Дело № 12-139/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
п. Медведево 27 июня 2019 года
Судья Медведевского районного суда Республики Марий Эл Гаврилова Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Сорокина А.В. на постановление старшего государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды Григорьева А.В. № 54 от 15 апреля 2019 года, которым
должностное лицо - главный энергетик ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл Сорокин А.В., <...> года года рождения, уроженец ..., зарегистрированный по адресу: ...,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды Григорьева А.В. № 54 от 15 апреля 2019 года главный энергетик ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл Сорокин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, Сорокин А.В. подал жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая на то, что постановление вынесено без учета норм действующего законодательства и обстоятельств дела, без учета степени исполнения и отсутствия вины с его стороны. Принимая решение о его виновности, должностное лицо при вынесении постановления, не приняло во внимание обстоятельства, указывающие на то, что люминесцентные лампы ДРЛ и ЛБ не были проверены на работоспособность для причисления их к категории (как утратившие свои потребительские свойства) и не могли быть причислены к отходам производства. В соответствии со ст.1 Федерального закона №89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. В специальной таре лампы были вывезены в мастерскую и проверены на работоспособность и установлены в светильники, о чем свидетельствует акт установки. Не работающие лампы были перевезены в место временного накопления ртутьсодержащих ламп. В учреждении с августа 2018 года отсутствует инженер энергомеханической группы (эколог), как должностное лицо, имеющее профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. Доказательств того, что данные лампы являются отходами производства и потребления, в материалах дела не имеется. За данное нарушение понес наказание в виде выговора. Также при рассмотрении данного дела не были приняты во внимание ряд обстоятельств, в силу которых рассматриваемое административное правонарушение можно признать малозначительным.
В судебном заседании от 06 июня 2019 года Сорокин А.В. вину в совершении правонарушения признавал, указав на то, что лампы временно были оставлены, поскольку не было тары для их переноса. В последующем лампы были убраны. В судебном заседании 27 июня 2019 года указал на то, что лампы были рабочими, только 1 лампа была нерабочая.
Выслушав представителя Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл Григорьева А.В., допросив свидетеля ФИО9 являющегося главным инженером ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл с июня 2015 года, показавшего, что лампы были перенесены на следующий день. Лампы были сняты Сорокиным А.В. с электриком и оставлены в связи с отсутствием тары для их переноса, изучив доводы жалобы и материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на дату совершения правонарушения) несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ)
Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, являются: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Из вышеуказанных положений следует, что обязанность доказать наличие в действиях лица состава административного правонарушения лежит на должностном лице, органе, возбудившем дело об административном правонарушении.
Согласно материалам дела, при осуществлении проверки было установлено нахождение в бытовых и технологических помещениях здания ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл, расположенного по адресу: ..., люминесцентных ламп (ДРЛ -3 шт., ЛБ – 8 шт). Данный факт подтверждают протоколы осмотра, а также приложенные к нему фотоматериалы.
Из объяснений Сорокина А.В. от 25 марта 2019 года следует, что в связи с неисправностями электропроводки и электроснабжения очистных сооружений в марте 2019 года были сняты светильники освещения очистных сооружений для установки их в другие необходимые места. Светильники по причине их большого срока службы были разобраны на запасные части. Оставшиеся лампы были временно оставлены в помещении очистных сооружений, так как не было необходимой тары для их переноса. После нахождения необходимой тары (коробки из под ламп) лампы были перенесены в электромастерскую и там проверены на работоспособность. Рабочие лампы установлены в рабочие светильники, а не рабочие перенесены в специальное помещение для сбора ртутьсодержащих ламп.
В целях предотвращения негативного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду в ФКУ «ИК-4 УФСИН России по РМЭ» приказом №227 от 25 июля 2017 года ответственным за сбор, временное накопление, передачу отходов сторонним организациям и проведение инструктажа по обращению с опасными отходами производства и потребления назначен главный энергетик Сорокин А.В. за лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства.
Согласно п. 1.3 должностной инструкции главного энергетика энерго-механической группы ФКУ «ИК-4 УФСИН России по РМЭ» Сорокина А.В., утвержденной начальником ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл 20 июня 2012 года, в своей деятельности главный энергетик ЭМГ ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл руководствуется действующим законодательством, приказами, указаниями и другими нормативными документами Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Марий Эл, законодательством РФ в области энергетики, а также приказами и указаниями вышестоящих руководителей и положениями настоящей Инструкции.
В силу ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст. 15 данного закона лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.
Согласно инструкции №1/отх по обращению с отходами 1 класса опасности: «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» степень вредного воздействия таких ламп составляет 1 класс опасности. К работе по замене и сбору отработанных ртутьсодержащих ламп допускаются лица, прошедшие обучение, овладевшие практическими навыками безопасного выполнения работ, прошедшие проверку знаний по охране труда и поверку знаний в объеме настоящей инструкции. Персонал, выполняющий работы с отработанными ртутьсодержащими лампами, должен иметь полное представление о действии ртути и ее соединений на организм человека и окружающую среду. Обученные и проинструктированные работники несут полную ответственность за нарушение требований настоящей инструкции согласно действующему законодательству.
Согласно постановлению № 54 от 15 апреля 2019 года в рамках проведения административного расследования установлено, что в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл отсутствует должностное лицо, имеющее профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности.
Сорокин А.В. не прошел обучение на право работы с отходами I-IV класса опасности. При этом приказом ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл №227 от 25 июля 2017 года Сорокин А.В. назначен ответственным за сбор, временное накопление, передачу отходов сторонним организациям и проведение инструктажа по обращению с опасными отходами производства и потребления за лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства.
Постановлением № 54 от 15 апреля 2019 года действия должностного лица ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий Эл главного энергетика Сорокина А.В. квалифицированы как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, поскольку осуществление деятельности по сбору отходов I класса опасности лицом, допущенным к сбору данных отходов, при отсутствии у последнего соответствующей квалификации, а также документов, подтверждающих наличие указанной квалификации, выданных по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I-IV классов опасности, а также отсутствие оборудованных мест первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп.
Вместе с тем в силу п.2 ст. 15 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
Судья полагает, что вменение в вину Сорокину А.В. то, что он как допущенный к сбору отходов производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, не имел соответствующей квалификации, а также документов, подтверждающих наличие указанной квалификации, выданных по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I-IV классов опасности 1 класса опасности данных отходов обучения, недопустимо. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем (ст.196 ТК РФ).
Таким образом, несмотря на то, что Сорокин А.В. назначен ответственным за сбор, временное накопление, передачу отходов сторонним организациям и проведение инструктажа по обращению с опасными отходами производства и потребления за лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, но принимая во внимание, что работодателем не было организовано обучение Сорокина А.А. для работы с отходами I - IV классов опасности, судья приходит к выводу, что он не является субъектом вмененного ему правонарушения.
Согласно п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, судья приходит к выводу, что постановление старшего государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды Григорьева А.В. № 54 от 15 апреля 2019 года подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении Сорокина А.В. - прекращению на основании пункта 3 части 1 ст. 30.7 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды Григорьева А.В. № 54 от 15 апреля 2019 года отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сорокина А.В. прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня его вручения или получения.
Судья Т.Н. Гаврилова