Судебный акт #1 (Определения) по делу № 12-249/2022 от 22.11.2022

Дело *****

УИД 0

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление об административном правонарушении

14 декабря 2022 года                                                                             <адрес>

Судья Ессентукского городского суда <адрес> Новикова В.В.,

с участием представителя Хаутова Д.К. в лице Соловьевой С.В., действующей на основании доверенности от 19.10.2022г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Холод-розлив» Хаутова Д.К. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному Фитьмовой Н.В. *****в-21-010-2021-П/А-215/3 от <дата> о признании виновным директора ООО «Холод-розлив» Хаутова Д.К. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 Кодекса РФ об АП и назначении наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения *****в-21-010-2021-П/А-215/4 от <дата>,

в результате проверки законности и обоснованности постановления по делу

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному Фитьмовой Н.В. *****в-21-010-2021-П/А-215/3 от <дата> должностное лицо - директор ООО «Холод-розлив» Хаутов Д.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ с назначением наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Кроме того, этим же должностным лицом административного органа в адрес директора ООО "Холод-розлив" Хаутова Д.К. вынесено представление от <дата> N 26в-21-010-2021-П/А-215/4 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Не согласившись с указанным решениями должностного лица, директором ООО «Холод-розлив» Хаутовым Д.К. подана жалоба, в обоснование которой указано следующее.

На основании приказа ***** от <дата> в период с <дата> по <дата> была проведена внеплановая выездная проверка ООО «Холод-розлив» по соблюдению юридическим лицом условий лицензионных соглашений. По результатам проверки составлен Акт *****П/А от «13» мая 2021. В отношении него, как директора ООО «Холод-розлив» составлен протокол об административном правонарушении *****в-21-010-2021-П/А-215/1 от <дата>, вынесено Постановление о назначении административного наказания *****в-21-010-2021-П/А-215/3 от «03» сентября 2021г. о привлечении к административной ответственности и назначении наказания в соответствии с ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей и вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения *****в-21- 010-2021-П/А-215/4 от «03» сентября 2021г.

Считает постановление и представление незаконными, необоснованными и подлежащими отмене по следующим основаниям:

        1. Не приобщен в установленном порядке к лицензии на пользование недрами СТВ 00534 МР горноотводный акт от <дата> *****.

    Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от <дата> N 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Требования к содержанию лицензии установлены в Административном регламенте Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Минприроды России от <дата> N 315.

Согласно пп. 3, пп. 6 п. 24 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, в виде текстовых и графических приложений к бланку лицензии на пользование недрами в качестве документов, являющихся ее неотъемлемыми частями, прикладываются указание пространственных границ участка недр, предоставленного в пользование, а также пространственных границ геологического и (или) горного отвода (при наличии), схема расположения участка недр, пространственные границы участка недр, предоставляемого в пользование в виде отражения географических координат угловых точек, а также сведения об участке недр.

В соответствии со ст. 7 Закона «О недрах» после разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.

В ст. 7 Закона «О недрах» не указано, что пользователь недрами обязан включать в неотъемлемые части лицензий какие-либо документы. Требования нормы данной статьи детализированы в Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых (РД07-192-98), утв. Постановлением МПР России от <дата> N 56 и Госгортехнадзора России от <дата> N 58 (в ред. Приказа Ростехнадзора и МПР России от <дата> N 685/159) - утратила силу <дата>.

Согласно п. 28 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых указано, что в состав документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, входят: горноотводный акт и графические приложения, включающие копии топографического плана с ведомостью координат угловых точек, определяющих границы горного отвода, структурные карты и разрезы.

В соответствии с п. 29 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, составляются в трех экземплярах, подписываются руководителем органа Ростехнадзора или его заместителем и скрепляются печатью.

В пункте 30 Инструкции регламентировано, что первые экземпляры документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, передаются пользователю недр, вторые экземпляры этих документов хранятся в органе Ростехнадзора, а третьи экземпляры передаются органом Ростехнадзора в соответствующий территориальный орган МПР России.

Постановлением Правительства РФ от <дата> (утратил силу <дата>) в соответствии со статьей 7 Закона «О недрах» утверждены Правила подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода. В соответствии с Правилами (п. 2) документами, удостоверяющими уточненные границы горного отвода, являются горноотводный акт и графические приложения, в которые включаются план горного отвода с ведомостью координат угловых точек горного отвода и разрезы участка недр, составленные по форме, установленной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее соответственно документация, орган государственного горного надзора).

В соответствии с п. 16 Правил 16. Документация оформляется: а) органом государственного горного надзора - в 3 экземплярах, один из которых остается на хранении в органе государственного горного надзора, а 2 других экземпляра не позднее 5 дней со дня оформления передаются пользователю недр и в государственный орган исполнительной власти, выдавший лицензию на пользование недрами; б) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в 4 экземплярах, один из которых остается на хранении в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а 3 других экземпляра не позднее 5 дней со дня оформления передаются пользователю недр и в государственный орган исполнительной власти, выдавший лицензию на пользование недрами, а также в орган государственного горного надзора.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от <дата> ***** "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования, которое находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Таким образом, Инструкцией определено, что материалы горноотводного акта представляются в соответствующий территориальный орган МПР России органом Ростехнадзора и соответственно горноотводный акт становится неотъемлемой частью лицензии.

Законодательством Российской Федерации не определено, кем именно документы, удостоверяющие границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части, так же не регламентирован порядок включения. Так же законодательством не установлено, что горноотводной акт должен быть перечислен в составе приложений к лицензии на право пользования недрами.

То есть, после разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со ст. 23.3 Закона О недрах указанные документы автоматически становятся неотъемлемой частью лицензии, и каких либо обязанностей по внесению изменений в лицензию (именно в бумажном варианте) от пользователя недр не требуется.

В этой связи обществом исполнено условие п. 7.3. лицензионного соглашения; после утверждения эксплуатационных запасов минеральных вод разработана технологическая схема эксплуатации Горного участка, в Кавказском управлении Ростехнадзора оформлен горноотводный акт ***** от <дата> с очерченными границами горного отвода, который в дальнейшем был направлен в орган МПР.

При предоставлении обществу лицензии в ее неотъемлемую часть (п. 8) входил Акт удостоверяющий передачу в пользование Горного участка со скважиной ***** для использования с целью геологического изучения и последующей добычи минеральных вод и чертеж к материалам предоставления земельного участка для производства изыскательных работ (стр. 28-29 лицензии).

Порядок приобщения уточненной горноотводной документации к лицензии не регламентирован. В абз. 3 ст. 7 Закона «О недрах» не указано, что включение в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, является обязанностью недропользователя.

Порядок выдачи, оформления, регистрации лицензий на пользование недрами установлен Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию, утвержденный приказом Минприроды от <дата> *****. Из буквального толкования п. 37 и 38 Регламента следует, что включение горноотводного акта в лицензию не является внесением дополнений в лицензию, поскольку Регламентом установлен закрытый перечень оснований для внесения изменений и дополнений, а именно: в случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, и связанного с этим изменения срока ввода в эксплуатацию объектов; при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.

Иного порядка для внесения изменений или дополнений в лицензию на право пользования недрами законодательством, нежели чем порядок, предусмотренный абз. 2 п. 38 Регламента, не предусмотрено. Поэтому процедура включения в лицензию горноотводной документации может быть инициирована как пользователем недр, так и Роснедрами в виде обращения к недропользователю с предложением о внесении изменений в лицензию.

Исходя из изложенного специальный порядок включения горноотводного акта в лицензию в качестве неотъемлемой части ни Законом «О недрах», ни Административным регламентом Роснедр по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами не определён.

Исходя из изложенного нарушение по не приобщению горноотводного акта к лицензии, не состоятельно.

В соответствии с частями 1,4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах считает, что административным органом не доказано наличие в действиях Заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах считаю, что постановление об административном правонарушении подлежит признанию незаконным и отмене как принятое при отсутствии надлежащих, объективных и безусловных доказательств факта совершения Заявителем вмененного ему административного правонарушения.

2. В период с <дата> по <дата> не обеспечено выполнение переоценки запасов минеральных подземных вод на Горном участке Ессентукского месторождения.

По условиям лицензионного соглашения к лицензии СТВ 00534 МР на право пользования недрами для геологического изучения с последующей добычей минеральных вод из скважины ***** на Горном участке переоценку запасов надлежало провести в срок до 01.06.2020г. (Дополнения ***** от <дата>). Однако в соответствии с Дополнениями ***** (зарегистрировано МПР России 08.12.20201г.) в лицензию внесены изменения в части установления срока переоценки запасов до <дата> Данному внесению изменений в лицензию предшествовало заседание Федерального агентства по недропользованию по переоценке запасов минеральных подземных вод Ессентукского и Нагутского месторождений (протокол б\н от 03.12.2019г., на котором обсужден вопрос текущего состояния проведения работ по переоценке запасов минеральных подземных вод указанных месторождений. На заседании была установлена необходимость, вследствие объективных причин, внесение изменения сроков в условия пользования недрами. Недропользователям рекомендовано в частности (п. 3) подготовить и представить в установленном порядке комплект заявочных материалов на внесение изменений и дополнений в условия пользования недрами в части корректировки сроков проведения переоценки запасов минеральных подземных вод. Обществом направлено обращение в Роснедра по вопросу перенесения сроков переоценки запасов, что подтверждается заявкой на внесение изменений к лицензии СТВ 00534 МР от <дата> *****, письмом исх. ***** от 25.05.2021г. об обосновании внесения изменений и дополнений к лицензии. Письмом Федерального агентства по недропользованию Ns ОК-03-31/12014 от <дата>. в адрес общества были направлены Дополнения к лицензии, которые были обществом рассмотрены и направлены в агентство. По итогам рассмотрения агентством <дата> было зарегистрировано Дополнение ***** к лицензии СТВ 00534 МР, которым внесены изменения в Дополнение *****, а именно: установлен срок переоценки запасов и проведение из государственной экспертизы в срок до 01.06.2021г., в течение года после утверждения запасов минеральных вод подготовить дополнение к техническому проекту разработки месторождения минеральных подземных вод и представить на согласование в установленном порядке.

Подрядной организацией (МГУ им. М.В. Ломоносова) в соответствии с условиями договора № Хр\18-07\2018 от 18.08.2018г. были проведены работы по переоценке запасов минеральных вод, которые были завершены в установленный срок.

Исходя из изложенного нарушение по необеспечению выполнения переоценки запасов минеральных вод на Горном участке Ессентукского месторождения в период с <дата> по <дата>, указанное в акте проверки, не состоятельно.

При таких обстоятельствах считает, что административным органом не доказано наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах считаю, что постановление об административном правонарушении подлежит признанию незаконным и отмене как принятое при отсутствии надлежащих, объективных и безусловных доказательств факта совершения Заявителем вмененного ему административного правонарушения.

3. Не обеспечено ведение учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (по эксплуатационной скважине N9 70 Горного участка Ессентукского месторождения) по формам 1.2. «Журнал учета водопотребления средствами измерений» и (или) 1.4 «Журнал учета водопотребления средствами измерений».

На дату выявления данного нарушения Приказ Минприроды России от 08.07.2009г. ***** «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества» - утратил силу с <дата>.

Приказом Минприроды России от <дата> N 903 (введен в действие с <дата>) утвержден «Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества» (далее - приказ Минприроды *****).

В приказе Минприроды ***** отмечено следующее: «Порядок разработан в соответствии с пунктом 16 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 219, и регулирует отношения, возникающие при ведении собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества и представлении сведений такого учета в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов».

Согласно ст. 1 Водного кодекса РФ: водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы; водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Однако, скважину - нельзя отнести к водному объекту, так как это не водоем.

Кроме того, в соответствии с п.2 Приказа Минприроды *****: «Обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества возлагается на физических лиц (индивидуальных предпринимателей), юридических лиц, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных, в том числе дренажных, вод».

В свою очередь - право пользования водным объектом предоставляется в соответствии со ст. 9 Водного кодекса РФ: «юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах».

Часть 5 ст. 5 Водного кодекса РФ гласит: 5. К подземным водным объектам относятся: бассейны подземных вод; водоносные горизонты.

Общество в государственном водном реестре как пользователь поверхностного водного объекта не зарегистрирован, ведет работы в соответствии с условиями лицензионного соглашения. В соответствии с п. 7.3 которого, ведет учет добываемой минеральной воды и всех параметров, разрабатываемого месторождения в соответствии с существующими инструкциями и представляет данную информацию организациям ведущим госмониторинг геологической среды (постоянно); в соответствии с п. 7.11 представляет распорядителю недр на бумажном и электронном носителях ежеквартально в течение 10 дней по окончании квартала информационный отчет о результатах мониторинга подземных вод. Распорядитель недр по взаимной договоренности с владельцем лицензии определяет формы, содержание и периодичность дополнительной отчетности, представляемой ему.

Результаты учета добываемой минеральной воды передаются ежеквартально в Департамент недропользования по СКФО. Сведения об использовании воды по форме 2-ТП (водхоз) ежегодно передаются в Кубанское бассейновое водное управление.

Вместе с тем, лицензионным соглашением ведение учета журналов по формам 1.2. и 1.4. не предусмотрено. Исходя из изложенного следует, что административным органом не представлены доказательства о наличии в действиях Заявителя вменяемого ему правонарушения.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах считает, что постановление об административном правонарушении подлежит признанию незаконным и отмене как принятое при отсутствии надлежащих, объективных и безусловных доказательств факта совершения Заявителем вмененного ему административного правонарушения.

4. Не обеспечено в установленном порядке предоставление эксплуатационной документации (паспорт скважины) в территориальный фонд геологической информации.

Представлению в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 27 Закона РФ «О недрах», приказом Минприроды России от <дата> ***** и приказом Минприроды России от <дата> *****, подлежит интерпретированная и первичная геологическая информация о недрах, отражающая конкретные результаты, полученные в итоге завершенных работ на участке недр или их самостоятельного этапа.

Паспорт скважины не входит в перечень первичной и интерпретированной геологической информации о недрах, предусмотренный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от <дата> N 555 "Об утверждении перечней первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, представляемых пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации по видам пользования недрами и видам полезных ископаемых.

Пунктом 4 части 2 статьи 22 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения.

В протоколе об административном правонарушении не указано, в какой период Заявителем не предоставлен паспорт скважины в территориальный фонд геологической информации. При таком положении вывод административного органа о том, что Заявитель должен был представить паспорт скважины и в какой период, материалами дела не подтвержден.

Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

На основании лицензионных соглашений и дополнений к ним, лицензий на недропользование СТВ 00534 МР, в срок до 01.06.2021г. по данным ведения мониторинга необходимо выполнить переоценку запасов поземных минеральных вод на Ессентукском месторождении и провести их государственную экспертизу. Интерпретированная геологическая информация, полученная в результате этих работ, и подлежит сдаче в федеральный и территориальный фонд геологической информации в соответствии с приказом Минприроды ***** от 04.05.2017г. совестно с первичной геологической информацией (информация о режимных наблюдениях, материалы лабораторных исследований, документация скважинных исследований и испытаний и т.д.).

Административным органом не представлены доказательства о наличии задолженности за обществом по сдаче паспорта скважин в качестве геологической информации в территориальный фонд геологической информации - ФБУ «ТФГИ по Южному федеральному округу». То есть административным органом не доказано наличие в действиях Заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах считает, что постановление об административном правонарушении подлежит признанию незаконным и отмене как принятое при отсутствии надлежащих, объективных и безусловных доказательств факта совершения Заявителем вмененного ему административного правонарушения.

Также отмечает, что паспорта скважин неоднократно предоставлялись в геологические фонды в составе проектных и отчетных материалов геологоразведочных организаций, проводивших бурение скважин и соответствующие геологоразведочные работы.

5. Не обеспечено согласование с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в установленном порядке нормативов потерь, в том числе подземных вод (минеральных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации.

Данное нарушение не состоятельно, поскольку указанные потери относятся не к технологическим потерям, нормы которых утверждены технологической схемой, а к гидрогеологическим (добыча минеральных вод), возникшим в результате проведения переоценки запасов минеральных вод, с которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ уплачен налог на добычу полезных ископаемых.

Исходя из изложенного следует, что административным органом не представлены доказательства о наличии в действиях Заявителя вменяемого ему правонарушения.

При таких обстоятельствах считает, что постановление об административном правонарушении подлежит признанию незаконным и отмене как принятое при отсутствии надлежащих, объективных и безусловных доказательств факта совершения Заявителем вмененного ему административного правонарушения.

6. Не обеспечено в установленный законом срок, предоставление в Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра) статистической отчетности по формам *****-ГР, №-ГР за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года по Горному участку Ессентукского месторождения.

В соответствии с Указаниями по заполнению формы *****-ГР "Сведения о выполнении геологоразведочных работ" и *****-ГР "Сведения о выполнении геологоразведочных работ по их видам и группам полезных ископаемых", предусмотренными приказом Федеральной службы государственной статистики от 17.09.2013г. ***** «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством по недропользованию Федерального статистического наблюдения за выполнением геологоразведочных работ», при проведении геологоразведочных работ подрядным способом первичные статистические данные по форме предоставляет организация, являющаяся заказчиком этих работ. В случае, когда заказчик (юридическое лицо) не является геологоразведочной организацией, первичные статистические данные формы по выполненному объему работ предоставляет подрядная организация, показывая эти работы как выполненные собственными силами.

При таком положении вывод административного органа о том, что Заявителем не обеспечено в установленный законом срок предоставление в Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра) статистической отчетности по формам *****-ГР, №-ГР за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года по Горному участку Ессентукского месторождения, материалами дела не подтвержден.

Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах считает, что административным органом не доказано наличие в действиях Заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из изложенного считает, что постановление об административном правонарушении подлежит признанию незаконным и отмене как принятое при отсутствии надлежащих, объективных и безусловных доказательств факта совершения Заявителем вмененного ему административного правонарушения.

Просит постановление по делу об административном правонарушении *****в- 21-010-2021-П/А-215/3 от <дата>г. о привлечении него к административной ответственности и назначении административного наказания в соответствии с ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения *****в-21- 010-2021-П/А-215/4 от <дата>г. признать незаконными и отменить. Производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель заявителя Соловьева С.В. доводы жалобы подержал, просила ее удовлетворить.

Представитель Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещен, сведений о причине неявки суду не предоставил.

При таких обстоятельствах, суд с учетом мнения представителя заявителя Соловьевой С.В., на основании ст.25.1 КоАП РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии Представителя Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения сторон, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Судом установлено, что ООО «Холод-розлив» на территории <адрес> осуществляет добычу подземных минеральных вод на территории Горного участка Ессентукского месторождения минеральных вод, расположенного в <адрес>. Разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется на основании проектной документации Технологическая схема разработки Горного участка (скважина *****) Ессентукского месторождения минеральных вод, разработанной в 2011 году, утвержденная протоколом от <дата> ***** ЦКР Роснедр по МПВ и ПС.

ООО «Холод-розлив» является владельцем лицензии на право пользования недрами СТВ 00534 МР с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча подземных минеральных вод на Горном участке (скважина *****) Ессентукского месторождения, сроком действия до <дата>.

<дата> Кавказским Управлением Ростехнадзора выдан горноотводной акт *****, площадь горного отвода составляет 401 га, в проекции на поверхность земли и 0,3 га в пределах земельного участка в кадастровых границах на поверхности земли. Срок действия горноотводного акта установлен в соответствии со сроком действия лицензии СТВ 00534 МР – до <дата>.

Основанием для привлечения директора "Холод-розлив" Хаутова Д.К. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили отраженные в акте от <дата> результаты внеплановой выездной проверки деятельности ООО "Холод-розлив", осуществляющего добычу минеральных подземных вод на территории <адрес> на Горном и Западно-Быкогорском участках Ессентукского месторождения минеральных вод.

Согласно названному акту в действиях ООО "Холод-розлив", директором которого является Хаутов Д.К., выявлены следующие факты нарушений при эксплуатации Горного участка Ессентукского месторождения, а именно вменено, что:

к лицензии на пользование недрами СТВ 00534 МР не приобщен в установленном порядке горноотводной акт от <дата> N 345;

в период с <дата> по <дата> не обеспечено выполнение переоценки запасов минеральных подземных вод Горного участка Ессентукского месторождения;

не обеспечено ведение учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (по эксплуатационной скважине N 70 Горного участка Ессентукского месторождения) по формам 1.2 "Журнал учета водопотребления средствами измерений" и (или) 1.4 "Журнал учета водоотведения средствами измерений";

не обеспечено в установленном порядке предоставление эксплуатационной документации (паспорта скважины) в территориальный фонд геологической информации;

не обеспечено согласование с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в установленном порядке нормативов потерь, в том числе подземных вод (минеральных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации;

не обеспечено в установленный законом срок предоставление в Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра) статистической отчетности по формам N 2-ГР, N 7-ГР за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года по Горному участку Ессентукского месторождения.

Давая оценку указанным обстоятельствам, судья отмечает следующее.

1. По факту не приобщения в установленном порядке к лицензии на пользование недрами СТВ 00534 МР горноотводного акта от <дата> N 345.

Законом Российской Федерации от <дата> N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) регулируются отношения, в частности, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр.

В силу части 1 статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий (часть 3 статьи 11 Закона о недрах).

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о недрах предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 данного Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.

Следовательно, границы горного отвода и границы требуемых для ведения работ земельного и лесного участков над ним могут быть уточнены в горноотводном акте и графическом приложении, которые включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.

Согласно части 4 статьи 7 Закона о недрах, пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

В силу части 5 статьи 12.1 Закона о недрах внесение изменений в лицензию на пользование недрами осуществляется по следующим основаниям: 1) возникновение обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых право пользования недрами было предоставлено; 2) необходимость завершения пользователем недр геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых и подземных вод, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или необходимость ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, при условии отсутствия нарушений условий лицензии на пользование недрами данным пользователем недр; 3) изменение границ участка недр, предоставленного в пользование; 8) включение документов, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводного акта и графических приложений), в лицензию на пользование недрами в качестве ее неотъемлемой составной части.

Внесение изменений в лицензию на пользование недрами по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 4 части пятой настоящей статьи осуществляется по инициативе пользователя недр. Внесение изменений в лицензию на пользование недрами по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3, 5 и 7 части пятой настоящей статьи, осуществляется по инициативе пользователя недр либо органов, указанных в части шестой настоящей статьи, а по основаниям, предусмотренным пунктами 6 и 8 части пятой настоящей статьи, по инициативе органов, указанных в части шестой настоящей статьи (часть 8 статьи 12.1 Закона о недрах).

Приказом Ростехнадзора от <дата> ***** утверждены «Требования к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений, плана горного отвода ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода», которые устанавливают структуру и содержание проекта горного отвода при обосновании границ горного отвода, форме документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, и ведению реестра горноотводной документации.

Следовательно, спорная лицензия СТВ 00534 МР не предоставляет актуальную информацию по статусу предоставленных границ участка недр.

Порядок выдачи, оформления, регистрации лицензий на пользование недрами в спорный период установлен Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий, и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденный Приказом Минприроды РФ от <дата> N 315 (далее Административный регламент).

В подпунктах 3, 6 пункта 24 Административного регламента предусмотрено, что в виде текстовых и графических приложений к бланку лицензии на пользование недрами в качестве документов, являющихся ее неотъемлемыми частями, прикладываются указание пространственных границ участка недр, предоставленного в пользование, а также пространственных границ геологического и (или) горного отвода (при наличии), схема расположения участка недр, пространственные границы участка недр, предоставляемого в пользование в виде отражения географических координат угловых точек, а также сведения об участке недр.

Согласно данному Административному регламенту результатом исполнения государственной функции по осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр является выдача заявителю зарегистрированного дополнения к лицензии на право пользования недрами или отказа во внесении изменений и дополнений в лицензию на право пользования недрами. Основаниями для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр являются: заявка пользователя недр с просьбой о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами (пункт 38 Административного регламента). Заявка на внесение изменений и дополнений подписывается уполномоченным лицом заявителя и подается в соответствующий территориальный орган Роснедр (пункт 39 Административного регламента). Таким образом, ответственность за надлежаще оформленную документацию целиком возложена на пользователя недр.

Исходя из приведенных положений закона следует, что законом не определено кто именно является обязанным лицом по включению горноотводного акта в лицензию, однако необходимо отметить, что при наличии лицензии на право пользования недрами, при выдаче которой были определены только предварительные границы горного отвода, по смыслу действующего законодательства, нормы которого приведены выше, обязанностью именно пользователя недр, то есть в данном случае ООО "Холод-розлив", является направление документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, в Федеральное агентство по недропользованию в целях их приобщения к лицензии в качестве неотъемлемой составной части.

При таком положении, оценив представленные в материалы дела доказательства, судья считает обоснованным вывод административного органа, что невыполнение требований по включению в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части документа, удостоверяющего уточненные границы горного отвода, а именно горноотводного акта от <дата> N 345, образует состав административного правонарушения и влечет ответственность по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

2. По факту того, что в период с <дата> по <дата> не обеспечено выполнение переоценки запасов минеральных подземных вод Горного участка Ессентукского месторождения.

Из содержания пунктов 3, 4 статьи 23 Закона о недрах следует, что в качестве основных требований по рациональному использованию и охране недр является необходимость оценки запасов и прогнозных ресурсов подземных вод и постановки их на государственный учет.

Выполнение работ по оценке запасов подземных вод является следствием реализации требований по рациональному использованию и охране недр. Цель данных требований - обеспечение предприятий и населения водой надлежащего качества, добыча которой не приведет к истощению целевого эксплуатируемого водоносного горизонта и негативному воздействию на окружающую среду в целом.

В соответствии со статьей 29 Закона о недрах оцененные запасы подземных вод участков недр (месторождений) подлежат государственной экспертизе и постановке на государственный учет.

Следовательно, обязательной частью лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод является необходимость переоценки запасов подземных вод в связи с истечением расчетного срока, изменениями условий эксплуатации и т.п.

Судьей установлено, что по условиям лицензионного соглашения к лицензии СТВ 00534 МР переоценку запасов минеральных вод на Горном участке Ессентукского месторождения надлежало провести в срок до <дата> (дополнение ***** от <дата> год).

Общество направляло в Роснедра заявку от <дата> исх. ***** о внесении изменений в лицензию СТВ 00534 МР, а именно о перенесении срока переоценки запасов до <дата>, обосновав письмом от <дата> исх. ***** необходимость данных изменений.

<дата> Минприроды России зарегистрировало изменения в лицензию СТВ 00534 МР в части установления срока переоценки запасов до <дата>.

Однако в период со <дата> по <дата> общество, будучи владельцем лицензии СТВ 00534 МР, на право пользования недрами с целью геологического изучения и последующей добычи минеральных вод на Горном участке Ессентукского месторождения (в редакции дополнения ***** от <дата>), взятое на себя обязательство произвести переоценку запасов минеральных вод на данном участке недр по данным мониторинга не выполнило, что не оспаривалось самим обществом и является нарушением п. 7.24 условий пользования недрами лицензии СТВ 00534 МР (в редакции дополнения ***** от <дата>), п. 1, п. 10 ч. 2 ст. 22, ч. 2, ч. 3, ч. 4 ст. 23, ст. 23.2 Закона о недрах, п. 5 Приказа Минприроды Россииот <дата> ***** «Об утверждении Правил разработки месторождений подземных вод».

3. По факту не обеспечения ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (по эксплуатационной скважине N 70 Горного участка Ессентукского месторождения) по формам 1.2 "Журнал учета водопотребления средствами измерений" и (или) 1.4 "Журнал учета водоотведения средствами измерений".

В силу п. 6 ст. 23 Закона о недрах к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относится, в том числе, достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.

Согласно ч. 3 и ч. 14 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), использование водных объектов (водопользование)- использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц, водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы.

Также положениями ВК РФ предусмотрено: водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико- географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты (ч. 1 ст. 5); к подземным водным объектам относятся: бассейны подземных вод и водоносные горизонты (ч. 5 ст. 5); водопользование осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, без предоставления водных объектов, в том числе в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами (п. 3 ч. 4 ст. 11); государственный мониторинг водных объектов состоит, в том числе из мониторинга подземных вод с учетом данных государственного мониторинга состояния недр (п. 3 ч. 5 ст. 30); порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 30).

Таким образом, ВК РФ в ст. 30 предусматривает государственный мониторинг водных объектов, который представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов.

Учитывая взаимосвязь и гидродинамические процессы, происходящие между подземными и поверхностными водными объектами, мониторинг следует проводить одновременно как за подземными, так и за поверхностными водами. В этой связи, сам процесс добычи подземной воды регламентируется не только законодательством о недрах, но и положениями Водного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, соблюдение которых также обязательно и для пользования недрами.

Согласно п. 6 Положения ***** мониторинг, в том числе состоит из мониторинга подземных вод с учетом данных государственного мониторинга состояния недр и мониторинга поверхностных вод объектов с учетом данных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Согласно п. 16 Положения ***** собственники водных объектов и водопользователи в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации ведут учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества; представляют в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов сведения, полученные в результате такого учета и наблюдений, в соответствии с установленными формой и периодичностью.

Во исполнение п. 16 Положения ***** утвержден Порядок *****, согласно п. 3 которого учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества включает измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений и осуществляется по формам 1.1 - 1.4 указанным в Приложении к Порядку.

Указанные сведения представляются в уполномоченный на предоставление водного объекта в пользование орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом                   (п. 24 Порядка).

Помимо этого, недропользователи предоставляют в территориальный орган Роснедр статистическую отчетность по форме федерального статистического наблюдения *****-ЛС, утвержденной приказом Росстата от <дата> ***** «Об утверждении статистического инструментария для организации Минприроды России федерального статистического наблюдения за выполнением условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод».

Указанная форма федерального статистического наблюдения *****-ТП, утвержденная приказом Росстата от <дата> ***** «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы», применяется при предоставлении сведений о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы в случае, если указанные мероприятия предусмотрены условиями лицензии на пользование недрами.

Таким образом, необходимо соблюдать Порядок *****, действующий с <дата>. Ранее действовал Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденный Приказом Минприроды России от <дата> *****.

Обязанность соблюдения Порядков ***** и ***** недропользователями установлена и Приказом Федеральной службы государственной статистики от <дата> ***** «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральным агентством водных ресурсов федерального статистического наблюдения об использовании воды» (далее - форма 2-ТП (водхоз)).

Согласно п. 1.1. Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения форму 2-ТП (водхоз) предоставляют все юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее респонденты): осуществляющие забор (изъятие) из водных объектов 50 куб.м воды в сутки и более (кроме сельскохозяйственных объектов).

Пунктом 2 Порядка ***** установлено, что обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов возлагается на юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов.

Аналогичная обязанность установлена п. 2 Порядка *****.

Таким предоставление обществом сведений об использовании воды по форме 2-ТП (водхоз) не освобождало общество от обязанности организовать ведение учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов по формам 1.2 «Журнал учета водопотребления средствами измерений» и (или) 1.4 «Журнал учета водоотведения средствами измерений».

4. По факту не обеспечения в установленном порядке предоставления эксплуатационной документации (паспорта скважины) в территориальный фонд геологической информации.

Паспорт водозаборной скважины - документ, в котором содержатся технические характеристики скважины: общие сведения, географическая привязка на местности, гидрогеологическая характеристика участка недр, химический состав добываемых подземных вод, сведения о конструкции скважины, сведения о санитарной обстановке и иные сведения.

Паспорта скважин, акты ликвидации и консервации скважин являются геологической документацией объектов и пунктов наблюдения (в том числе скважин).

Наличие паспорта водозаборной скважины является обязательным исходя из смысла п. 7 ч. 2 ст. 20 Закона о недрах, а также п. «а» приложения ***** к приказу Минприроды России от <дата> ***** «Об утверждении Перечней первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, представляемых пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации по видам пользования недрами и видам полезных ископаемых», согласно которым представление паспорта скважины в территориальный фонд геологической информации является необходимой обязанностью пользователя недр.

В рамках проведения проверки, с целью получения документов и информации общества в Кавказнедра и Ставропольский филиал ФБУ «Территориальный фонд геологической информации по Южному федеральному округу» направлялись межведомственные запросы, в том числе, о предоставлении сведений о наличии в фондах паспортов скважин по лицензионным участкам, с указанием их номеров (добывающие, нагнетательные, контрольные, специальные, наблюдательные, ликвидированные, законсервированные и иные).

Из полученных ответов следовало и ООО «Холод-розлив» не оспаривалось, что указанные паспорта скважин по лицензионным участкам у общества отсутствуют и в установленном порядке предоставление эксплуатационной документации (паспорта скважины) в территориальный фонд геологической информации не обеспечено, что является нарушением требований п. 3, п. 4 ч. 2 ст. 22, ст. 27 Закона о недрах.

5. По факту не обеспечения согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в установленном порядке нормативов потерь, в том числе, подземных вод (минеральных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации.

В соответствии с и. 2 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить, в том числе, соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.

Согласно п. 7.6 условий пользования недрами к лицензии СТВ 00534 МР, владелец лицензии обязан вести учет, добываемый минеральной воды регулярно замерять напор, температура и химический состав подземных вод в соответствии с существующими инструкциями и предоставлять данную информацию организациям, ведущим государственный мониторинг геологической среды.

Статистическая отчётность за 2018-2020 по форме *****-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», утверждённой приказом Росстата от <дата> *****, представлена в Отдел водных ресурсов по <адрес> Кубанского бассейнового водного управления.

Согласно данным отчёта *****-ТП (водхоз), *****-ЛС фактическая добыча минеральных вод по Горному участку Ессентукского месторождения по скважине ***** составила: за 2018 год - 14778,5 м3/год, 40,489 м3/сут.; за 2019 год - 503,7 м3/год, 1,38 м3/сут.; за 2020 год - 15151,48 м3/год, 41,511 м3/сут. При этом, допустимый объем добычи - 36500 м3/год, 100 м3/сут.

Информационные отчёты о результатах мониторинга по Горному участку Ессентукского месторождения за 1-4 кварталы 2018 года, 1-4 кварталы 2019 года, 1-4 кварталы 2020 года и 1 квартал 2021 года представлялись в Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра). При анализе информационных отчетов за 2020 год, установлено что ООО «Холод-розлив» в период с февраля по сентябрь 2020 года при проведении геологоразведочных работ по переоценке запасов Ессентукского месторождения подземных минеральных вод на Горном участке Ессентукского месторождения допускало сверхнормативные гидрологические потери по скважине *****: в феврале - 16 м3/сут., в марте - 20,87 м3/сут., в апреле - 38,23 м3/сут., в мае - 81,26 м3/сут., в июне - 96,40 м3/сут., в июле - 97,99 м3/сут., в августе - 96,86 м3/сут., в сентябре - 32,76 м3/сут.

Вместе с тем, Технологической схемой и Протоколом заседания (секции подземных вод) П,КР Роснедр по МПВ от <дата> ***** для скважины ***** утверждены технологические потери 3,91 м3/сут., а гидрологические потери отсутствуют.

Таким образом, не обеспечено согласование с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в установленном порядке нормативов потерь, в том числе, подземных вод (минеральных), превышающие но величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, является нарушением п. 5.11, п. 7.9, п. 7.12 условий пользования недрами к лицензии СТВ 00534 МР.

6. По факту не обеспечения в установленный законом срок предоставления в Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра) статистической отчетности по формам N 2-ГР, N 7-ГР за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года по Горному участку Ессентукского месторождения.

Основные права и обязанности пользователя недр установлены ст. 22 Закона о недрах, в силу п. 10 ч. 2 которой пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Из пункта 1 названных Указаний следует, что сведения по формам федерального статистического наблюдения *****-ГР и *****-ГР предоставляют юридические лица независимо от формы собственности, осуществляющие геологоразведочные работы.

То обстоятельство, ООО "Холод-розлив" является геологоразведочной организацией сомнений не вызывает, в связи с чем именно на нем, как на организации, владеющей сведениями о выполненных работах, лежала обязанность по представлению сведений по формам федерального статистического наблюдения *****-ГР и *****-ГР.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ может выражаться как в форме действий, так и в форме бездействия (при невыполнении определенных лицензионными условиями обязанностей, требующих со стороны недропользователя активного поведения).

Субъектами ответственности за нарушение условий, предусмотренных разрешением (лицензией), являются пользователи недр.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается факт совершения должностным лицом директором ООО "Холод-розлив" Хаутовым Д.К. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ. Указанное должностное лицо имело возможность (при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств) для соблюдения установленных требований, однако данным должностным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что имело место устранение нарушений, выявленных в ходе проверки, проведенной должностными лицами административного органа, заявителем суду не представлено.

Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, не является основанием к отмене обжалуемого постановления, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.

Доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления должностного лица, поскольку проверены судом при рассмотрении жалобы и отклонены по основаниям, изложенным выше. Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения должностного лица.

Рассматривая требование заявителя о признании незаконным представления Росприроднадзора от <дата> об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, суд приходит к следующему.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях.

В развитие названной нормы в части 1 статьи 29.13 КоАП РФ предусмотрено, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

В соответствии с частью 2 указанной статьи организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, административным органом должностному лицу - директору ООО «Холод-розлив» Хаутову Д.К. выдано представление. В связи с выявлением факта совершения административного правонарушения указано на необходимость принять меры со стороны руководства с целью недопущения совершения вновь подобного правонарушения; усилить контроль за исполнением требований природоохранного законодательства; представить в управление план мероприятий по устранению выявленных административных правонарушений.

По своей правовой природе представление представляет собой акт, исходящий от государственного органа, обладающего властными полномочиями, содержащий властное волеизъявление, имеющий обязательный характер, порождающий правовые последствия для конкретного должностного лица (заявителя), и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Поскольку представление вынесено на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, а оспариваемое постановление в свою очередь признано судом законным, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в части несогласия с представлением.

На основании вышеизложенного оспариваемые заявителем постановление и представление являются законными и обоснованными, в связи, с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Вместе с тем, в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.3 КоАП РФ, составляет один год.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от <дата>) (ред. от <дата>), если при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выяснится, что на момент рассмотрения жалобы срок давности истек, судье необходимо руководствоваться положениями ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП, согласно которым по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, привлекаемого к административной ответственности, обсуждаться не может, а начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, по истечении сроков давности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности выводы о виновности лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, в совершении административного правонарушения.

Аналогичные положения содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 5 (ред. от <дата>) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Принимая во внимание положения статьи 30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и учитывая, что на момент рассмотрения в Ессентукском городском суде настоящей жалобы срок давности привлечения должностного лица - директора ООО «Холод-розлив» Хаутова Д.К. истек, возможность правовой оценки его действий на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена.

При таких обстоятельствах, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению ввиду истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.4, ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному Фитьмовой Н.В. *****в-21-010-2021-П/А-215/3 от <дата> о признании виновным директора ООО «Холод-розлив» Хаутова Д.К. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.3 Кодекса РФ об АП и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения *****в-21-010-2021-П/А-215/4 от <дата> - оставить без изменения, жалобу директора ООО «Холод-розлив» Хаутова Д.К. - без удовлетворения.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.

Судья                                                                                  В.В. Новикова

12-249/2022

Категория:
Административные
Статус:
Производство по жалобе прекращено
Ответчики
ООО "Холод-розлив"
Суд
Ессентукский городской суд Ставропольского края
Судья
Новикова Валентина Владимировна
Статьи

ст.7.3 ч.2 КоАП РФ

Дело на сайте суда
essentuksky--stv.sudrf.ru
22.11.2022Материалы переданы в производство судье
08.12.2022Судебное заседание
14.12.2022Судебное заседание
19.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее