Решение по делу № 2-85/2017 от 21.04.2017

Дело № 2-85/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2017 года п. Рамешки

Рамешковский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Волковой Т.М.,

при секретаре Цециной М.Н.,

с участием помощника прокурора Рамешковского района Тверской области Филипповой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Рамешковского района Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Жилкоммунсервис» об обязании в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать в установленном законодательством порядке с электросетевой организацией акт согласования уровня технологической и (или) аварийной брони в отношении объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, находящихся в эксплуатации МУП «Жилкоммунсервис» и в течение 10 дней с момента согласования данного акта направить в адрес гарантированного поставщика (энергосбытовой организации) для включения в качестве приложения в договор электроснабжения,

установил:

Прокурор Рамешковского района Тверской области обратился в суд с указанным выше исковым заявлением, мотивировав свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения Муниципальным унитарным предприятием «Жилкоммунсервис» (далее - МУП «Жилкоммунсервис») законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а именно требований законодательства об электроэнергетике, о составлении актов согласования технологической и (или) аварийной брони.

В ходе проверки установлено, что МУП «Жилкоммунсервис» осуществляет деятельность на территории Рамешковского района в целях обеспечения потребителей жилищно-коммунальными услугами, а именно, оказывает услуги по водопотреблеиию и водоотвердению (в том числе в жилищный фонд и на объекты социальной сферы). В эксплуатации МУП «Жилкоммунсервис» находятся объекты водоснабжения и водоотведения (артскважины, магистральные поселковые водопроводные сети, сети канализации), используемые в целях обеспечения холодным водоснабжением и водоотведением население Рамешковского района.

В соответствии с приказом Минэнерго России от 19.03.2014 № 116 с 01.01.2014 АО «АтомЭнергоСбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» в административных границах Тверской области, за исключением второй зоны деятельности ОАО «МРСК Центра» и зоны деятельности ОАО «Оборонэнергосбыт».

Таким образом, продажа и передача электрической энергии на объекты водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемые МУП «Жилкоммунсервис» для дальнейшей поставки коммунальных услуг в виде холодного водоснабжения и водоотведения конечным потребителям, осуществляется акционерным обществом «АтомЭнергоСбыт» обособленное подразделение «ТверьАтомЭнергоСбыт» Рамешковский участок Калининского отделения (далее - ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт») на основании договора энергоснабжения от
№ 6910405925 (далее - Договор).

Согласно п. 2.3.16 Договора МУП «Жилкоммунсервис» обязано обеспечить предоставление проекта акта согласования технологической и (или) аварийной брони в адрес сетевой организации в течение 30 дней с даты заключения настоящего договора.

При отсутствии у МУП «Жилкоммунсервис» акта согласования технологической и (или) аварийной брони на дату подачи заявления о заключении договора энергоснабжения ответчик обязан согласовать с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони, а также передать гарантирующему поставщику копию акта не позднее 5 дней со дня согласования с сетевой организацией в случае, если ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям (п. 2.3.17 Договора).

На основании п. 2.2.1 Договора ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» вправе инициировать при наступлении любого из обстоятельств, предусмотренных 1 действующим законодательством Российской Федерации, в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

Из объяснений директора МУП «Жилкоммунсервис» следует, что задолженность предприятия за поставленные энергоресурсы по состоянию на 05.04.2017 составляет 406 тыс. руб.

Таким образом, в связи с имеющейся у МУП «Жилкоммунсервис» задолженностью за поставленную электроэнергию перед ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» по договору энергоснабжения от 01.04.20 М Хи 6910405925 в размере 406 тыс. руб. ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» может ввести ограничение подачи электрической энергии на объекты водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемые МУП «Жилкоммунсервис», что повлечет прекращение предоставления коммунальных услуг в виде холодного водоснабжения и водоотведения населению на территории Рамсшковского района и может привести к экономическим, социальным последствиям.

Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее - Закон № 35-Ф3) Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.

В соответствии с абз. 9 ч. 7 ст. 38 Закона № 35-Ф3 потребители электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязаны согласовать технологическую и (или) аварийную броню. Порядок согласования технологической и (или) аварийной брони, а также ее параметры, обеспечивающие предотвращение экономических, экологических или социальных последствий ограничения режима потребления электрической энергии, устанавливаются Правительством Российской Федерации либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании абз. 9 п. 43 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, обязанностью потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, при отсутствии у него акта согласования технологической и (или) аварийной брони на дату подачи заявления о заключении договора энергоснабжения или при возникновении после заключения договора энергоснабжения оснований для изменения ранее составленного акта в порядке, определенном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 является составить (изменить) и согласовать с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони, а также передать гарантирующему поставщику копию акта согласования технологической и (или) аварийной брони не позднее 5 дней со дня согласования с сетевой организацией.

Пунктом 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства от 04.05.2012 № 442 (далее - Правила от 04.05.2012 № 442} установлены обстоятельства ограничения режима потребления электрической энергии, одним из которых является нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполненобязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг т:о передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем" за один период между установленными договором сроками платежа.

Согласно абз. 1 п. 18 Правил от 04.05.2012 № 442 в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

На основании абз. 2 п. 18 Правил от 04.05.2012 № 442 при отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

Категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии, которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям установлены в приложении к Правилам от 04.05.2012 № 442.

Согласно п. 2 приложения к Правилам от 04.05.2012 № 442 к категориям потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии, которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.

Таким образом, МУП «Жилкоммунсервис», согласно данному пункту приложения отнесено к категории потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления, которого может привести к экологическим и социальным последствиям.

В соответствии с п. 3 Правил от 04.05.2012 № 442 величина технологической и аварийной брони учитывается при введении ограничения режима потребления в соответствии с требованиями разделов II и IV настоящих Правил.

Согласно абз. 2 п. 3 Правил от 04.05.2012 № 442 потребитель, у которого отсутствует акт согласования аварийной и (или) технологической брони и ограничение режима потребления которого может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, несет ответственность, в том числе перед третьими лицами, за последствия, вызванные применением к лому ограничения режима потребления з соответствии с Правилами от 04.05.2012 № 442.

На основании п. 52 Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности)" и использования противоаварийной автоматики, утвержденных приказом Министерства энергетики российской Федерации от 06.06.2013 № 290 (далее - Правила от 06.06.2013 № 290))величина технологической и (или) аварийной брони устанавливается в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Правила недискриминационного доступа) и Правилами технологического присоединения, энергопринимающих устройств, потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения) утвержденными постановлением Правительства от 27.12.2004 № 861, а также настоящими Правилами для обеспечения предотвращения экономических, экологических, социальных последствий ограничения режима потребления (возникновения угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, безопасности государства и (или) необратимого нарушения непрерывных технологических процессов, используемых в производственном цикле).

Величина технологической брони определяется как минимальный расход электрической энергии (наименьшая потребляемая мощность) и продолжительность времени, необходимые для завершения технологического процесса, цикла производства потребителя, использующего в производственном цикле непрерывные технологические процессы, внезапное прекращение которых вызывает необратимое нарушение технологического процесса и (или) опасность для жизни людей, окружающей среды, после чего может быть произведено отключение соответствующих энергопринимающих устройств (п. 53 Правил от 06.06.2013 №290).

Величина аварийной брони определяется как минимальный расход электрической энергии (наименьшая потребляемая мощность) объектов потребителя с полностью остановленным технологическим процессом, обеспечивающий их безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние, и признается равной величине максимальной мощности токоприемников дежурного и охранного освещения, охранной и пожарной сигнализации, насосов пожаротушения, связи, аварийной вентиляции таких объектов, согласованной сетевой организацией и потребителем в порядке, предусмотренном Правилами недискриминационного доступа и Правилами технологического присоединения (п. 54 Правил от 06.06.2013 № 290).

Порядок согласования акта технологической и (или) аварийной брони определен пунктами 31.1-31.4 Правил недискриминационного доступа и предусматривает подготовку проекта указанного акта потребителем и направление его на согласование сетевой организации.

В ходе проведенной проверки установлено, что по состоянию на 05.04.2017 МУП «Жилкоммунсервис» в нарушение вышеуказанных требований законодательства не подготовлен и не направлен в сетевую организацию проект акта согласования уровня аварийной и (или) технологической брони.

Таким образом, МУП «Жилкоммунсервис» нарушены требования законодательства об электроэнергетике, о составлении актов согласования технологической и (или) аварийной брони.

Отсутствие установленного уровня аварийной и технологической брони дает основание не применять в отношении МУП «Жилкоммунсервис» специальный порядок введения ограничений режима потребления электроэнергетики, вводить полное ограничение режима потребления электроэнергетики.

В силу подп. «в» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг^ предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.

Пунктом 121 Правил предоставления коммунальных услуг установлен запрет ограничения или приостановления исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Таким образом, ограничение и приостановление подачи коммунальных услуг в виде холодного водоснабжения и водоотведения в жилищный фонд Рамешковского района является нарушением законных прав граждан.

В соответствии с положениями Правил предоставления коммунальных услуг, граждане, потребляющие коммунальные услуги в виде холодного водоснабжения и водоотведения относятся к потребителям, не подлежащим отключению в безусловном порядке. Более того, приостановление или ограничение предоставление коммунальных услуг в виде холодного водоснабжения и водоотведения не должно нарушать права и законные интересы других потребителей, которые своевременно оплачивают потребленные коммунальные услуги.

Согласно действующему санитарно-эпидемиологическому законодательству Российской Федерации, в том числе СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденному постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 Кя. 20, сложившаяся ситуация создает условия для наступления неблагоприятных последствий в плане санитарно- эпидемиологической обстановка, при которой в первую очередь страдают социально незащищенные слои населения.

Кроме того, отсутствие услуг холодного водоснабжения и водоотведения и связи с наличием на территории Рамешковского района объектов социальной сферы (образовательных, дошкольных учреждений) может повлечь за собой нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, предъявляемых к организации содержания таких учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13, СанПиН 2.4.2.2821-10).

Таким образом, при полном ограничении режима потребления электроэнергии в отношении МУП «Жилкоммунсервис» будут нарушены права и законные интересы граждан, может произойти угроза возникновения аварийной ситуации, которая будет способствовать наступлению таких последствий, причинению вреда неопределенному кругу лиц, проживающих и временно пребывающих на территории Рамешковского района.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В иске прокурор указывает, что настоящее исковое заявление предъявляется в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, поскольку отсутствие установленного уровня аварийной и технологической брони даёт основание не применять в отношении МУП «Жилкоммунсервис» специальный порядок введения ограничений режима потребления электроэнергии, вводить полное ограничение режима потребления электроэнергии, что в свою очередь повлечет нарушение прав и законных интересов неопределённого круга лиц, проживающих и временно пребывающих в многоквартирных домах, расположенных на территории Рамешковского района на получение коммунальных услуг в виде холодного водоснабжения и водоотведения надлежащего качества в необходимых объемах, индивидуализировать который не представляется возможным, в связи с тем, что данный круг лиц постоянно меняется.

Кроме того, действующее законодательство не позволяет сделать вывод о том, что круг лиц, проживающих в многоквартирных домах, является ограниченным. Так, граждане, являющиеся собственниками жилых помещений, вправе предоставлять принадлежащие им жилые помещения во владение, пользование гражданам на основании договоров найма, безвозмездного пользования или на иных законных основаниях, а также юридическим лицам на основании аренды или на иных законных основаниях (ч. 2 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В данном случае, может быть применен способ защиты права, установленный ст. 12 ГК РФ, а именно - присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Просит суд обязать МУП «Жилкоммунсервис» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать в установленном законодательством порядке с электросетевой организацией акт согласования уровня технологической и (или) аварийной брони в отношении объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, находящихся в эксплуатации МУП «Жилкоммунсервис» и в течение 10 дней с момента согласования данного акта направить в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для включения в качестве приложения в договор энергоснабжения.

Третье лицо ОАО «АтомЭнергоСбыт» (обособленное подразделение «ТверьАтомЭнергоСбыт») в суд своего представителя не направило, о дне и времени судебного заседания надлежащим образом извещено.

Третье лицо ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Тверьэнерго» в суд своего представителя не направило, о дне и времени судебного заседания надлежащим образом извещено.

В письменном отзыве на исковое заявление указывают, что составление акта согласования технологической и аварийной брони является обязательным для ответчика.

Также в письменном отзыве третье лицо ПАО «МРСК Центр» в лице филиала «Тверьэнерго» ссылается на Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Третье лицо Районные электрические сети в суд своего представителя не направило, о дне и времени судебного заседания надлежащим образом извещено.

Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

В судебном заседании помощник прокурора Раммешковского района Тверской области Филиппова Е.Г. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении.

Заслушав объяснение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что между АО «АтомЭнергоСбыт» (обособленное подразделение «ТверьАтомЭнергоСбыт» Рамешковский участок Калининского отделения и МУП «Жилкоммунсервис» заключен договор энергоснабжения
№ 6910405925.

За МУП «Жилкоммунсервис» числится задолженность за электрическую энергию перед АО «АтомЭнергоСбыт» (обособленное подразделение «ТверьАтомЭнергоСбыт») по состоянию на 05 апреля 2017 года в размере 46000 рублей.

Прокуратурой Рамешковского района проведена проверка
МУП «Жилкоммунсервис» на предмет исполнения требований законодательства об электроэнергетике о составлении актов согласования технологической и (или) аварийной брони.

В ходе проведенной проверки установлено, что МУП «Жилкоммунсервис» осуществляет деятельность на территории Рамешковского района в целях обеспечения потребителей жилищно-коммунальными услугами.

Согласно пункту 1 статьи 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.

В статье 546 ГК РФ закреплён порядок изменения и расторжения договора энергоснабжения.

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьёй 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами (пункт 1).

Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии (пункт 2).

Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом (пункт 3).

Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 г
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями. Указанным порядком устанавливаются категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям. Указанные потребители обязаны согласовать технологическую и (или) аварийную броню. Порядок согласования технологической и (или) аварийной брони, а также ее параметры, обеспечивающие предотвращение экономических, экологических или социальных последствий ограничения режима потребления электрической энергии, устанавливаются Правительством Российской Федерации либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее – Основные положения) и Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее – Правила).

В Основных положениях закреплены следующие нормы.

Электрическая энергия (мощность) реализуется на розничных рынках на основании следующих видов договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности):

договор энергоснабжения;

договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) (пункт 27).

По договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

Договор энергоснабжения, заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным.

Для надлежащего исполнения договора энергоснабжения гарантирующий поставщик обязан в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией. (пункт 28).

По договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а потребитель (покупатель) обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность).

Исполнение обязательств гарантирующего поставщика по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) осуществляется не ранее заключения потребителем (покупателем) договора оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающего устройства потребителя.

Договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным пункт 29).

В силу пункта 34 Основных положений потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения, непосредственно либо через сетевую организацию предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора, а также иные документы, в том числе, документ, подтверждающий наличие технологической и (или) аварийной брони.

В пункте 43 Основных положений закреплено, что в договоре энергоснабжения в части порядка взаимодействия потребителя с третьими лицами предусматривается в том числе: обязанность потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, при отсутствии у него акта согласования технологической и (или) аварийной брони на дату подачи заявления о заключении договора энергоснабжения или при возникновении после заключения договора энергоснабжения оснований для изменения ранее составленного акта в порядке, определенном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, составить (изменить) и согласовать с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони, а также передать гарантирующему поставщику копию акта согласования технологической и (или) аварийной брони не позднее 5 дней со дня согласования с сетевой организацией.

В Правилах содержатся следующие нормы.

Согласно абзацу второму подпункта «б» пункта 2, ограничение режима потребления электрической энергии вводится при в случае нарушения своих обязательств потребителем, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.

Порядок ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных, в том числе в абзаце втором подпункта «б» пункта 17 Правил, при наличии у потребителей, кроме указанных в пункте 18 настоящих Правил, акта согласования технологической и (или) аварийной брони, составленного и согласованного в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке, вводится в порядке, предусмотренном в пункте 17 Правил.

В абзаце первом пункта 18 Правил закреплено, что в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

В Приложении к Правилам содержится перечень категорий потребителей электрической энергии (мощности), ограничения режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, в пункте 2 которого отнесены организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее – Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг) и Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила технологического присоединения).

При исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони (подпункт «а» пункта 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг).

Таким образом, в отношении потребителей в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони, которые являются существенным условием договора энергоснабжения.

В целях исполнения договора в части условий о величинах технологической и (или) аварийной брони потребитель электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, безопасности государства и (или) необратимому нарушению непрерывных технологических процессов, в том числе потребитель электрической энергии, частичное или полное ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящийся к категориям, определенным в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в отношении которого при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства не был составлен и согласован с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони либо он нуждается в изменении в связи с наступлением указанных в пункте 31 (2) настоящих Правил случаев, вправе составить и согласовать такой акт в порядке, установленном в пункте 31 (4) настоящих Правил, как до заключения договора, так и после его заключения (пункт 31 (1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг).

Акт технологической и (или) аварийной брони подлежит включению в договор в качестве приложения вплоть до истечения срока его действия либо до расторжения договора. Если этот акт был составлен после заключения договора, то он подлежит включению в договор в качестве приложения с даты его согласования с сетевой организацией. (пункт 31 (3) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг).

Потребитель, указанный в пункте 31 (1) настоящих Правил, составляет и направляет проект акта технологической и (или) аварийной брони, в том числе через гарантирующего поставщика (энергосбытовую организацию), с которым им заключен договор энергоснабжения, на рассмотрение сетевой организации, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены (непосредственно или опосредованно) энергопринимающие устройства такого потребителя.

Сетевая организация обязана в течение 10 рабочих дней со дня получения проекта указанного акта рассмотреть его, подписать и направить 1 экземпляр потребителю. При необходимости проведения осмотра (обследования) энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор, указанный срок может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней.

При рассмотрении проекта акта согласования технологической и (или) аварийной брони сетевая организация вправе осуществить проверку представленных сведений с целью определения величины наименьшей потребляемой мощности и продолжительности времени, необходимых потребителю электрической энергии для безопасного завершения технологического процесса, цикла производства, а также минимального расхода электрической энергии (наименьшей мощности), обеспечивающего безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние энергопринимающего устройства с полностью остановленным технологическим процессом. При необходимости сетевая организация вправе осуществить осмотр (обследование) энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии, объектов электроэнергетики на соответствие требованиям, предусмотренным правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики, утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации.

В случае несогласия сетевой организации с представленным заявителем проектом акта согласования технологической и (или) аварийной брони такой проект акта подписывается сетевой организацией с замечаниями, которые прилагаются к каждому экземпляру акта. В случае если акт согласования технологической и (или) аварийной брони подписан сетевой организацией с замечаниями к величине технологической и (или) аварийной брони, то в качестве согласованной величины технологической и (или) аварийной брони принимается величина, указанная в замечаниях сетевой организации (пункт 31 (4) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг).

В пункте 14.2 Правил технологического присоединения закреплено следующее.

При осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств заявителей, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям и категории которых определены в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, составление акта согласования технологической и (или) аварийной брони является обязательным.

При осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств иных заявителей, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, безопасности государства и (или) необратимому нарушению непрерывных технологических процессов, используемых в производственном цикле, акт согласования технологической и (или) аварийной брони составляется в случае, если в заявке, подаваемой таким заявителем в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил, указано о необходимости наличия технологической и (или) аварийной брони.

Аварийная и (или) технологическая броня определяется на основании содержащейся в проектной документации схемы электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя.

Проект акта согласования технологической и (или) аварийной брони составляется заявителем в 2 экземплярах и направляется в сетевую организацию. Сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня получения от заявителя проекта акта согласования технологической и (или) аварийной брони обязана рассмотреть его, подписать и направить 1 экземпляр акта заявителю.

В случае несогласия сетевой организации с представленным заявителем проектом акта согласования технологической и (или) аварийной брони такой проект акта подписывается сетевой организацией с замечаниями, которые прилагаются к каждому экземпляру акта. В случае если акт согласования технологической и (или) аварийной брони подписан сетевой организацией с замечаниями к величине технологической и (или) аварийной брони, то в качестве согласованной величины технологической и (или) аварийной брони принимается величина, указанная в замечаниях сетевой организации.

Величина технологической и (или) аварийной брони и требования к энергопринимающим устройствам, подключенным к токоприемникам технологической и (или) аварийной брони, определяются в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики, утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации.

Акт согласования технологической и (или) аварийной брони содержит перечень энергопринимающих устройств, подключенных к токоприемникам технологической брони, величину технологической брони, сроки и объемы сокращения электроснабжения до уровня аварийной брони (при ее наличии) либо до полного ограничения и (или) перечень энергопринимающих устройств, подключенных к токоприемникам аварийной брони, величину аварийной брони и сроки и объемы сокращения электроснабжения до полного ограничения (за исключением случаев, когда сокращение электроснабжения не может быть осуществлено ниже уровня аварийной брони).

Отсутствие подписанного сторонами акта согласования технологической и (или) аварийной брони не является основанием для невыполнения сетевой организацией своих обязательств по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и (или) для отказа в подписании документов о технологическом присоединении.

Приказом Министерством энергетики Российской Федерации от
06 июня 2013 года № 290 утверждены Правила разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления энергетической энергии и использования противоаварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики, в пунктах 53 – 55 которых содержатся следующие нормативы.

Величина технологической брони определяется как минимальный расход электрической энергии (наименьшая потребляемая мощность) и продолжительность времени, необходимые для завершения технологического процесса, цикла производства потребителя, использующего в производственном цикле непрерывные технологические процессы, внезапное прекращение которых вызывает необратимое нарушение технологического процесса и (или) опасность для жизни людей, окружающей среды, после чего может быть произведено отключение соответствующих энергопринимающих устройств, с учетом следующего.

Продолжительность времени, необходимая вышеуказанному потребителю для завершения технологического процесса, цикла производства, устанавливается на основании проектной документации, а при ее отсутствии определяется по взаимному согласованию сетевой организации и потребителя в порядке, предусмотренном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, Правилами технологического присоединения.

Наименьшая потребляемая мощность признается равной величине максимальной мощности токоприемников, необходимой для завершения технологического процесса, цикла производства в указанное время и определяемой на основании проектной документации, а при ее отсутствии - по взаимному согласованию между сетевой организацией и потребителем в порядке, предусмотренном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, Правилами технологического присоединения.

Величина аварийной брони определяется как минимальный расход электрической энергии (наименьшая потребляемая мощность) объектов потребителя с полностью остановленным технологическим процессом, обеспечивающий их безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние, и признается равной величине максимальной мощности токоприемников дежурного и охранного освещения, охранной и пожарной сигнализации, насосов пожаротушения, связи, аварийной вентиляции таких объектов, согласованной сетевой организацией и потребителем в порядке, предусмотренном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, Правилами технологического присоединения.

Объем минимально необходимых поставок электрической энергии потребителю при возникновении или угрозе возникновения аварийного электроэнергетического режима определяется в акте согласования технологической и (или) аварийной брони электроснабжения потребителя, являющемся неотъемлемым приложением к договору энергоснабжения (договору оказания услуг по передаче электрической энергии).

Таким образом, со стороны МУП «Жилкоммунсервис» имеются нарушения требований законодательства об электроэнергетике о составлении актов согласования технологической и (или) аварийной брони.

Ответчик, в силу вышеприведенных норм действующего законодательства, относится к категории потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которого может привести к экологическим и социальным последствиям.

Исследованные обстоятельства свидетельствуют, что бездействие ответчика создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, угрозу возникновения аварийной ситуации.

Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

При этом под неопределенным кругом лиц законодатель понимает такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Согласно действующему санитарно – эпидемиологическому законодательству Российской Федерации, в том числе СанПиН 2.1.4.2496-09
(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 № 20), сложившаяся ситуация создает условия для наступления неблагоприятных последствий в плане санитарно-эпидемиологической обстановки, при которой в первую очередь страдают социально незащищенные слои населения.

Кроме того, отсутствие услуг холодного водоснабжения и водоотведения в связи с наличием на территории Рамешковского района Тверской области объектов социальной сферы (образовательных, дошкольных учреждений) может повлечь за собой нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, предъявляемых к организации содержания таких учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13, СанПиН 2.4.2.2821-10).

Таким образом, при полном ограничении режима потребления электроэнергии в отношении МУП «Жилкоммунсервис» будут нарушены права и законные интересы граждан, может возникнуть угроза возникновения аварийной ситуации, которая будет способствовать наступлению тяжких последствий, причинению вреда неопределенному кругу лиц, проживающих и временно пребывающих на территории Рамешковского района Тверской области.

Требования прокурора заявлены как в интересах граждан, проживающих в настоящее время в Рамешковском районе Тверской области, так и в интересах иных лиц, поскольку количество этих лиц не является постоянным, поэтому конкретные лица не могут быть определены. Поэтому не представляется возможным персонифицировать всех лиц, в интересах которых заявлены данные требования.

В этой связи прокурор обоснованно подал заявление в интересах неопределенного круга лиц.

В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Исходя из установленных обстоятельств, суд считает требования прокурора Рамешковского района законными и обоснованными.

В этой связи суд считает необходимым обязать МУП «Жилкоммунсервис» разработать и согласовать в установленном законодательством порядке с электросетевой организацией акт согласования уровня технологической и (или) аварийной брони в отношении объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, находящихся в эксплуатации МУП «Жилкоммунсервис» а также обязать МУП «Жилкоммунсервис» в течение 10 дней направить в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) согласованный в установленном законодательством порядке с электросетевой организацией акт согласования уровня технологической и (или) аварийной брони в отношении объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, находящихся в эксплуатации МУП «Жилкоммунсервис» для включения в качестве приложения в договор энергоснабжения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Жилкоммунсервис» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать в установленном законодательством порядке с электросетевой организацией акт согласования уровня технологической и (или) аварийной брони в отношении объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, находящихся в эксплуатации Муниципального унитарного предприятия «Жилкоммунсервис».

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Жилкоммунсервис» в течение 10 дней с момента согласования направить в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) согласованный в установленном законодательством порядке с электросетевой организацией акт согласования уровня технологической и (или) аварийной брони в отношении объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, находящихся в эксплуатации МУП «Жилкоммунсервис», для включения в качестве приложения в договор энергоснабжения.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Рамешковский районный суд Тверской области в течение месяца с момента принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 21 мая 2017 года.

Судья Т.М. Волкова

Решение в законную силу не вступило.

2-85/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Рамешковского района Тверской области
Ответчики
Муниципальное унитарное предприятие "Жилкоммунсервис"
Другие
ПАО "МРСК Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра"-"Тверьэнерго"
ОП ТверьАтомЭнергоСбыт ОАО "АтомЭнергоСбыт"
ООО "Районные электрические сети"
Суд
Рамешковский районный суд Тверской области
Дело на сайте суда
rameshkovsky.twr.sudrf.ru
21.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.04.2017Передача материалов судье
25.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2017Судебное заседание
21.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее