Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-319/2024 ~ М-267/2024 от 12.07.2024

Дело № 2-319/2024

УИД 44RS0004-01-2024-000428-56

Мотивированное решение

изготовлено 15.08.2024 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 августа 2024 года                        

Мантуровский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Праздниковой О.А.

при секретаре Кузнецовой И.И.,

с участием прокурора Антипиной Н.Н,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 2 Мантуровского муниципального округа Костромской области о возложении обязанности по размещении информации для инвалидов,

У С Т А Н О В И Л:

В Мантуровский районный суд Костромской области обратился Мантуровский межрайонный прокурор Костромской области в интересах неопределенного круга лиц с иском к МБОУ Средняя общеобразовательная школа №2 Мантуровского муниципального округа Костромской области о возложении обязанности установить на входе в медицинский кабинет направляющие тактильно-контрастные указатели, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля в срок до 01 мая 2025 года.

В обоснование исковых требований указал, что Мантуровской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав инвалидов в деятельности МБОУ СОШ № 2. Проверка показала, что в настоящее время в образовательном учреждении требования ст.ст. 2, 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не исполняются, т.е отсутствует на входах в образовательное учреждение информация для инвалидов знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ просил определить МБОУ СОШ №2 срок для устранения выявленных нарушений до 01 мая 2025 года.

В судебном заседании судом прокурор Антипина Н.Н исковые требования поддержала, просив обязать МБОУ СОШ №2 в срок до 01 мая 2025года установить направляющие тактильно-контрастные указатели на входе в медицинский кабинет, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Представитель ответчика директор МБОУ СОШ №2 Рублевская И.А., будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явилась, в телефонограмме просила рассмотреть гражданское дело без ее участия, исковые требования прокурора признает.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования.

Учитывая, что невозможно индивидуализировать круг лиц, посещающих образовательные учреждения, права которых на беспрепятственного доступа к информации затронуты, то прокурор вправе обратиться с иском в суд в защиту неопределенного круга лиц по данному делу.

Согласно ст.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Согласно ч.7 ст.28 указанного Федерального закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются в том числе, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ч.ч.1,2,3,4 ст.79 Федерального закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Согласно п.п.5 и 6 ч.1 ст.15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, а также обеспечивают дублирование необходимой для инвалидов информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Во исполнение требований указанной выше статьи разработана и действует система нормативных документов "ГОСТ Р 52131-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.08.2019 N 584-ст). Данный ГОСТ распространяется на визуальные и тактильно-визуальные знаковые средства отображения информации, использующие пиктограммы, знаки, буквы русского или латинского алфавита, а также надписи, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля, являющиеся специализированными знаковыми средствами отображения информации для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, инвалидов по зрению, инвалидов по слуху, а также для инвалидов других нозологий.

Требования к самим объектам социальной инфраструктуры содержаться в принятом во исполнение Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 27.12.2002 N184-ФЗ "О техническом регулировании" и Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 904/пр.

В соответствии с положениями устава МБОУ СОШ №2, учреждение является некоммерческой организацией, целью деятельности которого является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам начального, общего, основного общего, среднего общего образования (п.1.1, 2.1). Учреждение осуществляет свою деятельность по адресу: [адрес] (п.1.2 Устава). Имущество учреждения является собственностью Мантуровского муниципального округа Костромской области и закреплено за ним на праве оперативного управления (п.7.1, 7.2 Устава).

Здание школы, как административное здание, является объектом социальной инфраструктуры, поэтому ответчиком должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов.

В связи с чем, выявленные нарушения подлежат устранению, путем возложения на ответчика МБОУ СОШ №2 обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем дублирования на входе в медицинский кабинет необходимой для инвалидов информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Неисполнение вышеуказанных требований законодательства влечет за собой нарушение гарантированного конституцией права на общедоступность основного общего и среднего профессионального образования в муниципальных образовательных учреждениях, в том числе детей и их родителей, других граждан, являющихся инвалидами, а также имеющих отклонение по зрению, препятствует надлежащей реализации государственной политики в сфере образования.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования прокурора законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Определяя срок для исполнения данной обязанности, суд исходит из характера проведения необходимых процедур, а также временных затрат, необходимых для их выполнения, и полагает достаточным и разумным срок, предложенный истцом, то есть до 01 мая 2025 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ № 2 о возложении обязанности установить указатели, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля - удовлетворить полностью.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 Мантуровского муниципального округа Костромской области, [адрес] обеспечить в учреждении по адресу: [адрес] на входе в медицинский кабинет направляющие тактильно-контрастные указатели на входе в здание, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне в срок до 01 мая 2025 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья: О.А Праздникова.

2-319/2024 ~ М-267/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мантуровский межрайонный прокурор
Ответчики
МБОУ СОШ №2 Мантуровского муниципального округа Костромской области
Суд
Мантуровский районный суд Костромской области
Судья
Праздникова Ольга Анатольевна
Дело на сайте суда
manturovsky--kst.sudrf.ru
12.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.07.2024Передача материалов судье
15.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.08.2024Судебное заседание
15.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее