Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7-168/2022 от 05.05.2022

7-168/2022

38MS0068-01-2021-003951-45

решение

г. Иркутск 8 июня 2022 г.

Судья Иркутского областного суда Карнышов А.И., с участием защитника ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу прокурора Киренского района Иркутской области ФИО6 на постановление судьи Киренского районного суда Иркутской области от 4 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы (данные изъяты),

установил:

Постановлением судьи Киренского районного суда Иркутской области от 4 апреля 2022 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении (данные изъяты) прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, прокурор Киренского района Иркутской области ФИО6, не соглашаясь с постановлением судьи Киренского районного суда Иркутской области от 4 апреля 2022 г., просит указанный судебный акт отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Киренский районный суд Иркутской области.

(данные изъяты), в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, прокурор Киренского района Иркутской области ФИО6, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив с учётом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, выслушав защитника ФИО5, высказавшегося против удовлетворения жалобы прокурора, прихожу к следующим выводам.

В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель, в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечёт за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 Закона о прокуратуре).

В соответствии со статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трёх тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, прокуратурой Киренского района 23 декабря 2020 г. в адрес Алексеевского муниципального образования направлена информация о необходимости внесения изменений в отдельные уставы муниципальных образований, в котором органам местного самоуправления, в том числе Алексеевскому МО предлагалось использовать данное письмо в нормотворческой деятельности органа местного самоуправления.

5 мая 2021 г. и 14 октября 2021 г. в адрес (данные изъяты) были направлены письма «Информация (предложение) о приведении муниципальных правовых актов в соответствие» и «О необходимости принятия НПА в сфере муниципального контроля», в которых сообщалось, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», которым дано понятие муниципального контроля, определены предмет, принципы осуществления контроля, порядок установления его видов, организации и осуществления, требуется корректировка вопросов местного значения, в том числе в Уставы сельских поселений, за которыми законом Иркутской области от 3 ноября 2016 г. № 96-03 закреплён вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона.

Кроме того, 5 мая 2021 г. в адрес главы (данные изъяты) МО была направлена информация (предложение) о приведении муниципальных правовых актов в соответствие с законодательством, в которой сообщалось, что во многих Уставах предусмотрено, что проекты муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия (далее - ОРВ), проводимой органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом <адрес изъят>.

О результатах приведения НПА в соответствие с действующим законодательством главе (данные изъяты) МО надлежало сообщить в прокуратуру Киренского района Иркутской области в срок до 15 июня 2021 г.

Вместе с тем пункт 4 статьи 43.1 Устава (данные изъяты) МО не приведён в соответствие с действующим законодательством.

В целях приведения Устава (данные изъяты) МО в соответствие с действующим законодательством прокуратурой Киренского района Иркутской области в адрес ФИО2 МО 3 июня 2021 г. направлена нормотворческая инициатива для внесения на рассмотрения Думы решения «О внесении изменений в Устав (данные изъяты) МО».

В срок до 20 июня 2021 г. главе ФИО2 МО необходимо было вынести на рассмотрение на заседании Думы нормотворческую инициативу прокурора района, и предоставить в прокуратуру района информацию о результатах рассмотрения инициативного акта.

5 августа 2021 г. главе ФИО2 МО внесено преставление об устранении нарушений законодательства в части приведения Устава (данные изъяты) МО в соответствие с действующим законодательством, в котором от главы Алексеевского МО требовалось в соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры района. О месте и времени рассмотрения представления уведомить прокуратуру района. Принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства, по недопущению причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер сообщить в прокуратуру района в письменной форме в установленный законом срок.

На момент вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении вышеуказанное представление не рассмотрено, прокурор не уведомлен о месте, времени рассмотрения представления, меры к устранению выявленных нарушений законодательства не приняты, о результатах принятых мер в прокуратуру района в письменной форме в установленный законом срок главой (данные изъяты) МО не сообщено.

Согласно информации Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области последняя регистрация решения о внесении изменений в Устав (данные изъяты) муниципального образования – 14 октября 2020 г., изменения, внесённые в Федеральный закон № 131-ФЗ, в Уставе (данные изъяты) МО не отражены.

В соответствии с частью 9 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» приведение ФИО2 муниципального образования в соответствие с действующим законодательством осуществляется в установленные законом сроки. В случае, не установления этого срока, нормы Устава должны быть приведены в соответствие в течение 6 месяцев с даты вступления в силу соответствующего закона. В шестимесячный срок включается периодичность заседаний представительного органа, официальное опубликование (обнародование) и обсуждение на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав, учёта предложений граждан по нему и т.д.

В адрес глав органов местного самоуправления, в том числе ФИО2 МО, 15 октября 2021 г. направлен запрос № 07-29-2021 о предоставлении актуальной версии Устава в срок до 22 октября 2021 г.

В ходе проверки Устава (данные изъяты) МО в редакции от 14 октября 2020 г., зарегистрированного Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области №Ru 385121012020001, который поступил в прокуратуру района лишь 10 ноября 2021 г., установлено, что в нарушение требований Федерального закона «О прокуратуре РФ» требования прокурора о приведении Устава (данные изъяты) муниципального образования в соответствие с действующим законодательством не исполнено.

По факту невыполнения требования прокурора о приведении Устава (данные изъяты) муниципального образования в соответствие с действующим законодательством и.о. прокурора Киренского района Иркутской области ФИО7 1 декабря 2021 г. в отношении главы ФИО2 муниципального образования ФИО1 возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением судьи Киренского районного суда Иркутской области от 4 апреля 2022 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы ФИО2 муниципального образования ФИО1 прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Названное постановление судьи районного суда является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом.

В соответствии с частью 1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 17.7 указанного Кодекса, рассматривают судьи.

Дела об административных правонарушениях, влекущих дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов (часть 3 статьи 23.1 Кодекса).

Согласно части 1 статьи 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной службы, а также занимать руководящие должности в органах управления юридического лица.

Круг лиц, к которым может быть применена дисквалификация, определён в части 3 названной выше статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к числу которых относятся лица, замещающие должности муниципальной службы.

Таким образом, для определения подсудности рассмотрения дела необходимо выяснить, относится ли должность главы ФИО2 муниципального образования к должности муниципальной службы.

В силу частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется Уставом муниципального образования в соответствии с данной статьёй собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и Уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должностью муниципальной службы признаётся должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с Уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

В силу Закона Иркутской области от 19 сентября 2007 г. N 34/3/3-СЗ "О Реестре должностей муниципальной службы в Иркутской области и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Иркутской области" должность главы ФИО2 муниципального образования не относится к числу должностей муниципальной службы.

Согласно Уставу (данные изъяты) муниципального образования ФИО2 муниципальное образование наделено статусом городского поселения Законом Иркутской области от 16 декабря 2004 г. № 87-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований Киренского района Иркутской области».

В соответствии с Уставом Глава Поселения избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В рассматриваемом случае дело об административном правонарушении возбуждено и постановление вынесено в отношении главы ФИО2 муниципального образования ФИО1

Основания, при которых полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно, определены в пункте 6 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, дисквалификация в их числе отсутствует.

Согласно статье 13 Устава отзыв Главы Поселения, то есть досрочное прекращение его полномочий, возможен по решению избирателей на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Административное наказание в виде дисквалификации ФИО1 в соответствие со статьёй 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не могло быть назначено, дело о данном административном правонарушении подсудно мировому судье, следовательно, дело рассмотрено судьёй районного суда с нарушением правил подсудности.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

При таких обстоятельствах постановление судьи Киренского районного суда Иркутской области от 4 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы ФИО2 муниципального образования ФИО1, вынесенное судьёй, к подсудности которого оно отнесено законом, в силу чего не может быть признано законным и обоснованным, и подлежит отмене.

В соответствии со статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет 3 месяца.

Как следует из постановления и.о. прокурора Киренского района Иркутской области Зограбян А.Д. о возбуждении дела об административном правонарушении от 1 декабря 2021 г., административное правонарушение ФИО8 совершено 10 ноября 2021 г. (день представления Устава (данные изъяты) муниципального образования в прокуратуру Киренского района Иркутской области) (л.д.3-7).

Таким образом, срок привлечения ФИО1 к административной ответственности по указанной выше статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истёк 10 февраля 2022 г., следовательно, дело рассмотрено судьей Киренского районного суда Иркутской области 4 апреля 2022 г. после истечения срока давности привлечения ФИО1 к административной ответственности.

С учётом того, что на момент рассмотрения в Иркутском областном суде жалобы прокурора Киренского района Иркутской области ФИО6 срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истёк, производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 30.6 – 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Жалобу прокурора Киренского района ФИО6 удовлетворить частично.

Постановление судьи Киренского районного суда Иркутской области от 4 апреля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы ФИО2 муниципального образования ФИО1 отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении главы ФИО2 муниципального образования ФИО1 прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья А.И. Карнышов

7-168/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Истцы
Макеев С.В.
Ответчики
Селиванов Александр Михайлович
Суд
Иркутский областной суд
Судья
Карнышов Александр Иванович
Статьи

ст.17.7 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--irk.sudrf.ru
05.05.2022Материалы переданы в производство судье
08.06.2022Судебное заседание
15.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее