Дело №
21RS0№-25
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации6 ноября 2019 года <адрес>
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Орлова Б.З.
при секретаре судебного заседания Ильиной В.Н.,
с участием представителя истца - старшего помощника Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Тимофеевой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Канаш Чувашской Республики о возложении обязанности принять меры по обеспечению безопасности дорожного движения,
у с т а н о в и л :
Канашский межрайонный прокурор Чувашской Республики, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации города Канаш Чувашской Республики и с учетом уточнения в ходе судебного разбирательства исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) просил обязать администрацию города Канаш Чувашской Республики принять меры по обеспечению безопасности дорожного движения в виде установки пешеходных переходов путем нанесения разметки (1.14.1) «Зебра» с установкой соответствующих дорожных знаков 5.19.1 «Пешеходный переход» на проезжей части по <адрес>, напротив <адрес>, и <адрес>, возле <адрес>, и обустроить подходы к пешеходным переходам на проезжей части по <адрес>, напротив <адрес>, и <адрес>, возле <адрес>, в соответствии с ГОСТ 32944-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования» в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Иск мотивирован тем, что Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Проведенной проверкой установлено, что на проезжей части по <адрес>, возле <адрес>, в котором расположен Канашский районный суд Чувашской Республики, и проезжей части <адрес>, возле <адрес>, в котором расположены судебные участки мировых судей города Канаш и Канашского района Чувашской Республики, отсутствуют пешеходные переходы.
Расположение социально значимых объектов в непосредственной близости от проезжей части в отсутствие пешеходных переходов возле них, а также с учетом сформировавшихся регулярных пешеходных потоков вынуждает граждан переходить дорогу в нарушение пункта 4 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В ходе осмотра установлено, что вблизи зданий Канашского районного суда Чувашской Республики и судебных участков мировых судей г. Канаш и Канашского района Чувашской Республики в радиусе № метров пешеходные переходы отсутствуют.
В адрес администрации города Канаш Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ поступило обращение от Канашского районного суда Чувашской Республики по вопросу нанесения разметки (1.14.1) «Зебра» с установкой соответствующих дорожных знаков 5.19.1 «Пешеходные переход» на перекрестке по улице <адрес> в связи с высокой частотой посещения здания суда участниками судебных заседаний и необходимостью пересечения проезжей части по улице Чкалова около <адрес>. В ответ на данное обращение от ДД.ММ.ГГГГ администрация города Канаш Чувашской Республики обязалась произвести работы по установке пешеходного перехода, однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные работы не произведены, также не произведены работы по установке подходов к пешеходным переходам.
Согласно данным, представленным администрацией города Канаш Чувашской Республики, в 2019 году отсутствует финансирование на благоустройство территории с устройством тротуара к пешеходному переходу.
В соответствии со справкой ОГИБДД ОМВД России по городу Канашу от ДД.ММ.ГГГГ возле <адрес> и <адрес>, а именно в местах интенсивного пешеходного потока отсутствуют пешеходные переходы на проезжей части, где требуется наличие регулировки и соблюдения правил дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В судебном заседании старший помощник Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Тимофеева И.М. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - администрации <адрес> Республики, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия в судебном заседании.
В отзыве на исковое заявление представитель ответчика, полагая, что исковые требования удовлетворению не подлежат, ссылался на то, что полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В настоящее время в бюджете <адрес> денежные средства на обеспечение безопасности дорожного движения в виде установки пешеходных переходов путем нанесения разметки с установкой соответствующих дорожных знаков на проезжей части по <адрес>, напротив <адрес>, и <адрес>, возле <адрес>, не предусмотрены, что подтверждается справкой финансового отдела администрации <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ №. В случае выделения денежных средств на обеспечение безопасности дорожного движения в виде установки пешеходных переходов путем нанесения разметки с установкой соответствующих дорожных знаков предполагает осуществление последовательности действий и мероприятий, установленных законом, которые займут определенное время. В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг по обеспечению государственных и муниципальных нужд», регулирующий отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, необходимо проводить с помощью аукционов, вследствие чего требует соблюдение установленных процедур: подготовка аукционной документации для проведения открытого аукциона в электронной форме, заключение муниципального контракта.
Следовательно, в настоящее время принять меры по обеспечению безопасности дорожного движения в виде установки пешеходных переходов путем нанесения разметки «Зебра» с установкой соответствующих дорожных знаков «Пешеходный переход» на проезжей части по <адрес>, напротив <адрес>, и <адрес>, возле <адрес>, а также организовать обустройство подходов к пешеходному переходам на проезжей части в соответствии с ГОСТ не представляется возможным (л.д.№).
Представитель третьего лица - общества с ограниченной ответственностью «Транспортник», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, заслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
В силу пункта 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействий), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ №-П и от ДД.ММ.ГГГГ №-П, вопросы местного значения в силу прямого предписания статьи 130 (часть 1) Конституции Российской Федерации могут и должны решать именно органы местного самоуправления.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), в рамках которых закрепляются и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения, их дифференциацию по типам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
Статьей 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ).
В силу статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Статьей 4 вышеуказанного Федерального закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 6 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» относит осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения к числу полномочий органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Таким образом, в силу приведенных норм права лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения, является соответствующий орган местного самоуправления, который должен обеспечить содержание автомобильных дорог местного значения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации города Канаш Чувашской Республики поступило обращение председателя Канашского районного суда Чувашской Республики о необходимости организации пешеходного перехода на перекрестке улиц Чкалова и Пушкина в городе Канаш Чувашской Республики, напротив <адрес>, являющегося зданием Канашского районного суда Чувашской Республики, в связи с обусловленным риском дорожно-транспортных происшествий с участием работников, посетителей районного суда и работников прокуратуры, а также граждан, переходящих проезжую часть (л.д.№
Из сообщения администрации города Канаш Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в соответствии с муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ № «Оказание услуг по текущему содержанию автомобильных дорог с элементами обустройства и остановок общественного транспорта <адрес> Республики на 2017-2019 годы» подрядчиком ООО «<данные изъяты>» будет произведена работа по нанесению горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 «Зебра» с установкой соответствующих дорожных знаков 5.19.1 «Пешеходный переход» по автомобильной дороге по <адрес>, напротив <адрес> (л.д.№).
Согласно справке с приложением фотоматериала помощника Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ на перекрестке улиц <адрес> и <адрес> в городе Канаш, соответственно напротив <адрес>, вблизи зданий Канашского районного суда Чувашской Республики и судебных участков мировых судей <адрес> и <адрес>, в нарушение пункта 4.5.2.1 ФИО5 Национальный стандарт РФ ФИО5 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в радиусе 200-300 метров отсутствуют пешеходные переходы. Данные здания являются общественными местами, которые ежедневно посещают большое количество граждан, вынужденные пересекать улицы по проезжей части дорог, поскольку ближайшие пешеходные переходы находятся на расстоянии более чем № метров (л.д.№).
Из справки ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ОГИБДД МВД России по <адрес> совместно с Канашской межрайонной прокуратурой проведена проверка безопасности дорожного движения по <адрес> Республики, по результатам которой признано целесообразным установка пешеходных переходов в указанных местах, при этом причин, препятствующих для их установки, не установлено (л.д.№).
Согласно справке финансового отдела администрации <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства на обеспечение безопасности дорожного движения на проезжей части по <адрес> (напротив <адрес>) и Пушкина (возле <адрес>) в 2019 году не предусмотрены (л.д.№
Из преамбулы Правил дорожного движения следует, что «Перекресток» - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
«Пешеход» - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Согласно пункту 4.3 Правил дорожного движения Российской Федерации пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
В пункте 4.1 Правил дорожного движения пешеходам предписано двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.
Пунктом 4.5.1.1. ФИО5 52766-2007 «Элементы обустройства. Общие требования» предусмотрено, что тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты.
В силу п. 4.5.2.1. ФИО5 52766-2007 пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200-300 м. При этом выбор мест их размещения осуществляют с учетом сформировавшихся регулярных пешеходных потоков, расположением остановок маршрутных транспортных средств, объектов притяжения пешеходов. В населенных пунктах протяженностью до 0,5 км устраивают не более двух пешеходных переходов с интервалом 150-200 м.
При этом в силу пункта 4.5.2.3 названного ГОСТа вид пешеходного перехода выбирают в зависимости от величины и соотношения интенсивности автомобильного и пешеходного движения.
На основании пункта ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденных приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу.
Пешеходные переходы должны быть оборудованы дорожными знаками, разметкой, а в случае возможности использования распределительных сетей - стационарным наружным освещением (п. 4.5.2.4 ФИО5 52766-2007).
В соответствии с пунктом 4.5.1.3 ФИО5 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» тротуары располагаются с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Таким образом, критерием для устройства пешеходного перехода является в большинстве случаев достаточно высокая и устойчивая интенсивность пешеходных потоков, то есть массовая потребность в пересечении дороги в конкретном месте.
В судебном заседании установлено, что на пересечении улиц Пушкина (напротив <адрес>) и Чкалова (напротив <адрес> Республики располагаются социально значимые организации: Канашский районный суд Чувашской Республики, судебные участки мировых судей № <адрес> Республики и судебные участки мировых судей № и <адрес> Чувашской Республики, которые могут посещать как обычные граждане, так и маломобильные группы населения. Оборудованный пешеходный переход через проезжую часть в данном районе отсутствует, что создает реальную угрозу жизни переходящих через проезжую часть пешеходов. Установка дорожных знаков и разметки «Пешеходный переход» на спорном перекрестке улиц улучшит ситуацию по безопасности дорожного движения.
Учитывая вышеизложенное, а также необходимость защиты прав человека на обеспечение безопасности дорожного движения, суд считает, что отсутствие обустроенного пешеходного перехода на перекрестке улиц Пушкина и Чкалова <адрес> приводит к невозможности соблюдения пешеходами требований Правил дорожного движения (п.п. 4.1 и 4.3 ПДД), влечет за собой нарушение требований безопасности дорожного движения и создает угрозу для жизни и здоровья пешеходов, в том числе маломобильной группы населения, не обеспечивает безопасность дорожного движения, и может повлечь дорожно-транспортные происшествия, в том числе связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имущества неопределенного круга лиц.
По мнению суда, следует установить шестимесячный срок исполнения данной обязанности, который с учетом необходимого времени проектирования и объема выполнения работ является разумным и достаточным, позволяющим соблюсти баланс прав и интересов, как ответчика, так и неопределенного круга лиц, в интересах которого обратился прокурор.
Кроме того, суд полагает, что недостаточность бюджетных средств для устранения выявленных нарушений законодательства в области дорожного движения не являются основанием для отказа в удовлетворении иска прокурора, поскольку закон не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности и не освобождает ответчика от исполнения установленных законом обязанностей. При этом в случае обоснованной невозможности выполнения данной обязанности в указанный срок ответчик не лишен права обратиться с ходатайством о рассрочке либо отсрочке исполнения решения суда.
Таким образом, совокупность исследованных доказательств дает суду основания для удовлетворения заявленных исковых требований прокурора, поскольку требование законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения ответчиком не исполнено, доказательств обратного суду не представлено.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины. Следовательно, администрация <адрес> Республики от уплаты государственной пошлины освобождена.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Обязать администрацию города Канаш Чувашской Республики в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению безопасности дорожного движения:
оборудовать проезжую часть по <адрес>, напротив <адрес>, и <адрес>, возле <адрес> Республики пешеходным переходом с установкой соответствующих дорожных знаков 5.19.1 «Пешеходный переход» с нанесением дорожной разметки 1.14.1 «Зебра», обозначающей пешеходный переход;
обустроить подходы к пешеходным переходам на проезжей части по <адрес>, напротив <адрес>, и <адрес>, возле <адрес> Республики в соответствии с ГОСТ 32944-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Б.З. Орлов
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.