Дело № 2-747/2020 (2-2352/2019)
УИД №18RS0011-01-2020-000580-09
Решение
Именем Российской Федерации
14 мая 2020 года г. Глазов
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе:
Председательствующего судьи Кирилловой О. В.,
При секретаре Беккер И.А.,
с участием истца Мышкиной М.М., представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Глазове Удмуртской Республики (межрайонное) – Галаниной В.А., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мышкиной М.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Глазове Удмуртской Республики (межрайонное) о признании решения незаконным,
Установил:
Истец Мышкина М.М. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Глазове Удмуртской Республики (межрайонное) (далее по тексту – Управление) о признании решения незаконным.
Свои требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ- Управление Пенсионного фонда за назначением досрочной страховой пенсии по старости, как медицинскому работнику.
Решением Управления ПФ РФ № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, так как, по мнению Управления ПФ РФ, на момент обращения стаж составил 30 лет 02 месяца 17 дней, вместо требуемого.
Согласно позиции Управления ПФ РФ периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежат включению в стаж.
Общая продолжительность периодов повышения квалификации составила 3 месяца 17 дней, в связи с чем страховой стаж составляет -30 лет 06 месяцев 04 дня.
Считает вынесенное решение необоснованным, нарушающим ее права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, указав, что направлялась на курсы повышения квалификации работодателем с сохранением средней заработной платы по основному месту работы.
Таким образом, дополнительно в стаж работы подлежат включению 3 месяца 17 дней.
Просит признать Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Глазове Удмуртской Республики (межрайонное) за № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Глазове Удмуртской Республики (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости период нахождения на курсах повышения квалификации с 16.09.1998 по 13.10.1998, с 12.11.2003 по 09.12.2003, с 20.10.2008 по 31.10.2008, с 16.11.2008 по 21.11.2008, 07.04.2013 по 12.04.2013, с 12.05.2013 по 21.05.2013, с 13.05.2018 по 18.05.2018, с 04.06.2018 по 14.06.2018; обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с 12.02.2020 г.
В судебном заседании истец Мышкина М.М. на удовлетворении исковых требований настаивала, мотивировав доводами, изложенными в иске.
В судебном заседании представитель ответчика Галанина В.А. исковые требования не признала. Просила в иске отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные суду доказательства, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Согласно п. 1 ст. 22 Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за ее назначением, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п. 2 ст. 22 Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
Таким образом, обязательными условиями на досрочное назначение страховой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденной соответствующими документами.
Согласно п. 5 Постановления Министерства труда и социального развития и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года № 16/19па «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях» к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Закона от 28 декабря 2013 года должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.
Исследовав предоставленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что истцом указанные условия выполнены.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, Мышкина М.М. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Глазове Удмуртской Республики (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ Мышкиной М.М. в назначении пенсии по старости по ст. 30 п. 1 п.п. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отказано.
Для подтверждения права на досрочную страховую пенсию Мышкина М.М. представила трудовую книжку АТ- IV №, заполненную ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с записями трудовой книжки истца Мышкина М.М. работала:
С ДД.ММ.ГГГГ -ДД.ММ.ГГГГ- медицинская сестра хирургического кабинета поликлиники для взрослых Глазовская ЦРБ;
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время – в должности процедурной медсестры прививочного кабинета поликлиники для взрослых.
В вышеуказанные периоды работы истец направлялась на курсы повышения квалификации (усовершенствования) с сохранением средней заработной платы.
Судом установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в специальный стаж засчитаны периоды работы истца, составляющие в общей сложности 30 лет 02 месяца 17 дней.
Предметом спора являются периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, Мышкина М.М. работает в Глазовской муниципальной центральной районной больнице с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. В периоды работы в больнице она находилась на курсах повышения квалификации с сохранением средней заработной платы по основному месту работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ.по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На курсах повышения квалификации истец находилась в период работы в должностях и учреждениях, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. До направления на курсы повышения квалификации и по возвращении по окончанию обучения истец работала полный рабочий день.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсии, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовых пенсий в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую пенсию.
Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (65 лет для мужчин и 60 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статья 30).
Так в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013г. № 400–ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.(ч. 1.1)
Гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В соответствии с требованиями ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, приказа Минздрава РФ от 09 августа 2001 года N 314 «О порядке получения квалификационных категорий», действовавшего в спорные периоды (утр. силу с 15 октября 2011 г.), повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием соблюдения условий трудового договора.
Порядок определения стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ установлен Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются, в том числе Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
В силу п. 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утвержденных Постановлением Правительства от 11 июля 2002 года № 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации, подлежат включению в льготный стаж истца на основании ст. 187 ТК РФ, поскольку за работником в указанные спорные периоды сохранялось место работы и средняя заработная плата.
В соответствии с положениями п. 21 Рекомендаций Международной организации труда от 24.06.1974 г. N 148 "Об оплачиваемых учебных отпусках", согласно которым период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
Таким образом, нахождение на курсах повышения квалификации законодателем приравнивается к выполнению работы, и основания для исключения указанных периодов из сроков осуществления лечебной деятельности отсутствуют и подлежат включению в специальный стаж.
Ответчиком признано, что стаж истца на день обращения за назначением досрочной страховой пенсии на ДД.ММ.ГГГГ составляет 30 лет 02 месяца 17 дней.
Учитывая изложенное, суд находит, что при подсчете специального стажа (30 лет 02 месяца 17 дней), который не оспаривался ответчиком, подлежат присоединению периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации: с 16.09.1998 г. по 13.10.1998 г., с 12.11.2003 г. по 09.12.2003 г., с 20.10.2008 г. по 31.10.2008 г., с 16.11.2008 г.по 21.11.2008 г., 07.04.2013 г. по 12.04.2013 г., с 12.05.2013 г. по 21.05.2013 г., с 13.05.2018 г. по 18.05.2018 г., с 04.06.2018 г. по 14.06.2018 г. (всего 3 месяца 17 дней).
Таким образом, специальный стаж работы Мышкиной М.М., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, на момент обращения (12.02.2020 года) в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Глазове Удмуртской Республики (межрайонное) с учетом льготного исчисления составлял более 30 лет – 30 лет 6 месяцев 4 дня.
При таких обстоятельствах, суд считает установленным, что у Мышкиной М. М. на момент обращения с заявлением о назначении пенсии действительно возникло право на назначение досрочной пенсии по старости, как у лица, осуществлявшего лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В связи с этим суд находит требование Мышкиной М. М. о признании незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Глазове Удмуртской Республики (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Мышкиной М. М. в назначении досрочной страховой пенсии по п.п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Иск Мышкиной М.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Глазове Удмуртской Республики (межрайонное) о признании решения незаконным, удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Глазове Удмуртской Республики (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости Мышкиной М.М. незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Глазове Удмуртской Республики (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды нахождения Мышкиной М. М. на курсах повышения квалификации с сохранением средней заработной с 16.09.1998 г. по 13.10.1998 г., с 12.11.2003 г. по 09.12.2003 г., с 20.10.2008 г. по 31.10.2008 г., с 16.11.2008 г. по 21.11.2008 г., 07.04.2013 г. по 12.04.2013 г., с 12.05.2013 г. по 21.05.2013 г., с 13.05.2018 г. по 18.05.2018 г., с 04.06.2018 г. по 14.06.2018 г. (всего 3 месяца 17 дней).
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Глазове Удмуртской Республики (межрайонное) бессрочно назначить Мышкиной М. М. досрочно страховую пенсию по старости на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, осуществляющему лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет, независимо от возраста с 12 февраля 2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня составления решения в окончательном форме через Глазовский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О. В. Кириллова