Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-1079/2022 (2-4833/2021;) ~ М-4051/2021 от 16.12.2021

Гражданское дело № 2-1079/2022 (публиковать)

УИД: 18RS0002-01-2021-011395-67

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес>                                                                                    21 апреля 2022 года

    Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе судьи Созонова А.А., при секретаре Смирновой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гут Ю.М., Очигава Н.В. к Муниципальному бюджетному учреждению «Централизованная библиотечная система <адрес>» о признании незаконным приказа об организации профилактических прививок, приказа об отстранении от работы, взыскании не полученного заработка в связи с незаконным лишением возможности трудиться, денежной компенсации морального вреда,

    УСТАНОВИЛ:

    Истцы обратились в суд с иском к ответчику о признании незаконным приказа об организации профилактических прививок, приказа об отстранении от работы, взыскании не полученного заработка в связи с незаконным лишением возможности трудиться, денежной компенсации морального вреда, указывая, что <дата> между истцом Гут Ю.М. и ответчиком заключен трудовой договор - истец принята на работу в ЦМБ имени Некрасова Н.А. на должность главного библиотекаря. Истец Очигава Н.В. принята на работу в ЦМБ имени Некрасова Н.А. на должность художника 10 разряда на основании приказа от <дата> и трудового договора от <дата>, в настоящее время занимает должность ведущего художника. В настоящее время истцы состоят в трудовых отношениях с МБУ ЦБС (ответчиком по делу).

    Согласно приказу ответчика «Об организации проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (2019-nCov) в МБУ ЦБС от <дата> , принятому во исполнение Постановления главного государственного санитарного врача УР от <дата> , в МБУ ЦБС и подведомственных подразделениях надлежит организовать проведение профпрививок против новой коронавирусной инфекции(2019-nCov) с охватом не менее 80% от числа всех работников библиотек-филиалов в срок до <дата> – первым компонентом, в срок до <дата>-вторым компонентом вакцины или однокомпонентной вакцины от новой коронавирусной инфекции (2019-nCov).

    09.11. 2021 истцам предъявлено уведомление о необходимости пройти вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (2019-nCov), согласно которому в случае не прохождения вакцинации при отсутствии медицинских противопоказаний, истцы от работы будут отстранены на основании п.8 ч.1 ст. 76 ТК РФ. Приказом руководителя ответчика от 30.11.2021истцы отстранены в связи с не прохождением вакцинации. Между тем, данный приказ, принятый во исполнение Постановления Главного государственного санитарного врача по УР от <дата>, приказа руководителя ответчика «Об организации проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (2019-nCov) от <дата> является незаконным, нарушает трудовые права истцов, в том числе право на труд, в связи с чем, подлежит отмене по следующим основаниям.

    Так, в соответствии с Порядком проведения гражданам профилактических прививок в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденного приказом МЗ РФ от <дата> н, с учетом эпидемиологической ситуации по решению исполнительных органов государственной власти субъектов РФ при вакцинации против коронавирусной инфекции уровни приоритета могут быть изменены. Главными государственными врачами субъектов могут быть изменены уровни приоритета, а не категории граждан, подлежащих вакцинации. Работники библиотек не включены в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

    Занимаемые истцами должности не входят в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и не требует обязательного проведения профилактических прививок. Ссылаясь на ч. 2 ст. 11 ГПК РФ, ст. 6 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», считают, что Постановление главного государственного санитарного врача УР от <дата> к регулированию возникших правоотношений не может быть применено, так как не соответствует Федеральному закону от <дата> № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

     Кроме того, оспариваемый истцами приказ возлагает на сотрудников МБУ ЦБС обязанность по предоставлению работодателю сведений о прохождении вакцинации, наличии медицинских противопоказаний к прививке, перенесенном заболевании, либо дать письменный отказ от прохождения вакцинации, тогда как ответчик не является надлежащим субъектом для получения и обработки сведений о состоянии здоровья граждан. Составляющих медицинскую тайну, а предоставление отказа от профилактических прививок является правом, а не обязанностью лица (ст.5 закона ).

    Незаконность отстранения истцов от работы без сохранения заработной платы ответчик не только нарушил право на трудовую деятельность, но и поставил в тяжелое материальное положение их семьи. Так, Гут Ю.М. воспитывает двоих несовершеннолетних детей, находясь в браке с Гутом С.С., который является военным пенсионером и в настоящее время не трудоустроен. Очигава Н.В. воспитывает несовершеннолетнего ребенка. Несмотря на возможность наступления тяжких последствий для семей работников, при принятии незаконного приказа об отстранении от <дата> работодателем вопрос о переводе сотрудников на дистанционный режим работы не рассматривался, право выбора предоставлено не было, тогда как весной 2020 года истцы выполняли свои должностные обязанности удаленно в режиме нерабочих дней, введенных Указами Президента РФ ( от <дата>, от <дата>).

    Согласно ст. 243 ТК РФ, в случае незаконного отстранения от работы работодатель обязан возместить работнику неполученный им заработок, в связи с чем, у ответчика имеется обязанность по выплате среднего заработка за время вынужденного прогула за период с <дата> по день восстановления трудовых прав. Потерпев в результате незаконного отстранения от работы материальные убытки, нравственные страдания в связи с невозможностью реализовать трудовые функции, а также переживания, вызванные чувством пережитой несправедливости, истцы оценивают моральный вред в размере 10 000 каждому. Просят:

    1. Признать незаконным приказ руководителя МБУ «Централизованная библиотечная система <адрес>» от <дата> «Об организации проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (2019-nCov);

    2. Признать незаконным приказ руководителя МБУ «Централизованная библиотечная система <адрес>» от <дата> «Об отстранении от работы»;

    3. Взыскать с МБУ «Централизованная библиотечная система г. Ижевска» в пользу Гут Ю.М. и Очигава Н.В. возмещения в размере среднего заработка за период вынужденного простоя, с <дата> по дату принятия судебного решения;

    4. Взыскать с МБУ «Централизованная библиотечная система г. Ижевска» в пользу Гут Ю.М. и Очигава Н.В. компенсацию морального вреда в связи с нарушением трудовых прав в размере 10 000 рублей каждой.

    В судебном заседании:

    - истец Гут Ю.М. требования поддерживает, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

    - истец Очигава Н.В. требования поддерживает, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

    - представитель истцов – адвокат Кузьминых А.В., действующий на основании устного ходатайства, исковые требования истцов поддерживает, указав, что вакцинация должна проходить на добровольных началах, без принуждения. Вакцины от COVID-19 не исследованы в установленном порядке, в связи с чем их использование - небезопасный эксперимент, неизвестны продолжительность защиты, перечень противопоказаний.

    - представитель ответчика Девятьярова Д.С., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требования, поддержала письменные возражения, согласно которым правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения России, установлены Федеральным законом от <дата> № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - закон № 157-ФЗ). Согласно п.2 <адрес> № 157-ФЗ отсутствие профилактической прививки влечет за собой отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (далее - COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от <дата> н). Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) (далее - постановления) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 закона № 157-ФЗ). П. 1.1. Постановления от 05.10.2021г. Главного государственного санитарного врача по УР от 05.10.2021г. предписывает обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере культурных, выставочных, просветительских мероприятий (в том числе музеев, выставочных залов, библиотек, лекций, тренингов), за исключением официальных мероприятий, организуемых органами исполнительной власти. Таким образом Постановлением Главного государственного санитарного врача УР сотрудники библиотек отнесены к категориям граждан, подлежащих обязательной вакцинации. Решением Верховного суда УР Постановление от <дата> признано соответствующим законодательству и противоречащим другим нормам права и Конституции РФ.

    Истцы были надлежащим образом уведомлены о необходимости проведения профилактической прививки против коронавирусной инфекции в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике от <дата> "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике в 2021 году по эпидемическим показаниям" двумя компонентами в срок до <дата>.

    В ответ на данное уведомление истцы предоставили немотивированный отказ от прохождения вакцинации и не предоставили документы, подтверждающие медицинские противопоказания для вакцинации.

    Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от <дата> на который ссылаются истцы, регулирует трудовые отношения в сфере труда. Требования перечня выполняются на постоянной основе, вне зависимости от наличия/отсутствия на территории РФ или субъекта РФ режима повышенной готовности по эпидемиологическим показаниям.

    В то же время риск заболевания инфекционными болезнями возможен не только при обычном выполнении работ, но и при их выполнении в период возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

    Коронавирусная инфекция включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих Постановлением Правительства РФ от <дата> 3 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих". Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции внесена в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям приказом министерства здравоохранения РФ от <дата> н.

    В соответствии с рекомендациями данными Письмом Министерства труда и социальной защиты РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от <дата> N 14-4/10/П-5532 "Совместные разъяснения Минтруда России и Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учёта процента вакцинированных" в декабре 2021г. истцы были отстранена от работы без сохранения заработной платы в соответствии со ст. 76 Трудового Кодекса и ст. 5 ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»

    Согласно п. 6. Рекомендаций действий для работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов Российской Федерации решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) «В случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).

    В соответствии со ст.76 ТК РФ, работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

    В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

    МБУ ЦБС был вынесен приказ об отстранении истцов от работы, с которым они были ознакомлены надлежащим образом.

    Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток ( ст.6.3 КоАП РФ). В связи с этим допуск к работе сотрудника, не прошедшего обязательную вакцинацию, мог привести к ограничению деятельности всей организации, в которую входит 23 библиотеки-филиала. В иске просит отказать.

    Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.

    Статьей 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

    В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

    В силу ч. 2 ст. 21 Конституции РФ никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

    Статьей 41 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

    В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

<дата> по решению Всемирной организации здравоохранения эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой коронавирусной инфекции, присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, а <дата> ситуация признана пандемией.

Согласно статье 35 Федерального закона от <дата> N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 10, 11 Федерального закона № 52-ФЗ).

Федеральным законом № 52-ФЗ предусмотрено, что под организацией и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (абзац четырнадцатый статьи 1).

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (пункт 3 статьи 29 ФЗ).

Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> -П, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать конкретные меры, направленные на борьбу с пандемией (в том числе устанавливать правила поведения граждан в условиях режима повышенной готовности), не допуская при этом несоразмерного ограничения конституционных прав и свобод граждан; обеспечение при необходимости соблюдения ограничений мерами юридической ответственности, в том числе административной, является естественным элементом механизма правового регулирования.

Согласно пп. 6 ч. 1 ст. 51 ФЗ от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2 ст. 10 Федерального закона № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители наделяются следующими полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих: выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Согласно ст. 10 ФЗ от <дата> № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В соответствии с Федеральным законом от <дата> № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъектах РФ введен режим повышенной готовности.

В судебном заседании установлено, что Распоряжением главы Удмуртской Республики от <дата> -РГ в целях предупреждения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Удмуртской Республики с <дата> введен режим «Повышенная готовность».

Пунктом 1.1 Постановления Главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике от 05 октября 2021 года № 2 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике в 2021 году по эпидемическим показаниям» предусмотрено проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям для граждан, работающих в культурных, выставочных, просветительских мероприятий (в том числе музеев, выставочных залов, библиотек, лекций, тренингов), за исключением официальных мероприятий, организуемых органами исполнительной власти.

Согласно п. 7 Постановления Главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике от 05 октября 2021 года № 2 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике в 2021 году по эпидемическим показаниям» руководителям юридических лиц независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, индивидуальным предпринимателям организовать проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с охватом не менее 80 % от общей численности работников сотрудников.

Пунктом 7.2 Постановления Главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике от 05 октября 2021 года № 2 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике в 2021 году по эпидемическим показаниям» предусмотрено, что в срок до 01 ноября 2021 года организовать проведение профилактических прививок первым компонентом; в срок до 01 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с охватом в соответствии с планом.

Пунктом 7.3 Постановления Главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике от 05 октября 2021 года № 2 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике в 2021 году по эпидемическим показаниям» предусмотрено отстранение от работы, перевод на дистанционный режим работы с 01 ноября 2021 года лиц, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, с 01 декабря 2021 года – лиц, не имеющих законченного курса вакцинации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике от 8 октября 2021 г. № 3 «О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике от 05.10.2021 № 2 п. 7.3. изложен в следующей редакции: Рекомендовать усилить информационно-разъяснительную работу среди сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок.

Пунктом 2 Постановления Главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике от 05 октября 2021 года № 2 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике в 2021 году по эпидемическим показаниям» предусмотрено, что обеспечение проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (далее - COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от <дата> N 1307н).

Как установлено судом и следует из материалов дела, <дата> между Муниципальным учреждением «Централизованная библиотечная система г. Ижевска» (далее - МУ ЦБС) и Гут Ю.М. заключен трудовой договор, Гут Ю.М. принята на должность главного библиотекаря в Центральную муниципальную библиотеку имени Некрасова Н.А. на неопределенный срок.

<дата> был издан приказ по МУ ЦБС о приеме Гут Ю.М. на работу в вышеуказанной должности с тарифной ставкой 7 200 рублей.

В соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору от <дата> должностной оклад составил 12 600 рублей.

<дата> между Муниципальным учреждением «Централизованная библиотечная система г. Ижевска» (далее - МУ ЦБС) и Очигава Н.В. заключен трудовой договор, Очигава Н.В. принята на должность художника 10 разряда (0,5 ставки) в Центральную муниципальную библиотеку имени Н.А. Некрасова на неопределенный срок.

<дата> был издан приказ по МУ ЦБС о приеме Очигава Н.В. на работу в вышеуказанной должности с тарифной ставкой 3 729 рублей.

В соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору от <дата> должностной оклад составил 8 470 рублей.

В период с <дата> по <дата> работники МБУ ЦБС выполняли трудовую функцию вне места расположения Работодателя (дистанционно) в соответствии с распоряжениями главы УР -РГ от <дата>, -РГ от <дата>.

С <дата> истец Очигава Н.В. выполняет трудовую функцию дистанционно, что подтверждается дополнительным соглашением к трудовому договору от <дата>.

Приказом директора МБУ ЦБС «Об организации проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (2019-nCov) в МБУ ЦБС от <дата> , принятому во исполнение Постановления главного государственного санитарного врача УР от <дата> , в МБУ ЦБС и подведомственных подразделениях надлежит организовать проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции(2019-nCov) с охватом не менее 80% от числа всех работников библиотек-филиалов в срок до <дата> – первым компонентом, в срок до <дата>-вторым компонентом вакцины или однокомпонентной вакцины от новой коронавирусной инфекции (2019-nCov).

<дата> Гут Ю.М. вручено уведомление о необходимости пройти вакцинацию от новой короновирусной инфекции COVID-19 в срок до <дата>, которым Гут Ю.М. разъяснены основания и порядок вакцинации, с указанием, что в случае отказа от вакцинации при отсутствии противопоказаний истец будет отстранена от работы на основании п.8 ч.1 ст. 76 ТК РФ.

<дата> Очигава Н.В. вручено уведомление о необходимости пройти вакцинацию от новой короновирусной инфекции COVID-19 в срок до <дата>, которым Очигава Н.В. разъяснены основания и порядок вакцинации, с указанием, что в случае отказа от вакцинации при отсутствии противопоказаний истец будет отстранена от работы на основании п.8 ч.1 ст. 76 ТК РФ.

При этом суд расценивает указанные документы (уведормления) не как принуждение к вакцинации, а как способ разъяснения работникам действующего законодательства, поскольку за работниками сохранялось право самостоятельно принять решение о своем добровольном участии в вакцинации, либо подтвердить невозможность этого по медицинским показаниям, либо отказаться по личному волеизъявлению.

В судебном заседании установлено, что в указанные в уведомлении сроки истцы не прошла вакцинацию против новой коронавирусной инфекции и не представили работодателю (ответчику по делу) медицинское заключение о наличии противопоказаний к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Кроме того, согласно письма истца Гут Ю.М. ответчику от <дата> последняя отказалась о прохождения вакцинации от коронавирусной инфекции.

Согласно письма истца Очигава Н.В. ответчику от <дата> последняя отказалась о прохождения вакцинации от коронавирусной инфекции.

Приказом по МБУ ЦБС от <дата> Гут Ю.М. и Очигава Н.В. на основании ст.76 Трудового кодекса РФ, Постановления Главного санитарного врача по Удмуртской республике от <дата> , п.2 ст.5 Федерального закона от <дата> № 157-ФЗ, с <дата> и до окончания периода эпиднеблагополучия либо прохождения вакцинации сотрудников МБУ ЦБС. МБУ «Централизованная бухгалтерия Управления по культуре и туризму Администрации г. Ижевска» указано не начислять заработную плату за период отстранения от работы сотрудникам, указанным в п.1 настоящего приказа.

    <дата> Гут Ю.М., Очигава Н.В. ознакомлены с указанным приказом.

Разрешая спор, суд руководствуется ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от <дата> № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и исходит из того, что истец выполняет работу, которая связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок. Поскольку документы, подтверждающие прохождение профилактических прививок, либо наличие противопоказаний к профилактической прививке, истцом представлены не были, у ответчика имелись предусмотренные законом основания для отстранения истца от работы.

Абзацем 8 части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту также – ТК РФ) предусмотрена обязанность работодателя по отстранению от работы в случаях, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вопросы отстранения от работы в связи с отсутствием прививок регулируются законодательством об иммунопрофилактике.

Профилактические прививки проводятся гражданам в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний в соответствии со статьей 35 Федерального закона от <дата> N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Профилактические прививки против новой коронавирусной инфекции проводятся добровольно.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от <дата> "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (далее - Перечень), утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> .

При отсутствии осложненной эпидемиологической обстановки категория лиц, не предусмотренная Перечнем, имеет право на отказ от профилактических прививок (пункт 1 статьи 5 Закона № 157-ФЗ). Отказ оформляется в письменной форме (пункт 3 статьи 5 Закона № 157-ФЗ, пункт 7 статьи 20 едерального закона от <дата> № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Закона N 52-ФЗ). В случае вынесения постановления Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителей о проведении профилактических прививок гражданам или их отдельным группам граждане могут отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпиднеблагополучия.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Согласно ст. 10 Федерального закона от <дата> №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Статьей 11 Федерального закона от <дата> №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» предусмотрены обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Как судом указывалось выше Постановления Главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике от 05 октября 2021 года № 2 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (п. 7) отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике в 2021 году по эпидемическим показаниям, руководителям юридических лиц независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, индивидуальным предпринимателям предписано организовать проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с охватом не менее 80 % от общей численности работников сотрудников.

Пунктом 7.2 Постановления Главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике от 05 октября 2021 года № 2 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике в 2021 году по эпидемическим показаниям» предусмотрено, что в срок до <дата> организовать проведение профилактических прививок первым компонентом; в срок до <дата> - вторым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с охватом в соответствии с планом.

Суд отмечает, что Постановление Главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике от 05 октября 2021 года № 2 соотносится с его полномочиями, определенными в п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», поскольку Распоряжением главы Удмуртской Республики от <дата> -РГ в целях предупреждения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Удмуртской Республики с <дата> введен режим «Повышенная готовность». Такой режим в настоящее время не отменен.

Рассматривая требования истцов о признании незаконным приказа руководителя МБУ «Централизованная библиотечная система <адрес>» от <дата> «Об организации проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (2019-nCov), суд приходит к следующим выводам.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) при угрозе возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний главные государственные санитарные врачи и их заместители в субъектах Российской Федерации могут выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Помимо приведенных положений пунктов 1 и 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ данные полномочия подтверждаются также приказом Минздрава от <дата> н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (приложение "Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям").

В указанный Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.

Согласно данному Календарю:

к приоритету 1-го уровня относятся:

    лица в возрасте 60 лет и старше; взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением; граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн. и более.

    К приоритету 2-го уровня относятся: взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу;

    лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг.

    К приоритету 3-го уровня относятся: государственные гражданские и муниципальные служащие; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу.

    Библиотечные услуги относятся к сфере предоставления услуг населению.

    На основании изложенного, прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.

    Постановление Главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республики от 05.10.2021 № 2 (в ред. от 08.10.2021) в связи с ухудшением ситуации в Удмуртской Республике по новой короновирусной инфекции в целях усиления мероприятий по предупреждению заболеваний, а также в связи с продолжающейся угрозой распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19), представляющей опасность для окружающих, постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой короновирусной инфекции (COVID-19), указанным в постановлении категориям граждан, подлежащих обязательной вакцинации, в том числе, работающим на основании трудового договора в организациях, осуществляющих деятельность в сфере библиотек (за исключением лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке, указанных в п.2 Постановления. Руководителям юридических лиц независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, индивидуальным предпринимателям предписано организовать проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с охватом не менее 80% от общей численности работников, сотрудников в сферах, указанных в п. 1 настоящего постановления, в срок до 01.11.2021 - первым компонентом; в срок до 01.12.2021 - вторым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с охватом в соответствии с планом.

    Из смысла приведенных норм в их системном толковании следует, что вакцинация от COVID-19 -19 Минздравом РФ внесена в национальный календарь профилактических прививок. При этом прививки от коронавируса отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания. Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов. Если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной. Работники, отказавшиеся от вакцинации без медицинских противопоказаний, подлежат отстранению от работы без сохранения заработной платы.

    По мнению суда, Постановление Главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике от 05 октября 2021 года № 2 (в ред. от 08.10.2021) соотносится с его полномочиями, определенными в п.6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», поскольку Распоряжением Главы Удмуртской Республики -РГ введен режим повышенной готовности в связи с угрозой распространения в УР новой короновирусной инфекции (2019-nCoV) с <дата> введен режим функционирования «повышенная готовность», указанный режим действует и в настоящее время.

    В целях реализации указания Главного государственного санитарного врача по УР о проведении профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям руководителем МБУ ЦБС издан оспариваемый истцами приказ от <дата> «Об организации проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (2019-nCov) в МБУ ЦБС».

    Согласно пункту 1 указанного приказа организовать проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (2019-nCov) с охватом не менее 80% от общей численности работников библиотек-филиалов в срок до <дата> – первым компонентом, в срок до <дата> – вторым компонентом вакцины или однокомпонентной вакцины от новой коронавирусной инфекции (2019-nCov).

    Пункт 2 приказа предусматривает, что пункт 1 приказа не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (2019-nCov) в соответствии с п.п.3.4,3.5,3.21,3.22,3.26,3.35 Временных методических рекомендаций «Порядок проведения вакцинации взрослого населения против новой коронавирусной инфекции (2019-nCov).

    Согласно пункту 3 приказа заведующим библиотеками-филиалами, заведующим отделами ЦМБ им.Н.А.Некрасова, заместителю директора по работе с детьми (ЦМДБ им.М.Горького) предоставить в отдел кадров в срок не позднее <дата> сведения о прохождении вакцинации не более 6 месяцев назад (сертификат), сведения о привитии первым компонентом (медицинская справка), сведения о медицинских противопоказаниях к прививке (медицинская справка), сведения о перенесенной новой коронавирусной инфекции (2019-nCov) не более 6 месяцев (сертификат, медицинская справка), письменное заявление об отказе от прохождения вакцинации. Не позднее <дата>: сведения о привитии вторым компонентом (сертификат), сведения о привитии однокомпонентной вакциной (сертификат).

    Учитывая, что оспариваемый истцами приказ от <дата> «Об организации проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (2019-nCov) издан руководителем МБУ ЦБС в целях реализации указания Главного государственного санитарного врача по УР о проведении профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, распространяется на всех работников МБУ ЦБС», оснований считать, что данный приказ нарушает права истцов, не имеется, в связи с чем, требования истцов о признании приказа руководителя МБУ «Централизованная библиотечная система <адрес>» от <дата> «Об организации проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (2019-nCov) незаконным удовлетворению не подлежит.

    Судом установлено, что <дата> Гут Ю.М. вручено уведомление о необходимости пройти вакцинацию от новой короновирусной инфекции COVID-19 в срок до <дата>, которым Гут Ю.М. разъяснены основания и порядок вакцинации, с указанием, что в случае отказа от вакцинации при отсутствии противопоказаний истец будет отстранена от работы на основании п. 8 ч.1 ст. 76 ТК РФ.

    <дата> Очигава Н.В. вручено уведомление о необходимости пройти вакцинацию от новой короновирусной инфекции COVID-19 в срок до <дата>, которым Очигава Н.В. разъяснены основания и порядок вакцинации, с указанием, что в случае отказа от вакцинации при отсутствии противопоказаний истец будет отстранена от работы на основании п.8 ч.1 ст. 76 ТК РФ.

    Судом указанные уведомления расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как способ разъяснения работникам действующего законодательства, поскольку за работниками сохранялось право самостоятельно принять решение о своем добровольном участии в вакцинации, либо подтвердить невозможность этого по медицинским показаниям, либо отказаться по личному волеизъявлению.

    До принятия Постановления Главного государственного санитарного врача по УР от <дата> работодателем проводилась разъяснительная работа о необходимости вакцинирования, создании коллективного иммунитета и заботе не только о своем здоровье, но и окружающих.

При этом суд отмечает, что ответчик не имел полномочий исключать кого-либо из работников из состава лиц, участвующих в вакцинации, поскольку Постановлением Главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике от <дата> устанавливалась её обязательность для всех работников. Поручение работодателю организовать до <дата> проведение профилактических прививок первым компонентом и в срок до <дата> - вторым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с охватом не менее 80 % от общей численности работников сотрудников об обратном не свидетельствует, поскольку оставшееся число (до 100%) должно было учитывать работников, переболевших COVID-19 (не более 6 месяцев назад), не привитых, имеющих медицинские противопоказания; направленных организацией на обучение с отрывом от работы, получающих стипендию за счет средств организации; на весь период действия постановления находящихся в простоях, а также в неоплаченных отпусках по инициативе работодателя; находящихся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением ребенка со дня рождения усыновленного ребенка, а также в отпуске по уходу за ребенком; обучающихся в образовательных организациях и находящихся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также работников, поступающие в образовательные организации, находящихся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством Российской Федерации; не явившихся на работу по болезни (в течение всего периода болезни до возвращения на работу в соответствии с листками нетрудоспособности или до выбытия по инвалидности; а не только, и не столько работников, отказавшихся от вакцинации добровольно.

При этом достижение к 01 ноября или декабря 2021 года в Муниципальном бюджетном учреждении «Централизованная библиотечная система <адрес>» уровня 80% работников с профилактическими прививками от COVID-19 не освобождало от обязательной вакцинации трудового коллектива.

По делу установлено, что истцы имели возможность провести вакцинацию, что последними в судебном заседании не оспаривалось.

Из объяснений истцов, данных в судебном заседании следует, что решение об отказе от вакцинации было принято ими по личным причинам, в медицинское учреждение для проверки и подтверждения медицинских противопоказаний против вакцинации они не обращались, реализовав, таким образом, своё право, предусмотренное ч. 1 ст. 5 Федерального закона от <дата> № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» на отказ от профилактических прививок.

    В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от <дата> №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет, в том числе, отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

    Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    Указанный Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от <дата> «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок».

    Постановлением Правительства РФ от <дата> «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» новая коронавирусная инфекция (CОVID-19) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

    Приказом Министерства здравоохранения РФ от <дата> н профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Оценивая доводы истцов о том, что выполняемая ими работа в вышеупомянутый перечень работ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от <дата> , не входит, суд приходит к выводу о том, что риск заболевания инфекционными болезнями возможен не только при обычном выполнении работ, но и при их выполнении в период возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а, следовательно, учитывая что новая коронавирусная инфекция (CОVID-19) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, внесена в календарь профилактических прививок, то обязательность прививок в этом случае обуславливается вышеуказанными нормами Федерального Закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии». С учетом изложенного отказ от такой прививки влечет те же последствия, что и отказ от прививки в обычных условиях работы с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

При этом суд принимает во внимание обстоятельства того, что отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (CОVID-19), необходимо для защиты здоровья, а зачастую, и жизни каждого члена трудового коллектива и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав истца. Оно соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции (CОVID-19) и является разумным сдерживающим средством временного и защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета.

Судом установлено, что в период с <дата> до особого распоряжения об окончании режима самоизоляции Главы Удмуртской Республики на основании дополнительных соглашений от <дата> истцы выполняли трудовые обязанности дистанционно.

Приказом от <дата> с <дата> возобновлена деятельность библиотек-филиалов МБУ ЦБС.

То есть дистанционный режим работы применялся к работникам (истцам) в период режима общего действия режима самоизоляции.

     В соответствии со статьей 72 Трудового кодекса Российской Федерации изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

    Особенности регулирования труда дистанционных работников установлены главой 49.1 ТК РФ (статьи 312.1 - 312.5).

    Из приведенных нормативных положений следует, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании заключенного ими в письменной форме трудового договора, обязанность по надлежащему оформлению которого возлагается на работодателя. Изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается по соглашению сторон, которое также заключается в письменной форме.

    В судебном заседании факт обращения истцов к работодателю (ответчику) с заявлениями о переводе на дистанционную работу, судом не установлен.

    Принимая во внимание, что между истцами и работодателем соглашения о переводе работника на дистанционную работу не заключались, работодателем по собственной инициативе такие решения не принимались, факт возможности выполнять истцами трудовые обязанности дистанционно в период отстранения истцов от работы, не имеют юридического значения для рассмотрения настоящего спора.

Кроме того, по мнению суда, перевод истцов на дистанционную работу при установленных выше обстоятельствах дела ставит этих работников (истцов) в неравное положение с другими работниками, прошедшими вакцинацию либо представившими медицинские документы о противопоказаниях к указанной вакцинации и полностью проработавшими в обычном режиме спорный период времени, что противоречит ч. 3 ст. 37 Конституции РФ и ст. 132 ТК РФ.

При этом суд отмечает, что доказательств необходимости и возможности временного перевода на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 312.9 ТК РФ сторонами суду не представлено и судом не установлено.

Поскольку истцы добровольно отказались от обязательной профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) без уважительной причины, работодатель (ответчик по делу) <дата> издал оспариваемый приказ об их отстранении от работы. Приказ содержит все необходимые реквизиты: имя и должность работников, основания, по которым они отстраняются от работы, срок отстранения и невыплаты заработной платы.

Следовательно, принимая во внимание, что пунктом 1.1 Постановления Главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике от 05 октября 2021 года № 2 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике в 2021 году по эпидемическим показаниям» предусмотрено проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям для граждан, работающих в культурных, выставочных, просветительских мероприятий (в том числе музеев, выставочных залов, библиотек, лекций, тренингов), за исключением официальных мероприятий, организуемых органами исполнительной власти, к которым относится ответчик, работодатель (ответчик по делу) обоснованно отстранил истцов от работы, поскольку в силу статей статьи 10, 11 Федерального закона N 52-ФЗ граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

При этом доводы истцов о том, что главные государственные санитарные врачи регионов не вправе обязывать работодателей организовывать вакцинацию сотрудников, обеспечивать определенный процент охвата сотрудников их организаций или предприятий профилактической вакцинацией не принимаются судом во внимание, поскольку согласно пп. 6 ч.1 ст. 51 ФЗ от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2 ст. 10 Федерального закона N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Доводы истцов том, что Санитарные правила не содержат предписания работодателям об отстранении от работы работников, не прошедших вакцинацию против коронавирусной инфекции, не изменяют сделанных судом выводов, поскольку обязанность работодателя по отстранению от работы установлена нормами Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от <дата> "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Доводы истцов о том, что Постановление главного государственного санитарного врача не является нормативно правовым актом документов и не может применяться для неопределенного круга лиц также являются необоснованными, поскольку граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 10, 11 Федерального закона № 52-ФЗ).

Доводы истцов о том, что работодатель не располагает доказательствами того, что истец является носителем возбудителей инфекционных заболеваний и может являться источником распространения инфекционных заболеваний также не изменяют сделанных судом выводов, поскольку возможность отстранения от работы предусмотрена, в том числе и в случае отсутствия у работника профилактической прививки.

Доводы истцов о том, что регистрация вакцин прошла не в соответствии с Санитарными правилами, поскольку не были завершены все этапы клинических исследований, может являться опасной, протоколы клинических исследований не были опубликованы на русском языке, не подтверждаются допустимыми доказательствами, в связи с чем, не могут быть приняты судом во внимание.

Доводы истцов о том, что отсутствуют реальные основания, предусмотренные трудовым законодательством РФ для отстранения истца от работы, опровергаются материалами дела, в связи с чем, признаются необоснованными. При этом суд отмечает, что в силу приведенных выше положений статьи 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, перечисленных в указанной статье, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При установленных обстоятельствах требование истцов признать незаконным приказ руководителя МБУ «Централизованная библиотечная система <адрес>» от <дата> «Об отстранении от работы», не основан на законе, в виду чего удовлетворению не подлежит.

Соответственно не подлежат удовлетворению и требования истцов:

    3. Взыскать с МБУ «Централизованная библиотечная система г. Ижевска» в пользу Гут Ю.М. и Очигава Н.В. возмещения в размере среднего заработка за период вынужденного простоя, с <дата> по дату принятия судебного решения;

    4. Взыскать с МБУ «Централизованная библиотечная система г. Ижевска» в пользу Гут Ю.М. и Очигава Н.В. компенсацию морального вреда в связи с нарушением трудовых прав в размере 10 000 рублей каждой,

поскольку указанные требования истца основаны на требовании признать незаконным приказ руководителя МБУ «Централизованная библиотечная система <адрес>» от <дата> «Об отстранении от работы», в удовлетворении которого истцам отказано.

    В соответствии со ст. 103 ГПК РФ поскольку решение суда вынесено не в пользу истца, истцы освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

    С учетом изложенного не имеют значения иные доводы сторон и представленные ими доказательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования Гут Ю.М., Очигава Н.В. к Муниципальному бюджетному учреждению «Централизованная библиотечная система <адрес>» о признании незаконным приказа об организации профилактических прививок, приказа об отстранении от работы, взыскании не полученного заработка в связи с незаконным лишением возможности трудиться, денежной компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение месяца со дня изготовления мотивированной части решения.

Мотивированная часть решения изготовлена <дата>.

Судья -                                                         ПОДПИСЬ

КОПИЯ ВЕРНА

Судья -                                                                                               А.А. Созонов

2-1079/2022 (2-4833/2021;) ~ М-4051/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Очигава Наталья Валерьевна
Гут Юлия Мусовна
Ответчики
МБУ "Централизованная библиотечная система города Ижевска"
Суд
Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Созонов Андрей Анатольевич
Дело на странице суда
pervomayskiy--udm.sudrf.ru
16.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.12.2021Передача материалов судье
17.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.02.2022Предварительное судебное заседание
14.04.2022Судебное заседание
14.04.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
21.04.2022Судебное заседание
26.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее