Дело № 2-687/2022
УИД 53RS0016-01-2022-000693-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Холм
Новгородская область 25 мая 2022 года
Старорусский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Григорьевой О.М., при секретаре Цапковой Е.В.,
с участием представителя истца – помощника Холмского межрайонного прокурора Новгородской области Туркулец О.В.,
представителя ответчика – заведующей Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга» - Александровой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Холмского межрайонного прокурора Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Радуга» об обязании совершить определенные действия,
установил:
Холмский межрайонный прокурор Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Радуга» (далее - МАДОУ «Детский сад «Радуга»), в котором просит обязать ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании учреждения, расположенном по адресу: <адрес>, в здании учреждения, расположенном по адресу: <адрес>, в задании учреждения, расположенном по адресу: <адрес>
В обосновании иска указал, что Холмской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в МАДОУ «Детский сад «Радуга», в ходе которой установлено, что учреждением требования федерального законодательства о противопожарной безопасности не соблюдаются, что создает угрозу жизни и здоровью как работников учреждения, так и воспитанников спортивного учреждения и их родителей, а также иных граждан, посещающих объект спорта, то есть неопределенного круга лиц, чем нарушаются их права на защиту жизни и здоровья.
Определением Старорусского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора привлечена Администрация Холмского муниципального района Новгородской области.
Представитель третьего лица Администрации Холмского муниципального района Новгородской области в судебное заседание не явился, причина неявки неизвестна, об отложении дела не просил.
На основании ст.167 ГПК РФ судебное разбирательство проведено в отсутствии неявившегося лица.
Помощник Холмского межрайонного прокурора Туркулец О.В. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МАДОУ «Детский сад «Радуга» Александрова Т.Н. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, пояснила, что денежные средства должны поступить в ближайшее время, до ДД.ММ.ГГГГ все нарушения будут устранены.
Заслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) Государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка.
Федеральный закон от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (статья 2 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
Определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (Федеральный закон от 22.07.2008 №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
В силу статьи 5 Федерального закона от 22.07.2008 №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со ст.41 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на охрану здоровья.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон №69-ФЗ) каждый гражданин имеет право на состояние защищенности жизни, здоровья и имущества от пожара, в результате которого причиняется материальный ущерб, вред жизни и здоровью неопределенного круга лиц, интересам общества и государства.
Указанной нормой Федерального закона №69-ФЗ предусмотрено, что к требованиям пожарной безопасности относятся, в том числе: специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе, по выполнению требований пожарной безопасности; первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 37 Федерального закона №69-ФЗ предусмотрено, что руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, в соответствии с Федеральным законом №69-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390 утверждены «Правила противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - ППР), содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В судебном заседании установлено, что в здании учреждения, расположенного по адресу: учреждения по адресу: <адрес> не предусмотрено аварийное освещение путей эвакуации в соответствии с установленными требованиями (ст. 5, ч.1 ст.6, ч.1 ст.84, ч.9 ст.82 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 4.3.12, 4.3.19 Свода правил СП 1.13130.2020 Системы противопожарной защиты «Эвакуационные пути и выходы», п.п. 7.6.3, 7.6.4, 7.6.8, 7.6.9 Свода правил СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23 - 05 - 95*», п.23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479).
В задании учреждения, расположенного по адресу: <адрес>: система противопожарной защиты объекта в случае пожара не обеспечивает автоматическую разблокировку и (или) открывание ворот, установленных на въезде (проезде) на территорию учреждения, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники (ст.5, ч.1 ст.6, п.1 ч.1 ст.90 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст.3, ч.ч.2, 3 ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.7.1, пп. В п.8.1 Свод правил СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. «Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», абз. 4 п.71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479).
Огнетушитель, находящийся в электрощитовой установлен с нарушением требований (на полу без специальной подставки) (ст. 5, ч.1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст.3, ч. ч.2, 3 ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.409 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479).
В задании учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, система противопожарной защиты объекта в случае пожара не обеспечивает автоматическую разблокировку и (или) открывание ворот, установленных на въезде (проезде) на территорию учреждения, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники (ст. 5, ч.1 ст.6, п.1 ч.1 ст.90 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст.3, ч. ч.2, 3 ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.7.1, пп. В п.8.1 Свод правил СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. «Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», абз. 4 п.71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479).
Данные нарушения подтверждаются Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем выполнении руководителем МАДОУ «Детский сад «Радуга» возложенных законом обязанностей, что может привести к затруднению организации пожаротушения в заданиях учреждения уполномоченными на то службами, повлечь за собой увеличение сроков начала ликвидации возникшего возгорания (пожара), причинению вреда жизни и здоровью, пребывающих в нем лиц, персонала и посетителей, что является недопустимым, кроме того, может явиться условием, способствующим возникновению и распространению террористической деятельности, так как данные учреждения являются потенциальными объектами террористических посягательств и местами массового пребывания граждан.
МАДОУ «Детский сад «Радуга» входит в состав объектов социальной инфраструктуры для детей Холмского муниципального района, помимо прочего, осуществляет развитие и образование детей, а также иные виды деятельности и мероприятия с участием несовершеннолетних, проживающих на территории муниципального района.
Учитывая изложенное, поскольку нарушение образовательным учреждением правил и норм пожарной безопасности создает угрозу безопасности неопределенному кругу лиц, суд приходит к выводу, что исковые требования Холмского межрайонного прокурора Новгородской области являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.39,173,198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Холмского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований пожарной безопасности: в здании учреждения, расположенном по адресу: <адрес>, установить аварийное освещение путей эвакуации; в здании учреждения, расположенном по адресу: <адрес>, установить систему противопожарной защиты объекта в случае пожара, обеспечивающую автоматическую разблокировку и (или) открывание ворот, установленных на въезде (проезде) на территорию учреждения, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники; огнетушитель, находящийся в электрощитовой установить в соответствии с установленными требованиями (на специальной подставке); в задании учреждения, расположенном по адресу: <адрес>, установить систему противопожарной защиты объекта в случае пожара, обеспечивающую автоматическую разблокировку и (или) открывание ворот, установленных на въезде (проезде) на территорию учреждения, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 30 мая 2022 года.
Судья О.М.Григорьева