Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-152/2024 ~ М-69/2024 от 12.02.2024

Дело № 2-152/2024

56RS0040-01-2024-000093-17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 марта 2024 года                                                                                          с. Ташла

Ташлинский районный суд Оренбургской области в составепредседательствующего судьи Пузиной О.В.,

при секретаре Масленниковой Р.З.,

с участием:

помощника прокурора Ташлинского района Оренбургской области Обезьяновой Г.А.,

представителя ответчика МБОУ ««Яснополянская СОШ им. Героя России Д. Васильченко»Борисовского В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ташлинского района Оренбургской области в защиту Российской Федерации, прав, свобод законных интересов неопределённого круга лиц, а именно детей, обучающихся в учреждениях образования и дошкольных образовательных учреждениях к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Яснополянская средняя общеобразовательная школа им.Героя России Д.Васильченко» Ташлинского района Оренбургской области, МУ Управлению образованию администрации МО Ташлинского района Оренбургской области о возложении обязанности выполнить мероприятия по обследованию технического состояния здания муниципальной образовательной организации,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Ташлинского района Оренбургской области обратился в суд в защиту Российской Федерации, прав, свобод законных интересов неопределённого круга лиц, а именно детей, обучающихся в учреждениях образования и дошкольных образовательных учреждениях к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению ««Яснополянская средняя общеобразовательная школа им.Героя России Д.Васильченко» Ташлинского района Оренбургской области и муниципальному учреждению Управление образованияадминистрации МО Ташлинского района Оренбургской области (далее по тексту - МБОУ Яснополянская СОШ, МУ УО администрации МО Ташлинского района Оренбургской области) о возложении обязанности выполнить мероприятия по обследованию технического состояния здания муниципальной образовательной организации.

Проверкой установлено, что в Солнечном филиале МБОУ ЯснополянскаяСОШ выявлены нарушения законодательства об охране жизни и здоровья детей в период обучения, выразившиеся в непринятии мер по обследованию технического состояния здания муниципальной образовательной организации с использованием современных средств технической диагностики.

Постановлением администрации МО Ташлинский район от 11 ноября 2022 года МБОУ Солнечная ООШ реорганизована путем присоединения к МБОУ Яснополянская СОШ – Солнечная филиал МБОУ ЯснополянскаяСОШ.

Просит признать незаконным бездействие МБОУ Яснополянская СОШ, МУ УО администрации МО «Ташлинский район» Оренбургской области выразившееся в не проведении комплексного обследования с привлечением лицензированной организации технического состояния здания Солнечногофилиале МБОУ Яснополянская СОШ, расположенного по адресу: 461193, Оренбургская область, Ташлинский район, п.Солнечный, Восточная д.8а; обязать МБОУ ЯснополянскаяСОШ выполнить мероприятия по обследованию технического состояния здания муниципальной образовательной организации с использованием современных средств технической диагностики провести комплексное обследование технического состояния здания Солнечного филиала МБОУ ЯснополянскаяСОШ, расположенного по адресу: 461196, Оренбургская область, Ташлинский район, п.Солнечный, ул.Востояная, д.8а, с привлечением лицензированной организации в срок до 01 сентября 2026 года и обязать МУ Управление образования администрации МО Ташлинский район Оренбургской области профинансировать мероприятия, выполняемые МБОУ Яснополянская СОШ по проведению комплексного обследования с привлечением лицензированной организации технического состояния здания Солнечногофилиала МБОУ ЯснополянскаяСОШ.

В судебном заседании помощник прокурора Ташлинского района Обезьянова Г.А. исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям, признать незаконным бездействие МБОУ «Яснополянскаясредняя общеобразовательная школа Ташлинского района Оренбургской области, МУ Управление образования администрации МО Ташлинского района Оренбургской области выразившееся в не проведении комплексного обследования с привлечением лицензированной организации технического состояния здания Солнечного филиала МБОУ Болдыревская СОШ, расположенного по адресу: 461193, Оренбургская область, Ташлинский район, п.Солнечный, ул.Восточная, д.8а; обязать выполнить мероприятия по обследованию технического состояния здания муниципальной образовательной организации с использованием современных средств технической диагностики провести комплексное обследование технического состояния здания Солнечногофилиала МБОУ Яснополянская СОШ Ташлинского района Оренбургской области, расположенного по адресу: 461193, Оренбургская область, Ташлинский район, п.Солнечный, ул.Восточная, д.8а,в срок до 01 сентября 2026 года; обязать МУ Управление образования администрации МО Ташлинский район Оренбургской области профинансировать мероприятия, выполняемые МБОУ Яснополянская СОШ Ташлинского района Оренбургской области по проведению комплексного обследования с привлечением лицензированной организации технического состояния здания Солнечного филиала МБОУ Яснополянская СОШТашлинского района Оренбургской областив срок до 01 сентября 2026 года.

Представитель ответчикаМБОУ Яснополянская СОШ Борисовский В.С. исковые требования признала, пояснила, что обследование технического состояния школы с привлечением лицензированной организации не проводилось. В срок до 01 сентября 2026 года будет проведено.

Представитель ответчика МУ УО администрации МО Ташлинский район в судебное заседание не явился, уведомлены о времени и месте слушания дела, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно представленного отзыва исковые требования признает. Указывает, что СОШ является бюджетным учреждением, финансируемым из бюджета области в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств на соответствующий год. На сегодняшний день у школы отсутствуют лимиты бюджетных средств для проведения комплексного обследования технического состояния здания школы.

Представитель третьего лица МО Ташлинский район надлежаще извещенный о времени, дате и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя. Согласно представленного отзыва, об удовлетворении исковых требований не возражает.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика МУ УО администрации МО «Ташлинский район» Оренбургской области, третьего лица администрации МО Ташлинский район Оренбургской области в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ч.2 ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 № 323 – ФЗ) право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе путем создания безопасных и благоприятных условий воспитания и обучения граждан.

Согласно п. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Как следует из п.п. 8, 10 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации, а также проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Согласно ч. 5 ст. 55.24. Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГрК РФ) эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.

В соответствии с ч. 6 указанной выше нормы в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (ч.ч. 7, 8 ст. 55.24. ГрК РФ).

В соответствии с требованиями ч. 9 ст. 55.24. ГрК РФ эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.

Пунктом 3 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденным приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 (вместе с «ВСН 58-88 (р)), установлены требования к техническому обслуживанию зданий и объектов.

Так, техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории. Контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики. Плановые осмотры должны подразделяться на общие и частичные. При общих осмотрах следует контролировать техническое состояние здания или объекта в целом, его систем и внешнего благоустройства, при частичных осмотрах - техническое состояние отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства. Общие осмотры должны проводиться два раза в год: весной и осенью. Общие осмотры объектов коммунального и социально-культурного назначения должны производиться комиссией в составе главного инженера (инженера по эксплуатации) учреждения или предприятия, ведающего эксплуатацией здания, техника-смотрителя (коменданта). В необходимых случаях в комиссии могут включаться специалисты-эксперты и представители ремонтно-строительных организаций. Результаты осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В этих документах должны содержаться: оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтах.

Как установлено ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384 – ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон № 384 – ФЗ) строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384 – ФЗ установлено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Согласно п.п. 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного Приказом Росстандарта от 27.12.2012 №1984-ст, обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через 2 года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже 1 раза в 10 лет.

Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) в соответствии с п. 5.1.1 ГОСТ 31937-2011 заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.).

В соответствии с п.п. 5.1.3 и 5.1.19 ГОСТ 31937-2011 при обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: фундаменты, стены, столбы; перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны), связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжение конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок. По результатам обследования технического состояния здания составляют паспорт конкретного здания, если он не был составлен ранее, или проводят уточнения паспорта, если он был составлен ранее.

Судом установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что МБОУ Яснополянская СОШ на праве оперативного управления принадлежит здание по адресу: Оренбургская область, Ташлинский район, п.Солнечный, ул.Восточная, д.8а. Информацией МБОУ Яснополянская СОШ подтверждается, что обследование технического состояния здания Солнечного филиала МБОУ ЯснополянскаяСОШ специализированной организацией не проводилось.

Прокуратурой Ташлинского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних в отношении Солнечного филиала МБОУ Яснополянская СОШ, установлено, что эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий и сооружений МБОУ Яснополянская СОШ, расположенного по адресу: 461193, Оренбургская область, Ташлинский район, п.Солнечный, ул.Восточная, д.8а их элементов, со стороны ответственных лиц, должным образом не осуществляется - обследование технического состояния с привлечением специализированных организаций не проведено.

31 марта 2022 года в адрес директора МБОУ Солнечной ООШ направлено представление, в котором прокурором района указывалось на необходимость проведения обследования технического состояния здания образовательного учреждения с привлечением специализированных организаций.

Из ответа МБОУ Солнечная ООШ от 30 марта 2022 года следует, что обследование здания МБОУ Солнечная ООШ специализированной организацией не проводилось.

Постановлением администрации МО Ташлинский район от 11 ноября 2022 года МБОУ Солнечная ООШ реорганизована путем присоединения к МБОУ Яснополянская СОШ – Солнечный филиал МБОУ ЯснополянскаяСОШ.

Таким образом, МБОУ ЯснополянскаяСОШ необходимо провести комплексное обследование технического состояния здания Иртекского филиала школы, каких- либо объективных и допустимых доказательств невозможности выполнения данных мероприятий, ответчики суду не представили. Невыполнение указанных работ связано только с отсутствием финансирования со стороны Управления образования администрации Ташлинского района.

При таких обстоятельствах, заявленные требования об обязании провести комплексное обследование технического состояния здания являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно п. 3.2 Положения об МУ УО администрации МО Ташлинский район Оренбургской области, утвержденного постановлением администрации Ташлинского района Оренбургской области от 22 ноября 2019 года № 656п Управление образования является главным распорядителем бюджетных средств, пунктом 3.3 указанного положения предусмотрено, что учредителем и собственником имущества муниципальных учреждений выступает муниципальное образование «Ташлинский район» Оренбургской области. Функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных муниципальных образовательных организаций осуществляет администрация района в лице Управления образования.

Управление образования администрации Ташлинский район является отраслевым (функциональным) органом администрации Ташлинского района, осуществляющим управление в сфере образования в соответствии с законодательством РФ, обладающим правами юридического лица, осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств.

       Таким образом, именно на Управление образования администрации Ташлинский район возложены функции материального обеспечения школ и доведения необходимых денежных средств образовательному учреждению, в том числе на проведение комплексного обследования технического состояния зданий подведомственных образовательных учреждений, заявленные исковые требования к Управлению образования подлежат удовлетворению.

       Согласно статье 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

        В соответствии с пунктом 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" при установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Обсуждая срок исполнения решения суда в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, предусматривающей право суда установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, учитывая позицию сторон, суд полагает возможным установить его до 01 сентября 2026 года, при этом учитывая требования бюджетного законодательства по финансированию работ, возможном проведении аукционов.

Учитывая, что выявленные нарушения не устранены до настоящего времени, что не оспаривается ответчиками, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

    Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Ташлинского района Оренбургской области в защиту Российской Федерации, прав, свобод законных интересов неопределённого круга лиц, а именно детей, обучающихся в учреждениях образования и дошкольных образовательных учреждениях к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Яснополянская средняя общеобразовательная школаим. Героя России Д. Васильченко» Ташлинского района Оренбургской области, МУ Управлению образованию администрации МО Ташлинского района Оренбургской области о возложении обязанности выполнить мероприятия по обследованию технического состояния здания муниципальной образовательной организации, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Яснополянская средняя общеобразовательная школаим. Героя России Д. Васильченко» Ташлинского района Оренбургской области, МУ Управление образования администрации МО Ташлинского района Оренбургской области выразившееся в не проведении комплексного обследования с привлечением лицензированной организации технического состояния здания Солнечного филиала МБОУ Яснополянская СОШим. Героя России Д. Васильченко, расположенного по адресу: 461193, Оренбургская область, Ташлинский район, п.Солнечный, д.8а.

Обязать МБОУ Яснополянская СОШим. Героя России Д. ВасильченкоТашлинского района Оренбургской области выполнить мероприятия по обследованию технического состояния здания муниципальной образовательной организации с использованием современных средств технической диагностики провести комплексное обследование технического состояния здания Солнечного филиала МБОУ Яснополянская СОШим. Героя России Д. ВасильченкоТашлинского района Оренбургской области, расположенного по адресу: 461193, Оренбургская область, Ташлинский район, п.Солнечный, ул.Восточная, д.8а,в срок до 01 сентября 2026 года.

Обязать МУ Управление образования администрации МО Ташлинский район Оренбургской области профинансировать мероприятия, выполняемые МБОУ ЯснополянскаяСОШТашлинского района Оренбургской области по проведению комплексного обследования с привлечением лицензированной организации технического состояния здания Солнечного филиала МБОУ ЯснополянскаяСОШим. Героя России Д. ВасильченкоТашлинского района Оренбургской областив срок до 01 сентября 2026 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Ташлинский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья        подпись                                                            О.В. Пузина

                   Мотивированное решение составлено 11 марта 2024 года

2-152/2024 ~ М-69/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ташлинского района Оренбургской области
Ответчики
МБОУ Яснополянская СОШ
МУ Управление образования администрации МО Ташлиснкий район
Другие
Администрация МО Ташлинский район
Суд
Ташлинский районный суд Оренбургской области
Судья
Пузина О.В.
Дело на сайте суда
tashlinsky--orb.sudrf.ru
12.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.02.2024Передача материалов судье
16.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2024Подготовка дела (собеседование)
27.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.03.2024Судебное заседание
11.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее