Дело № 2-677/2023
УИД №RS0№-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 сентября 2023 года <адрес>
Красноперекопский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Маслак В.Ю.,
при секретаре судебного заседания - ФИО4,
с участием представителя истца - ФИО5,
представителя ответчика – адвоката - ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым к ФИО1 о возложении обязанности произвести отчуждение земельного участка, третьи лица – <адрес> Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Главное управление Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, отделение судебных приставов по <адрес> и <адрес> УФССП России по <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГМинистерство имущественных и земельных отношений Республики Крым обратилось в Красноперекопский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к ФИО1 о возложении обязанности произвести отчуждение земельного участка, третьи лица – <адрес> Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Главное управление Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, отделение судебных приставовпог.Красноперекопску и <адрес> УФССП России по <адрес>.
Требования мотивированы тем, что в результате рассмотрения сведений из Единого государственного реестра недвижимости, Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым установлено, что ответчик ФИО2 собственником земельного участка площадью 12171кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Братский сельский совет, за границами населенного пункта, кадастровый №.
Сведения о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 90:06:010601:2861 внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации вещного права: 90:06:010601:2861- 90/090/2018-1.По данным ЕГРН ответчик, является гражданкой Украины.
Учитывая вышеизложенное, принадлежащий ответчику земельный участок подлежал отчуждению ею в течение года с момента вступления в законную силу Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №», вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ, однако этого ответчиком добровольно сделано не было.
В случае если имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в п. 1 ст. 238 ГК РФ, такое имущество с учетом его характера и назначения по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже на торгах (конкурсах, аукционах) с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитают затраты на отчуждение имущества (п. 2 ст. 238ГК РФ).
В связи с вышеизложенным, истец просит суд осуществить принудительную продажу с публичных торгов земельного участка с кадастровым номером 90:06:010601:2861, площадью 12171кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Братский сельский совет, за границами населенного пункта, вид разрешенного использования — сельскохозяйственное использование, принадлежащего на праве собственности гражданке ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, паспорт гражданки Украины ЕС №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Красноперекопским ГРО ГУ МВС Украины в Крыму, с последующей передачей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вырученной суммы за вычетом затрат, понесенных на отчуждение имущества.Начальную продажную цену отчуждаемого имущества определить равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В судебном заседание представитель истца Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым –ФИО5 поддержал исковые требования, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика, назначенный в порядке ст. 50 ГПК РФ, адвокат ФИО6, не возражал против удовлетворения иска.
Третье лицо- – Отделение судебных приставов по <адрес> и <адрес> Управления федеральной службы судебных приставов России по <адрес> в судебное заседание не обеспечил явку своего представителя, извещался надлежащим образом, в суд направлено заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, решение просят принять на усмотрение суда.
Третье лицо- – Главное управление Федеральной службы судебных приставов по <адрес> и <адрес> в судебное заседание не обеспечил явку своего представителя, извещался надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомил.
Представитель третьего лица - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, ходатайствуют о рассмотрения дела без участия их представителя.
Представитель третьего лица - <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, что не противоречит ст.167 ГПК РФ.
Суд, исследовав письменные материалы дела, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией.
Положения ст. 12 ГК РФ предусматривают способы защиты гражданских прав, перечень которых не является исчерпывающим.
Выбор способа защиты своих прав, принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой.
Таким образом, юридическое значение для осуществления судебной защиты, имеет установление факта наличия нарушенного права истца, а также того обстоятельства, приведет ли избранный истцом способ защиты своего права к защите и восстановлению прав истца, и не будет ли при этом допущено нарушений прав иных лиц.
Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные наравенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (п.1 ст.2 ГК РФ).
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Из материалов настоящего гражданского дела следует, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица, от ДД.ММ.ГГГГ, государственный регистрационный № (л.д.12).
Из представленного свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым поставлено на учет ДД.ММ.ГГГГ, в налоговом органе по месту нахождения Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> с присвоением ИНН 9102012080, КПП 910201001, ОГРН 1149102017426 (л.д.13).
Согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2023-161368239, земельный участок, расположенный в <адрес>, Братский сельский совет, за границами населенного пункта, имеет кадастровый №, присвоенный ДД.ММ.ГГГГ, площадью 12171кв.м., кадастровая стоимость 120249,48 рублей, категория земель-земли сельскохозяйственного назначения, правообладателем значитсяФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.14-17).
Согласно представленной информации ОВМ МО МВД России «Красноперекопский» от ДД.ММ.ГГГГ № гражданка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., снята ДД.ММ.ГГГГ с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес> связи с убытием в <адрес>, Украина, паспортом гражданина Российской Федерации не документирована, сведений о пересечении государственной границы Российской Федерации в автоматизированной системе ЦБДУИГ в период с 2014 года по настоящее время отсутствуют (л.д.40).
Согласно информации Отряда пограничного контроля Федеральной службы безопасности Российской Федерации в международном аэропорту Шереметьево от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год сведений о пересечении гражданкойФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. отсутствуют (л.д.42).
Из представленного реестрового дела № на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, Братский сельский совет, за границами населенного пункта, открытого ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок зарегистрирован за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, гражданкой Украины паспорт Серия ЕС № выданный ДД.ММ.ГГГГ КрасноперекопскимГРО ГУ МВД Украины в Крыму, место проживания: Украина, <адрес>(л.д.50-62).
По требованиям о принудительном отчуждении земельного участка суд отмечает следующее:
Конституционный Суд РФ в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О указал, что в силу ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция РФ в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 260 ГК РФ), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из ч. 1 ст. 9, ч.ч. 1, 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в ч. 1 ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в ч. 1 ст. 36, согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (ч.ч. 1, 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации).
Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.
Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.
В соответствии с п. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Указом Президента Российской Федерации N 26 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» установлен перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.
Земельные участки, расположенные на приграничных территориях, входящих в утвержденный Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № входящие в перечень и находящиеся на праве собственности у иностранных граждан, должны быть отчуждены в установленном российским законодательством порядке.
Положениями п.п. 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.
В соответствии с п. 1 ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случае, если имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в п. 1 ст. 238 ГК РФ, такое имущество с учетом его характера и назначения по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитают затраты на отчуждение имущества (п. 2 ст. 238 ГК РФ).
Таким образом, земельные участки, расположенные на приграничных территориях, в том числе, на территории муниципального образования <адрес> Республики Крым, не могут принадлежать на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам. Если земельный участок в силу закона не может принадлежать на праве собственности ответчику как иностранному гражданину, необходимо его отчуждение.
Норма п. 3 ст. 15 ЗК РФ является отсылочной и подлежит применению с момента установления Президентом Российской Федерации перечня приграничных территорий.
В свою очередь Перечень приграничных территорий является открытым и устанавливается Президентом Российской Федерации в рамках реализации им определенных ст. 80 Конституции Российской Федерации полномочий по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, определении основных направлений внутренней и внешней политики государства.
В судебном заседании достоверно установлено, что ответчик ФИО1 гражданкой Российской Федерации не являлась и не является, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым зарегистрирована не была и постоянно не проживала. Более того суд отмечает, что осуществляя действия связанные с реализацией прав, ФИО1 на территории РФ предъявляла паспорт гражданина Украины, Серия ЕС № выданный ДД.ММ.ГГГГ Красноперекопским ГРО ГУ МВД Украины в Крыму.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ФИО1 является гражданкой Украины.
Таким образом, применительно к данному спору, принадлежащий ответчику земельный участок подлежал отчуждению ею в течение года с момента вступления в законную силу Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, однако этого ответчиком добровольно сделано не было, до настоящего времени право собственности на земельный участок зарегистрировано за ответчикомФИО1
Совокупность установленных по делу обстоятельств указывает на то, что нахождение в собственности ответчика спорного земельного участка, нарушает принципы землепользования, регламентированные в Российской Федерации. Спорный земельный участок расположен на территории муниципального образования <адрес> Республики Крым, Братский сельский совет.
При таких обстоятельствах к спорным правоотношениям подлежат применяю положения п. 2 ст. 238 ГК РФ.
Порядок принудительной продажи земельного участка, находящегося в собственности лица, которому он не имеет право принадлежать, прямо законом не урегулирован.
В случаях, когда предусмотренные п.п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона) (ст.6 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу части 1 статьи 196 ГПК РФ суд определяет, какие нормы права следует применить к возникшим правоотношениям сторон.
Поскольку, как было указано выше порядок принудительной продажи земельного участка, находящегося в собственности лица, которому он не имеет право принадлежать, прямо законом не урегулирован, суд полагает возможным применить к спорным правоотношениям положений действующего законодательства о принудительной продаже имущества на публичных торгах.
В соответствии с положениями ст. 449.1 ГК РФ, под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.
Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом, (п.2 ст. 449.1 ГК РФ)
Порядок проведения публичных торгов, регламентирован положениями ст.448 ГК РФ.
Таким образом, к спорным правоотношениям подлежали применению положения п.2 ст.238 ГК РФ, ст.ст. 448, 449.1 ГК РФ, то есть о продаже спорного земельного участка на публичных торгах с последующей передачей ответчику вырученной от продажи суммы, за вычетом затрат, понесенных в связи с отчуждением.
<адрес> принята в состав Российской Федерации на основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от ДД.ММ.ГГГГ и Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
В соответствии с пунктом 4 Указа Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-У, в связи с утверждением структуры исполнительных органовгосударственной власти Республики Крым, ликвидируются органы исполнительной власти Республики Крым, в частности, Фонд имущества Автономной Республики Крым и образовано Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-р утвержден ликвидационный баланс Фонда имущества Автономной Республики Крым.
Вместе с тем, образовано Министерство имущественных и земельныхотношений Республики Крым.
Согласно п. 3.2, 3.2.1 Положения о Министерстве, утвержденногоПостановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство имущественных и земельных отношении Республики Крым для осуществления возложенных на него функций и задач в пределах своей компетенции имеет право осуществлять юридические действия по защите прав и законных интересов Республики Крым по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства имущественных и земельных отношений, в томчисле обращаться в интересах Республики Крым в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и к мировым судьям по вопросам взыскания арендных и иных платежей за пользование имуществом и земельными участками, находящимися в собственности Республики Крым.
Согласно п. 5.1 вышеуказанного Положения Министерство является юридическим лицом, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
При таких обстоятельствах, истец является надлежащим лицом, обратившимся за судебной защитой, а избранный истцом способ защиты права путем принудительного отчуждения спорного земельного участка, основан на положениях действующего законодательства и соразмерен допущенному ответчиком нарушению. Удовлетворение иска приведет к защите и восстановлению нарушенного права, в связи с чем, заявленные требования о принудительной продаже спорного земельного участка подлежат удовлетворению.
Начальную продажную стоимость спорного земельного участка следует определить равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом исполнителем.
С учетом изложенного, исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым – удовлетворить.
Осуществить принудительную продажу с публичных торгов земельного участка с кадастровым номером 90:06:010601:2861, площадью 12171 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на территории Братскогосельского совета, вид разрешенного использования – сельскохозяйственное использование, принадлежащего на праве собственности гражданке ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, паспорт гражданки Украины ЕС №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Красноперекопским ГРО ГУ МВС Украины в Крыму, с последующей передачей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вырученной суммы за вычетом затрат, понесенных на отчуждение имущества.
Начальную продажную цену отчуждаемого имущества определить равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца через Красноперекопский районный суд Республики Крым со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья В.Ю. Маслак