УИД: 16RS0№-87
Дело 2-1509/2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Московский районный суд <адрес> Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Газтдинова А.М.
с участием прокурора Миннебаева Л.А.,
при секретаре Хайбуллиной Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чижова Т. С. к Нишонову М. Н. о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Чижов Т.С. обратился в суд с исковым заявлением к Нишонову М.Н. о компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей.
В обоснование своих требований ссылается на следующие обстоятельства.
В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик, действуя с корыстной целью и с прямым умыслом, путем обмана истца, под предлогом приобретения автомобиля марки «KIA Sportage» 2019 года выпуска за сумму 1 741 396 рублей, заведомо зная, что сделка по приобретению автомобиля не состоится совершил хищение денежных средств принадлежащих Чижову Т.С. в размере 1 000 000 рублей. Приговором Московского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Нишонов М.Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 159 УК РФ. Принимая во внимание, что истец является инвалидом, он остался без автомобиля, испытал стресс и до настоящего времени продолжает испытывать душевные муки от беспомощности и неспособности восстановить прежний образ жизни, путем владения своим автомобилем, особую тяжесть преступления, нежелание ответчика возместить причиненный ущерб, просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебном заседании истец и представитель истца исковые требования поддержали по заявленным выше основаниям, пояснили, что истцу причинены нравственные страдания, поскольку он являясь инвали<адрес> группы, немобилен, испытывает трудности с перемещением, вынужден нести дополнительные траты ввиду отсутствия автомобиля.
Ответчик в судебное заседание не явился, судебное извещение возвращено без вручения адресату по истечении срока хранения.
При указанных обстоятельствах, с согласия представителя истца, суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав истца, представитела истца, заключение прокурора, полагавшего требования истца подлежащими частичному удовлетворению, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда.
Судом установлено и следует из материалов, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик, действуя с корыстной целью и с прямым умыслом, путем обмана истца, под предлогом приобретения автомобиля марки «KIA Sportage» 2019 года выпуска за сумму 1 741 396 рублей, заведомо зная, что сделка по приобретению автомобиля не состоится совершил хищение денежных средств принадлежащих Чижову Т.С. в размере 1 000 000 рублей. Приговором Московского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Нишонов М.Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 159 УК РФ. Апелляционным определением Верховного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ данный приговор оставлен без изменения.
Доказательств того, что ответчиком истцу были выплачены какие-либо денежные средства, которые могли бы компенсировать истцу моральный вред, суду не представлены.
Любое преступное посягательство на личность, ее права и свободы является одновременно и наиболее грубым посягательством на достоинство личности - конституционно защищаемое и принадлежащее каждому нематериальное благо, поскольку человек как жертва преступления становится объектом произвола и насилия (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 16-П).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации к числу основных прав и свобод человека и гражданина относится и право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, часть 2). С учетом этого любое преступление против собственности (обладая - как и всякое преступление - наибольшей степенью общественной опасности по сравнению с гражданскими или административными правонарушениями, посягающими на имущественные права) не только существенно умаляет указанное конституционное право, но и фактически всегда посягает на достоинство личности. В то же время - при определенных обстоятельствах - оно может причинять потерпевшему от преступления как физические, так и нравственные страдания (моральный вред) (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 45-П).
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В абзаце 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Согласно пункту 17 указанного постановления Пленума факт причинения морального вреда потерпевшему от преступления, в том числе преступления против собственности, не нуждается в доказывании, если судом на основе исследования фактических обстоятельств дела установлено, что это преступление нарушает личные неимущественные права потерпевшего либо посягает на принадлежащие ему нематериальные блага.
В соответствии с пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" моральный вред подлежит компенсации независимо от формы вины причинителя вреда (умысел, неосторожность). Вместе с тем при определении размера компенсации морального вреда суд учитывает форму и степень вины причинителя вреда (статья 1101 ГК РФ).
По общему правилу, моральный вред компенсируется в денежной форме (пункт 1 статьи 1099 и пункт 1 статьи 1101 ГК РФ) (пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, установив, что причинение имущественного вреда истцу, находится в причинно-следственной связи с виновными действиями ответчика, суд полагает, что компенсация морального вреда подлежит взысканию с ответчика, признанного виновным приговором суда.
При определении размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика, суд исходит из характера перенесенных истцом нравственных страданий, учитывает фактические обстоятельства, при которых истцу был причинен моральный вред, индивидуальные особенности, влияющие на отражение в сознании тяжести и объема страданий, исходя из возраста и поведения истца, наличия инвалидности и приходит к выводу о взыскании компенсации морального вреда с Нишонова М.Н. в пользу Чижова Т.С. в размере 30 000 руб.
Удовлетворяя требование истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, суд руководствуется положениями статьи 44 УПК РФ и исходит из того, что в результате умышленного преступления, совершенного ответчиком, истцу был причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях, переживаниях, материальных затруднениях.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то на основании части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и абзаца 8 пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика следует взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Чижова Т. С. удовлетворить частично.
Взыскать с Нишонова М. Н. (паспорт №) в пользу Чижова Т. С. (паспорт №) в счет компенсации морального вреда причиненного преступлением сумму в размере 30 000 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Нишонова М. Н. (паспорт №) в доход бюджета муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Газтдинов А.М.