Дело № 2-219/2024 (№ 2-1664/2023)
УИД 16RS0041-01-2023-002456-67
Учёт 2.046г
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 февраля 2024 года город Лениногорск Республики Татарстан
Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Ивановой С.В., при секретаре судебного заседания Загировой А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Садыковой Г.И. к обществу с ограниченной ответственностью «УралСтройНефть» о взыскании денежной компенсации за несвоевременному выплату заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Садыкова Г.И. обратилась в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «УралСтройНефть» о взыскании денежной компенсации за несвоевременному выплату заработной платы.
В обоснование иска указано, что Садыкова Г.И. с ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в ООО «УралСтройНефть» в должности <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ трудовые отношения между истцом и ответчиком прекращены по инициативе работника согласно пункту 3 части первой статье 77 Трудового кодекса Российской Федерации. В день прекращения трудового договора полный расчет с истцом не был произведен, что существенным образом нарушает права истца. ДД.ММ.ГГГГ Лениногорским городским судом Республики Татарстан вынесено решение о частичном удовлетворении исковых требований и взыскании с ООО «УралСтройНефть» задолженности по заработной плате в размере <данные изъяты>, компенсацию за задержку выплаты причитающихся работнику сумм размере <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в счет компенсации морального вреда <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком произведена частичная оплата в размере <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ выплачена оставшаяся сумма задолженности по заработной плате в размере <данные изъяты>, сумма компенсации за задержку выплаты заработной платы в размере <данные изъяты>. Размер компенсации за задержку выплаты заработной платы исчисляется конкурсным управляющим ответчика самостоятельно по день фактического расчета включительно и погашается одновременно с погашением требований по заработной плате, а также что сумма такой компенсации не подлежит включению в реестр требований должника, причитающая истцу заработная плата не выплачена с учетом компенсации за задержку, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактической выплаты включительно. Письменное требование истца о выплате заработной платы с учетом компенсации за задержку оставлено ответчиком без удовлетворения. Таким образом, истец полагает, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сумма компенсации за задержку причитающейся выплаты заработной платы при увольнении составляет <данные изъяты>
С учетом изложенного, ситец просит суд взыскать с ООО «УралСтройНефть» в пользу Садыковой Г.И. компенсацию за задержку причитающейся выплаты при увольнении за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.
Истец Садыкова Г.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении в отсутствие, заявленные исковые требования поддержала, о вынесении заочного решения не возражала.
Представитель ответчика ООО «УралСтройНефть» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Принимая во внимание, что ответчик надлежащим образом был извещен по адресу места жительства, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, поскольку доказательств направления в суд каких-либо ходатайств об отложении судебного заседания ответчиками не представлено, таких доказательств в материалах дела не имеется.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 142 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с данным кодексом и иными федеральными законами.
Правила материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, содержатся в статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Из приведенных норм трудового законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что работодатель несет обязанность по выплате работнику заработной платы в установленные законом или трудовым договором сроки.
В случае нарушения установленного срока выплаты заработной платы работодатель обязан выплатить работнику задолженность по заработной плате с уплатой процентов. Обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более начисленных и задержанных выплатой сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора, то есть нарушение работодателем трудовых прав работника задержкой выплаты ему начисленной заработной платы имеет длящийся характер.
Из приведенных положений трудового законодательства следует, что предусмотренная статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации компенсация подлежит начислению по день фактической выплаты работнику причитающихся ему сумм вне зависимости от принятия судебного акта о взыскании данных денежных средств.
Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Судом установлено и из материалов дела следует, что на основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ООО «УралСтройНефть» и Садыковой Г.И. срочного трудового договора № № последняя была принята на работу в указанную организацию на должность <данные изъяты> на время действия договора на строительство объекта <данные изъяты>
В последующем между сторонами неоднократно заключались дополнительные соглашения к трудовому договору, которыми в том числе изменялись должность, структурное подразделение и размер оплаты труда.
В частности, дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ № Садыкова Г.И. с ДД.ММ.ГГГГ была переведена на должность <данные изъяты> с должностным окладом в размере <данные изъяты>, дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ – на должность <данные изъяты> с должностным окладом в размере <данные изъяты>, который в последующем в соответствии с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ был увеличен до <данные изъяты>.
Приказом работодателя от ДД.ММ.ГГГГ № Садыкова Г.И. уволена с занимаемой должности на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации – расторжение трудового договора по инициативе работника (статья 80 настоящего Кодекса).
Садыкова Г.И. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «УралСтройНефть» (далее – ООО «УралСтройНефть») о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда.
Решением Лениногорского городского суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Садыковой Г.И. удовлетворены частично. Решением постановлено: взыскать с общества с ограниченной ответственностью «УралСтройНефть» в пользу Садыковой Г.И. задолженность по заработной плате в размере <данные изъяты>, компенсацию за задержку выплаты причитающихся работнику сумм в размере <данные изъяты>, в счет компенсации морального вреда <данные изъяты>; в остальной части в удовлетворении исковых требований отказать; взыскать с общества с ограниченной ответственностью «УралСтройНефть» государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты> (л.д. 22-28).
Таким образом, размер задолженности ответчика по заработной плате перед истцом отражен во вступившем в законную силу судебном постановлении, имеющим при рассмотрении настоящего спора преюдициальное значение.
Согласно справкам по операциям, ДД.ММ.ГГГГ ответчиком по решению суда произведена частичная оплата в размере <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ выплачена оставшаяся сумма задолженности по заработной плате в размере <данные изъяты>, а также сумма компенсации за задержку выплаты заработной платы в размере <данные изъяты> (л.д. 29, 30).
Исходя из изложенного выше суд приходит к выводу, что ответчиком был нарушен установленный срок выплаты причитающихся истцу денежных средств, в связи с чем, в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации признает подлежащими удовлетворению требования истца по праву.
Суд принимает и признает арифметически верным расчет компенсации, произведенной истцом, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме <данные изъяты>, поскольку он не противоречит имеющимся в деле доказательствам. Указанная сумма и подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и абзаца 8 части 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом удовлетворения заявленных требований с ответчика в доход местного бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>, от уплаты которой истец была освобождена при обращении в суд с настоящим иском в силу закона.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 56, 194, 198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ № 2-219/2024, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.