24RS0056-01-2023-002824-05
Дело № 2-4892/2023
КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 сентября 2023 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Савельевой М.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Егоровой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шайтаровой Анастасии Александровны к Министерству социальной политики Красноярского края о признании незаконным приказа, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Шайтарова А.А. обратилась в суд с вышеназванным гражданским иском к Министерству социальной политики Красноярского края о признании незаконным приказа, возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что истцу на праве собственности принадлежали два жилых дома, расположенных по адресу: <адрес> 07.05.2022 указанные жилые дома были уничтожены пожаром, что подтверждается справкой ОНД и ПР по Емельяновскому району Красноярского края Управления надзорной деятельности и профилактической работы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 31.10.2022 установлено, что Шайтарова А.А., её дочери ФИО3 и ФИО4, супруг ФИО5 с весны 2021 года постоянно проживали по адресу: <адрес> в жилом доме с кадастровым номером №, площадью 40 кв.м. и жилом доме с кадастровым номером №, площадью 21,7 кв.м., расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером №.
Истец обратилась к ответчику с заявлением о получении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, поскольку относится к числу лиц, пострадавших от пожара, зарегистрированного 07.05.2022.
Решением ответчика от 19.01.2023 Шайтаровой А.А. отказано в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения ввиду невозможности отнести местоположение утраченных жилых помещений к населённым пунктам, входящим в Перечень муниципальных образований края, утверждённый Постановлением Правительства края от 23.05.2022; также факт постоянного проживания заявителя и членов её семьи, установленный решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 31.10.2022, установлен без соотношения с датой пожара; кроме того, у заявителя имеется в собственности иное жилое помещение.
С указанным решением сторона истца не согласна, поскольку оно противоречит краевому законодательству, в связи с чем просит признать незаконным приказ от 19.01.2023 № 33-ОД об отказе в предоставления Шайтаровой А.А. социальной выплаты на приобретение жилого помещения; возложить на ответчика обязанность предоставить Шайтаровой А.А. социальную выплату на приобретение жилого помещения.
В судебное заседание истец Шайтарова А.А., не явилась, о времени и месте его проведения извещена в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ, доверила представлять свои интересы Чащиной А.А., действующей на основании доверенности, которая в судебном заседании требования искового заявления поддержала. Дополнительно пояснила, что вместе с истцом в утраченном жилом помещении проживала её мать ФИО7, факт проживания истца и членов её семьи установлен решением суда. В настоящее время квартира по <адрес> в <адрес>, принадлежащая истцу, продана, истец переехала в <адрес>.
Представитель ответчика Бордулева В.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, поддержала доводы письменных возражений, указав о законности принятого решения.
Иные участвующие лица в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В силу ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера.
На основании ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.
В Красноярском крае отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки гражданам, проживавшим в жилых помещениях, утраченных в результате пожаров, возникших на территории Красноярского края 07.05.2022г., урегулированы Законом Красноярского края от 19.05.2022г. №3-742.
Согласно ст. 1, приведенный Закон устанавливает условия и порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, проживавшим на день введения режима чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, утраченных в результате пожаров, возникших 07.05.2022г. на территориях муниципальных образований Красноярского края, перечень которых устанавливается Правительством края (далее - день введения режима чрезвычайной ситуации, пожары, муниципальные образования края), и наделяет исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов края отдельными государственными полномочиями по обеспечению предоставления указанным гражданам мер социальной поддержки (далее - органы местного самоуправления, государственные полномочия).
В соответствии с Законом Красноярского края от 19.05.2022г. №3-742, мерами социальной поддержки являются: социальная выплата на приобретение жилого помещения; обеспечение жилым помещением путем его строительства и последующего предоставления в собственность или по договору социального найма; единовременная денежная выплата в связи с утратой жилого помещения.
Пунктом 3 статьи 3 Закона Красноярского края от 19.05.2022г. №3-742 установлены категории граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки, предусмотренной подпунктом "а" пункта 1 статьи 2 настоящего Закона.
Как предусмотрено п. 1 ст. 4 Закона Красноярского края от 19.05.2022г. №3-742 органы местного самоуправления формируют списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, по формам, утверждаемым Правительством края.
Постановлением Правительства Красноярского края от 23.05.2022г. №449-п «О реализации Закона Красноярского края от 19.05.2022 №3-742 «О мерах социальной поддержки граждан, проживавших в жилых помещениях, утраченных в результате пожаров, возникших на территории Красноярского края 7 мая 2022 года, и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению предоставления указанным гражданам мер социальной поддержки» утвержден Порядок расчета и предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, проживавшим на день введения режима чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, утраченных в результате пожаров, возникших 7 мая 2022 года на территориях отдельных муниципальных образований Красноярского края (далее - Порядок).
Согласно п. 2 указанного Порядка органом исполнительной власти Красноярского края, уполномоченным на осуществление расчета и предоставление социальной выплаты, является министерство социальной политики Красноярского края (далее - Министерство).
Пунктами 3, 4, 5 Порядка установлено, что представленный исполнительнораспорядительным органом местного самоуправления муниципального образования Красноярского края, определенным в приложении к Закону края №3-742, в Министерство список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, с приложением учетных дел граждан в течение 3 рабочих дней с момента их поступления рассматривается комиссией, созданной Министерством.
Комиссия осуществляет рассмотрение списка, документов, содержащихся в учетном деле гражданина, на предмет достоверности содержащихся в них сведений, соблюдения условия получения социальной выплаты, установленного пунктом 3 статьи 8 Закона края N 3-742, и готовит предложения Министерству о предоставлении социальной выплаты или об отказе в предоставлении социальной выплаты.
Основаниями для подготовки Комиссией предложений об отказе в предоставлении социальной выплаты являются случаи, предусмотренные подпунктами 1 - 5 пункта 6 Порядка.
Министерство с учетом предложений Комиссии, оформленных протоколом, в течение 2 рабочих дней со дня заседания Комиссии: осуществляет расчет размера социальной выплаты в соответствии с положениями пункта 1 статьи 8 Закона края №3-742 и принимает решение о предоставлении социальной выплаты; принимает решение об отказе в предоставлении социальной выплаты. Решения Министерства, указанные в абзацах втором, третьем настоящего пункта, принимаются в форме приказа Министерства. Министерство уведомляет орган местного самоуправления о принятом решении в течение 3 рабочих дней с даты издания соответствующего приказа.
Орган местного самоуправления в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления о принятом Министерством решении о предоставлении социальной выплаты (отказе в предоставлении социальной выплаты) информирует гражданина о соответствующем решении в письменной форме.
В соответствии с п. 6 Порядка основаниями для принятия Министерством решения об отказе в предоставлении социальной выплаты являются: 1) гражданин не относится к категориям граждан, указанным в пункте 1 статьи 3 Закона края N 3-742; 2) выявление в представленных органом местного самоуправления документах недостоверных сведений, послуживших основанием для включения гражданина в список, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о включении гражданина в список; 3) наличие в представленных органом местного самоуправления документах недостоверных сведений; 4) непредставление или представление не в полном объеме документов, одновременно включенных в перечень, предусмотренный пунктом 3 статьи 4 Закона края N 3-742, и в перечень, установленный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"; 5) несоблюдение условия получения социальной выплаты, установленного пунктом 3 статьи 8 Закона края N 3-742.
Постановлением Правительства Красноярского края от 07.05.2022г. №380-п на территории Красноярского края был введен режим чрезвычайной ситуации, связанной с неблагоприятными метеорологическими условиями, а также массовыми пожарами.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Шайтаровой А.А. на праве собственности принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> кадастровый номером №, площадью 40 кв.м., а также жилой дом с кадастровым номером №, площадью 21,7 кв.м., расположенный по этому же адресу. Жилые дома были расположены в границах земельного участка с кадастровым номером №, также принадлежащим истцу на праве собственности. Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН.
В соответствии со справкой № 2-18-17-397 от 17.05.2022, составленной начальником ОНД и ПР по Емельяновскому району ГУ МЧС России по Красноярскому краю ФИО9, 07.05.2022 в <адрес>» на территории <адрес> произошел пожар. Проверкой установлено, что в результате пожара огнём уничтожены: жилой дом с кадастровым номером №, площадью 40 кв.м. и жилой дом с кадастровым номером <адрес>, площадью 21,7 кв.м., расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, а также беседка, металлический контейнер с имуществом, брусовый туалет площадью 9 кв.м., деревянный забор длиной 120 м., общая площадь пожара составила 120 кв.м.
Решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 31.10.2022 установлен юридический факт постоянного проживания семьи Шайтаровых в составе Шайтаровой А.А., её дочерей ФИО3 и ФИО4, супруга ФИО5 в жилом доме с кадастровым номером №, площадью 40 кв.м. и жилом доме с кадастровым номером №, площадью 21,7 кв.м., расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.
30.12.2022 Шайтарова А.А. обратилась в администрацию Емельяновского района Красноярского края с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Указанное заявление вместе со списком граждан, имеющих право на получение ЕДВ, 13.01.2023 было направлено в Министерство социальной политики Красноярского края (далее - Министерство).
Как следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения и единовременной денежной выплаты в связи с утратой жилого помещения гражданам, проживавшим на день введения режима чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, утраченных в результате пожаров, возникших 07.05.2022 на территориях отдельных муниципальных образований Красноярского края № 18 от 15.08.2022, комиссией рассмотрены документы Шайтаровой А.А. о предоставлении единовременной денежной выплаты в связи с утратой жилых помещений. Состав семьи: 4 человека, постоянно проживавшие на день введения режима чрезвычайной ситуации в утраченных жилых помещениях по адресу: <адрес>, жилой дом с кадастровым номером №, площадью 40 кв.м., и жилой дом с кадастровым номером №, площадью 21,7 кв.м., расположенными в границах земельного участка с кадастровым номером № (согласно представленным на рассмотрение выпискам из ЕГРН от 26.04.2022).
Комиссией учтено, что в Перечне, утверждённом Постановлением Правительства Красноярского края от 23.05.2022 № 449-п «О реализации Закона Красноярского края от 19.05.2022 №3-742», на территории Емельяновского муниципального района названы населённые пункты: <адрес>-1». В документах администрации Емельяновского муниципального района указан адрес утраченных жилых помещений: <адрес> (без обозначения - 1). Согласно выпискам ЕГРН от 26.04.2022 утраченные жилые помещения располагались по адресу: <адрес>. В этой связи невозможно отнести местоположение утраченных жилых помещений к населённым пунктам, входящим в Перечень.
Кроме того, решением Емельяновского районного суда от 31.10.2022, которое вступило в законную силу 08.12.2022, установлен факт постоянного проживания истца и членов её семьи (супруга и 2 дочерей) в утраченных жилых помещениях. Вместе с тем, данный юридический факт установлен без соотношения с датой 07.05.2022 (период проживания не указан). Данным решением также не установлен населённый пункт Емельяновского муниципального района, в котором находились утраченные жилые помещения.
Кроме того, Шайтаровой и членам её семьи (супругу и 2 дочерям) на праве общей долевой собственности, по 1/4 доли каждому, на момент рассмотрения учетного дела, принадлежала квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 68,8 кв.м. На каждого члена семьи приходится общей площади жилого помещения более учетной нормы, установленной на территории г. Красноярска.
С учетом изложенных обстоятельств, комиссия решила предложить Министерству отказать в предоставлении единовременной денежной выплаты в связи с утратой жилого помещения Шайтаровой А.А.
Решением Министерства социальной политики Красноярского края, оформленным приказом от 19.01.2023 № 33-ОД, истцу было отказано в предоставлении социальной выплаты социальной выплаты на приобретение жилого помещения на основании пп. 1 п. 6 Порядка предоставления социальной выплаты, поскольку заявитель не относится к категориям граждан, указанных в п. 1 ст. 3 Закона края № 3-742.
О принятом Министерством решении администрацией Уярского района сообщено ФИО10 в ответе на заявление о предоставление ЕДВ от 05.12.2022.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются материалами учетного дела Шайтаровой А.А.
Обосновывая требования искового заявления, Шайтарова А.А. указывает, что решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 31.10.2022 установлен факт проживания ее и членов ее семьи в утраченных жилых домах именно на дату пожара.
Как следует из описательно-мотивировочной части вышеуказанного судебного акта, судом сделан вывод, что установленные в судебном заседании обстоятельства в их совокупности свидетельствуют о факте постоянного проживания семьи Шайтаровых в принадлежащих Шайтаровой А.А. жилых домах, расположенных на земельном участке с кадастровым номером № в <адрес>, на 07.05.2022.
Учитывая, что факт пожара, произошедшего 07.05.2022 в <адрес>, подтверждается соответствующей справкой ГУ МЧС России по Красноярскому краю, суд находит довод стороны истца в указанной части обоснованным.
Вместе с тем, данные обстоятельства не свидетельствуют о незаконности принятого Министерством решения в сиу следующего.
Как следует из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН, Шайтаровой и членам её семьи (супругу и 2 дочерям) на праве общей долевой собственности (по 1/4 доли каждому), на момент рассмотрения учетного дела, принадлежала квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 68,8 кв.м.
Постановлением администрации г. Красноярска от 14.04.2005 N 192 (ред. от 05.03.2012) "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории г. Красноярска" учетная норма граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории города Красноярска, установлена в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Таким образом, на каждого члена семьи Шайтаровых приходится общей площади жилого помещения более учетной нормы, установленной на территории г. Красноярска.
Довод представителя истца о том, к членам семьи истца относится также ее мать ФИО7, судом не принимается, так как вышеуказанным решением Емельяновского районного суда от 31.10.2022 установлен состав семьи Шайтаровой А.А. в количестве 4 человек: истец, её супруг и две дочери. Вопрос о фактическом проживании Волковой в утраченных жилых домах не ставился, судом данный факт не устанавливался, в материалы учетного дела указанные сведения также не предоставлялись.
Согласно подп. а п. 3 ст. 3 Закона края № 3-732 право на получение единовременной выплаты имеют граждане, одиноко проживающие или не имеющие несовершеннолетних детей, постоянно проживавшие на день введения режима чрезвычайной ситуации, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие на день введения режима чрезвычайных ситуаций в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения из расчета на каждого из проживающих, имеющих постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации, из указанных граждан и членов их семьи составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленного в соответствии с ч. 5 ст. 50 ЖК РФ.
Как следует из положений ст. 3 Закона Красноярского края от 19.05.2022 N 3-742 учетная норма для целей настоящего закона определяется в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. устанавливается органом местного самоуправления.
Вопреки доводам стороны истца, указанные положения закона не свидетельствуют о необходимости принятия для целей разрешения вопроса о возможности предоставления меры социальной поддержки учетной нормы, установленной именно на территории того муниципального образования, в пределах которого было расположено утраченное в результате пожара жилое помещение. Указанные доводы основаны на неверном толковании закона.
Кроме того, суд учитывает, что на момент рассмотрения настоящего дела истцу на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное в <адрес>, общей площадью 71,1 кв.м, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Суд принимает во внимание, что испрашиваемая истцом мера социальной поддержки носит своей целью оказание помощи гражданам, лишившимся жилья в результате пожара. Истец же обеспечен иным жилым помещением в пределах учетной нормы.
Разрешая при установленных обстоятельствах настоящий спор, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, суд приходит к выводу о законности принятого Министерством решения и об отказе в удовлетворении заявленных Шайтаровой А.А. требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шайтаровой Анастасии Александровны оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Подписано председательствующим.
Копия верна.
Судья М.Ю. Савельева
Мотивированное решение составлено 16.10.2023