Дело № 2-112/2023
УИД: 22RS0034-01-2023-000091-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2023 г. с. Михайловское
Михайловский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Винс О.Г.,
при секретаре Ельниковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела в Михайловском, Волчихинском, Ключевском и Угловском районах Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Михайловского района Алтайского края, МУП "ЖКХ-Сервис" о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел в Михайловском, Волчихинском, Ключевском и Угловском районах Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Михайловского района Алтайского края, МУП «ЖКХ-Сервис» о возложении обязанности совершить действия, указав, что администрацией Михайловского района Алтайского края передано в хозяйственное ведение МУП «ЖКХ-Сервис» имущество (скважины, водопроводные сети), предназначенное для водоснабжения населения р.п. Малиновое Озеро, с. Ракиты Михайловского района Алтайского края: скважина №С-3760, расположенная в р.п. Малиновое Озеро, ул. Чапаева, 1974г.; скважина №4, расположенная р.п. Малиновое Озеро, 1991г.; скважина №1/2006, расположенная р.п. Малиновое Озеро, ул. Геолком, 1991г.; скважина №1/4061, расположенная р.п. Малиновое Озеро, ул. Советская, 1990г.; скважина №8, расположенная р.п. Малиновое Озеро (Хлебозавод), 1969г.; скважина №18, расположенная р.п. Малиновое Озеро (Лесозавод), 1970г.; скважина №I-468, расположенная р.п. малиновое Озеро, ул. Чайковского, 1984. Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в адрес МУП «ЖКХ-Сервис» и администрации Михайловского района были направлены запросы о предоставлении информации наличия проектов зон санитарной охраны, а также санитарно-эпидемиологических заключений на указанные проекты зон санитарной охраны. Согласно полученных ответов проекты зон санитарной охраны на указанные скважины отсутствуют. МУП «ЖКХ-Сервис» осуществляет деятельность добычи и подачи воды населению, следовательно, использует выше указанные скважины на постоянной основе и как пользователь недр обязано обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр, безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами, соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды. Однако проект зон санитарной охраны на указанный источник водоснабжения МУП «ЖКХ-Сервис» не разработан, санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны не получен, т.е. источники водоснабжения, эксплуатируются с нарушением действующих санитарных норм и правил. Оказывая населению услуги по обеспечению питьевой водой, МУП «ЖКХ-Сервис» обязано, обеспечить качество поставляемой воды, ее безопасность для жизни, здоровья потребителей, их имущества. Невыполнением названных требований санитарного законодательства МУП «ЖКХ-Сервис» нарушаются интересы неопределенного круга лиц. Отсутствие предусмотренных законом зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (водозаборных скважин) не может в полной мере обеспечить качество поставляемой воды в силу возможности загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, территорий, на которых они расположены, что в свою очередь ставит под угрозу жизнь и здоровье потребителей воды, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, а также может способствовать совершению акта терроризма. Кроме того, загрязнение территорий, на которых расположены скважины, при отсутствии зон санитарной охраны источников водоснабжения ставит под угрозу непосредственно и окружающую среду, вследствие чего может происходить загрязнение подземных вод. Разработка проектов зон санитарной охраны используемых МУП «ЖКХ-Сервис» скважин, получение на них санитарно-эпидемиологических заключений является обязанностью МУП «ЖКХ-Сервис» использующего по назначению источники водоснабжения, а также администрации Михайловского района Алтайского края, являющиеся собственниками указанных источников. Таким образом, МУП «ЖКХ-Сервис» и администрация Михайловского района Алтайского края нарушает действующее санитарное законодательство: ст. 11 п. п. 1 - 3; п. 4 ст. 18; части 2 ст. 19 ФЗ N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации, п. 13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения водопроводов питьевого назначения». В связи с изложенным истец просит обязать администрацию Михайловского района Алтайского края, Муниципальное унитарное предприятие «ЖКХ-Сервис» разработать проект зоны санитарной охраны в отношении используемых источников водоснабжения и водопровода питьевого назначения: скважина №С-3760, расположенная в р.п.Малиновое Озеро, ул.Чапаева, 1974г.; скважина №4, расположенная р.п. Малиновое Озеро, 1991г.; скважина №1/2006, расположенная р.п. Малиновое Озеро, ул. Геолком, 1991г.; скважина №1/4061, расположенная р.п. Малиновое Озеро, ул. Советская, 1990г.; скважина №8, расположенная р.п. Малиновое Озеро (Хлебозавод), 1969г.; скважина №18, расположенная р.п. Малиновое Озеро (Лесозавод), 1970г.; скважина №I-468, расположенная р.п. Малиновое Озеро, ул. Чайковского, 1984, и получить санитарно – эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны в установленном законом порядке, в соответствии с требованиями п.1.13, СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Установить срок исполнения решения суда до 31 декабря 2024 года с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании представитель истца территориального отдела в Михайловском, Волчихинском, Ключевском и Угловском районах Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю не явились, надлежащим образом извещены, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Представитель ответчика администрации Михайловского района в представленном отзыве указали на то, что МУП «ЖКХ-Сервис» являются гарантирующей организацией в сфере централизованной системы холодного водоснабжения на территории МО р.п. Малиновое Озеро, и скважина на праве хозяйственного ведения закреплены за МУП «ЖКХ-Сервис». Муниципальное имущество, закрепленное за муниципальным предприятием исключается из муниципальной казны муниципального образования и учитывается на балансе предприятия, в связи с чем администрация района полагает что они является ненадлежащими ответчиками, и возражают об удовлетворении исковых требований к ним. МУП «ЖКХ-Сервис», как организация осуществляющая эксплуатацию источников водоснабжения, не освобождается об обязанностей, предусмотренных СанПином. Ранее в судебном заседании Полтавская Ю.В. – представителя администрации просила отказать в удовлетворении требований к администрации, пояснила, что требования к МУП «ЖКХ-Сервис» подлежат удовлетворению, однако срок, указанный в исковом заявление является недостаточным, поскольку необходимы денежные средства в большом количестве.
Представитель ответчика МУП «ЖКХ-Сервис» Гомелев В.В. в ходе судебного заседания пояснил, что на данный момент в пользовании находится 7 скважин, возле скважины имеется павильон, на замке, нет только ограждения. В 2008 г. делали проект на 4 скважины по санитарному ограждению, но на другое предприятие, которое обанкротилось, но недвижимость осталась та же, срок заключения истек и необходимо новое. Скважины переданы МУП «ЖКХ-Сервис» администрацией Михайловского района Алтайского края в хозяйственное ведение, собственником скважин является администрация.
Суд, с учетом требований ст.167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В судебном заседании представитель МУП «ЖКХ-Сервис» Гомелев В.В. представил заявление о признании исковых требований в части скважин:
- Скважина №С-3760, расположенная в р.п. Малиновое Озеро, ул. Чапаева, 1974г.;
- Скважина №4, расположенная р.п. Малиновое Озеро, 1991г.;
- Скважина №1/4061, расположенная р.п. Малиновое Озеро, ул. Советская, 1990г.;
- Скважина №1-468, расположенная р.п. Малиновое Озеро, ул. Чайковского, 1984.
Пояснил, что остальными тремя скважинам МУП «ЖКХ-Сервис» не пользуется длительное время, они законсервированы.
Исследовав представленные письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.
В силу статьи 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом, суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия признания иска и суд принимает решение об удовлетворении иска.
Учитывая, что ответчик представитель МУП «ЖКХ-Сервис» Гомелев В.В. исковые требования признал полностью, последствия признания иска разъяснены и понятны, возражений не поступило, суд принимает признание иска ответчиком, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии с частью 4 статьи 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Соответственно, исковые требования в части возложения обязанности в отношении скважин, указанных в заявлении о признании иска подлежат удовлетворению к МУП «ЖКХ-Сервис».
В соответствии с п. 5.1.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации, в компетенцию Службы входит федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Аналогичные гарантии установлены статьей 8 Федерального закона N52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты (статья 5 Водного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч.1 ст.7.1 Водного кодекса Российской Федерации водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу ст.22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр, безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами, соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.
В соответствии со ст.11 Закона «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Помимо ст.22 Закона Российской Федерации «О недрах», и пунктом 16 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N3314-1, на владельцев лицензий возложена обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о недрах, выполнение условий, установленных лицензией.
Согласно условиям пользования недрами, недропользователь является собственником добытых им подземных вод.
Согласно ч.2 ст.55 Водного кодекса Российской Федерации при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 №94, охрана подземных водных объектов осуществляется путем проведения мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов и включает в себя в том числе мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ в подземные воды.
В силу положений ч.2 ст.43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно абз.2 ч.5 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу п.16 ст.105 Земельного кодекса Российской Федерации в действующей редакции, могут быть установлены в том числе зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с частями 9-11 Земельного кодекса РФ в решении об изменении зоны с особыми условиями использования территории указываются сведения об изменении границы зоны с особыми условиями использования территории, ее подзоны и (или) ограничения использования земельных участков, расположенных в границах данной зоны, ее подзоны, которые отличаются от указанных ограничений, предусмотренных в решении об установлении данной зоны с особыми условиями использования территории.
Обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории, а также к решению об изменении зоны с особыми условиями использования территории, предусматривающему изменение границ данной зоны, являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Форма графического описания местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, требования к точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Подготовка предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи сведений о границах зоны с особыми условиями использования территории обеспечивается собственниками зданий, сооружений, в связи с размещением которых устанавливаются или изменяются соответствующие зоны (концессионером, частным партнером в период действия концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, предметом которых является эксплуатация (использование) таких здания, сооружения, если иное не предусмотрено указанными соглашениями), иным правообладателем таких здания, сооружения, если данная обязанность предусмотрена документом, на основании которого им осуществляются владение и (или) пользование такими зданием, сооружением, застройщиками в случае установления зоны с особыми условиями использования территории в связи с размещением планируемого к строительству объекта, а при отсутствии правообладателей, застройщиков или в случае установления зон с особыми условиями использования территорий по основаниям, не связанным с размещением зданий, сооружений, - органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на установление границ зоны с особыми условиями использования территории, возникающей в силу федерального закона.
Ст.26 Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены переходные положения для особых зон, установленных до принятия нового порядка установления указанных зон, и сведения о которых не внесены в ЕГРН.
Так, в соответствии с п.16 ст.26 указанного Федерального закона, установление зон с особыми условиями использования территорий до 01 января 2022 года осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
В то же время, если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до 01 января 2022 года либо не были установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 01 января 2025 года (пункт 14 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 342-ФЗ). С этой целью правообладатели зданий, сооружений, которые введены в эксплуатацию до дня официального опубликования настоящего Федерального закона и в связи с размещением которых подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, до 1 января 2025 года обязаны обратиться с заявлением об установлении такой зоны в органы, уполномоченные на принятие решения об установлении зоны с особыми условиями использования территории, с приложением документов, предусмотренных положением о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида, если ранее такая зона не была установлена (пункт 17 ст. 26 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 342-ФЗ).
Таким образом, учитывая, что в настоящее время Правительством Российской Федерации не разработано и не утверждено Положение в отношении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установление такой зоны должно осуществляться в соответствии с ранее действовавшим порядком.
Согласно ранее действовавшего порядка, установленного статьей 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения предусмотрены Санитарными правилами и нормами «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденными 26.02.2002 Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
Согласно п.1.4 указанных Правил, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (пункт 1.5).
Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода (пункт 1.6).
Проект зон санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зон санитарной охраны разрабатывается специально (пункт 1.11).
В состав проекта зон санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями (пункт 1.12).
Проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункт 1.13).
Отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН (пункт 1.17).
В силу части 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение предприятия в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, МУП «ЖКХ-Сервис» по состоянию на 23.05.2023г. создано в числе прочего в целях забора, очистки и распределения воды (л.д.25 об.).
Администрацией Михайловского района Алтайского края на основании распоряжений № 14 от 28.02.0222 г. передано в хозяйственное ведение МУП «ЖКХ-Сервис» имущество (скважины, водопроводные сети), предназначенное для водоснабжения населения р.п. Малиновое Озеро:
- Скважина №С-3760, расположенная в р.п.Малиновое Озеро, ул.Чапаева, 1974г.;
- Скважина №4, расположенная р.п. Малиновое Озеро, 1991г.;
- Скважина №1/2006, расположенная р.п. Малиновое Озеро, ул. Геолком, 1991г.;
- Скважина №1/4061, расположенная р.п.Малиновое Озеро, ул. Советская, 1990г.;
- Скважина №8, расположенная р.п. Малиновое Озеро (Хлебозавод), 1969г.;
- Скважина №18, расположенная р.п. Малиновое Озеро (Лесозавод), 1970г.;
- Скважина №1-468, расположенная р.п. Малиновое Озеро, ул. Чайковского, 1984,
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в адрес МУП «ЖКХ-Сервис» и администрации Михайловского района в были направлены запросы о предоставлении информации наличия проектов зон санитарной охраны, а также санитарно-эпидемиологических заключений на вышеуказанные проекты зон санитарной охраны.
Из представленных в материалы дела ответов следует, что проекты зон санитарной охраны на указанные источники водоснабжения отсутствуют (л.д.7, 17).
Как усматривается из актов об остановке работы и консервации артезианских скважин № 1, № 2, № 3 от 24.04.2023 г. скважина №1/2006, расположенная р.п. Малиновое Озеро, ул. Геолком, 1991, скважина №8, расположенная р.п. Малиновое Озеро (Хлебозавод), 1969г. и скважина №18, расположенная р.п. Малиновое Озеро (Лесозавод), 1970г. на сегодняшний момент законсервированы, и не эксплуатируются.
Из исследованных документов следует, что МУП «ЖКХ-Сервис» в соответствии с положениями ст.7.1 Водного кодекса Российской Федерации является лицом, использующим выше указанные артезианские скважины на постоянной основе в соответствии с Уставом предприятия. Скважины пригодны для использования в целях водоснабжения населения. Собственник артезианских скважин – муниципальное образование Михайловский район, являясь учредителем МУП «ЖКХ-Сервис» выбрал способ владения, пользования, распоряжения водными объектами, находящимися в муниципальной собственности, в рамках своих полномочий, определенных ст.27 Водного кодекса Российской Федерации, передав их на праве хозяйственного ведения МУП «ЖКХ-Сервис».
Таким образом, МУП «ЖКХ-Сервис» как пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр, безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами, соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.
Учитывая, что МУП «ЖКХ-Сервис» использует недра для обеспечения населения р.п. Малиновое озеро, в том числе питьевой водой за плату для его личных нужд, отношения между гражданами – потребителями питьевой воды и МУП «ЖКХ-Сервис» регулируются также и Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-I «О защите прав потребителей». Так, указанный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при выполнении работ, оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение работ, услуг надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды. При этом безопасность услуги - есть безопасность ее для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).
Таким образом, оказывая населению услуги по обеспечению питьевой водой, МУП «ЖКХ-Сервис» обязано обеспечить качество поставляемой воды, ее безопасность для жизни, здоровья потребителей, их имущества.
Отсутствие предусмотренных законом зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (водозаборных скважин) не может в полной мере обеспечить качество поставляемой воды в силу возможности загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, территорий, на которых они расположены, что в свою очередь ставит под угрозу жизнь и здоровье потребителей воды, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, а также может способствовать совершению акта терроризма.
Кроме того, загрязнение территорий, на которых расположены скважины, при отсутствии зон санитарной охраны источников водоснабжения ставит под угрозу непосредственно и окружающую среду, вследствие чего может происходить загрязнение подземных вод.
Учитывая изложенное, суд считает, что разработка проектов зон санитарной охраны используемых МУП «ЖКХ-Сервис» скважин, получение на них санитарно-эпидемиологического заключения является обязанностью именно МУП «ЖКХ-Сервис» использующего по назначению источники водоснабжения, а поэтому в удовлетворении исковых требований к администрации Михайловского района Алтайского края необходимо отказать.
Так же суд полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности на МУП «ЖКХ-Сервис» разработать проект зоны санитарной охраны в отношении используемых источников водоснабжения и водопровода питьевого назначения, в отношении законсервированных объектов, и эксплуатация которых приостановлена, на сегодняшний день посредством объектов: скважина №1/2006, расположенная р.п. Малиновое Озеро, ул. Геолком, 1991г., скважина №8, расположенная р.п. Малиновое Озеро (Хлебозавод), 1969г. и скважина №18, расположенная р.п. Малиновое Озеро (Лесозавод), 1970г., оказание населению услуги по обеспечению питьевой водой, не производится. Срок консервации не установлен, лицензии выдаются на определенный срок и к моменту возобновления действия скважин могут истечь. Никакой угрозы скважины, которые не используются нести не могут.
При изложенных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в части.
В порядке ст.206 ГПК РФ, с учетом объема проведения работ, необходимых для приведения настоящего решения в исполнение, оформления большого количества документов, больших финансовых затрат, что не позволит ответчику исполнить решение суда в более ранние сроки, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда до 31.12.2024 г.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Территориального отдела в Михайловском, Волчихинском, Ключевском и Угловском районах Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Возложить на МУП «ЖКХ-Сервис» обязанность в срок до 31 декабря 2024 года разработать проект зоны санитарной охраны в отношении используемых источников водоснабжения и водопровода питьевого назначения:
- Скважина №С-3760, расположенная в р.п.Малиновое Озеро, ул. Чапаева, 1974г.;
- Скважина №4, расположенная р.п. Малиновое Озеро, 1991г.;
- Скважина №1/4061, расположенная р.п. Малиновое Озеро, ул. Советская, 1990г.;
- Скважина №1 -468, расположенная р.п. Малиновое Озеро, ул. Чайковского, 1984,
и получить санитарно - эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны в установленном законом порядке, в соответствии с требованиями п.1.13, СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
В удовлетворении иска к Администрации Михайловского района Алтайского края отказать.
Решение в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Михайловский районный суд Алтайского края.
Председательствующий: О.Г. Винс
Решение принято в окончательной форме 30 мая 2023г.
Дело № 2-112/2023
УИД: 22RS0034-01-2023-000091-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
23 мая 2023 г. с. Михайловское
Михайловский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Винс О.Г.,
при секретаре Ельниковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела в Михайловском, Волчихинском, Ключевском и Угловском районах Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Михайловского района Алтайского края, МУП "ЖКХ-Сервис" о возложении обязанностей,
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Территориального отдела в Михайловском, Волчихинском, Ключевском и Угловском районах Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Возложить на МУП «ЖКХ-Сервис» обязанность в срок до 31 декабря 2024 года разработать проект зоны санитарной охраны в отношении используемых источников водоснабжения и водопровода питьевого назначения:
- Скважина №С-3760, расположенная в р.п.Малиновое Озеро, ул. Чапаева, 1974г.;
- Скважина №4, расположенная р.п. Малиновое Озеро, 1991г.;
- Скважина №1/4061, расположенная р.п. Малиновое Озеро, ул. Советская, 1990г.;
- Скважина №1 -468, расположенная р.п. Малиновое Озеро, ул. Чайковского, 1984,
и получить санитарно - эпидемиологическое заключение на проект зон санитарной охраны в установленном законом порядке, в соответствии с требованиями п.1.13, СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
В удовлетворении иска к Администрации Михайловского района Алтайского края отказать.
Решение в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Михайловский районный суд Алтайского края.
Председательствующий: О.Г. Винс