Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1282/2024 ~ М-1102/2024 от 29.05.2024

Гражданское дело № 2-1282/2024

УИД № 30RS0005-01-2024-001733-27

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июня 2024г. Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Лябах И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Деликовой Б.О., с участием представителя Заместителя Ахтубинского городского прокурора Астраханской области старшего помощника Ахтубинского городского прокурора Астраханской области Грачевой С.С., действующей в защиту прав, свобод и законных интересов Мордасова А.В., истца Мордасова А.В., представителя ответчика администрации МО «Ахтубинский район» Лучинской О.Н., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области, расположенном по адресу: Астраханская область Ахтубинский район город Ахтубинск улица Ватутина дом 18А, гражданское дело № 2-1282/2024 по исковому заявлению Заместителя Ахтубинского городского прокурора Астраханской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Мордасова А.В. к администрации муниципального образования «Ахтубинский муниципальный район Астраханской области» о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Ахтубинский городской прокурор Астраханской области в интересах Мордасова А.В. обратился в суд с требованиями к администрации муниципального образования «Ахтубинский муниципальный район Астраханской области» (далее–администрация МО «Ахтубинский район») о взыскании компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что в Ахтубинскую городскую прокуратуру Астраханской области обратился Мордасов А.В. с заявлением о защите своих прав, в связи с укусом его безнадзорной собакой в районе <адрес>. В ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Мордасов А.В. шел со стороны <адрес> в сторону своего дома. В это время на него накинулась безнадзорная собака и укусила за левое бедро. В результате нападения безнадзорной собаки Мордасов А.В. получил телесные повреждения в виде укуса левого бедра, и сразу обратился в ГБУЗ АО «Ахтубинская РБ» за медицинской помощью. Мордасов А.В. в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. находился на лечении в отделении гнойной хирургии, проходил курс вакцинации. Ответчиком обязанность по принятию мер по отлову собак, находящихся без сопровождающих на территории Ахтубинского района Астраханской области, в должной мере не соблюдается, что свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между бездействием администрации МО «Ахтубинский район» и нападением ДД.ММ.ГГГГг. на Мордасова А.В. безнадзорной собаки. Мордасов А.В. является пенсионером, с учетом его возраста, состоянием здоровья, испытал моральные страдания, до настоящего времени испытывает страх при виде собак, появился страх за жизнь и здоровье, в связи с чем, причинённые моральные страдания оценивает в размере 20000 рублей. Просит суд взыскать с ответчика в пользу Мордасова А.В. за счет казны муниципального образования «Ахтубинский муниципальный район Астраханской области» компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.

Представитель истца Грачева С.С., действующая в защиту прав, свобод и законных интересов Мордасова А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить, при этом пояснила, что ДД.ММ.ГГГГг. на пенсионера Мордасова А.В. напала безнадзорная собака, укусила за левое бедро. Считает, что ответчиком не надлежащим образом проводятся мероприятия по работе с безнадзорными животными, в связи, с чем в адрес администрации МО «Ахтубинский район» неоднократно вносились представления.

Истец Мордасов А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ шел в сторону дома мимо <адрес>, около 2 подъезда стая бездомных собак набросилась на него, одна из которых укусила за левое бедро. Собака была рыжего окраса. Он обратился в ГБУЗ АО «Ахтубинская РБ», где была оказана помощь. После случившегося, он прошел лечение, испытал переживания, страх, который до настоящего времени не проходит. Находясь на улице, опасается собак.

Представитель ответчика администрации МО «Ахтубинский район» Лучинская О.Н., действующая на основании доверенности от 4 декабря 2024г., в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила в их удовлетворении отказать, Размер компенсации морального вреда в случае удовлетворения определить исходя из требований действующего законодательства, при этом пояснила, что администрацией надлежащим образом исполняются обязанности по заключению контрактов на отлов, стерилизацию, вакцинацию, лечение и возврат на прежнее место обитания тех животных без владельцев, в отношении которых от физических и юридических лиц поступили обращения. 26 января 2024г. в соответствии с соглашением от 15 декабря 2023г. заключен муниципальный контракт на оказание услуг по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования «Ахтубинский муниципальный район Астраханской области».

Представитель третьего лица ИП Симко Л.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований не представила.

В связи с тем, что третье лицо о месте и времени рассмотрения дела было извещено надлежащим образом, не представило сведений об уважительности причин неявки, суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.

Выслушав представителя истца Грачеву С.С., истца Мордасова А.В., представителя ответчика Лучинскую О.Н., исследовав материалы гражданского дела и, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации относит компенсацию морального вреда к способам защиты гражданских прав.

В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (пункт 1).

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2).

Статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статья 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В абзаце 3 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда.

Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации названных конституционных гарантий.

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В соответствии с пунктом 2 статьи 230 Гражданского кодекса Российской Федерации на органы местного самоуправления возлагается обязанность принимать меры к розыску собственников безнадзорных животных.

Безнадзорные животные при определенных условиях, указанных в пункте 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации, переходят в муниципальную собственность.

Положениями статьи 1 Федерального закона № 498-ФЗ от 27 декабря 2018г. «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- Федеральный закон № 498-ФЗ) предусмотрено, что указанный Закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

Деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные указанным Федеральным законом (подпункт 2 статьи 3 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 498-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них: установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.

Пункт 3 статьи 7 Федерального закона № 498-ФЗ предусматривает право органов государственной власти субъектов Российской Федерации наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

На основании статьи 17 Федерального закона № 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется, в том числе, в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.

Как следует из пунктов 9.5, 9.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 54 от 6 мая 2010г., регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей. Организация и проведение указанных мероприятий осуществляются при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Законом Астраханской области от 23 июля 2013г. № 32/2013-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области отдельным государственным полномочием Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» предусмотрено, что органы местного самоуправления наделены полномочиями по организации проведения на территории Астраханской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГг. во второй половине дня Мордасов А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, шел со стороны <адрес>, около 2 подъезда на него напала стая безнадзорны собак, одна из которых укусила его за левое бедро.

После чего Мордасов А.В. обратился в ГБУЗ АО «Ахтубинская РБ» за медицинской помощью, и в этот же день был госпитализирован в отделение гнойной хирургии ГБУЗ АО «Ахтубинская РБ», ему было назначено медикаментозное лечение, перевязки с антисептиками.

На стационарном лечении Мордасов А.В. находился с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., выставлен диагноз: укушенная рана левого бедра. Собака бродячая. После выписки рекомендовано продолжить введение вакцины КОКАВ 1.0 на 14, 30, 90 сутки (9 февраля, 25 февраля, 25 апреля 2024г.).

В ходе рассмотрения дела Мордасов А.В. пояснил суду, что ДД.ММ.ГГГГг. шел в сторону дома мимо <адрес>, около 2 подъезда стая бездомных собак набросилась на него, одна из которых укусила за левое бедро. Собака была рыжего окраса. Он обратился в ГБУЗ АО «Ахтубинская РБ», где была оказана помощь. Собака, которая его укусила, по настоящее время там же и обитает, собака агрессивная. После случившегося, он прошел лечение, испытал переживания, страх, который до настоящего времени не проходит. Находясь на улице, опасается собак.

На основании пункта 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на: осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.

Согласно Уставу муниципального образования «Ахтубинский район», принятому Советом муниципального образования «Ахтубинский район» решением от 23 июня 2016г. № 200, муниципальное образование является муниципальным районом.

Из статьи 11 Устава следует, что органы местного самоуправления Ахтубинского района в соответствии с законодательством могут быть наделены правом осуществлять отдельные государственные полномочия, то есть полномочия по вопросам не отнесенным Федеральным законом от 6 октября 2013г. за № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения. Наделение органов местного самоуправления Ахтубинского района отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами Астраханской области, отдельными государственными полномочиями Астраханской области – законами Астраханской области. Исполнение отдельных государственных полномочий органами и должностными лицами Ахтубинского района осуществляется за счет субвенций, предоставляемых из средств федерального бюджета и бюджета Астраханской области.

Постановлением Правительства Астраханской области от 9 октября 2013г. № 408-П «О порядке расходования субвенций бюджетам муниципальных образований Астраханской области из бюджета Астраханской области для осуществления отдельного государственного полномочия Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» определены основные цели расходования средств субвенций в области обращения с животными, а именно отлов, содержание и возврат на прежние места обитания животных без владельцев.

15 декабря 2023г. между службой ветеринарии Астраханской области и администрацией муниципального образования «Ахтубинский район» в целях реализации Закона Астраханской области № 32/2013-ОЗ от 23 июля 2013г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области отдельными государственными полномочиями Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» заключено соглашение № 1/2024, предметом которого является предоставление бюджету муниципального образования «Ахтубинский район» субвенций из бюджета Астраханской области на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении переданных государственных полномочий на 2024 год.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.3 указанного Соглашения Служба доводит до органа местного самоуправления денежные средства, выделяемые из бюджета Астраханской области, для осуществления отдельного государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в виде субвенций в сумме 12 999 949, 21 рублей через Управление Федерального казначейства по Астраханской области, из которых объем средств по отлову, содержанию и возврату на прежние места обитания животных без владельцев – 12 535 549,93 рублей. Количество животных без владельцев, подлежащих отлову, содержанию (в том числе лечению, вакцинации, стерилизации) и возврату на прежние места обитания, согласно пункту 1.4 Соглашения, составляет 901 ед.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «Ахтубинский район» и ИП Симко Л.И. был заключен муниципальный контракт на оказание услуг по отлову и содержанию животных без владельцев на территории Ахтубинского района Астраханской области. Исполнитель обязуется оказать услугу по отлову и содержанию животных без владельцев на территории Ахтубинского района Астраханской области в соответствии с техническим заданием. Стоимость поручаемых исполнителю услуг по настоящему контракту составляет 556 517 рублей. Цена за единицу услуги (особь) составляет 13 912 рублей. Срок исполнения исполнителем своих обязательств по настоящему контракту с момента заключения муниципального контракта до 1 апреля 2024г. Согласно нарядам-заданиям за период с 26 января 2024г. до 1 апреля 2024г. отловлено 40 особей.

Следующий аналогичный муниципальный контракт администрацией МО «Ахтубинский район» был заключен с ИП Симко Л.И. 2 апреля 2024г.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно пункту 2 статьи 2 которого органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993г. № 4979-1 «О ветеринарии», а также статьями 3, 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с пунктом 82 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными, в том числе организацию мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1.3 Постановления службы ветеринарии Астраханской области от 24 декабря 2019г. № 15 «О Порядке осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Астраханской области» мероприятия по отлову животных без владельцев, в том числе их транспортировке и передаче в приюты для животных; содержанию животных без владельцев в приютах для животных; возврату потерявшихся животных их владельцам, а также поиску новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврату животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания на территории Астраханской области (далее - мероприятия по обращению с животными без владельцев) могут осуществляться юридическими лицами (коммерческими или некоммерческими организациями, в том числе фондами, общественными организациями, учреждениями, иными организациями) и индивидуальными предпринимателями. Органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, наделенные отдельным государственным полномочием Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в качестве организации, осуществляющей мероприятия по обращению с животными без владельцев привлекают Исполнителей, в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Доводы представителя администрации МО «Ахтубинский район» о том, что деятельность администрации по обращению с животными без владельцев не предполагает осуществление обязанностей собственника по отношению к животным без владельцев, включая контроль за поведением животных без владельцев, а сводится к заключению контрактов на отлов, стерилизацию, вакцинацию, лечение и возврат на прежнее место обитания тех животных без владельцев, администрация не несет ответственность за случаи ненадлежащего выполнения гражданами и юридическими лицами обязанности по сообщению и нахождении животных без владельцев, не имеющих неснимаемых и несмываемых меток, на территории или объектах, находящихся в собственности или пользовании таких лиц, за не установление хозяев таких собак, то есть вины администрации в причинении вреда здоровью истца, не имеется, не могут быть приняты судом. Доказательств того, что собака, укусившая истца, имеет собственника, ответчиком не представлены.

В силу действующего законодательства на ответчика, наделенного отдельными государственными полномочиями Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, возлагается ответственность по возмещению причиненного Мордасову А.В. вреда укусом собаки без владельца, что не связано с наличием или отсутствием у администрации права собственности на животных без владельцев, имеющих неснимаемые и несмываемые метки, либо не установлением собственника особи, причинившей вред истцу. Возврат животных без владельца на прежние места обитания возможен только в отношении тех особей, которые не проявляют немотивированную агрессию.

Кроме того, с 1 марта 2023г. вступили в силу Методические указания по предотвращению причинения животными без владельцев вреда жизни и здоровью граждан, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2022г. № 1980, согласно которым, уполномоченные органы обязаны утверждать порядок определения лиц, ответственных за создание условий для снижения риска причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан.

Администрацией МО «Ахтубинский район» обязанность к принятию мер по отлову собак, находящихся без сопровождающих лиц на территории Ахтубинского района Астраханской области, в должной мере не соблюдаются, что свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между бездействием администрации муниципального образования «Ахтубинский район» и нападением ДД.ММ.ГГГГг. Мордасова А.В. безнадзорной собаки.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь приведенными нормативными положениями в их системной взаимосвязи, суд приходит к выводу, что в данном случае взыскание компенсации морального вреда, причиненного в результате нападения безнадзорной собаки, должно быть произведено с муниципального образования «Ахтубинский муниципальный район Астраханской области» за счет казны муниципального образования «Ахтубинский муниципальный район Астраханской области» в соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Доказательств, опровергающих изложенные выше обстоятельства или подтверждающих отсутствие вины администрации МО «Ахтубинский район» в причинении вреда Мордасову А.В., ответчиком не представлено (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» моральный вред подлежит компенсации независимо от формы вины причинителя вреда (умысел, неосторожность). Вместе с тем при определении размера компенсации морального вреда суд учитывает форму и степень вины причинителя вреда (статья 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По общему правилу, моральный вред компенсируется в денежной форме (пункт 1 статьи 1099 и пункт 1 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) (пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).

В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда») разъяснено, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении. Размер компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других имущественных требований.

Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда (пункт 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).

Согласно пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни. При определении размера компенсации морального вреда суду необходимо устанавливать, допущено причинителем вреда единичное или множественное нарушение прав гражданина или посягательство на принадлежащие ему нематериальные блага.

При определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации). В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации), устранить эти страдания либо сгладить их остроту. Судам следует иметь в виду, что вопрос о разумности присуждаемой суммы должен решаться с учетом всех обстоятельств дела, в том числе значимости компенсации относительно обычного уровня жизни и общего уровня доходов граждан, в связи с чем исключается присуждение потерпевшему чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы, если только такая сумма не была указана им в исковом заявлении (пункт 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).

Как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», при определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.

Таким образом, из вышеприведенных положений законодательства и разъяснений по их применению следует, что поскольку, предусматривая в качестве способа защиты нематериальных благ компенсацию морального вреда, закон (статьи 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) устанавливает лишь общие принципы для определения размера такой компенсации, суду при разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.

Как указывалось выше, после укуса собаки, не имеющей владельца, Мордасов А.В. был помещен в хирургическое отделение ГБУЗ АО «Ахтубинская РБ», где проходил лечение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг., прошел кратковременный курс вакцинации.

Как указал в судебном заседании Мордасов А.В., он испытал физическую боль, когда его укусила собака за ногу, в последующем проходил лечение, ему делали прививки, обрабатывали раны, он испытал стресс, тем самым Мордасову А.В. были причинены физические и нравственные страдания, действиями, посягающими на принадлежащие гражданину от рождения нематериальные блага, в частности, жизнь и здоровье.

Учитывая характер причиненных потерпевшей физических и нравственных страданий, возраст Мордасова А.В., являющегося пенсионером, состояние его здоровья, индивидуальные особенности, требования разумности и справедливости, суд считает возможным удовлетворить требования истца о взыскании компенсации морального вреда с ответчика в размере 15000 рублей.

На основании статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются истцы по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

Согласно статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Исходя из приведенных норм права, учитывая, что истец-Ахтубинский городской прокурор и ответчик-орган местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины, оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины не имеется.

Руководствуясь статьями 15, 151, 1064, 1069, 1071, 1082, 1099-1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

исковые требования Заместителя Ахтубинского городского прокурора Астраханской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Мордасова А.В. к администрации муниципального образования «Ахтубинский муниципальный район Астраханской области» о взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить в части.

Взыскать с администрации муниципального образования «Ахтубинский муниципальный район Астраханской области», находящейся по адресу: Астраханская область город Ахтубинск улица Волгоградская дом 141, ИНН 3012000794, ОГРН 1023000509498, за счет средств казны муниципального образования «Ахтубинский муниципальный район Астраханской области» в пользу Мордасова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт гражданина Российской Федерации серия выдан <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГг. код подразделения , зарегистрированного по месту жительства по адресу: <адрес> компенсацию морального вреда в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.

В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд Астраханской области.

Мотивированное решение суда составлено 28 июня 2024г.

Судья: И.В. Лябах

2-1282/2024 ~ М-1102/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Мордасов Александр Владимирович
Ахтубинская городская прокуратура Астраханской области
Ответчики
Администрация МО "Ахтубинский муниципальный район Астраханской области"
Другие
Грачева Светлана Сергеевна
Лучинская Ольга Николаевна
ИП Симко Любовь Ивановна
Суд
Ахтубинский районный суд Астраханской области
Судья
Лябах И.В.
Дело на сайте суда
ahtubinsky--ast.sudrf.ru
29.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.05.2024Передача материалов судье
30.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.05.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.06.2024Предварительное судебное заседание
24.06.2024Судебное заседание
28.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее