Дело № 2-185/2023 Мотивированный текст составлен 19.05.2023
УИД 51RS0011-01-2023-000091-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Оленегорск 17 мая 2023 года
Оленегорский городской суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Двойнишниковой И.Н.,
при секретаре судебного заседания Ростиславиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.С.А. к войсковым частям <данные изъяты>, ФЭС о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда,
установил:
В.С.А. обратилась в суд с иском к войсковой части <данные изъяты> о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда.
В обоснование иска ссылается на то, что работает в должности <данные изъяты> с 2006 года.
За период с 01 января 2020 года по 01 декабря 2022 года ее должностной оклад в соответствии с трудовым договором составлял 6891 рубль.
Трудовым договором предусмотрены начисление районного коэффициента - 1,5% и надбавки за работу в районах Крайнего Севера - 80%.
Кроме того, Коллективным договором предусмотрена доплата за работу в ночное время в размере 35 % должностного оклада.
Включение компенсационных выплат (районного коэффициента и процентной надбавки) в размер ее заработной платы, общая сумма которой не превышает минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ), нарушает ее трудовые права.
Полагает, что работодателем все полагающиеся компенсационные выплаты включаются в размер вознаграждения, равный МРОТ.
Считает, что ответчиком ей недоначислена и не выплачена заработная плата за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года (36 месяцев) в размере 657 401 рубль 40 копеек из расчета начисления районного коэффициента - 1,5%, надбавки за работу в районах Крайнего Севера - 80%, а также надбавки за работу в ночное время - 35% на должностной оклад 6891 рубль.
Указывает, что низкий размер заработной платы (менее прожиточного минимума) не позволяет удовлетворять ее необходимые жизненные потребности, в связи с чем ей причинен моральный вред, который она оценивает в размере 50000 рублей.
Просила взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату за период с 1 января 2020 года по 1 декабря 2022 года в размере 657 401 рубль 40 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей.
Определениями от 15 марта 2023 года, 24 апреля 2023 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены войсковая часть <данные изъяты>, войсковая часть <данные изъяты> ФЭС а также в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерство обороны Российской Федерации (т. 1 л.д. 125 – 127, т. 2 л.д. 83-86).
В судебное заседание истец В.С.А. и ее представитель Б.Н.Ю. извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились. Представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие (т. 3 л.д. 238, 240).
Представитель ответчика войсковой части <данные изъяты>, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимал. Представитель Л.А.С. (по доверенности) представила возражения на иск, в которых просила в удовлетворении требований отказать. Заявила о пропуске истцом срока для обращения в суд с требованиями о взыскании заработной платы. Просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя войсковой части (т. 1 л.д. 37 – 43, т. 3 л.д. 198, 201-206).
Представитель ответчика войсковой части <данные изъяты>, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимал. Представителем Т.А.М. (по доверенности) представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя войсковой части и заявлено о пропуске истцом срока для обращения в суд с требованиями о взыскании заработной платы (т. 3 л.д. 200, 213, 214).
Представитель ответчика ФЭС, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился. В представленном отзыве просит в иске отказать, ссылаясь на правильность начисления заработной платы. Считает, что истцом пропущен срок для предъявления требований. Просит рассмотреть дело без участия представителя 2 ФЭО (т. 1 л.д. 134 – 143, т. 2 л.д. 1 - 10, т. 3 л.д. 199, 215).
Представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимал (т. 3 л.д. 242).
Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что сторонами трудовых отношений являются работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, и работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В соответствии с абзацем 5 части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработной платой (оплата труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно части 1 и части 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации система оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников в федеральных государственных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статей 315 - 317 Трудового кодекса Российской Федерации в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях оплата труда осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Начисление районных коэффициентов и процентных надбавок в указанных районах и местностях осуществляется сверх МРОТ (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года № 38-П).
В составе той части заработной платы, которая не может быть ниже МРОТ, не должны учитываться также выплаты за сверхурочную работу, за работу в ночное время, выходные и праздничные дни и доплаты за совмещение профессий (Постановления Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2019 № 17-П, от 16 декабря 2019 года № 40-П).
В соответствии со статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права с особенностями, установленными данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что истец на основании трудового договора от 1 ноября 2012 года и дополнительного соглашения к нему от 16 ноября 2016 года работает в войсковой части <данные изъяты> на должности стрелка структурного подразделения Команды военизированной охраны (т. 1 л.д. 49-51, т. 3 л.д. 239).
Войсковой части <данные изъяты> присвоено условное наименование войсковая часть <данные изъяты> (т. 3 л.д. 239).
Приказом командующего Северного Флота от 26 декабря 2019 года № 3319 «Об объявлении перечней воинских частей и учреждений министерства обороны Российской Федерации, зачисляемых на финансовое обеспечение в ОСК и его обособленные структурные подразделения» войсковая часть <данные изъяты> зачислена на финансовое обеспечение в филиал – ФЭС
По условиям пункта 5 трудового договора, за выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливается оплата труда, включающая в себя: должностной оклад; выплаты компенсационного характера (районный коэффициент к заработной плате – 50 %, надбавка за работу в районах Крайнего Севера – 80 %, доплата за работу во вредных условиях труда в зависимости от занимаемой должности); выплаты стимулирующего характера (надбавка за выслугу лет к окладу – 40 % в месяц, премия по итогам работы за месяц из расчета трех должностных окладов на год, единовременное денежное поощрение (ЕДВ) по итогам работы за год пропорционально отработанному времени из расчета двух должностных окладов).
Условия и порядок начисления и выплата компенсационных и стимулирующих выплат, премий осуществляется в соответствии с Положением об оплате труда и премировании работников, действующим у работодателя (пункт 5) (т. 1 л.д. 49).
По условиям пункта 6 трудового договора, заключенного с истцом, предусмотрена сменная работа (т. 1 л.д. 50).
Судом установлено, что размер оклада истца составлял: с 1 января 2020 года – 6890 рублей, с 1 октября 2020 года – 7190 рубль, с 1 октября 2022 года – 7478 рублей (т. 1 л.д. 52, т. 2 л.д. 97-98).
Согласно пункту 5.1 Коллективного договора войсковой части <данные изъяты> на 2019 – 2021, вступившего в силу с 26 марта 2019 года и действовавшего в течение трех лет (пункт 1.10) и пункту 5.1 Коллективного договора 2022 – 2025 годы, вступившего в силу с 27 марта 2022 года (пункт 1.10), оплата труда работникам войсковой части производилась в соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 (ранее производилась в соответствии с приказом от 23 апреля 2014 года № 255) и включает в себя следующие выплаты: а) должностные оклады (тарифные ставки); б) выплаты компенсационного характера (работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями); в) выплаты стимулирующего характера (за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы (размеры выплат, показатели премирования устанавливаются «Положением о премировании», являющимся приложением № 2 к коллективному договору); надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы) (т. 1 л.д. 54-70, т. 3 л.д. 179-190).
Оплата труда осуществляется с применением районного коэффициента и процентных надбавок к зарплате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч. 1 ст. 133 ТК РФ). В составе заработной платы (части заработной платы), не превышающей МРОТ (минимальной зарплаты в субъекте РФ), не учитывается выплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Районный коэффициент и процентная надбавка в состав МРОТ не включаются. Размер доплаты до МРОТ работникам предоставляется довольствующим финансовым органом, производящим начисление заработной платы, из фонда экономии заработной платы работников войсковой части <данные изъяты> (т. 1 л.д. 55-56, т. 3 л.д. 180).
Кроме того, пунктом 5.11 Коллективных договоров предусмотрена выплата процентной надбавки за выслугу лет в Вооруженных Силах до 40 % должностного оклада (тарифной ставки) (т. 1 л.д. 56, т. 3 л.д. 180).
Пунктом 5.15 Коллективных договоров установлена доплата в размере 35 % должностного оклада (тарифной ставки) работникам, работающим в ночное время (т. 1 л.д. 57, т. 3 л.д. 180).
В соответствии с пунктом 1.2 Положения о премировании и использовании фонда экономии заработной платы и фонда экономии премии, являющегося Приложением № 2 к Коллективному договору на 2022 – 2025 годы, система оплаты труда включает, в том числе дополнительное материальное стимулирование ежеквартально (по приказу Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010) (т. 2 л.д. 127-128).
Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации составлял: с января 2020 года – 12130 рублей (ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 № 463-ФЗ); с 1 января 2021 года – 12792 рубля (статья 3 Федерального закона от 29 декабря 2020 года № 473-ФЗ); с 1 января 2022 года 13890 рублей (Федеральный закон от 6 декабря 2021 года № 406-ФЗ); с 1 июня 2022 года – 15279 рублей (Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 года № 973).
В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 года), Мурманская область относится к районам Крайнего Севера.
Следовательно, размер заработной платы, если работником отработана полностью месячная норма рабочего времени с применением районного коэффициента (50%) и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера (80%) не может быть менее МРОТ, размер которого составляет: с января 2020 года – 27899 рублей; с 1 января 2021 года – 29421 рубль 60 копеек; с 1 января 2022 года – 31947 рублей; с 1 июня 2022 года – 35141 рубль 70 копеек.
Согласно представленной справке – расчету по заработной плате с расчетом МРОТ и ночных часов, ФЭС в составе МРОТ учитываются: оклад за фактически отработанное время + повышение за несение боевого дежурства (15%) + выслуга лет (40%) + ежемесячная премия + ЕДВ, впоследствии на указанную сумму начисляется полярная надбавка и районный коэффициент + премия 1010 в размер которой уже включен районный коэффициент и полярная надбавка (что следует из приказов по выплате данной премии (т. 2 л.д. 97-98, т. 3 л.д. 1-37).
При этом, если с учетом указанных выплат размер заработной платы составляет менее МРОТ, то работодателем производится доплата до МРОТ, после чего включаются иные составные части заработной платы, в т.ч. оплата за работу в ночное время (т. 2 л.д. 11-12).
В случае, если истцом не отработана норма рабочего времени, ему начислена заработная плата с учетом МРОТ за фактически отработанное время.
Суд соглашается с данным расчетом МРОТ.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» Министр обороны Российской Федерации своим приказом от 18 сентября 2019 года № 545 урегулировал вопросы, касающиеся системы оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
Так, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с Условиями, размерами и порядком осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации) предусмотрено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются выплаты стимулирующего характера, в том числе, премиальные выплаты по итогам работы (пункты 38 - 54 настоящего приложения) (пункт 21). Выплаты стимулирующего характера, зависящие от результатов труда гражданского персонала, устанавливаются ему с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности (пункт 22). Выплаты стимулирующего характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (пункт 23). Гражданскому персоналу воинских частей и организаций за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год). Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда. Экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) (пункт 38).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», принятым во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти», урегулирован Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Как следует из разъяснений Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в письмах, адресованных Министерству обороны Российской Федерации от 23 сентября 2020 года № 14-0/10/В-8231 и от 13 апреля 2021 года № 14-1/10/П-2796, общий размер заработной платы за месяц (включая доплаты и надбавки) работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) должен составлять не менее МРОТ (т. 3 л.д. 226-227, 235-236).
Кроме того, в соответствии с разъяснениями Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации от 6 июня 2022 года, реализация законодательства о МРОТ должна осуществляться с учетом определений Конституционного суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года № 38-П, от 11 апреля 2019 года № 17-П, от 16 декабря 2019 года № 40-П, которые не предполагают исключения из состава заработной платы при сравнении с МРОТ каких – либо выплат стимулирующего характера, в том числе, выплачиваемых в соответствии с приказом 1010 (т. 3 л.д. 232-233).
Анализ положений Приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010, а также разъяснений Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации показывает, что дополнительное материальное стимулирование лиц гражданского персонала в/частей, производимое в соответствии с этим Приказом, осуществляется за счет средств экономии фонда оплаты труда, является периодическим (ежемесячным), выплачивается в связи с исполнением непосредственных трудовых обязанностей и, хотя и не отнесено прямо к составной части зарплаты, но при этом представляет собой элемент вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, объема, качества и условий выполняемой им работы и, исходя из правовой природы этой выплаты, позволяет включить ее в состав той части заработка, который не должен быть ниже МРОТ.
Суд, изучив справку – расчет по заработной плате с расчетом МРОТ, расчетные листки, приходит к выводу о том, что размер заработной платы истца за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года составлял не менее МРОТ. При этом, премия 1010 правомерно включалась в состав той части заработка, который не должен быть ниже МРОТ (т. 2 л.д. 13-63, 97-98).
Как следует из представленных документов, в спорный период истцу производилась доплата до МРОТ (в январе 2022 года – 246 руб. 97 коп., в октябре 2022 года – 89 руб. 49 коп.) (т. 2 л.д. 97-98).
Не согласиться с данным расчетом у суда оснований не имеется.
То обстоятельство, что пункт 5.1 Коллективного договора на 2022 – 2025 годы был дополнен содержанием о том, что в составе заработной платы (части заработной платы), не превышающей МРОТ (минимальной зарплаты в субъекте РФ), не учитывается выплата премии лицам гражданского персонала по приказу Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 (т. 1 л.д. 56) не свидетельствует о неправомерности начисления ФЭС МРОТ.
Из телеграммы командующего Северным флотом от 8 июня 2022 года № НР 76/378 следует, что исключение из расчета доплат до МРОТ выплат дополнительного стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны 1010, является нарушением требований пункта 1 приказа командующего Северным флотом от 20 марта 2021 года НР 604, поскольку не учитывается реальность их выполнения исходя из финансово – экономических возможностей. При заключении коллективных договоров командирам (начальникам) необходимо учитывать, что единственным источником финансирования принимаемых обязательств являются выделяемые Северному флоту бюджетные средства. Перед заключением коллективного договора необходимо его согласование с финансово – экономическими органами по месту зачисления на финансовое обеспечение на предмет соответствия действующему законодательству (т. 3 л.д. 229-230).
Учитывая, что оплата труда лицам гражданского персонала в войсковой части производится за счет бюджетных средств, выделяемых Северному флоту Министерством обороны, дополнение пункта 5.1 Коллективного договора на 2022 – 2025 годы содержанием о том, что в составе заработной платы, не превышающей МРОТ, не учитывается выплата премии лицам гражданского персонала по приказу Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010, не согласуется с указанными выше разъяснениями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, при этом сведений о согласовании коллективного договора перед его заключением с ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» на предмет соответствия действующему законодательству не имеется, данный пункт не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям.
Доводы истца о том, что надбавка за работу в ночное время - 35% также включалась работодателем в размер вознаграждения, равный МРОТ являются необоснованными.
Разрешая требования истца о взыскании заработной платы за работу в ночное время суд приходит к следующему.
Общее количество часов работы истца в ночное время за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года сторонами не оспаривается.
Согласно статье 149 Трудового кодекса Российской Федерации при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 154 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
В соответствии с пунктами 2, 17 Приказа Министерства обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей о организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» гражданскому персоналу воинских частей и организаций за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (работе в ночное время) (пункт 17) устанавливаются выплаты компенсационного характера за каждый час работы в ночное время - 35 процентов часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки) за час работы).
В соответствии с пунктами 5.15 Коллективных договоров установлена доплата всем работникам, работающим в ночное время, в пределах установленной нормы для работника продолжительности рабочего времени в размере 35 % должностного оклада (тарифной ставки) (л.д. 57).
Таким образом, действующее нормативное регулирование оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, предусматривает оплату в ночное время, в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, посредством осуществления соответствующей компенсационной выплаты, размер которой соотнесен с должностным окладом работника, что и было фактически реализовано со стороны работодателя.
Согласно справке – расчету по заработной плате с расчетом МРОТ и ночных часов, оплата работы истца в ночное время произведена с учетом оклада и повышения оклада за несение боевого дежурства (15%), количества отработанных ночных часов, 35 % доплаты за работу в ночное время, а также районного коэффициента и полярной надбавки (т. 2 л.д. 97-98).
Оплата за работу в ночное время не включается работодателем при расчете МРОТ.
Такой расчет суд находит правильным.
Учитывая компенсационный характер доплаты за работу в ночное время, начисление на данную компенсационную доплату иных компенсационных и стимулирующих выплат не соответствует нормативному регулированию оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и положениям трудового законодательства, поскольку фактически приведет к необоснованному увеличению размера иных компенсационных и стимулирующих выплат и повторному их начислению на уже оплаченные часы.
Кроме того, доводы ответчиков о пропуске истцом срока для обращения в суд являются обоснованными для требований за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года.
В соответствии со статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй, третьей и четвертой настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
В абзаце пятом пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Выплата заработной платы в силу пункта 5.4 Коллективного договора производится истцу: за период работы с 1 по 15 число месяца – 20 числа данного месяца и за период работы с 16 по 30 (31) число - 5 числа следующего месяца (т. 1 л.д. 56).
Учитывая, что с требованиями о взыскании заработной платы за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года истец обратился в суд с иском 27 января 2023 года, оплата за месяц производится 5 числа следующего месяца, следовательно, в силу статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации истцом пропущен срок для обращения в суд с требованиями о взыскании заработной платы за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года.
Уважительных причин пропуска установленного законом срока истцом не приведено.
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Однако в судебном заседании не нашел своего подтверждения факт нарушения ответчиками прав истца, как работника, в связи с чем во взыскании компенсации морального вреда следует отказать.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении иска В.С.А. к войсковым частям <данные изъяты>, ФЭС о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд Мурманской области в течение месяца со дня составления мотивированного текста.
Судья И.Н. Двойнишникова