Дело № 2-4410/2023
(УИД 70RS0004-01-2023-005592-97)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2023 г. Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Чечнёва А.Н.,
при секретаре Митрофановой А.А.,
с участием:
прокурора Кривошеевой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора г. Томска, действующего в интересах Зотова Виктора Дмитриевича к администрации Города Томска о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений,
установил:
Прокурор г. Томска, действуя в интересах Зотова В.Д., обратился в суд с иском к администрации Города Томска об обязании предоставить Зотову В.Д. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», общей площадью не менее 33,0 квадратных метров.
В обоснование заявленного требования прокурором указано о том, что Зотов В.Д. в соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Родители Зотова В.Д. - ФИО4 (мать), ФИО5 (отец) лишены родительских прав на основании решения Бакчарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением главы администрации Октябрьского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № Зотов В.Д. включён в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области, однако до настоящего времени таким помещением не обеспечен.
В судебном заседании прокурор Кривошеева В.С. требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель третьего лица - Администрации Томской области представил суду отзыв, из которого следует, что согласно Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденного администрацией Томской области № 562а от 29.12.2012, специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот в соответствии со Списком детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов Томской области. Приобретение жилых помещений для последующего предоставления лицам из числа детей-сирот осуществляется в соответствии с законодательством о контрактной системе, что требует значительных временных затрат. В случае удовлетворения заявленных исковых требований просит предоставить отсрочку исполнения решения суда.
Материальный истец Зотов В.Д., представители ответчика, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Суд полагает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав доказательства по настоящему делу, доводы искового заявления и отзыв на него, заслушав представителя процессуального истца, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора г. Томска подлежат удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом № 159-ФЗ определён перечень мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, дополнительные гарантии прав на жилое помещение.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно повторному свидетельству о рождении (бланк серии I-ОМ № от ДД.ММ.ГГГГ), Зотов В.Д. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>ю, его матерью является - ФИО4, отцом - ФИО5
Решением Бакчарского районного суда Томской области от 18.05.1998, вступившем в законную силу 29.05.1998, ФИО4, ФИО5 лишены родительских прав в отношении сына Зотова В.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Таким образом, судом установлено, что Зотов В.Д. в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, в связи с чем, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Разрешая по существу требование прокурора г. Томска о предоставлении Зотову В.Д. жилого помещения специализированного жилищного фонда, суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно паспорту гражданина Российской Федерации, Зотов В.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.
По состоянию на 23.10.2023 сведения о наличии в собственности Зотова В.Д. объектов недвижимости, отсутствуют, что подтверждается выпиской из ЕГРН о правах на имеющиеся объекты недвижимости № №.
Постановлением администрации Бакчарского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, Зотов В.Д. включён в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
В дальнейшем, в связи с проживанием на территории г. Томска, распоряжением главы администрации Октябрьского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № Зотов В.Д. включён в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Зотов В.Д. подлежит обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Частью 1 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1, 7 и 8 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в п. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», согласно которой указанной категории граждан областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.
В соответствии с п. 4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 29.12.2012 № 562а (далее - Порядок), специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот, включённым в Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов Томской области (далее - Списки муниципальных районов, городских округов), сформированные органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Томской области, осуществляющими отдельные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.
Специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот в соответствии со Списками муниципальных районов, городских округов (п. 4.1 Порядка).
Согласно ст. 1 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» (далее - Закон Томской области № 188-ОЗ) администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что администрация Города Томска наделена государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и, соответственно, является надлежащим ответчиком по иску.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 6 Закона Томской области № 188-ОЗ, финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчёту и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путём предоставления из областного бюджета субвенций: бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Указанные субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам городских округов.
Частью 3 ст. 3 Закона Томской области № 188-ОЗ предусмотрено, что в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов:
формируют Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории поселения либо городского округа;
за счёт субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения, общая площадь которых составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с законодательством, в том числе настоящим Законом, в собственность муниципального образования на основании Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов, сформированного соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов;
по договору найма специализированных жилых помещений предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, включённым в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов, сформированного соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно ч. 4 ст. 10 Закона Томской области от 06.09.2006 № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области», жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решением Думы Города Томска от 02.02.2016 № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма», установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для определения размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 33,0 квадратных метров общей площади на одиноко проживающего гражданина.
Прокурором г. Томска заявлено требование о предоставлении Зотову В.Д. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений площадью не менее 33,0 квадратных метров.
Поскольку судом установлено, что Зотов В.Д. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежит обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования «Город Томск», в установленном Порядке включён в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск», до достижения 23 лет, не обеспечен жилым помещением, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора г. Томска о понуждении администрации Города Томска к предоставлению Зотову В.Д. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений подлежит удовлетворению. При этом площадь предоставляемого жилого помещения, исходя из положений действующего законодательства, должна быть не менее 33,0 квадратных метров.
Суд также учитывает, что способ защиты своих прав избирается истцом самостоятельно и не может быть ограничен временным периодом включения в Список на предоставление жилого помещения, поскольку очередность предоставления жилого помещения, исходя из времени включения в Список, установлена для реализации указанными лицами своих прав, соответственно, исполнения соответствующей обязанности органом местного самоуправления во внесудебном порядке, и нахождение иных лиц в данном порядке не нарушает их прав на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, и не снимает данной обязанности с органа местного самоуправления. Действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилья вне очереди лицу, имеющему указанное право, от предоставления жилья иным лицам, которые также обладают указанным правом.
Согласно абз. 5 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.
Установленный законом Томской области порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объёмов ежегодного финансирования (объём субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильём по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа независимо от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.
С учётом изложенных обстоятельств, исковые требования прокурора г. Томска подлежат удовлетворению в полном объёме.
Рассматривая доводы представителя третьего лица о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в соответствии со ст. 204 ГПК РФ, суд учитывает, что на исполнение настоящего решения оказывают влияние особенности правового регулирования деятельности ответчика в части бюджетного устройства и бюджетного процесса.
Вместе с тем, данные особенности сами по себе не могут ставить под сомнение принцип обязательности исполнения судебных постановлений и не должны приводить к нарушению прав истца, поскольку с момента обращения Зотова В.Д. с заявлением о включении в Список на получение жилого помещения, у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения, которое до настоящего времени не исполнено. Доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, оснований для предоставления отсрочки исполнения данного решения суд не усматривает. При этом лица, участвующие в деле, не лишены в дальнейшем права повторно обратиться с подобным требованием в суд.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора г. Томска, действующего в интересах лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей Зотова Виктора Дмитриевича, - удовлетворить.
Обязать администрацию Города Томска предоставить Зотову Виктору Дмитриевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 33 квадратных метров.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.Н. Чечнёв
Оригинал решения находится в материалах гражданского дела № 2-4410/2023
(УИД 70RS0004-01-2023-005592-97) в Советском районном суде г. Томска.
Мотивированный текст решения изготовлен 22.12.2023