Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-146/2023 от 01.09.2023

Дело № 12-146/2023

УИД 29RS0010-01-2023-001253-47

РЕШЕНИЕ

26 сентября 2023 года                              город Коряжма

Судья Коряжемского городского суда Архангельской области Михайлина Е.А., рассмотрев жалобу должностного лица – исполняющего обязанности директора муниципального унитарного предприятия г. Коряжмы Архангельской области «Благоустройство» ФИО3 на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Коряжмы, Вилегодского и Ленского районов Архангельской области по пожарному надзору ФИО2 от 21 августа 2023 года,

установил:

постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Коряжмы, Вилегодского и Ленского районов Архангельской области по пожарному надзору ФИО2 от 21 августа 2023 года муниципальное унитарное предприятие г. Коряжмы Архангельской области «Благоустройство» (далее – МУП г. Коряжмы «Благоустройство») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель юридического лица ФИО3 обратился в городской суд с жалобой, в которой просит постановление изменить, снизить размер назначенного наказания до 150 000 рублей. Мотивирует жалобу тем, что МУП г. Коряжмы «Благоустройство» относится к предприятиям жизнеобеспечения города, основной целью которого является осуществление деятельности по решению социальных задач по обустройству внешнего благоустройства г. Коряжмы. Предприятие более, чем на 80% финансируется за счет средств городского бюджета. Согласно отчета о финансовых результатах за первое полугодие 2023 года убыток составляет 1922 тыс. руб. Устранение выявленных нарушений требует больших финансовых затрат в размере 294486 рублей. МУП «Благоустройство» обращалось в администрацию города о выделении необходимых денежных средств, денежные средства не выделены. Уплата штрафа в размере 300 000 рублей приведет к существенным обременениям предприятия и может привести к невозможности выполнения видов деятельности по жизнеобеспечению города.

Законный представитель юридического лица ФИО3 в судебном заседании жалобу поддержал в полном объеме по доводам, в ней изложенным.

Защитник юридического лица ФИО4 жалобу поддержала в полном объеме по доводам, в ней изложенным. Дополнительно к жалобе пояснила, что факты, указанные в протоколе и постановлении в части выявленных нарушений юридическим лицом не оспариваются. Согласно выданному предписанию нарушения необходимо устранить в срок до 01.05.2024, то есть эти нарушения не относятся к нарушениям, которые подлежат незамедлительному устранению и не влекут реальную угрозу. Просит учесть, что нарушения допущены в связи с недостаточностью финансирования учреждения и снизить размер назначенного штраф до 150 000 рублей.

Проверив дело, рассмотрев доводы жалобы, выслушав законного представителя юридического лица ФИО3, защитника ФИО4, судья приходит к следующему.

Как следует из протокола об административном правонарушении, 18:00 часов 11.05.2023 МУП г. Коряжмы «Благоустройство» допустило нарушение требований пожарной безопасности, а именно:

- в производственном здании и гараже на 25 автомашин не обеспечена исправность, своевременное обслуживание и ремонт внутреннего противопожарного водопровода;

- в производственном здании и гараже на 25 автомашин отсутствует необходимое количество пожарных кранов (во втором гаражном боксе фактически 2 ПК), из расчета каждая точка здания должна одновременно защищаться 2 струями с расходом 2,5 литра/ сек.;

- в здании столярной мастерской с гаражом не обеспечена исправность, своевременное обслуживание и ремонт внутреннего противопожарного водопровода;

- в здании столярной мастерской с гаражом отсутствует система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, которая должна включаться автоматически от командного сигнала, формируемого АУПС;

- в здании столярной мастерской с гаражом в помещении смежного гаражного бокса на 1 машино-место отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации;

- в здании столярной мастерской с гаражом отсутствует необходимое количество пожарных кранов (в смежном гараже на 1 машино-место фактически 0 ПК), из расчета каждая точка здания должна одновременно защищаться 2 струями с расходом 2,5 литра/ сек (при условии, что степень огнестойкости I, II, III, категория по пожарной опасности А. Б. В. объем здания от 0,5 до 150 тыс.м3);

- в здании столярной мастерской с гаражом не организована работа по ремонту, эпическому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности автоматическая установка пожарной сигнализации (АУПС), система оповещения и эвакуации людей при пожаре (СОУЭ), обеспечивающая исправное состояние указанных средств;

- в здании гаражного бокса с навесом отсутствует система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, которая должна включаться автоматически от командного сигнала, формируемого АУПС;

- в здании гаражного бокса с навесом отсутствует необходимое количество пожарных кранов (фактически 0 ПК), из расчета каждая точка здания должна одновременно защищаться 2 струями с расходом 2.5 литра/ сек (при условии, что степень огнестойкости I, II, III, категория по пожарной опасности А, Б. В, объем здания от 0,5 до 150 тыс.м3);

- в здании гаражного бокса с навесом не организована работа по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности автоматическая установка пожарной сигнализации (АУПС), система оповещения и макуации людей при пожаре (СОУЭ), обеспечивающая исправное состояние указанных средств.

В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций (предприятия) обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; создавать и содержать в соответствии с установленными нормами органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой и т.д.

Требования пожарной безопасности установлены, в том числе Федеральным законом от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в частности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты, под которыми подразумевается продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой - установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

На основании решения начальника ОНДиПР г. Коряжма, Вилегодского и Ленского районов УНДиПР Главного управления МЧС России по Архангельской области о проведении внепланового инспекционного визита № 2305/508-29/13-В/РИВ от 04.05.2023 года в период с 16 часов до 16 часов 30 минут 11 мая 2023 года проведена проверка по оценке исполнения пунктов №№ 5.8 предписания № 224/2 от 30.12.2021 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в производственном здании и гараже на 25 автомашин, пунктов 2.7.8,9.11 предписания № 224/2 от 30.12.2021. в здании столярной мастерской с гаражом, пунктов №№ 1.2,7 предписания № 224/2 от 30.12.2021 в здании гаражного бокса с навесом, расположенных по адресу: Архангельская область, г. Коряжма, пр. Ленина, д. 75, срок исполнения которых истек 29.01.2023 в МУП г. Коряжмы «Благоустройство» по адресу: Архангельская область, г. Коряжма, пр. Ленина, д. 75 (производственное здание и гараж на 25 машин), здание столярной мастерской с гаражом, здание гаражного бокса с навесом).

В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ (далее по тексту - ФЗ №123); СП 10.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования» (Далее - СП 10.13130.2020); СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (Далее - СП 3.13130.2009); СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности» (Далее - СП 486.1311500.2020); Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020г (далее по тексту - ППР в РФ), а именно выявлены нарушения п. 50 (ранее п. 48), 54 ППР в РФ; ч. 4 ст. 4, ч. 1 ст. 6, ст. 43, ст. 46, ст. 52, ст. 54, ст. 60, ст. 83, ст. 84, ст. 86 ФЗ №123; пп.3.3, п. 17 табл.2 СП 3.13130.2009; п.4.4, табл.З п.48 СП 486.1311500.2020; п.7.6, табл.7.2 СП 10.13130.2020; п.3.3, п. 17 табл.2 СП 3.13130.2009; п.7.6, табл.7.2 СП 10.13130.2020.

Выявленные нарушения подтверждаются протоколом осмотра от 11.05.2023 и актом внепланового инспекционного визита от 11.05.2023 и не оспариваются законным представителем и защитником в судебном заседании.

Нарушив требования пожарной безопасности, МУП г. Коряжмы «Благоустройство» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, поэтому оно обоснованно привлечено должностным лицом к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Порядок и сроки привлечения к административной ответственности юридического лица соблюдены.

Нарушений норм материального и процессуального права, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть жалобу на постановление о назначении административного наказания, судом не допущено, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Административное наказание назначено виновному лицу в минимальном размере, установленном санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ для юридических лиц.

Вместе с тем, суд приходит к выводу, что имеются основания для изменения постановления в части размера наказания, назначенного МУП г. Коряжмы «Благоустройство» в силу следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14.02.2013 № 4-П, устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года № 3-П, от 13 марта 2008 года № 5-П, от 27 мая 2008 года № 8-П, от 13 июля 2010 года № 15-П, от 17 января 2013 года № 1-П и др.).

Кроме того, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 25.02.2014 № 4-П, поскольку ни часть 1 статьи 1.4 КоАП Российской Федерации, согласно которой юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств, ни иные положения данного Кодекса не проводят каких-либо различий между юридическими лицами, судьи и другие правоприменители должны исходить из того, что при наложении административного штрафа его минимальный размер, установленный за соответствующее административное правонарушение, должен соблюдаться равным образом в отношении всех юридических лиц - независимо от их вида.

Таким образом, для отдельных коммерческих организаций, относящихся, как правило, к субъектам малого предпринимательства, а тем более - для осуществляющих социальные, культурные, образовательные, научные и другие функции некоммерческих организаций, в том числе государственных и муниципальных учреждений, привлечение к административной ответственности сопровождается такими существенными обременениями, которые могут оказаться для них непосильными и привести к самым серьезным, вплоть до вынужденной ликвидации, последствиям.

Административное наказание, установленное за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, сопряжено со значительными денежными затратами и может, при определенных обстоятельствах, противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод.

МУП г. Коряжмы «Благоустройство» является унитарным предприятием, несоизмеримо большой размер штрафа, для которого может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.

Федеральным законом от 31.12.2014 № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (подлежащим применению с 11.01.2015) законодателем реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 4.1. КоАП РФ дополнена, в частности, частями 3.2. и 3.3.

В соответствии с частью 3.2. статьи 4.1. КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3. статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2. настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

Поэтому при установленных обстоятельствах, назначенное МУП г. Коряжмы «Благоустройство» административное наказание в виде административного штрафа в сумме 300 000 руб. в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы и повлечь избыточное ограничение прав юридического лица.

Принимая во внимание характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, его последствия, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья полагает, что в данном случае имеются являющиеся исключительными обстоятельства, которые позволяют изменить обжалуемое постановление в части размера назначенного административного штрафа, применив положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, и назначить МУП г. Коряжмы «Благоустройство» наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с учетом требования, установленного ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, постановление заместителя главного государственного инспектора г. Коряжмы, Вилегодского и Ленского районов Архангельской области по пожарному надзору ФИО2 от 21 августа 2023 года, вынесенное в отношении МУП г. Коряжмы «Благоустройство» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, подлежит изменению путем снижения назначенного наказания в виде административного штрафа до 150 000 рублей.

Постановление о привлечении МУП г. Коряжмы «Благоустройство» к административной ответственности за совершение инкриминируемого административного правонарушения вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 30.6, и пунктами 2 и 3 части 1 статьи 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу законного представителя – исполняющего обязанности директора муниципального унитарного предприятия г. Коряжмы Архангельской области «Благоустройство» Чернокова Д.Н. удовлетворить.

Постановление заместителя главного государственного инспектора г. Коряжмы, Вилегодского и Ленского районов Архангельской области по пожарному надзору Калинина И.Н. от 21 августа 2023 года, изменить, назначенное муниципальному унитарному предприятию г. Коряжмы «Благоустройство» административное наказание в виде штрафа снизить с 300000 рублей до 150 000 (Сто пятьдесят тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Коряжемский городской суд Архангельской области в течение 10 суток со дня вручения или его получения.

Судья                           Е.А. Михайлина

12-146/2023

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Ответчики
МУП "Благоустройство"
Суд
Коряжемский городской суд Архангельской области
Судья
Михайлина Екатерина Александровна
Статьи

ст.20.4 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
koryazhmasud--arh.sudrf.ru
01.09.2023Материалы переданы в производство судье
04.09.2023Материалы переданы в производство судье
04.09.2023Истребованы материалы
07.09.2023Поступили истребованные материалы
26.09.2023Судебное заседание
28.09.2023Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
28.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2023Вступило в законную силу
25.06.2024Дело оформлено
25.06.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее