Дело № 2-1403/2023
79RS0002-01-2023-001623-51
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 сентября 2023 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
судьи Шариповой Ю.Ф.
с участием:
помощника прокурора г. Биробиджана Грига Е.В.,
представителя истца Ханина А.А.,
представителя ответчика мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО и третьего лица МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства мэрии города» Ковешниковой А.В.,
представителя соответчика МКУ «Финансовое управление мэрии городм МО «Город Биробиджан» ЕАО Вищикус М.М.,
при секретаре Фадеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Тихонова В. В. к мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области, муниципальному казенному учреждению «Финансовое управление мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области о взыскании компенсации морального вреда,
У С ТА Н О В И Л:
Тихонов В.В. обратился в суд с исковым заявлением к мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО, МКУ «Финансовое управление мэрии города МО «Город Биробиджан» Еврейской автономной области о взыскании компенсации морального вреда, указав, что 02.10.2022 он шел на работу. Около 09:00 проходил по ул. Стяжкина, в районе «рыбной кампании» на него напала стая бродячих собак. Собаки были крупные, стали кусать его за ноги, руки, голову. Кто-то из прохожих помог их отогнать. Вызвали скорую помощь, так были глубокие рваные раны от укусов. В это время подъехал его работодатель и отвез его в травмпункт, а затем в областную больницу, где он находился на лечении с 02.10.2022 по 10.10.2022. По данному факту в МОМВД России «Биробиджанский» проводилась проверка, его опрашивал участковый уполномоченный, по результат проверки ничего не известно. Просит взыскать с МКУ «Финансовое управление мэрии города муниципального образования «город Биробиджан» ЕАО» за счет средств казны муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО в его пользу компенсацию морального вреда в размере 1 500 000 рублей.
В судебное заседание истец Тихонов В.В. не явился, о месте и времени слушанья дела извещен надлежащим образом. Ранее, участвуя в судебном заседании, исковые требования поддержал в полном объеме по доводам иска. Дополнительно пояснил, что после случившегося десять дней лежал в больнице и полтора месяца ходил на перевязки. Кроме руки пострадала голова, правая нога и правая ягодица, остались шрамы. После того как его выписали, врач сказал, что можно подавать на инвалидность, так как рука может не восстановиться полностью. Он работает водителем. Из-за того, что рука полностью не функционирует, ему пришлось уволиться с работы, так как не мог пользоваться коробкой передач в машине. Когда собаки напали на него, он испугался. Когда обмывали раны, ему стало плохо.
Представитель истца Ханин А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам иска. Дополнительно суду пояснил, что экспертами установлено, что у Тихонова В.В. из-за травм, полученных в результате нападения собак, имеются неизгладимые повреждения, в связи с чем, полагает заявленный размер компенсации морального вреда обоснованным.
Представитель ответчика мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО и третьего лица МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства мэрии города» Ковешникова А.В. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме. По существу пояснила, что в суде не доказано, что собаки, причинившие вред здоровью истца, были бездомными. Сумма требований явно завышена и в случае их удовлетворения может привести к необоснованному обогащению истца.
Представитель ответчика МКУ «Финансовое управление мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО Вищикус М.М. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, пояснив, что управление является ненадлежащим ответчиком по делу. Дополнительно пояснила, что в судебном заседании не подтвердилось, что собаки бездомные. Наоборот, согласно показаниям представителя третьего лица Батенковой О.А., полагает, что собаки сторожевые и травмы Тихонов В.В. мог получить на территории ИП Салманова.
Представитель третьего лица ОО ЕАО «Общество защиты животных «Добрые руки» Батенкова О.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушанья дела извещена. Ранее, участвуя в судебном разбирательстве, суду пояснила, что общество на основании муниципального контракта занималось отловом безнадзорных животных. На 02.10.2022 у мэрии не было контракта, по необъяснимым причинам. Контракты не заключались, при этом деньги были. С сентября 2022 обществу не направлялись заявки. Считает, что вред здоровью истца нанесен, человек пострадал очень сильно.
Представитель третьего лица департамента сельского хозяйства правительства ЕАО Коробко Н.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушанья дела извещена. Ранее, участвуя в судебном разбирательстве, суду пояснила, что 13.03.2020 введена новая функция, которая определяет департамент уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за реализацией органами местного самоуправления работы за собаками без владельцев. Департамент распределяет деньги и требует на основании приказа отчеты ежеквартально и ежегодно о том, как использовали деньги. На всю область было выделено пять миллионов, из них 2,5 миллиона было доведено мэрии. В марте месяце департамент отозвал 300 000 для проведения грантов. Позднее, в июле, мэрия прислала письмо о дополнительном финансировании на три миллиона, так как уже денежные средства оприходовали. В июле были отправлены 450 000 рублей, взятые с другого района. Два транша департамент отправил 05.10.2022 на 800 000 и 1,4 миллиона был отправлен 30.11.2022. 1900000 мэрия просила департамент принять обратно, так как они их не израсходовали.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Статья 1069 ГК РФ предусматривает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными регулируются Федеральным законом от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 2 Федерального закона от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ).
Обращение с животными - содержание, использование (применение) животных, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев и осуществление иной деятельности, предусмотренной данным Федеральным законом, а также совершение других действий в отношении животных, которые оказывают влияние на их жизнь и здоровье (пункт 9 статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ).
Согласно пункту 2 части первой статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ введено понятие животного без владельца - это животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен.
Решение вопросов, касающихся установления порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, а также осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (п. п. 143, 144 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ)).
Согласно п. 3 ст. 7 Закона об ответственном обращении с животными органы государственной власти субъектов РФ вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
В соответствии со ст. 2 закона ЕАО от 10.12.2019 № 501-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями Еврейской автономной области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев наделены, в том числе, органы местного самоуправления муниципального образования «Городской округ «Город Биробиджан».
В соответствии со ст. 3 вышеуказанного Закона органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по отлову животных без владельцев, их транспортировке, учету, содержанию (в том числе лечению, вакцинации, стерилизации, маркированию), возврату животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания;
Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок (ст. 4 вышеуказанного закона).
Финансирование обеспечение государственных полномочий осуществляется в виде субвенций (ст. 7).
Согласно п. 1 Постановления правительства ЕАО от 13.03.2020 № 70-пп «Об определении органа исполнительной власти Еврейской автономной области, уполномоченного на осуществление контроля за реализацией органами местного самоуправления государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев и целевым использованием финансовых средств, переданных для их реализации» департамент сельского хозяйства правительства Еврейской автономной области определен уполномоченным органом исполнительной власти Еврейской автономной области на осуществление контроля за реализацией органами местного самоуправления государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев и целевым использованием финансовых средств, переданных для их реализации.
Согласно п. 3 Постановления правительства ЕАО от 08.12.2020 № 469-пп «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга по определению количества животных без владельцев на территории Еврейской автономной области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Еврейской автономной области осуществляют мониторинг (далее - орган местного самоуправления) на территории соответствующего муниципального образования Еврейской автономной области (далее - территория муниципального образования).
Постановлением мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО от 01.02.2021 № 121 «Об утверждении Порядка проведения мониторинга по определению количества животных без владельцев на территории муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области» определено, что мониторинг включает в себя сбор, систематизацию и анализ информации о количестве животных без владельцев (далее - безнадзорные животные), за исключением ранее отловленных.
Сбор и анализ информации осуществляется отделом по работе с территориальным общественным самоуправлением управления по внутренней политике мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области (далее - уполномоченный орган).
К методам сбора информации отнесены осуществление 1 раз в год объезда (обхода) территорий городского округа, включающего в себя визуальный подсчет безнадзорных животных; опрос жителей, проживающих на территории городского округа; анализ обращений граждан и организаций по фактам нахождения безнадзорных животных на территории городского округа. К участию в объездах (обходах) могут привлекаться общественные организации, волонтеры, организации, осуществляющие отлов безнадзорных животных по соответствующему муниципальному контракту, а также активные граждане, которые могут оказать содействие в уточнении мест обитания и подсчете количества безнадзорных животных.
В судебном заседании установлено, что 02.10.2022 возле <адрес> Тихонов В. В. подвергся нападению собак.
Материалами проверки по сообщению от 03.10.2022, поступившему в МОМВД России «Биробиджанский» по факту нападения и причинения телесных повреждений Тихонову В.В., установлено, что телесные повреждения заявителю причинили бродячие животные (собаки). Указанный вывод отражен в постановлении от 22.12.2022 об отказе в возбуждении уголовного дела.
Из представленного в материалы дела стороной ответчика муниципального контракта № следует, что 09.11.2022 между МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО и ОО ЕАО «Общество защиты животных «Добрые руки» заключен муниципальный контракт по оказанию услуг: обращение с животными без владельцев на территории муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО. Согласно техническому заданию к указанному муниципальному контракту объем оказываемых услуг включает: прием и учет заявок на отлов животных, отлов, транспортировку, учет и проведение лечебных мероприятий (вакцинация, стерилизация), содержание, утилизация и возврат на прежнее место обитания животных.
Из изложенного следует, что функции по отлову безнадзорных животных в рамках вышеуказанного муниципального контракта осуществляются по заявкам, самостоятельной обязанности по их выявлению и отлову у ОО ЕАО «Общество защиты животных «Добрые руки» не имеется.
Согласно постановлению мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО от 01.02.2021 № «Об утверждении Порядка проведения мониторинга по определению количества животных без владельцев на территории муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области» обязанность по проведению мониторинга за безнадзорными животными лежит на отделе по работе с территориальным общественным самоуправлением управления по внутренней политике мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области.
Таким образом, на мэрию города МО «Город Биробиджан» ЕАО как орган местного самоуправления возложены обязанности по организации отлова животных без владельцев.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.
Доказательств того, что по состоянию на октябрь 2022 года мэрией города осуществлялись мероприятия, направленные на исполнение обязанностей по организации отлова животных без владельцев, стороной ответчика суду не представлено. Вместе с тем, факт заключения муниципальных контрактов сам по себе не является достаточным доказательством того, что органом местного самоуправления в полном объеме исполнены возложенные на него государственные функции по обращению с безнадзорными животными.
Также отсутствие письменного обращения (заявки) само по себе не снимает с органа местного самоуправления обязанности по исключению нахождения на территории поселения животных без владельцев, могущих причинить вред имуществу или здоровью граждан, и не может служить правовым основанием для освобождения данного ответчика от ответственности по настоящему делу, поскольку исполнение этой обязанности не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств, письменных обращений по поводу нахождения на территории муниципального образования собаки с агрессивным поведением.
По общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 статьи 1064 ГК РФ, ответственность возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины.
Мэрией города МО «Город Биробиджан» ЕАО не представлено суду достаточных и достоверных доказательств того, что предприняты все зависящие от неё меры по недопущению нахождения безнадзорных животных на территории МО «Город Биробиджан» ЕАО. Равным образом, ответчиками не представлены доказательства, что на истца напали собаки, имеющие владельца.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что причинение вреда здоровью истца произошло в результате ненадлежащего исполнения мэрией города МО «Город Биробиджан» ЕАО возложенных на нее государственных полномочий по обращению с безнадзорными животными.
Согласно пункту 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 года N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни.
Из изложенного следует, что поскольку, предусматривая в качестве способа защиты нематериальных благ компенсацию морального вреда, закон (статьи 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) устанавливает лишь общие принципы для определения размера такой компенсации, то суду при разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав пострадавшей стороны как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон.
В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" под индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние здоровья, наличие отношений между причинителем вреда и потерпевшим, профессию и род занятий потерпевшего.
Согласно акту судебно-медицинского освидетельствования № 1713 от 21.12.2022 у Тихонова В.В. имелось: множественные укушенные раны левого предплечья и плеча, правого бедра, головы. Укушенная рана левого предплечья влечет средней тяжести вред здоровью по признаку длительного расстройства здоровья свыше 3-х недель, множественные укушенные раны левого плеча, правого бедра, головы, согласно квалифицирующих признаков, влекут легкий вред здоровью.
Согласно выписному эпикризу из истории болезни <данные изъяты> Тихонов В.В. находился на лечении в травматологическом отделении ОГБУЗ «Областная больница» с 02.10.2022 по 10.10.2022 с диагнозом: множественные укушенные раны левого предплечья и плеча правого бедра, головы.
Заключением врачебной комиссии лист нетрудоспособности продлен по 14.10.2022.
В период с 12.10.2022 по 02.11.2022 Тихонов В.В. находился на амбулаторном лечении в травматологическом пункте ОГБУЗ «Областная больница», что следует из выписки от 15.11.2022.
Согласно заключению эксперта № ОГБУЗ «Бюро СМЭ» по результатам личного осмотра Тихонова В.В. 04.07.2023, у него имелись рубцовые изменения на своде черепа (левой теменной области, левой лобно-височной области, левой лобной области) и на левой руке (верхней трети лучевой поверхности предплечья, на наружной и задней поверхности левого плеча), которые имели телесный цвет, были подвижны и безболезненные. С течением достаточно большого срока (10 месяцев - травма 02.10.2022) после травмы, рубцы были хорошо заметны, сохраняли форму и размеры. С течением времени эти рубцы могут несколько измениться, но полностью не сгладятся, то есть являются неизгладимыми.
Вместе с тем, экспертами ОГБУЗ «Бюро СМЭ» установлено, что дистальные (в области кисти) нарушения иннервации мышц, участвующих в отведении первого пальца («thener» - тенор) по типу аксонопатии, не имеют какой-либо связи с травмой левой руки полученной Тихоновым В.В. 02.10.2022.
Оценив в совокупности представленные доказательства, учитывая характер причиненных Тихонову В.В. физических и нравственных страданий, степень тяжести вреда, причиненного его здоровью, последствия полученных травм, индивидуальные особенности истца, в частности его возраст, исходя их фактических обстоятельств дела, принимая во внимание требования разумности и справедливости, суд считает возможным определить компенсацию морального вреда в размере 200000 рублей. Оснований для взыскания компенсации морального вреда в большем размере, с учетом обстоятельств дела, суд не усматривает.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления подлежит возмещению за счет соответственно казны муниципального образования.
От имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Гражданского кодекса РФ).
Из разъяснений, изложенных в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса РФ, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» от 28.05.2019 № 13, следует, что при отсутствии либо невозможности определить орган, наделенный полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, от имени муниципального образования в суде выступает финансовый орган муниципального образования.
Финансовым органом мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» является МКУ «Финансовое управление мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан ЕАО» в соответствии с решением городской Думы от 24.11.2005 № 274, которым утверждено Положение о финансовом управлении мэрии города.
В соответствии с пунктом 1.13 и подпунктом 23 пункта 3.1 Положения финансовое управление обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет, в том числе функции исполнения судебных актов по искам к городскому округу о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействиями) органов местного самоуправления городского округа или их должностных лиц, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны городского округа (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета городского округа).
Таким образом, по правилам статьи 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный в результате незаконных действий органа местного самоуправления возмещается за счет казны муниципального образования, от имени которого в соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса РФ выступает финансовый орган.
Следовательно, ответчиком, с которого подлежит взысканию компенсация за причиненный истцу моральный вред, является муниципальное образование «Город Биробиджан», а финансовым органом, действующим от его имени, - МКУ «Финансовое управление мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан ЕАО».
При таких обстоятельствах компенсация морального вреда подлежит взысканию с муниципального образования «Город Биробиджан ЕАО» в лице МКУ «Финансовое управление мэрии города за счет казны МО «Город Биробиджан».
На основании определения суда ОГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» ЕАО по делу проведена медицинская экспертиза, стоимость которой сторонами не оплачена. Доказательств обратного суду не представлено.
Из ходатайства и.о. начальника ОГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» ЕАО об оплате проведенной экспертизы следует, что стоимость проведения экспертизы составляет 31700 рублей.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что решение суда принято в пользу истца, суд считает, что указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу экспертного учреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Тихонова В. В. к мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области, муниципальному казенному учреждению «Финансовое управление мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования «Город Биробиджан Еврейской автономной области» (ИНН 1057900040912) в лице муниципального казенного учреждения «Финансовое управление мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области» (ОГРН 1057900071481 ИНН 7901527282) за счет средств казны муниципального образования «Город Биробиджан Еврейской автономной области» в пользу Тихонова В. В., <данные изъяты> компенсацию морального вреда в сумме 200 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с муниципального образования «Город Биробиджан Еврейской автономной области» (ИНН 1057900040912) в лице муниципального казенного учреждения «Финансовое управление мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области» (ОГРН 1057900071481 ИНН 7901527282) за счет средств казны муниципального образования «Город Биробиджан Еврейской автономной области» в пользу областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Бюро судебно медицинской экспертизы» оплату экспертизы в размере 31700 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Ю.Ф. Шарипова
Мотивированное решение изготовлено 28.09.2023.