РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2024 года г. Шелехов
Шелеховский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Петрович К.Э.,
при секретаре Кононовой Н.Н.,
с участием представителя истца – помощника прокурора г. Шелехова Землякова В.А.,
представителя ответчика администрации Шелеховского муниципального района Михайловой А.В., действующей на основании доверенности от *дата скрыта*,
представителя ответчика МУП ШР «ШОК» ФИО7, действующей на основании доверенности от *дата скрыта*,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-442/2024 по иску прокурора г. Шелехова, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, к администрации Шелеховского муниципального района, муниципальному унитарному предприятию Шелеховского района «Шелеховские отопительные котельные» о возложении обязанности оборудовать котельные приборами учета тепловой энергии, устранить коррозию на элементах и составных частях котельных, устранить открытый доступ к оборудованию котельных,
установил:
в обоснование исковых требований указано, что прокуратурой г. Шелехова на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением федерального законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в том числе, при подготовке и прохождении отопительного периода.
Установлено, что Енисейским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проведена проверка готовности теплоснабжающих организаций к отопительному периоду 2023-2024 гг. По результатам контрольного мероприятия 18.09.2023 составлен акт, согласно которому котельные МУП ШР «ШОК» имеют недостатки.
Указанные замечания не были устранены в срок для выдачи паспорта
готовности к отопительному периоду, что стало причиной неготовности
Шелеховского района к отопительному периоду 2023-2024 гг.
Актом проверки от 15.11.2023 установлено, что котельные МУП ШР «ШОК» не готовы к отопительному периоду, следовательно, муниципальное образование Шелеховский район не готово к отопительному периоду, в связи с чем, ему не выдан паспорт готовности в связи с наличием ряда замечаний:
- котельная МКДОУ ШР «Детский сад № 3 «Сказка»: дымовая труба подвержена коррозии; газоход за пределами здания котельной подвержен коррозии; не организован коммерческий учёт реализуемой тепловой энергии на котельной;
- котельная МКОУ ШР «Начальная школа - детский сад № 10»: не организован коммерческий учёт реализуемой тепловой энергии на котельной; дымовая труба подвержена коррозии; газоход подвержен коррозии;
- котельная МКОУ ШР «Начальная школа - детский сад № 10»: не организован коммерческий учёт реализуемой тепловой энергии
на котельной; газоход подвержен коррозии; дымовая труба подвержена коррозии; имеется открытый доступ к площадке хранения топлива; имеется открытый доступ к оборудованию котельной, дымососу;
- котельная МКОУ ШР «Большелугская средняя общеобразовательная школа №8»: имеется открытый доступ к оборудованию котельной блока №1, дымососу; не организован коммерческий учет реализуемой тепловой энергии; дымовая труба блока № 1 подвержена коррозии; газоход блока №1 подвержен коррозии; корпус дымососа блока №1 подвержен коррозии; имеется открытый доступ к оборудованию котельной блока №2, дымососу; дымовая труба блока №2 подвержена коррозии; газоход блока №2 подвержен коррозии; корпус дымососа блока №2 подвержен коррозии;
- котельная МКУК ДО ШР «Детская школа искусств имени К.Г. Самарина»: газоход подвержен коррозии; не организован коммерческий учет реализуемой тепловой энергии; дымовая труба подвержена коррозии; газоход подвержен коррозии; корпус дымососа подвержен коррозии; имеется открытый доступ к оборудованию котельной, дымососу;
- котельная МКОУ ШР «Средняя общеобразовательная школа №7»: газоход подвержен коррозии; не организован коммерческий учёт реализуемой тепловой энергии; дымовая труба подвержена коррозии; корпус дымососа подвержен коррозии.
- котельная МКДОУ ШР «Детский сад № 11 «Березка»: не организован коммерческий учёт реализуемой тепловой энергии; газоход подвержен коррозии; дымовая труба подвержена коррозии;
- котельная МКДОУ ШР «Детский сад комбинированного вида №5
«Одуванчик»: не организован коммерческий учет реализуемой тепловой энергии;
- котельная МКОУ ШР «Основная общеобразовательная школа № 11»: не организован коммерческий учёт реализуемой тепловой энергии; имеется открытый доступ к оборудованию котельной, дымососу; газоход подвержен коррозии; дымовая труба частично подвержена коррозии; корпус дымососа подвержен коррозии;
- котельная МКУК «Культурно-досуговый центр п. Подкаменная»: не организован коммерческий учёт реализуемой тепловой энергии;
- котельная МКОУ ШР «Средняя общеобразовательная школа № 124»: не организован коммерческий учёт реализуемой тепловой энергии;
- котельная «Жилой массив»: не организован коммерческий учёт реализуемой тепловой энергии;
- котельная МКОУ ШР «Средняя общеобразовательная школа № 12»: не организован коммерческий учёт реализуемой тепловой энергии.
Рассматриваемые котельные находятся в муниципальной собственности.
Администрацией Шелеховского муниципального района котельные переданы на праве хозяйственного ведения МУП ШР «ШОК». Однако данный факт не освобождает орган местного самоуправления, как собственника, от обязанности содержать в надлежащем состоянии муниципальное имущество.
Законодателем установлена обязанность владельцев источников
тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющих приборов учета потребители, организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Также законом предусмотрено обязательное оснащение источников тепловой энергии, к которым следует относить котельные,
приборами учета тепловой энергии в целях, как коммерческого учета тепловой энергии, так и в целях энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Приведенные нарушения требований законодательства, выявленные при подготовке к отопительному периоду, стали основанием для отказа в выдаче муниципальному образованию Шелеховский район паспорта готовности.
Прокурор г. Шелехова просил суд в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу обязать администрацию Шелеховского муниципального района, муниципальное унитарное предприятие «Шелеховские отопительные котельные» оборудовать приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию в отношении следующих котельных:
1) МКДОУ ШР «Детский сад №3 «Сказка», по адресу: *адрес скрыт*;
2) МКОУ ШР «Начальная школа – детский сад №10», по адресу: *адрес скрыт*;
3) МКОУ ШР «Начальная школа – детский сад №10», по адресу: *адрес скрыт*;
4) МКОУ ШР «Большелугская средняя общеобразовательная школа №8», по адресу: *адрес скрыт*;
5) МКУК ДО ШР «Детская школа искусств имени К.Г. Самарина», по адресу: *адрес скрыт*
6) МКОУ ШР «Средняя общеобразовательная школа №7», по адресу: *адрес скрыт*;
7) МКДОУ ШР «Детский сад №11 «Березка», по адресу: *адрес скрыт*;
8) МКДОУ ШР «Детский сад комбинированного вида №5 «Одуванчик», по адресу: *адрес скрыт*;
9) МКОУ ШР «Основная общеобразовательная школа №11», по адресу: *адрес скрыт*;
10) МКУК «Культурно-досуговый центр п. Подкаменная», по адресу: *адрес скрыт*;
11) МКОУ ШР «Средняя общеобразовательная школа №124», по адресу: *адрес скрыт*;
12) Котельная «Жилой массив», по адресу: *адрес скрыт*;
13) МКОУ ШР «Средняя общеобразовательная школа №12», по адресу: *адрес скрыт*.
Возложить на администрацию Шелеховского муниципального района, муниципальное унитарное предприятие Шелеховского района «Шелеховские отопительные котельные» обязанность в срок до 01.09.2024 устранить коррозии на элементах и составных частях в следующих котельных:
1) МКОДОУ ШР «Детский сад №3 «Сказка», по адресу: *адрес скрыт*;
2) МКОУ ШР «Начальная школа – детский сад №10», по адресу: *адрес скрыт*;
3) МКОУ ШР «Начальная школа – детский сад №10», по адресу: *адрес скрыт*;
4) МКОУ ШР «Большелугская средняя общеобразовательная школа №8», по адресу: *адрес скрыт*;
5) МКУК ДО ШР «Детская школа искусств имени К.Г. Самарина», по адресу: *адрес скрыт*
6) МКОУ ШР «Средняя общеобразовательная школа №7», по адресу: *адрес скрыт*
7) МКДОУ ШР «Детский сад №11 «Березка», по адресу: *адрес скрыт*
8) МКОУ ШР «Основная общеобразовательная школа №11», по адресу: *адрес скрыт*.
Обязать администрацию Шелеховского муниципального района, муниципальное унитарное предприятие «Шелеховские отопительные котельные» в срок до 01.09.2024 устранить открытый доступ к оборудованию следующих котельных:
1) МКОУ ШР «Начальная школа - детский сад № 10»
(*адрес скрыт*);
2) МКОУ ШР «Большелугская средняя общеобразовательная школа №8» (*адрес скрыт*);
3) МКУК ДО ШР «Детская школа искусств имени К.Г. Самарина» (*адрес скрыт*
4) МКОУ ШР «Основная общеобразовательная школа №
11» (*адрес скрыт*).
Определением суда от 19.03.2024 к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика, привлечена Служба по тарифам Иркутской области.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора г. Шелехова Земляков В.А. исковые требования поддержал частично, за исключением требования о возложении на администрацию Шелеховского муниципального района, МУП ШР «ШОК» обязанности в срок до 01.09.2024 устранить открытый доступ к оборудованию четырех котельных, в связи с их добровольным исполнением; на удовлетворении остальных требований настаивал.
Представитель ответчика администрации Шелеховского муниципального района Михайлова А.В. не возражала против удовлетворения требования о возложении на администрацию Шелеховского муниципального района обязанности оборудовать котельные приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию, однако, просила установить срок исполнения данной обязанности до 01.09.2026: исковые требования в части возложения на администрацию обязанности по устранению коррозии на элементах и составных частях котельных не признала, указав, что данная обязанность относиться к зоне ответственности МУП ШР «ШОК». Просила отказать в удовлетворении требований иска в части возложения на администрацию Шелеховского муниципального района, МУП ШР «ШОК» обязанности в срок до 01.09.2024 устранить открытый доступ к оборудованию четырех котельных, в связи с их добровольным исполнением.
Представитель ответчика МУП ШР «ШОК» Веселкова О.М. требование иска об устранении открытого доступа к оборудованию четырех котельных не признала, пояснив, что данное нарушение устранено, в доказательство чего представила акт от *дата скрыта* с фотоматериалами. По существу остальных требований возражений не имела, возражала в части сроков исполнения заявленных требований, по основаниям, изложенным в письменных отзывах на исковое заявление, пояснив, что оборудование котельных приборами учета тепловой энергии и обеспечение введения их в эксплуатацию в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу не представляется возможным, так как приобретение приборов учета возможно только после получения проектов узлов учета котельных. В течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу возможно только получить услугу по разработке проектов узлов учета котельных, и лишь после определения типов приборов коммерческого учета тепловой энергии, указанных в проектах узлов учета котельных, у администрации Шелеховского муниципального района будет иметься реальная возможность заложить денежные средства в бюджет на приобретение необходимых приборов учета. Исполнение требования об устранении коррозии на элементах и составных частях котельных в срок до *дата скрыта* также невозможно, так как высота труб котельных составляет от 12 до 24 метров, выполнить указанные работы на высоте своими силами МУП ШР «ШОК» не может, необходимо привлекать специалистов из сторонних организаций. Средняя стоимость выполнения работ по устранению коррозии на элементах и составных частях котельных составляет 1 662 803,62 руб. Согласно смете расходов производства тепловой энергии МУП ШР «ШОК», расходы на выполнение работ по устранению коррозии на элементах и составных частях котельных не утверждены к затратам на 2024 г. Просила установить ответчиками срок для исполнения решения суда – до 01.09.2026.
Представитель третьего лица Службы по тарифам Иркутской области в судебное заседания не явился, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, а также письменный отзыв на исковое заявление.
Суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица согласно положениям ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ признание права является одним и способов защиты гражданских прав.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ) принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются обеспечение надежности теплоснабжения, безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 №103 утверждены Правила оценки к отопительному периоду (далее по тексту - Правила), которые определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, тепло потребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения.
В соответствии с п. 2, 5 Правил, проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов путем образования комиссии на основании программы проведения проверки готовности к отопительному периоду (далее - программа), утверждаемой руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа.
Согласно ст. 20 Федерального закона № 190-ФЗ, проверке готовности к отопительному периоду подлежат теплоснабжающие организации. Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны:
1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб;
2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей;
3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии;
4) обеспечивать качество теплоносителей;
5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии;
6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей;
7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения;
8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
В целях проведения проверки комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости - проводят осмотр объектов проверки.
Судом установлено, что Енисейским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проведена проверка готовности теплоснабжающих организаций к отопительному периоду 2023-2024 гг., по результатам которой составлен акт от 18.09.2023, из содержания которого следует, что котельные МУП ШР «ШОК» имеют ряд недостатков.
Как следует из обстоятельств дела, указанные в акте замечания устранены не были, в связи с чем, Шелеховский район оказался не в полной мере готов к отопительному периоду 2023-2024 гг., паспорт готовности к отопительному сезону был выдан со значительным количеством замечаний, изложенных в Приложении к акту проверки готовности к отопительному периоду 2023-2024 гг., в отношении следующих объектов:
котельная МКДОУ ШР «Детский сад № 3 «Сказка» (*адрес скрыт*):
- дымовая труба подвержена коррозии, что не соответствует п. 3.3.23, 13.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24 марта 2003 г. N 115 (далее – Правила №115); газоход за пределами здания котельной подвержен коррозии, что не соответствует п. 3.3.23, 13.1 Правил №115;
- не организован коммерческий учёт реализуемой тепловой энергии, пп. 9 п. 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утв. приказом Минэнерго России от 12.03.2013 №103 (далее – Правила №103);
2. котельная МКОУ ШР «Начальная школа - детский сад № 10» (*адрес скрыт*):
- не организован коммерческий учёт реализуемой тепловой энергии, пп. 9 п. 13 Правил №103;
- дымовая труба подвержена коррозии, что не соответствует пп. 3.3.23, 13.1 Правил №115;
- газоход подвержен коррозии, что не соответствует пп. 3.3.23, 13.1 Правил №115;
3. котельная МКОУ ШР «Начальная школа - детский сад № 10» (*адрес скрыт*):
- не организован коммерческий учёт реализуемой тепловой энергии, что не соответствует пп. 9 п. 13 Правил №103;
- газоход подвержен коррозии, что не соответствует пп. 3.3.23, 13.1 Правил №115;
- дымовая труба подвержена коррозии, что не соответствует пп. 3.3.23, 13.1 - Правил №115;
- имеется открытый доступ к площадке хранения топлива, что не соответствует п. 3.2.1 Правил №115;
- имеется открытый доступ к оборудованию котельной, дымососу, что не соответствует п. 3.2.1 Правил №115.
4. котельная МКОУ ШР «Большелугская средняя общеобразовательная школа №8» (*адрес скрыт*):
- имеется открытый доступ к оборудованию котельной блока №1, дымососу, что не соответствует п. 3.2.1 Правил №115;
- не организован коммерческий учет реализуемой тепловой энергии, что не соответствует пп. 9 п. 13 Правил №103;
- дымовая труба блока № 1 подвержена коррозии, что не соответствует п. 3.3.23, 13.1 Правил №115;
- газоход блока №1 подвержен коррозии, что не соответствует пп. 3.3.23, 13.1 Правил №115;
- корпус дымососа блока №1 подвержен коррозии, что не соответствует пп. 3.3.23, 13.1 Правил №115;
- имеется открытый доступ к оборудованию котельной блока №2, дымососу, что не соответствует п. 3.2.1 Правил №115;
- дымовая труба блока №2 подвержена коррозии, что не соответствует пп. 3.3.23, 13.1 Правил №115;
- газоход блока № 2 подвержен коррозии, что не соответствует пп. 3.3.23, 13.1 Правил №115;
- корпус дымососа блока №2 подвержен коррозии, что не соответствует пп. 3.3.23, 13.1 Правил №115;
5. котельная МКУК ДО ШР «Детская школа искусств имени К.Г. Самарина» (*адрес скрыт*):
- газоход подвержен коррозии, что не соответствует пп. 3.3.23, 13.1 Правил №115;
- не организован коммерческий учёт реализуемой тепловой энергии, что не соответствует пп. 9 п. 13 Правил №103;
- дымовая труба подвержена коррозии, что не соответствует п. 3.3.23, 13.1- Правил №115;
- газоход подвержен коррозии, что не соответствует пп. 3.3.23, 13.1 Правил №115;
- корпус дымососа подвержен коррозии, что не соответствует пп. 3.3.23, 13.1 Правил №115;
- имеется открытый доступ к оборудованию котельной, дымососу, что не соответствует пп. 3.2.1 Правил №115;
котельная МКОУ ШР «Средняя общеобразовательная школа №7» (*адрес скрыт*
- газоход подвержен коррозии, что не соответствует пп. 3.3.23, 13.1 Правил №115;
- не организован коммерческий учёт реализуемой тепловой энергии, что не соответствует, пп. 9 п. 13 Правил №103;
- дымовая труба подвержена коррозии, что не соответствует пп. 3.3.23 Правил №115;
- корпус дымососа подвержен коррозии, что не соответствует пп. 3.3.23, 13.1 Правил №115;
7. котельная МКДОУ ШР «Детский сад № 11 «Березка» (*адрес скрыт*):
- не организован коммерческий учёт реализуемой тепловой энергии, что не соответствует пп. 9 п. 13 Правил №103;
- газоход подвержен коррозии, что не соответствует пп. 3.3.23, 13.1 Правил №115;
- дымовая труба подвержена коррозии, что не соответствует пп. 3.3.23, 13.1 Правил №115;
Котельная МКДОУ ШР «Детский сад комбинированного вида №5
«Одуванчик» (*адрес скрыт*
- не организован коммерческий учёт реализуемой тепловой энергии, что не соответствует пп. 9 п. 13 Правил №103;
котельная МКОУ ШР «Основная общеобразовательная школа № 11» (*адрес скрыт*):
- не организован коммерческий учёт реализуемой тепловой энергии, что не соответствует пп. 9 п. 13 Правил №103;
- имеется открытый доступ к оборудованию котельной, дымососу, что не соответствует п. 3.2.1 Правил №115;
- газоход подвержен коррозии, что не соответствует п. 3.3.23, 13.1 Правил №115;
- дымовая труба частично подвержена коррозии, что не соответствует пп. 3.3.23, 13.1 Правил №115;
- корпус дымососа подвержен коррозии, что не соответствует пп. 3.3.23, 13.1 Правил №115;
10. Котельная МКУК «Культурно-досуговый центр п. Подкаменная» (*адрес скрыт*): не организован коммерческий учёт реализуемой тепловой энергии, что не соответствует пп. 9 п. 13 Правил №103.
11. Котельная МКОУ ШР «Средняя общеобразовательная школа № 124» (*адрес скрыт*): не организован коммерческий учёт реализуемой тепловой энергии, что не соответствует, пп. 9 п. 13 Правил №103;
12. котельная «Жилой массив» (*адрес скрыт*): не организован коммерческий учёт реализуемой тепловой энергии, что не соответствует, пп. 9 п. 13 Правил №103.
13. котельная МКОУ ШР «Средняя общеобразовательная школа № 12» (*адрес скрыт*): не организован коммерческий учёт реализуемой тепловой энергии, что не соответствует пп. 9 п. 13 Правил №103.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 1 ст. 295 ГК РФ предусмотрено, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Согласно п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
Федеральный закон 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон №190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относят организацию обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду. Указанные полномочия на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ, органы местного
самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное
или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам
государственной власти Российской Федерации (органам государственной
власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления
иных муниципальных образований, отчуждать совершать иные сделки в
соответствии с федеральными законами.
Из материалов дела, судом установлено, что здания спорных котельных, на основании постановлений Мэра Шелеховского муниципального района: от *номер скрыт*, *номер скрыт*, *номер скрыт*, распоряжений представителя комитета по управлению муниципальным имуществом, были переданы на праве хозяйственного ведения МУП ШР «ШОК», данный факт также подтверждается актами приема-передачи, выписками из ЕГРН.
Суд приходит к выводу, что факт передачи котельных на праве хозяйственного ведения не является основанием, для освобождения органа местного самоуправления от обязанности содержать муниципальное имущество в надлежащим состоянии.
Таким образом, суд приходит к выводу, что обязанность по содержанию котельных в надлежащем состоянии лежит как на администрации Шелеховского муниципального района, как собственника имущества, так и на МУП ШР «ШОК», как предприятия, которому имущество передано на праве хозяйственного ведения, на основании своего устава.
В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона №190-ФЗ, количество тепловой
энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или
договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору
оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит
коммерческому учету.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 190-ФЗ, под коммерческим учетом тепловой энергии, теплоносителя понимается установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 261-ФЗ «Об
энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам
централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного
водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или)
иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Из положений ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 261 следует, что до
01.01.2011 собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов,
которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего
Федерального закона и при эксплуатации которых используются
энергетические ресурсы, обязаны завершить оснащение таких объектов
приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии,
электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в
эксплуатацию.
Вместе с тем ч. 1 ст. 24 Федерального закона № 261 установлено, что
муниципальные учреждения обязаны обеспечить снижение объема
потребленных им энергоресурсов. Экономия средств используется для
обеспечения выполнения функций соответствующим учреждением, в том
числе на увеличение годового фонда оплаты труда.
Согласно ч. 7 ст. 19 Федерального закона № 190, коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов.
Отсутствие приборов учета тепловой энергии в нарушение части 5
статьи 19 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» препятствует
реализации целей, как коммерческого учета тепловой энергии, так и
энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Утвержденные Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 №115 Правила устанавливают требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
Согласно пункту 1.3 Правил №115, электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства
электроустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами
технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации
электроустановок потребителей.
В соответствии с п. 3.2.1 Правил №115, для обеспечения надлежащего
эксплуатационного и санитарного состояния территории, зданий и
сооружений организации для размещения тепловых энергоустановок
выполняют и содержат в исправном состоянии ограждение соответствующей
части территории.
Согласно п. 2.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 № 115, эксплуатация систем тепловых сетей должна обеспечивать
надежность теплоснабжения потребителей, обеспечивать потребителю бесперебойную подачу тепла в соответствии с нормами. Производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии,
обеспечивающие длительное, надежное использование их по назначению, с
учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда (п.3.3.1.).
В силу положений п. 3.3.23 Правил №115, металлические конструкции зданий и сооружений тепловых энергоустановок необходимо защитить от коррозии, при этом устанавливается систематический контроль за состоянием их защиты.
Для обеспечения безопасной работы тепловых энергоустановок и предотвращения повреждений, которые могут быть вызваны дефектами изготовления деталей, а также развитием процессов эрозии, коррозии, снижением прочностных и пластических характеристик при эксплуатации, должен быть организован контроль за состоянием основного и наплавленного металла (п. 13.1 Правил №115).
В ходе судебного разбирательства ответчики не оспаривали замечания, изложенные в Приложении к акту проверки готовности к отопительному периоду 2023-2024 гг., согласившись с их законностью и необходимостью устранения, имели возражения лишь в части заявленных прокурором г. Шелехова сроков для исполнения решения суда.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства ответчиком МУП ШР «ШОК» была устранена часть замечаний, а именно: устранен открытый доступ к оборудованию следующих котельных:
1) МКОУ ШР «Начальная школа - детский сад № 10»
(*адрес скрыт*
2) МКОУ ШР «Большелугская средняя общеобразовательная школа №8» (*адрес скрыт*);
3) МКУК ДО ШР «Детская школа искусств имени К.Г. Самарина» (*адрес скрыт*
4) МКОУ ШР «Основная общеобразовательная школа №11» (*адрес скрыт*), в подтверждение чего представлен акт об устранении нарушений от *дата скрыта* с приложенными к нему фотоматериалами, не оспоренными стороной истца.
В этой связи, в удовлетворении требований прокурора г. Шелехова о возложении на администрацию Шелеховского муниципального района, МУП ШР «ШОК» обязанности в срок до 01.09.2024 устранить открытый доступ к оборудованию четырех котельных, следует отказать, в связи с их добровольным исполнением.
Разрешая требования прокурора г. Шелехова о возложении на администрацию Шелеховского муниципального района и МУП ШР «ШОК» обязанности оборудовать тринадцать котельных приборами учета тепловой энергии с обеспечением их ввода в эксплуатацию, а также устранить коррозию на элементах и составных частях восьми котельных, учитывая, что доказательств устранения данных замечаний ответчиками в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено, принимая во внимание правовую позицию ответчиков, по существу согласившихся с обоснованностью этих требований, суд приходит к выводу о наличии оснований для их удовлетворения. Суд находит данные требования законными и обоснованными.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок исполнения решения суда в части возложении на администрацию Шелеховского муниципального района и МУП ШР «ШОК» обязанности оборудовать тринадцать котельных приборами учета тепловой энергии с обеспечением их ввода в эксплуатацию, а также устранить коррозию на элементах и составных частях восьми котельных, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 17 Постановления Правительства от 18.11.2013 №1034 организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями Правил, включает: а) получение технических условий на проектирование узла учета; б) проектирование и установку приборов учета; в) ввод в эксплуатацию узла учета; г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д) поверку, ремонт и замену приборов учета.
Следовательно, приобретение приборов учета осуществляется после получения проектов узлов учета котельных.
Для исполнения возложенных на ответчиков обязанностей необходимо проведение торгов в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Представитель ответчика МУП ШР «ШОК» пояснила, что в 2024 году учреждение готово осуществить закупки услуг по разработке проектов узлов учета котельных, и лишь после определения типов приборов коммерческого учета тепловой энергии, указанных в проектах узлов учета котельных, администрация Шелеховского муниципального района будет иметь возможность заложить денежные средства в бюджет и приобрести необходимые приборы учета.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, учитывая, что проведение торгов на приобретение услуг по разработке узлов учета котельных; определение типов приборов коммерческого учета тепловой энергии, указанных в проектах узлов учета котельных; закупка, установка и ввод в эксплуатацию приборов учета представляет собой длительную по времени процедуру, суд приходит к выводу, что для исполнения решения суда в части оборудования тринадцати котельных приборами учета тепловой энергии с обеспечением их в ввода эксплуатацию, разумным будет являться срок до 01.09.2026.
Возражая против требования прокурора г. Шелехова об установлении срока для устранения коррозии на элементах и составных частях восьми котельных, до 01.09.2024, МУП ШР «ШОК» указало, что, в случае выполнения соответствующих работ в заявленный прокурором срок, в 2024 году у предприятия не будет денежных средств на осуществление обязательных платежей: заработной платы, налогов и страховых взносов, в подтверждение чего привело следующие обстоятельства.
В соответствии с Приказом Минтруда России от 16.11.2020 №728н, к работам на высоте относятся работы, при которых существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м.
Абзацем 13 Приказом Минтруда России от 16.11.2020 №728н установлено, что работники, выполняющие работы на высоте, должны иметь квалификацию, соответствующую характеру выполняемых работ. Уровень квалификации подтверждается документом о профессиональном образовании (обучении) и (или) о квалификации.
Высота труб на котельных составляет от 12 до 24 метров, в этой связи, исполнить решение суда в части устранения коррозии силами сотрудников МУП ШР «ШОК»» не представляется возможным, ввиду отсутствия специалистов с требуемой квалификацией.
Согласно коммерческим предложениям, полученным по инициативе ответчика МУП ШР «ШОК», средняя стоимость выполнения работ по устранению коррозии на элементах и составных частях котельных составляет 1 662 802,62 руб.
Согласно смете расходов производства тепловой энергии МУП ШР «ШОК»,
утвержденной приказом Службы по тарифам Иркутской области от 08.12.2023 №79-417-спр, расходы на выполнение работ по устранению коррозии на элементах и составных частях котельных не утверждены к затратам на 2024 г.
Согласно смете расходов производства тепловой энергии МУП ШР «ШОК»,
утвержденной приказом Службы по тарифам Иркутской области от 08.12.2023 №79-417-спр, на ремонт основных средств (текущий ремонт) МУП ШР «ШОК» предусмотрено 766 440 руб., в пределах которой ответчик может закупать товары, работы и услуги на указанную статью расходов.
Директором МУП ШР «ШОК» *дата скрыта* утвержден перечень мероприятий по подготовке к отопительному зимнему периоду 2024-2025 гг., согласно которому затраты на ремонт основных средств (текущей ремонт) составит 582 216 руб. Таким образом, на оставшиеся денежные средства по данной статье расходов МУП ШР «ШОК» может произвести закупку иных товаров, работ, услуг.
В соответствии с абз. 48(2) Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», при установлении (корректировке) тарифов в сфере теплоснабжения на 2018 год и последующие периоды регулирования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации не устанавливается для муниципальных унитарных предприятий. Таким образом, МУП ШР «ШОК» не имеет возможности понести внеплановые расходы.
В соответствии абз. 52 Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
Согласно абз. 13 Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 №1075, регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) на 2025 год.
Как следует из материалов дела, МУП ШР «ШОК» до 1 мая 2024 г. подано предложение об установлении цен (тарифов) в Службу по тарифам Иркутской области о корректировке долгосрочного тарифа на период с июля 2025 года по июнь 2026 года, в который включены планируемые затраты на выполнение работ по устранению коррозии на элементах и составных частях котельных, в сумме 1 662 803,62 руб. Данные затраты поданы в Службу по тарифам *адрес скрыт* на рассмотрение, что подтверждается заявлением *номер скрыт* от *дата скрыта*, на момент разрешения настоящего спора не утверждены.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, приведенные ответчиком МУП ШР «ШОК», суд признает их объективными, в связи с чем, считает разумным и целесообразным определить ответчикам срок для выполнения требований действующего законодательства в части устранения коррозии на элементах и составных частях восьми котельных – до 01.09.2025.
Таким образом, требования прокурора г. Шелехова, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.09.2026 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░:
1) ░░░░░ ░░ «░░░░░░░ ░░░ №3 «░░░░░░», ░░ ░░░░░░: *░░░░░ ░░░░░*;
2) ░░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░ №10», ░░ ░░░░░░: *░░░░░ ░░░░░*;
3) ░░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░ №10», ░░ ░░░░░░: *░░░░░ ░░░░░*;
4) ░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №8», ░░ ░░░░░░: *░░░░░ ░░░░░*;
5) ░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░», ░░ ░░░░░░: *░░░░░ ░░░░░*;
6) ░░░░ ░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №7», ░░ ░░░░░░: *░░░░░ ░░░░░*;
7) ░░░░░ ░░ «░░░░░░░ ░░░ №11 «░░░░░░░», ░░ ░░░░░░: *░░░░░ ░░░░░*;
8) ░░░░░ ░░ «░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №5 «░░░░░░░░░», ░░ ░░░░░░: *░░░░░ ░░░░░*;
9) ░░░░ ░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №11», ░░ ░░░░░░: *░░░░░ ░░░░░*;
10) ░░░░ «░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░», ░░ ░░░░░░: *░░░░░ ░░░░░*;
11) ░░░░ ░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №124», ░░ ░░░░░░: *░░░░░ ░░░░░*;
12) ░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░», ░░ ░░░░░░: *░░░░░ ░░░░░*;
13) ░░░░ ░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №12», ░░ ░░░░░░: *░░░░░ ░░░░░*.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.09.2025 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░:
1) ░░░░░░ ░░ «░░░░░░░ ░░░ №3 «░░░░░░», ░░ ░░░░░░: *░░░░░ ░░░░░*;
2) ░░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░ №10», ░░ ░░░░░░: *░░░░░ ░░░░░*;
3) ░░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░ №10», ░░ ░░░░░░: *░░░░░ ░░░░░*;
4) ░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №8», ░░ ░░░░░░: *░░░░░ ░░░░░*;
5) ░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░», ░░ ░░░░░░: *░░░░░ ░░░░░*
6) ░░░░ ░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №7», ░░ ░░░░░░: *░░░░░ ░░░░░*, ░. ░░░░, *░░░░░ ░░░░░*;
7) ░░░░░ ░░ «░░░░░░░ ░░░ №11 «░░░░░░░», ░░ ░░░░░░: *░░░░░ ░░░░░*;
8) ░░░░ ░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №11», ░░ ░░░░░░: *░░░░░ ░░░░░*.
░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.09.2024 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 13 ░░░░ 2024 ░.