я) «Верхневилюйская ЦРБ», а также главным распорядителем бюджетных средств по финансированию мероприятий по организации в фельдшерско-акушерских пунктах и врачебных амбулаториях розничной торговли лекарственными препаратами.

Ответчик Министерство здравоохранения РС (Я), будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в суд не обеспечило, уважительность не явки своего представителя суду не сообщило, возражений относительно исковых требований не заявило.

При указанных обстоятельствах суд, руководствуясь ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика - Министерства здравоохранения РС (Я).

В судебном заседании старший помощник прокурора Эппэхова Л.А. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ГБУ РС (Я) «Верхневилюйская ЦРБ» Павлова С.Н. возражений относительно исковых требований не заявила, при этом пояснила, что в настоящее время ведется работа по организации розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерских пунктах. В связи с изменением адресов фельдшерско-акушерских пунктов в селах Кырыкый и Харбала проводится также работа по приведению в соответствие ранее выданных лицензий. В указанных населенных пунктах были введены новые здания ФАП, в селе Кырыкый по улице Советская, дом 2/1, а в селе Харбала по улице Новая, дом 6/1. Розничную торговлю лекарственных препаратов в данных населенных пунктах планируется начать до конца текущего года.

Суд, выслушав старшего помощника прокурора Эппэхову Л.А., представителя ответчика Павлову С.Н., изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В силу статей 7 и 41 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется здоровье людей. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.

В соответствии со статьями 4 и 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» (далее по тексту – Федеральный закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются, в том числе, доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в частности, наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения.

Важнейшей составляющей доступности и качества медицинской помощи является применение разрешенных в РФ лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств (статья 79 Федерального закона № 323-ФЗ).

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее по тексту – Федеральный закон № 61-ФЗ) под лекарственными препаратами понимаются лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания и реабилитации.

В статье 4 Федерального закона № 61-ФЗ приведены определения перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ежегодно утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечивающих приоритетные потребности здравоохранения в целях профилактики и лечения заболеваний), обращения лекарственных средств (разработка, доклинические исследования, клинические исследования, экспертиза, государственная регистрация, стандартизация и контроль качества, производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных средств), субъектов обращения лекарственных средств (физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств), фармацевтической деятельности (деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов).

Так, в силу пункта 2 части 2 статьи 69 Федерального закона № 323-ФЗ фармацевтическая деятельность осуществляется лицами, получившими дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, и работающими в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделения) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

Также согласно части 1 статьи 52 Федерального закона № 61-ФЗ фармацевтическая деятельность осуществляется, в том числе, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

Розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений, осуществляется аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (часть 1 статьи 55).

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 ноября 2021 года № 1093н утверждены Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.

Медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями, расположенными в сельских поселениях, где отсутствуют аптечные организации, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется без рецепта.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года № 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, в приложениях 12 и 15 которого приведены Правила организации деятельности врачебной амбулатории и фельдшерско-акушерского пункта.

Реализация лекарственных средств и медицинских изделий в случае отсутствия на территории населенного пункта аптечных организаций относится к основным задачам деятельности фельдшерско-акушерских пунктов (пункт 11).

Судебным следствием установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере здравоохранения. По результатам проверки установлено, на территориях сел Кырыкый, Харбала, Багадя Верхневилюйского района отсутствуют аптечные организации, розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения в указанных населенных пунктах не осуществляется.

ГБУ РС (Я) «Верхневилюйская ЦРБ» имеет лицензию № Л0-14-02-000527 от 16 апреля 2014 года на осуществление фармацевтической деятельности по отпуску лекарственных препаратов для медицинского применения; по розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского применения; по хранению лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе в фельдшерско-акушерских пунктах по адресам: село Кырыкый, ул. Лесная, дом 1; село Харбала, ул. Новая, дом 6; село Багадя, ул. Кооперативная, дом 7.

13 марта 2023 года прокурором внесено представление в адрес главного врача ГБУ РС (Я) «Верхневилюйская ЦРБ» об устранении выявленных нарушений, однако нарушения не устранены, требование фактически оставлено без удовлетворения.

Согласно пункту 1.2 Устава ГБУ РС (Я) «Верхневилюйская ЦРБ», утвержденного приказом Министерства здравоохранения РС (Я) от 21 мая 2021 года № 01-07/696 (далее по тексту - Устав), учредителем ГБУ РС (Я) «Верхневилюйская ЦРБ» является Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия).

Функции и полномочия учредителя в части координации и регулирования деятельности Учреждения от имени Республики Саха (Якутия) осуществляет Министерство здравоохранения РС (Я) (пункт 1.3 Устава).

В соответствии с пунктами 6.1, 6.2, 6.2.2, 6.2.3, 6.2.5 Устава имущество Учреждения является государственной собственностью Республики Саха (Якутия). Источниками финансирования имущества учреждения, в том числе финансовых средств является: имущество, приобретаемое за счет финансовых средств учреждения, в том числе за счет доходов, получаемых от приносящих доход деятельности; субсидии на иные цели, а также бюджетные инвестиции; иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2021 № 455 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Республики Саха (Якутия). Основными задачами Министерства являются обеспечение реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на гарантированное получение медицинской помощи, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, обеспечение создания условий для эффективного развития здравоохранения, лекарственного обеспечения (пункт 2.1). Министерство в сфере охраны здоровья организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, создает в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условия для развития медицинской помощи и обеспечения ее качества и доступности для граждан, организует и совершенствует финансово-экономическую деятельность подведомственных организаций, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (пункт 3.1). Министерство осуществляет функции по обеспечению лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами организаций здравоохранения в соответствии с действующим законодательством регулирование в установленном порядке отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств (пункт 4.1).

Отсутствие возможности приобрести лекарственные препараты первой необходимости, безусловно может повлечь реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, проживающих в сельских поселениях, где отсутствуют аптечные организации.

С учетом изложенного и приведенных положений законодательства в сфере здравоохранения и обращении лекарственных средств суд находит исковые требования прокурора о возложении обязанности на ГБУ РС (Я) «Верхневилюйская ЦРБ» и Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) организовать розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных на территории Верхневилюйского района, и в которых отсутствуют аптечные организации, подлежащим удовлетворению.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчиков совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд, с учетом объема, характера мероприятий, которые необходимо будет провести ответчикам, считает требование прокурора об установлении срока для исполнения решения в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу разумным и считает необходимым установить указанный срок для исполнения решения суда.

При подаче искового заявления в суд прокурор в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины освобождаются также государственные органы, выступающие в качестве истцов и ответчиков.

Поскольку Министерство здравоохранения РС (Я) является исполнительным органом государственной власти, оно подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины. Соответственно, государственная пошлина подлежит к взысканию только с ответчика ГБУ РС (Я) «Верхневилюйская ЦРБ».

Требования прокурора заявлены в интересах физических лиц. При подаче искового заявления неимущественного характера размер государственной пошлины для физических лиц составляет 300 рублей (под. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ). Таким образом, с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины - с ГБУ РС (Я) «Верхневилюйская ЦРБ» подлежит к взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) Сивцева М.М. - удовлетворить.

Возложить на Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Верхневилюйская центральная районная больница» (ИНН 1407001881) и Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435054518) обязанность в течение 1 (одного) года со дня вступления настоящего решения в законную силу, организовать розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных на территории Верхневилюйского района в населенных пунктах: село Кырыкый; село Харбала; село Багадя.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Верхневилюйская центральная районная больница» (ИНН 1407001881) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) через Верхневилюйский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья:                              А.А. Никифоров

Решение суда в окончательной форме изготовлено 20 ноября 2023 года в 16 час. 50 мин.

2-294/2023 ~ М-293/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сивцев М.М.
Ответчики
ГБУ РС (Я) "Верхневилюйская ЦРБ"
Министерство Здравоохранения РС (Я)
Суд
Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Никифоров Айсен Андреевич
Дело на сайте суда
vvilyui--jak.sudrf.ru
29.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.09.2023Передача материалов судье
05.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2023Подготовка дела (собеседование)
30.10.2023Подготовка дела (собеседование)
30.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.11.2023Судебное заседание
20.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.12.2023Дело оформлено
21.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее