УИД № Дело №
Категория 2.038
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2022 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Сумачакова И.Н.,
при секретаре Ушаковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению С к Казенному учреждению Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения <адрес>» о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании неполученной заработной платы и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
С обратилась в суд с иском к КУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>» о признании незаконным приказа об отстранении от работы №-о от ДД.ММ.ГГГГ, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день допуска к работе в сумме 42 982 рубля 90 копеек и компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей. Исковые требования мотивированы тем, что она работает в КУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>» в должности психолога. Приказом работодателя №-о от ДД.ММ.ГГГГ она отстранена от работы на основании абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ, поскольку отказалась от вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Данный приказ она считает незаконным, поскольку вакцинация является ее правом, а не обязанностью, так как работники организаций в сфере социальной деятельности не включены в Перечень № от ДД.ММ.ГГГГ Граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок. Незаконное отстранение от работы причинило ей нравственные страдания.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Роспотребнадзора по <адрес>.
Истец С в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.
В судебном заседании директор КУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>» С, представитель данного учреждения М, представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по <адрес> Г возражали относительно удовлетворения исковых требований.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Б с ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в БУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>» на должность психолога отдела по работе с семьей и детьми, что подтверждается трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ и приказом БУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>» №-к от ДД.ММ.ГГГГ
Штатная численность КУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>» составляет 72 единицы, фактически трудовую деятельность в учреждении осуществляет 65 человек.
Согласно предоставленной КУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>» информации из 65 работников учреждения вакцинировалось от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) 54 человека, 10 человек имеют медицинские отводы, один человек отказался от вакцинации (психолог С).
В этой связи работодателем предложено С подписать заявление об отказе от вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), подготовив соответствующее заявление, однако С отказалась подписать данное заявление, о чем работодателем составлен комиссионный акт от ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку С ни вакцинировалась, ни предоставила медицинский отвод от вакцинации, ни предоставила работодателю заявление об отказе от вакцинации, приказом директора КУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>» №-к от ДД.ММ.ГГГГ психолог С отстранена от работы в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на период с ДД.ММ.ГГГГ и до момента ее прохождения.
После отстранения от работы С ДД.ММ.ГГГГ обратилась на имя директора КУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>» С с заявлением, в котором указала, что действия директора имеют насильственный характер, направленные на принуждение «вколоть экспериментальную вакцину», в котором обвинила директора учреждения в совершении ряда преступления, в том числе геноцид (ст. 357 УК РФ) и причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ), а также потребовала подписать от нее «гарантийное письмо», что директор учреждения С берет на себя ответственность за все возможные осложнения у работников учреждения после вакцинации от COVID-19.
В рассматриваемом случае суд полагает законным отстранение истца от работы в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по следующим основаниям.
Право на труд гарантировано Конституцией Российской Федерации (статья 37), в числе иных конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Согласно ст. 3 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах, помимо прочего, в зависимости от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
В соответствии со ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника: появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором; по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
На основании ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» иммунопрофилактика инфекционных болезней – система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок.
Статьями 9, 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» определены случаи обязательности проведения профилактических прививок.
В соответствии с п. 2 ст. 9, п. 3 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 157-ФЗ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, утверждаются Национальный календарь профилактических прививок и Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Согласно п. 4 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 157-ФЗ профилактические прививки проводятся в соответствии с требованиями санитарных правил и в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н, которым также определены категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации.
Профилактическая прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-Cov-2, включена в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям в соответствии с приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № № 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии с Календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н, к категории граждан подлежащих вакцинации относятся:
- к приоритету 1-го уровня относятся: лица в возрасте 60 лет и старше; взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением; граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн. и более.
- к приоритету 2-го уровня относятся: взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг.
- к приоритету 3-го уровня относятся: государственные гражданские и муниципальные служащие; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу.
Согласно п. 8 Порядка проведения гражданам профилактических прививок в рамках Календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, с учетом эпидемической ситуации по решению исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при вакцинации против коронавирусной инфекции уровни приоритета могут быть изменены.
Часть 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» содержит положение, согласно которому перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № определен Перечень работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, при выполнении которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
К таким видам работ относятся:
1. Сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
2. Работы по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
3. Работы в организациях по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
4. Работы по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
5. Работы по убою скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов.
6. Работы, связанные с уходом за животными и обслуживанием животноводческих объектов в животноводческих хозяйствах, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
7. Работы по отлову и содержанию безнадзорных животных.
8. Работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей.
9. Работы с больными инфекционными заболеваниями.
10. Работы с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний.
11. Работы с кровью и биологическими жидкостями человека.
12. Работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Главным государственным санитарным врачом по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ принято постановление № «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям на территории Республики Алтай», согласно п. 1.1 которого обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) гражданам, подлежащим обязательной вакцинации, работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере образования, социальной защиты и социального обслуживания.
Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
В пункте 4 раздела «Порядок проведения гражданам профилактических прививок в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» Календаря профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям (приложение № к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н) указано, что перед проведением профилактической прививки лицу, подлежащему вакцинации, или его законному представителю разъясняется необходимость иммунопрофилактики инфекционных болезней, возможные поствакцинальные реакции и осложнения, а также последствия отказа от проведения профилактической прививки и оформляется информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии с требованиями статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации профилактические прививки являются видом медицинского вмешательства, которые ставятся гражданами добровольно путем оформления информированного добровольного согласия в соответствии с требованиями ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Конституционным Судом РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О указано, что установление предусмотренных правовых последствий отсутствия профилактических прививок в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлено необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц.
В этой связи, учитывая эпидемиологическую ситуацию по заболеваемости новой коронавирусной инфекции, исходя из полномочий работодателя, закрепленных в абз. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», абз. 4 ст. 76 ТК РФ, в каждом конкретном случае необходимо оценивать необходимость отстранения работника от работы в связи с отказом вакцинироваться от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в частности, в какой организации работает работник, какую должность занимает и какие должностные обязанности выполняет в соответствии с должностной инструкцией (регламентом), осуществляет ли он контакт в силу своих должностных обязанностей с неопределенным (неограниченным) числом лиц для определения риска заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) и ее распространения.
Только после установления данных обстоятельств можно сделать вывод о том, связана ли работа конкретного работника с высоким риском заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), поскольку отстранение от работы обусловлено необходимостью сохранения здоровья данному работнику в процессе трудовой деятельности, а также обеспечением здоровья и безопасностью других лиц.
При рассмотрении данной категории дел формальный подход недопустим, а иной подход может свидетельствовать о возможности отстранения от работы любых работников, даже тех, работа которых не связана с высоким риском заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Так, предметом деятельности КУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>» является социальная поддержка и социальное обслуживание отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>, а также осуществление деятельности органа опеки и попечительства на территории <адрес> (п. 17 устава КУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>»).
Как следует из материалов дела, С работает в учреждении психологом в отделении по работе с семьей и детьми, в ее должностные обязанности входят, в частности, оказание психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам), попавшим в трудную жизненную ситуацию; проведение социально-реабилитационных мероприятий с алкоголизированными и наркозависимыми гражданами; работа с несовершеннолетними, признанными находящимися в социально опасном положении, семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в помощи и (или) реабилитации; работа с опекаемыми детьми, опекунами и приемными родителями; социально-психологическая реабилитация инвалидов, в том числе детей-инвалидов; работа с пожилыми гражданами; организация психологического сопровождения и психологической помощи социально-уязвимым слоям населения; оказание психологической помощи работникам учреждения; проведение первичного психологического обследования кандидатов в опекуны (пункты 2.2 - 2.5 должностной инструкции психолога отделения по работе с семьей и детьми от ДД.ММ.ГГГГ).
При этом квалификационным требованием к психологу является наличие высшего образования по профилю профессиональной деятельности, что следует из п. 1.2 должностной инструкции психолога отделения по работе с семьей и детьми от ДД.ММ.ГГГГ.
С имеет диплом о высшем профессиональном образовании серии ВСГ № с присуждением квалификации «педагог-психолог» по специальности «педагогика и психология».
Таким образом, С, имея высшее педагогическое образование, при работе в должности психолога отделения по работе с семьей и детьми непосредственно работает и осуществляет контакт с социально незащищенной группой населения <адрес> – гражданами, попавшим в трудную жизненную ситуацию, с алкоголизированными и наркозависимыми гражданами, с несовершеннолетними, признанными находящимися в социально опасном положении, с семьями, которые оказались в трудной жизненной ситуации, с опекаемыми детьми, с инвалидами при их реабилитации, в том числе с детьми-инвалидами, с пожилыми гражданами, с беременными женщинами.
Анализ занимаемой должности истца с ее должностными обязанностями позволяет прийти к выводу, что она осуществляет контакт с неопределенным (неограниченным) числом граждан, которые являются социально незащищенными, нуждающимися в психологической помощи и (или) реабилитации, поэтому ее работа связана с высоким риском заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) и, как следствие, отстранение ее от работы оспариваемым приказом работодателя обусловлено и необходимостью сохранения здоровья С в процессе трудовой деятельности и обеспечением здоровья и безопасности указанной категории граждан.
При таких обстоятельствах занимаемая истцом должность психолога отделения по работе с семьей и детьми КУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>» связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, а потому требует обязательного проведения профилактических прививок, в т.ч. профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19). По своей социальной значимости и предполагаемой степени заболевания COVID-19 занимаемая истцом должность психолога соотносима с должностями в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 12 Перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Вышеуказанным постановлением главного государственного санитарного врача по <адрес> предусмотрены категории (группы) граждан, подлежащих обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющим деятельность в перечисленных в постановлении сферах.
Положениями подп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» предусмотрены полномочия государственных санитарных врачей принимать решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
При рассмотрении и разрешении настоящего дела судом установлена необходимость и законность отстранения от работы психолога С приказом КУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>» №-о от ДД.ММ.ГГГГ.
В этой связи суд не усматривает оснований для удовлетворения искового заявления С о признании незаконным приказа об отстранении от работы №-о от ДД.ММ.ГГГГ, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день допуска к работе в сумме 42 982 рубля 90 копеек и компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать С в удовлетворении исковых требований к Казенному учреждению Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения <адрес>» о признании незаконным приказа об отстранении от работы №-о от ДД.ММ.ГГГГ, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день допуска к работе в сумме 42 982 рубля 90 копеек и компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья И.Н. Сумачаков
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ