именем Российской Федерации
п. Сернур |
25 марта 2024 года |
Сернурский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Поповой Д.Г., при секретаре Макаровой Е.И., с участием старшего помощника прокурора Сернурского района Республики Марий Эл Сандаковой С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сернурского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Нижнекугенерская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сернурского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МОУ «Нижнекугенерская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности, указывая, что прокуратурой района проведена проверка исполнения МОУ «Нижнекугенерская основная общеобразовательная школа» законодательства об охране жизни и здоровья обучающихся, противодействии терроризму, в ходе которой в деятельности учреждения выявлены нарушения ст. 41 Конституции РФ, ст.ст. 2, 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст.ст. 28, 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Установлено, что в учреждении проведено категорирование на предмет антитеррористической защищенности, утвержден паспорт безопасности, присвоена четвертая категория опасности. Пунктом 48 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006, предусмотрено, что актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в порядке, предусмотренном для его разработки, не реже одного раза в 5 лет, а также при изменении, в том числе мер по инженерно-технической защите объекта (территории). В нарушение данного пункта в 2022 году были приняты дополнительные меры по защите учреждения, при этом объект системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации (речевой оповещатель) оборудован не был. Неисполнение требований законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности образовательной организации может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, находящихся в здании образовательной организации и на прилегающей к ней территории, при совершении террористического акта или угрозе его совершения. По выявленным нарушениям 31 марта 2023 года в адрес директора МОУ «Нижнекугенерская основная общеобразовательная школа» внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране жизни и здоровья обучающихся, противодействии терроризму. По состоянию на 25 февраля 2024 года выявленные нарушения не устранены. Просит обязать МОУ «Нижнекугенерская основная общеобразовательная школа» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по оборудованию системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Прокурор Сандакова С.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика МОУ «Нижнекугенерская основная общеобразовательная школа», представитель третьего лица администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, представитель ответчика просит рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть настоящее дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав прокурора, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
На основании ст.ст. 41, 43 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и право на образование.
Согласно п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма являются основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации.
Пунктом 4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ противодействие терроризму определено как деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), по выявлению предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом), по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
На основании п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В соответствии с п. 6 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006 (далее – Требования), в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в порядке, предусмотренном для его разработки, не реже одного раза в 5 лет, а также при изменении: общей площади и периметра объекта (территории); количества критических элементов объекта (территории); мер по инженерно-технической защите объекта (территории) (п. 48 Требований).
В силу п. 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляется оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Пунктом 5 Требований установлено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Исходя из вышеприведенных правовых норм, антитеррористическая защищенность образовательных организаций должна осуществляться непрерывно, ответственными лицами должны быть организованы меры предупреждения и оповещения об угрозе чрезвычайной ситуации.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Сернурского района Республики Марий Эл проведена проверка соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья обучающихся, противодействии терроризму в деятельности образовательных учреждений Сернурского муниципального района.
Согласно справке о результатах проверки требований законодательства от 31 марта 2023 года в ходе проверки выявлено, что в образовательных учреждениях, относящихся к 3 и 4 категории опасности, в том числе в МОУ «Нижнекугенерская основная общеобразовательная школа» до настоящего времени не приняты дополнительные меры по защите учреждения в сфере антитеррористической защищенности. Образовательное учреждение системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации (речевым оповещателем) не оборудованы. Неисполнение требований законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности образовательной организации может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, находящихся в здании организации и прилегающей к ней территории, при совершении террористического акта или угрозе его совершения.
В силу п. 1.16 Устава МОУ «Нижнекугенерская основная общеобразовательная школа» учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами.
К компетенции руководителя учреждения относится, в том числе обеспечение соблюдения прав и свобод обучающихся и работников учреждения (п. 3.3.2 Устава).
31 марта 2023 года прокуратурой Сернурского района на имя директора МОУ «Нижнекугенерская основная общеобразовательная школа» вынесено представление об устранении нарушений законодательства об охране жизни и здоровья обучающихся, противодействии терроризму. Согласно данному представлению прокуратурой Сернурского района в ходе надзорной деятельности выявлены нарушения требований законодательства об охране жизни и здоровья обучающихся, противодействии терроризму в деятельности учреждения. Установлено, что в учреждении проведено категорирование на предмет антитеррористической защищенности, утвержден паспорт безопасности, присвоена четвертая категория опасности.
В соответствии с ответом МОУ «Нижнекугенерская основная общеобразовательная школа» от 27 апреля 2023 года на представление прокуратуры Сернурского района за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей к дисциплинарной ответственности привлечена <данные изъяты> ФИО1; в течение учебного года будет финансирование по оснащению объекта системой экстренного оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Как следует из ответа МОУ «Нижнекугенерская основная общеобразовательная школа» от 14 февраля 2024 года школа на данный момент не оборудована системой оповещения и управления эвакуацией работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, данный вопрос находится на контроле, в бюджет 2024 года необходимая сумма заложена, до начала нового учебного года школа будет оснащена системой оповещения.
Факт отсутствия необходимого оборудования в образовательном учреждении установлен и ответчиком не оспаривается.
Следовательно, здание образовательного учреждения не соответствует требованиям законодательства об антитеррористической защищенности объекта, относящегося к четвертой категории опасности, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, а также работников учреждения и иных лиц в период их нахождения в нем.
Непроведение мероприятий по оборудованию образовательного учреждения системами оповещения и управления эвакуацией, либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации может способствовать несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, что ставит под угрозуего комплексную безопасность, антитеррористическую защищенность.
Отсутствие достаточного финансирования не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора.
Неисполнение образовательным учреждением обязанности по созданию безопасных условий воспитания и обучения обучающихся, нахождения работников и иных лиц в учреждении нарушает права неопределенного круга лиц.
Таким образом, исковые требования прокурора Сернурского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц основаны на законе и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что установление срока исполнения решения суда должно способствовать реальному исполнению решения суда, и считает разумным и достаточным для исполнения возложенной на ответчика обязанности установить предложенный прокурором срок в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Сернурского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Нижнекугенерская основная общеобразовательная школа» (ИНН 1212003284) в течение шестимесяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по оборудованию учреждения системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Сернурский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий: Д.Г. Попова
Мотивированное решение составлено 25 марта 2024 года.