Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-704/2022 ~ М-435/2022 от 03.03.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Елизово Камчатского края         21 сентября 2022 года

Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Федорцова Д.П., при секретаре судебного заседания Степаненко А.В., с участием

представителя истца адвоката Бузмаковой Н.С., действовавшей на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на десять лет, зарегистрированной в реестре за ,

представителя ответчика государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края «Елизовская районная больница» Лебедевой О.А., действовавшей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-704/2022 по исковому заявлению Дзыбова ИО1 к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Камчатского края «Елизовская районная больница» о признании действий незаконными и возложении обязанности,

установил:

Дзыбов Р.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Камчатского края «Елизовская районная больница» (далее по тексту Учреждение), в котором просил признать действия Учреждения по постановке ему диагноза «<данные изъяты>», постановке его на наркологический (диспансерный) учет и не допуску к работе незаконными, а также обязать Учреждение снять его с наркологического учета, ссылаясь на то, что у ответчика не было достаточных оснований для выставления ему спорного диагноза и постановки ДД.ММ.ГГГГ на наркологический учет. Указанные действия Учреждения нарушают его права на дальнейшее прохождение службы в должности судебного пристава-исполнителя Елизовского районного отделения судебных приставов управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу (л.д. 3-5).

ДД.ММ.ГГГГ на основании статьи 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд перешел к рассмотрению требований Дзыбова Р.В. в порядке гражданского судопроизводства.

В судебное заседание истец Дзыбов Р.В. не явился, направив в суд своего представителя адвоката Бузмакову Н.С., выразившую отказ своего доверителя от требования обязать Учреждение снять его с наркологического учета, и поддержавшую иск в остальной части по изложенным в нем основаниям.

Отказ стороны истца от одного из исковых требований был принят судом с прекращением производства по делу в указанной части, о чем было вынесено отдельное определение.

Представитель Учреждения Лебедева О.А. полагала требования стороны истца неподлежащими удовлетворению, поскольку Учреждение до рассмотрения иска по существу сняло истца с диспансерного наблюдения в связи со снятием выставленного ему диагноза: «пагубное употребление алкоголя с вредными последствиями для здоровья».

Третьи лица, не заявлявшие самостоятельных требований относительно предмета спора, управление Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу и государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Камчатский краевой наркологический диспансер», несмотря на направленные им извещения о месте и времени рассмотрения гражданского дела, своих представителей в суд не направили, о причинах их неявки не сообщили и об отложении дела не просили. При этом судебное извещение о месте и времени последнего судебного заседания, направленное государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Камчатский краевой наркологический диспансер», было возращено суду за истечением срока хранения. Ранее направленные судебные извещения были получены указанным третьим лицом. Согласно письменному отзыву управление Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу считало иск Дзыбова Р.В. подлежащим удовлетворению (л.д. 47, 190, 202, 203).

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) судебное разбирательство было проведено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив иск, выслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Часть 1 статьи 9 Федерального закона от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» включает в число квалификационных требований к должностям в органах принудительного исполнения, в том числе требование к состоянию здоровья сотрудников, необходимое для исполнения обязанностей по замещаемой должности.

Согласно Требованиям к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, и сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации и перечней дополнительных обязательных диагностических исследований, утвержденным приказом ФССП России от 17 июня 2020 года № 469, выявление у сотрудника органов принудительного исполнения заболевания в виде хронического алкоголизма с выраженными и умеренными изменениями личности, интеллектуально-мнестическими нарушениями, является основанием для заключения об его негодности к службе в органах принудительного исполнения. Выявление у сотрудника заболевания в виде хронического алкоголизма с незначительно выраженными изменениями личности является основанием для заключения об его ограниченной годности к службе в органах принудительного исполнения.

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ сотрудник органов принудительного исполнения обязан проходить ежегодно в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, профилактические медицинские осмотры, включающие в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, а также по направлению уполномоченного руководителя медицинское освидетельствование, в том числе на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения).

Пункт 4 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет медицинскую услугу как медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Из пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ следует, что диагностика это комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий.

Медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи (пункт 2 части 1 статьи 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

В силу части 2 статьи 98 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

Частью 5 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ определено, что диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Психиатрическая помощь в Российской Федерации оказывается по основаниям и в порядке, которые установлены Закон Российской Федерации от 02 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», и включает в себя психиатрическое обследование и психиатрическое освидетельствование, профилактику и диагностику психических расстройств, лечение и медицинскую реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами (часть 1 статьи 1 Закон Российской Федерации от 02 июля 1992 года № 3185-1).

Как определено частью 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 02 июля 1992 года № 3185-1 психиатрическая помощь лицам, страдающим психическими расстройствами, гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, гуманности и соблюдения прав человека и гражданина.

Частью 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 02 июля 1992 года № 3185-1 установлено, что диагноз психического расстройства ставится в соответствии с общепризнанными международными стандартами и не может основываться только на несогласии гражданина с принятыми в обществе моральными, культурными, политическими или религиозными ценностями либо на иных причинах, непосредственно не связанных с состоянием его психического здоровья.

В отношении лица, страдающего психическим расстройством, в амбулаторных условиях осуществляются профилактика, диагностика, лечение, медицинская реабилитация и диспансерное наблюдение в зависимости от медицинских показаний (часть 1 статьи 26 Закона Российской Федерации от 02 июля 1992 года № 3185-1).

Согласно части 2 статьи 26 Закона Российской Федерации от 02 июля 1992 года № 3185-1 психиатрическая помощь в амбулаторных условиях (за исключением диспансерного наблюдения) оказывается при добровольном обращении лица, страдающего психическим расстройством, в соответствии со статьей 4 настоящего Закона.

Диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица, страдающего психическим расстройством, или его законного представителя в случаях, предусмотренных частью первой статьи 27 настоящего Закона, и предполагает наблюдение за состоянием психического здоровья лица путем регулярных осмотров врачом-психиатром и оказание ему необходимой медицинской и социальной помощи (часть 3 статьи 26 Закона Российской Федерации от 02 июля 1992 года № 3185-1).

В соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации от 02 июля 1992 года № 3185-1 диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

Решение вопросов о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначенной руководителем медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в амбулаторных условиях, или комиссией врачей-психиатров, назначенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.

Мотивированное решение комиссии врачей-психиатров оформляется записью в медицинской документации. Решение об установлении или прекращении диспансерного наблюдения может быть обжаловано в порядке, установленном разделом VI настоящего Закона.

Установленное ранее диспансерное наблюдение прекращается при выздоровлении или значительном и стойком улучшении психического состояния лица. После прекращения диспансерного наблюдения психиатрическая помощь в амбулаторных условиях оказывается в соответствии с частью второй статьи 26 настоящего Закона. При изменении психического состояния лицо, страдающее психическим расстройством, может быть освидетельствовано без его согласия или без согласия его законного представителя по основаниям и в порядке, предусмотренным частью четвертой статьи 23, статьями 24 и 25 настоящего Закона. Диспансерное наблюдение может быть возобновлено в таких случаях по решению комиссии врачей-психиатров.

Порядок диспансерного наблюдения за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Порядок оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядок диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утверждены приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года № 1034н.

Названные нормативные правовые акты не предусматривают осуществление учета больных алкоголизмом, а предусматривают такой учет только в отношении больных наркоманией. Данный учет осуществляется посредством внесения сведений в медицинскую карту амбулаторного наркологического больного или медицинскую карту пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (пункт 13.1 Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология»).

Пунктом 6 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ определено, что наличие оснований для организации диспансерного наблюдения, объем обследования, профилактических мероприятий, лечения и медицинской реабилитации определяются врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология», на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.

Согласно Клиническим рекомендациям «Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ. Пагубное (с вредными последствиями) употребление», утвержденным Минздравом России, пагубное (с вредными последствиями) употребление психоактивного вещества (ПАВ) - это модель употребления ПАВ, вызывающая вред для здоровья. Вред может быть физическим или психическим.

Заключение об употребляемом ПАВ делается по субъективным и/или объективным данным. Диагноз устанавливается путем сбора анамнеза: истории жизни и заболевания; общего осмотра пациента по системам и органам последовательно; проведения других врачебных манипуляций (измерение артериального давления, пульса, частоты дыхания и т.д.); клинико-психопатологического обследования.

Диагноз пагубного употребления ПАВ ставится при наличии непосредственного ущерба, причиненного психике или физическому состоянию потребителя, включая нарушение суждений или дисфункциональное поведение, которое может привести к инвалидизации или неблагоприятно сказаться на межличностных отношениях.

Для постановки такого диагноза должны иметься четкие данные, что употребление вещества обусловило физические или психологические вредные изменения, включая нарушения суждений или дисфункциональное поведение, или в значительной мере способствовало их возникновению. Природа вредных изменений должна быть выявляемой и описанной. Характер употребления сохранялся или периодически повторялся в предыдущие 12 месяцев.

Употребление с вредными последствиями (пагубное) диагностируется при повторном приеме психоактивных веществ, сопровождающемся отчетливыми медицинскими последствиями для лица, злоупотребляющего психоактивным веществом (веществами), при этом отсутствуют признаки синдрома зависимости, как они сформулированы в F1x.2xxx.

Диагноз пагубного злоупотребления не ставится при острой интоксикации (F1x.0xx), синдроме зависимости (F1x.2xxx), психотических расстройствах (F1x.5xx) или других специфических формах расстройств, связанных с употреблением алкоголя или наркотиков. Ставится при злоупотреблении психоактивным веществом.

Пагубное употребление алкоголя имеет код по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем - F10.1.

В судебном заседании установлено, что истец Дзыбов Р.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является сотрудником органов принудительного исполнения - судебным приставом-исполнителем Елизовского районного отделения судебных приставов управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу. В должности судебного пристава-исполнителя Елизовского районного отделения судебных приставов управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу работает с марта 2019 года (л.д. 7, 8-10, 19). По месту службы, жительства и прежним местам работы истец характеризуется положительно (л.д. 20, 21, 48, 57).

ДД.ММ.ГГГГ при прохождении Дзыбовым Р.В. в качестве сотрудника органов принудительного исполнения ежегодного профилактического медицинского осмотра врачом-наркологам государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края «Елизовская районная больница» сделано заключение о недопущении истца к работе с указанием на необходимость его наблюдения в течение года (л.д. 22, 58, 59-66, 69-81).

Как следует из медицинской карты амбулаторного больного , ДД.ММ.ГГГГ в рамках указанного ежегодного профилактического медицинского осмотра врачом-наркологом Учреждения истцу выставлен диагноз <данные изъяты>» с постановкой на профилактический учет. Основанием для этого послужил анамнез с августа 2020 года и положительные результаты анализа CDT от ДД.ММ.ГГГГ – 3,9% и от ДД.ММ.ГГГГ – 2,0%.

ДД.ММ.ГГГГ в медицинской карте амбулаторного больного истца сделана повторная запись о взятии его на учет с диагнозом

Согласно заключению эксперта по проведенной судебной наркологической экспертизе от ДД.ММ.ГГГГ у истца Дзыбова Р.В. в ноябре 2021 года отсутствовало заболевание <данные изъяты>». В связи с отсутствие у истца указанного заболевания с ноябре 2021 года по настоящее время он не нуждался в получении специальной наркологической помощи. Врачами Учреждения не были выполнены все необходимые исследования для установления у Дзыбова Р.В. вышеуказанного диагноза в соответствии с требованиями Клинических рекомендаций «Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ. Пагубное (с вредными последствиями) употребление», утвержденных Минздравом России. Установление данного диагноза свелось только к лабораторным данным без проведения полноценного исследования в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и указанных Клинических рекомендаций (л.д. 136-181).

Невозможность диагностики заболевания ««Пагубное употребление алкоголя» только на основании результатов анализа крови на CDT указывает и специалист общества с ограниченной ответственностью «Бюро независимой экспертизы «Версия», являющийся кандидатом медицинских наук, доцента по кафедре «судебная медицина» Панчук Ю.П. (л.д. 82-98).

После поступления в суд вышеуказанного экспертного заключения и ознакомления с ним ответчика сообщением от ДД.ММ.ГГГГ Учреждение поставило в суд известность о том, что им снят у истца диагноз <данные изъяты>» (л.д. 206).

Из протокола заседания врачебной комиссии Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что ею принято решение снять Дзыбова Р.В. с диспансерного наблюдения у врача-нарколога и провести дополнительное обследование истца в соответствии с Порядком ежегодного прохождения сотрудниками органов принудительного исполнения Российской Федерации профилактических медицинских осмотров, включающих в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, утвержденным приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 207-208).

При таких обстоятельствах дела, исходя из положений законодательства Российской Федерации, регулирующих спорные правоотношения, суд находит исковые требования истца о признании незаконными действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края «Елизовская районная больница» по постановке ему диагноза «пагубное употребление алкоголя», постановке на наркологический (диспансерный) учет и не допуску к работе, подлежащими удовлетворению, так как Учреждение не имело законных оснований для диагностирования у Дзыбова Р.В. указанного диагноза, а действия Учреждения по постановке истца на наркологический учет и даче заключения «о не допуске к работе» не предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Добровольное снятие Учреждением спорного диагноза у истца, как и снятие его с диспансерного наблюдения, решение о котором суду не предоставлялось, так как постановка на учет не тождественна решению о необходимости установления диспансерного наблюдения, которое принимает коллегиальный орган, а не единолично врач-нарколог (статья 27 Закона Российской Федерации от 02 июля 1992 года № 3185-1), основанием к отказу в удовлетворении исковых требований либо прекращению производства по делу служить не могут, поскольку признание оспариваемых действий Учреждения незаконными в судебном порядке имеет для истца юридическое значение как сотрудника органов принудительного исполнения для защиты своих прав и законных интересов в указанном качестве. Кроме того, само решение о признании оспариваемых действий Учреждения незаконными может иметь для истца значение для защиты своих прав и законных интересов посредством предъявления к ответчику других требований, основанных на незаконности оспоренных действий.

Руководствуясь статьями 198-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░1 ░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>», ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

2-704/2022 ~ М-435/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дзыбов Рамазан Владимирович
Ответчики
ГБУЗ КК Елизовская районная больница
Другие
УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу
государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Камчатский краевой наркологический диспансер»
Суд
Елизовский районный суд Камчатского края
Судья
Федорцов Денис Павлович
Дело на сайте суда
elizovsky--kam.sudrf.ru
03.03.2022Регистрация административного искового заявления
03.03.2022Передача материалов судье
09.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
09.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.03.2022Судебное заседание
01.04.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
08.04.2022Судебное заседание
13.04.2022Судебное заседание
31.08.2022Производство по делу возобновлено
31.08.2022Судебное заседание
15.09.2022Судебное заседание
21.09.2022Судебное заседание
26.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2022Дело оформлено
01.12.2022Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее