УИД: 68RS0014-01-2022-000357-77
Дело № 5-59/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
р.п. Мордово 27 июня 2022 года
Судья Мордовского районного суда Тамбовской области Кирьянова М.О., при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.17.2 КоАП РФ, в отношении Васенцов тС.В.,
УСТАНОВИЛ:
27 июня 2022 года из МОМВД России «Мордовский» в Мордовский районный суд Тамбовской области поступил протокол № от 19 мая 2022 года, составленный старшим УУП МОМВД России «Мордовский» Дорофеев А.П. в отношении Васенцов тС.В. по ст. 14.17.2 КоАП РФ, с приложенными к нему материалами.
Из протокола следует, что 02 марта 2022 года, в 09 часов 30 минут, на <адрес>, Васенцов тС.В. осуществил незаконную перевозку на автомобиле «Хендай Элантра» государственный регистрационный знак № 40 литров спиртосодержащей жидкости, крепостью 31,5% объемных, в 80 стеклянных бутылках, емкостью 0,5 л каждая, с воспроизведением на маркировках бело-синего цвета «<данные изъяты>», тем самым нарушил требования п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а именно: незаконно осуществлял перемещение по территории Российской Федерации немаркированной алкогольной продукции, более 10 литров на одного человека.
Ознакомившись с указанным протоколом об административном правонарушении и приложенными к нему документами, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с пп. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет вопрос о том, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
Статьей 28.2 КоАП РФ регламентирован порядок составления протокола об административном правонарушении, гарантии защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В силу ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
В соответствии с разъяснениями, данными судам в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»), в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.17.2 КоАП РФ образует перемещение по территории Российской Федерации алкогольной продукции, немаркированной в соответствии с законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, в том числе продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза, за исключением перемещения указанной алкогольной продукции по территории Российской Федерации физическими лицами в объеме не более 10 литров на одного человека.
Таким образом, для вывода о наличии состава указанного административного правонарушения в действиях Васенцов тС.В. необходимо установить, что перемещаемая жидкость является алкогольной немаркированной в соответствии с законодательством продукцией.
Согласно приложенному к протоколу заключению эксперта № 745 от 23 марта 2022 года представленные на исследование жидкости являются спиртосодержащими.
При этом заключением эксперта, другими материалами административного дела не подтверждается, что изъятая жидкость является алкогольной немаркированной продукцией.
Подобных вопросов на разрешение эксперта должностным лицом МОМВД России «Мордовский», вынесшим постановление о назначении экспертизы, не ставилось, несмотря на то, что данные признаки входят в объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.17.2 КоАП РФ, а также на то, что понятия «алкогольная» и «спиртосодержащая» продукция не являются тождественными в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Экспертом в ходе исследования в представленных жидкостях обнаружены микропримеси, однако из заключения не следует, является ли их содержание не превышающим допустимые значения, установленные соответствующим ГОСТом. Данный вопрос при назначении экспертизы также не ставился, при том, что ответ на него имеет существенное значение для разграничения уголовного преступления и административного правонарушения.
На экспертизу было представлено только две бутылки из восьмидесяти изъятых, как указано в материалах дела. Однако, что находится в остальных семидесяти восьми бутылках, каков объем жидкости в этих бутылках, маркированы ли они или не маркированы, материалы дела сведений не содержат, хотя эти вопросы прямо влияют на наличие или отсутствие состава правонарушения.
Также из протокола изъятия и протокола осмотра места происшествия не видно, что произведен осмотр каждой бутылки, а протокол осмотра предметов к материалам дела не приобщен.
Кроме того, согласно ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок не более одного месяца. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 3 ст. 28.5 КоАП РФ в случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что правонарушение Васенцов тС.В. совершено 02 марта 2022 года.
УУП МОМВД России «Мордовский» ФИО1 03 марта 2022 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № и проведении административного расследования.
02 апреля 2022 года заместителем начальника по ООП МОМВД России «Мордовский» ФИО2 вынесено определение о продлении срока административного расследования на 01 месяц, до 02 мая 2022 года.
Однако заключение эксперта приобщено к материалам дела 05 мая 2022 года, а протокол об административном правонарушении в отношении Васенцов тС.В. составлен 19 мая 2022 года, то есть за пределами сроков административного расследования, при этом документы о дальнейшем продлении срока административного расследования к протоколу не приложены.
Помимо этого, среди представленных материалов имеется лист с резолюциями, согласно которому проведение проверки по данному делу было поручено 02 марта 2022 года ФИО3, которым впоследствии проведение проверки перепоручено ФИО1 Однако протокол об административном правонарушении составлен ФИО4АП., которому производство по данному материалу не поручалось.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Отмеченные нарушения требований закона, в том числе неправильное составление протокола, неполнота представленных материалов и то обстоятельно, что материалы составлены неправомочными лицами, обязывают судью на стадии подготовки дела об административном правонарушении возвратить протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган (должностному лицу) его составившему, для устранения отмеченных недостатков, поскольку изложенные нарушения препятствуют рассмотрению дела по существу и принятию законного и обоснованного решения.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что в связи с тем, что определение о возвращении протокола об административном правонарушении исключает возможность дальнейшего движения дела, оно может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, поскольку затрагивает право указанных лиц на судебную защиту, а также опротестовано прокурором. Вместе с тем КоАП РФ не предусматривает возможность обжалования такого определения должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.
Также полагаю необходимым обратить внимание на то, что после возврата материалов дела для устранения недостатков, должностное лицо не вправе вносить в дело об административном правонарушении исправления и не оговаривать их, а также нарушать целостность первоначально представленного дела об административном правонарушении. Руководствуясь ст. ст. 29.1, 29.4 КоАП РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ
Возвратить протокол № от 19 мая 2022 года, составленный старшим УУП МОМВД России «Мордовский» Дорофеев А.П. в отношении Васенцов тС.В. по ст. 14.17.2 КоАП РФ, с приложенными к нему материалами в МОМВД России «Мордовский» для устранения указанных недостатков.
Определение может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии определения в Тамбовский областной суд через Мордовский районный суд Тамбовской области.
Судья М.О. Кирьянова