УИД:25RS0023-01-2022-000519-92
Дело №2-16/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Ольга Приморского края 20 февраля 2023 года
Ольгинский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Штольп Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Целуйко А.А., секретарем судебного заседания Кульбякиной Н.В.,
с участием истца Короткова А.Е., представителя ответчиков по доверенности – Лазаревой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по иску Короткова А.Е. к администрации Ольгинского муниципального района, врио главы администрации Ольгинского муниципального района, администрации Ольгинского муниципального округа о признании незаконным решения об отказе в установлении выплаты пенсии за выслугу лет, возложении обязанности возобновить выплату пенсии за выслугу лет,
УСТАНОВИЛ:
Истец Коротков А.Е. обратился в суд с вышеуказанным иском (с учетом уточнений), в обоснование которого указал, что на основании решения комиссии № от 24.10.2013 ему была установлена с 26.09.2013 пенсия по выслуги лет. Основанием для принятия данного решения являлись решение Думы Ольгинского муниципального района от 15.03.2007 №422 «Об утверждении Положения о статусе депутата Думы, выборного должностного лица местного самоуправления в Ольгинском муниципальном районе» (редакции от 21.05.2013), а также Положение «О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Ольгинского муниципального района, утвержденное решением Думы от 21.05.2013 №479. В связи с трудоустройством выплата пенсии за выслугу лет дважды приостанавливалась по заявлению истца и возобновлялась после прекращения трудоустройства. 21.11.2022, в связи с прекращением трудоустройства, истец обратился к врио главы Ольгинского муниципального района с заявлением о возобновлении выплаты ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет, однако 25.11.2022 было вынесено решение №5 «Об отказе в установлении выплаты пенсии за выслугу лет», поскольку решение Думы Ольгинского муниципального района, служившее основанием для установления пенсии за выслугу лет, утратило силу. Считает, что отказ в возобновлении выплаты доплаты к пенсии является нарушением его конституционного права, поскольку длящиеся правоотношения должны регулироваться тем законодательным актом, который действовал на момент их начала. В этой связи истец просит признать незаконным решение комиссии по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Ольгинского муниципального района №5 от 25.11.2022 «Об отказе в установлении выплаты пенсии за выслугу лет». Обязать администрацию Ольгинского муниципального округа возобновить выплату пенсии за выслугу лет.
В соответствии с положениями Закона Приморского края № 133-КЗ от 23.06.2022 г. «Об образовании Ольгинского муниципального округа (ст.1,2) создано новое муниципальное образование- Ольгинский муниципальный округ, границы которого соответствуют границам Ольгинского муниципального района, при этом Ольгинский муниципальный район утратил статус муниципального образования со дня вступления в силу настоящего Закона.
В соответствии со ст.3 указанного закона органы местного самоуправления Ольгинского муниципального округа являются правопреемниками органов местного самоуправления, в том числе, Ольгинского муниципального района.
На основании ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях. Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
В соответствии с решением Думы Ольгинского муниципального округа Приморского края от 24.11.2022 г. № 1-НПА администрация Ольгинского муниципального округа Приморского края является правопреемником администрации Ольгинского муниципального района.
Учитывая, что в силу приведенных норм закона Ольгинский муниципальный район утратил статус муниципальный образований, судом в соответствии со ст.40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Ольгинского муниципального округа.
В судебном заседании истец Коротков А.Е. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.
Врио главы администрации Ольгинского муниципального района ФИО6, будучи извещенной надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявила. Судом определено рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчиков – администрации Ольгинского муниципального округа, администрации Ольгинского муниципального района - ФИО5, действующая на основании доверенностей, в суде заявленные требования не признала, просила в иске отказать, представив письменные возражения, из которых следует, что истцу с 26.09.2013 на основании решения комиссии от 24.10.2013 была установлена пенсия за выслугу лет. Данное решение было принято в соответствии с Положением о статусе депутата Думы, выборного должностного лица местного самоуправления в Ольгинском муниципальном районе, утвержденным решением Думы Ольгинского муниципального района от 15.03.2007 №422, Положением о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Ольгинского муниципального района, утвержденным решением Думы Ольгинского муниципального района от 21.05.2013 №479, в связи с прекращением полномочий председателя Думы Ольгинского муниципального района 25.09.2013. Решением комиссии №1 от 13.12.2013 выплата пенсии за выслугу лет прекращена с 01.12.2013 в связи с трудоустройством истца. 19.06.2014 решением комиссии №1 с 21.06.2014, в связи с расторжением трудового договора, выплата пенсии за выслугу лет вновь установлена. Решением Думы Ольгинского муниципального района от 05.11.2014 №134 утверждено новое Положение о порядке установления, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Ольгинского муниципального района, при этом решение Думы №479 признано утратившим силу. Назначенная 19.06.2014 истцу выплата продолжала выплачиваться вплоть до трудоустройства на должность председателя (на постоянной основе) Думы Ольгинского муниципального района с 29.01.2020. Решением комиссии №1 от 10.02.2020 выплата пенсии за выслугу лет истцу прекращена, а не приостановлена, с 01.02.2020 на основании п.8.3 Положения №479, в связи с трудоустройством на любую оплачиваемую работу. Данное решение истец не оспаривал, следовательно, можно сделать вывод о согласии с принятым решением. В этой связи оснований для возобновления выплаты пенсии за выслугу лет не имеется. Кроме того, Положение №422, предусматривающее доплату к трудовой пенсии выборного лица местного самоуправления, также признано утратившим силу, на основании решения Думы Ольгинского муниципального района от 26.12.2014 №167. В настоящее время Положением №134 предусмотрена выплата пенсии за выслугу лет только лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Ольгинского муниципального района. Выплата пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные (выборные) должности в органах местного самоуправления Ольгинского муниципального района, осуществлявшаяся ранее в соответствии с Положением №479, утратившим силу с 04.11.2014, действующим Положением №134 не предусмотрена. Поскольку должность председателя представительного органа, пенсия за выслугу лет которому может быть предусмотрена нормативными актами органов местного самоуправления, не относится к должностям муниципальной службы, пенсия за выслугу лет которым гарантирована действующим законодательством, в связи, с чем истцу было отказано в установлении пенсии за выслугу лет. Поскольку, согласно действующему законодательству, пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) – при наличии у государственного (муниципального служащего определенного стажа государственной (муниципальной) службы (выслуги лет) – является дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации (муниципальных служащих органа местного самоуправления), в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается. Соответственно, орган местного самоуправления, при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших муниципальную службу, а также лиц, замещавших муниципальные должности в органах местного самоуправления, вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств, исходя из экономических и финансовых возможностей, лицам, замещавшим муниципальные должности в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты, либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат, и само по себе это не противоречит Конституции Российской Федерации. Дополнительно указала, что истец в 2020 году обращался с заявлением о приостановлении выплаты пенсии, по какой причине было принято решение о прекращении выплаты пенсии ей неизвестно.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Порядок организации и прохождения муниципальной службы в Приморском крае регулируется законом Приморского края от 04.06.2007 №82-КЗ «О муниципальной службе в Приморском крае».
Статьей 14 этого Закона установлено, что Условия пенсионного обеспечения муниципальных служащих определяются муниципальными правовыми актами.
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности муниципальной службы, возложено федеральным законодателем на органы местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет (подпункт 5 пункта 1 статьи 23).
Как следует из материалов дела, решением Думы Ольгинского муниципального района Приморского края от 15.03.2007 №422 было утверждено Положение «О статусе депутата Думы, выборного должностного лица местного самоуправления в Ольгинском муниципальном районе» (далее по тексту – Положение №422).
Статьей 25 Положения №422 предусмотрено право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии выборного лица местного самоуправления. Указанная доплата устанавливается в порядке, установленном Думой для установления пенсии за выслугу лет муниципальным служащим.
Решением Думы Ольгинского муниципального района Приморского края от 21 мая 2013 года №479 было утверждено Положение «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Ольгинского муниципального района»( далее по тексту – Положение №479).
Пунктом 3.3. Положения №479 предусмотрено, что пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и выплачивается одновременно с ней.
В соответствии с условиями назначения пенсии за выслугу лет, которые содержатся в п.3.4. Положения №479, пенсия за выслугу лет не назначается лицам, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Приморского края назначена пенсия за выслугу лет, доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности), ежемесячное пожизненное содержание, или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, или установлена пенсия за выслугу (доплата к трудовой пенсии) органами государственной власти или органами местного самоуправления других муниципальных образований.
В соответствии с п.8.1 Положения №479 выплата пенсии за выслугу лет приостанавливается при замещении муниципальным служащим должности муниципальной службы, выборной муниципальной должности, государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, иных должностей, периоды замещения которых включаются в стаж муниципальной службы.
Согласно п.8.2 Положения №479 после освобождения лица от одной из указанных должностей выплата ему пенсии за выслугу лет возобновляется на прежних условиях либо по его заявлению пенсия устанавливается вновь в соответствии с настоящим Положением.
Лицам, замещающим должности муниципальной службы после установления им пенсии за выслугу лет, в связи с чем ее выплата приостанавливалась, по их заявлению может быть пересмотрена пенсия за выслугу лет с учетом времени работы на вышеуказанных должностях и денежного содержания по ним.
Пунктом 8.3 Положения №479 предусмотрено, что выплата пенсии за выслугу лет прекращается в случаях: назначения пенсии за выслугу лет, доплаты к государственной пенсии, ежемесячного пожизненного содержания, дополнительного ежемесячного материального обеспечения за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или средств бюджета иного муниципального образования; трудоустройства на любую оплачиваемую работу; смерти получателя.
Из материалов дела следует, что Коротков А.Е. с 18.06.2006 является получателем страховой пенсии по старости.
На основании решения комиссии по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Ольгинского района (далее по тексту Комиссия) №1 от 24.10.2013 Короткову А.Е., замещавшему должность председателя Думы Ольгинского муниципального района, с 26.09.2013 была установлена пенсия за выслугу лет.
Решением Комиссии №1 от 13.12.2013, в связи с назначением Короткова А.Е. на должность начальника МКУ «Ольгинский отдел народного образования», в соответствии с п.8.3 Положения №479, выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии Короткову А.Е. была прекращена с 01.12.2013.
Распоряжением администрации Ольгинского муниципального района Приморского края №110-р от 06.06.2014 трудовой договор с Коротковым А.Е. был расторгнут с 20.06.2014.
На основании решения Комиссии №1 от 19.06.2014 Короткову А.Е., замещавшему должность председателя Думы Ольгинского муниципального района с 21.06.2014 была вновь установлена пенсия за выслугу лет.
Согласно представленного распоряжения №1 от 29.01.2020 следует, что Коротков А.Е., на основании решения Думы Ольгинского муниципального района от 28.01.2020 №189 «Об избрании председателя Думы Ольгинского муниципального района», вступил в должность председателя Думы Ольгинского муниципального района.
30.01.2020 Коротков А.Е. обратился с заявлением о приостановлении ему выплаты пенсии за выслугу лет.
Решением Комиссии №1 от 10.02.2020, на основании заявления Короткова А.Е. от 30.01.2020, в соответствии с п.8.3 Положения №479, выплата пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии Короткову А.Е. была прекращена с 01.02.2020.
Согласно представленного приказа №7 от 18.11.2022 следует, что Коротков А.Е. уволен 23.11.2022, в связи с истечением срока полномочий председателя Думы Ольгинского муниципального района.
21.11.2022 Коротков А.Е. обратился к врио главы Ольгинского муниципального района Ванниковой Е.Э. с заявлением о возобновлении выплаты ежемесячной доплаты к пенсии за выслугу лет с 24.11.2022.
Согласно решения Комиссии №5 от 25.11.2022 Короткову А.Е. в установлении выплаты пенсии за выслугу лет отказано. Как следует из представленных документов, основанием для отказа послужило то обстоятельство, что пенсия за выслугу лет Короткову А.Е. была установлена на основании Положения №479, которое утратило силу, в связи с принятием решения Думой Ольгинского муниципального района от 05.11.2014 №134. При этом решением Комиссии №1 от 10.02.2020, в соответствии с п.8.3 Положения №479, выплата пенсии за выслугу лет была прекращена. Оснований для возобновления выплаты пенсии за выслугу лет не имеется, поскольку председатель Думы Ольгинского муниципального района не относится к категории лиц, установленных в соответствии с п.3 Положения №134.
Суд считает, что отказ в назначении истцу пенсии за выслугу лет является незаконным, основанным на неверном толковании норм права по следующим основаниям.
Судом установлено, что в связи с принятием Думой Ольгинского муниципального района решения от 26.12.2014 № 167 «Об утверждении Положения «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» признано утратившим силу решение Думы Ольгинского муниципального района Приморского края от 15.03.2007 №422 «Об утверждении Положения «О статусе депутата Думы, выборного должностного лица местного самоуправления в Ольгинском муниципальном районе».
Также, решением Думы Ольгинского муниципального района от 05.11.2014 № 134 было утверждено Положение «О порядке установления, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Ольгинского муниципального района» (далее по тексту – Положение №134), в связи с чем решение Думы Ольгинского муниципального района Приморского края от 21 мая 2013 года №479, которым было утверждено Положение «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Ольгинского муниципального района», признано утратившим силу.
При этом, в соответствии с п.33 Положения №134, в редакции от 17.10.2017, действовавшей на момент принятия решения Комиссии №1 от 10.02.2020 о прекращения выплаты истцу пенсии по выслуги лет, следует, что правоотношения настоящего Положения распространяются на лиц, замещающих должности муниципальной службы Ольгинского района, выборных должностных лиц Ольгинского муниципального района, которым на момент принятия настоящего Положения установлены пенсии за выслугу лет.
Согласно п.23 Положения №134 (в ред. от 17.10.2017) выплата пенсии лицу прекращается в следующих случаях: если ему назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с законодательством Приморского края; в случае смерти лица.
В соответствии с п.п.21,22 Положения №134 (в ред. от 17.10.2017) выплата пенсии лицу приостанавливается в случае его поступления вновь (возвращения) на муниципальную службу после увольнения с нее по основаниям, указанным в пп. 2 п. 8 настоящего положения, либо со дня назначения лица на должность муниципальной службы и возобновляется со дня, следующего за днем увольнения с муниципальной службы по распоряжению руководителя органа местного самоуправления с представлением лицом документов, указанных в пункте 14 настоящего положения. При этом из пп. 2 п. 8 настоящего положения следует, что лицо должно быть уволено с муниципальной службы, по одному из оснований, в том числе истечение срока полномочий выборного должностного лица.
Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что при принятии решения Комиссии №1 от 10.02.2020 подлежало применению Положение №134, и соответственно выплата пенсии по выслуги лет истцу могла быть только приостановлена, также суд отмечает, что решение Комиссии №1 от 10.02.2020 принималось на основании заявления истца, в котором последний просил именно приостановить выплату пенсии по выслуги лет, при этом из содержания решения не следует, что заявление истца оставлено без удовлетворения, либо удовлетворено частично.
Поскольку решением Комиссии №1 от 10.02.2020 фактически выплата пенсии по выслуги лет истцу была приостановлена, соответственно после увольнения Короткова А.Е. с должности председателя Думы Ольгинского муниципального района выплата пенсии Короткову А.Е. по выслуги лет подлежит возобновлению.
При этом тот факт, что в настоящее время Положением №134, с учетом внесенных изменений, предусмотрена выплата пенсии за выслугу лет только лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Ольгинского муниципального района, а должность председателя представительного органа не относится к должностям муниципальной службы, не имеет значения, т.к. выплата пенсии по выслуги лет истцу установлена 21.06.2014 в соответствии с действующим на тот момент положением.
Согласно решению Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.1993 г. N 81-р, придание обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями ч. 1 ст. 1, ст. ст. 2, 17, 18, 19 и 54, ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. Недопустимость придания обратной силы нормативному регулированию посредством толкования, ухудшающего положение лица в его отношениях с государством, обусловлена также требованием формальной определенности правовой нормы, которое предполагает, что участники соответствующих правоотношений должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официального статуса, а также приобретенных прав и обязанностей.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что принятое решение Комиссии №5 от 25.11.2022 об отказе в установлении выплаты пенсии за выслугу лет является незаконным, а доводы ответчиков не обоснованными.
На основании вышеизложенного, суд находит требование Короткова А.Е. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Короткова А.Е. удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии по установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Ольгинского района №5 от 25.11.2022 об отказе Короткову А.Е. в установлении пенсии за выслугу лет.
Обязать администрацию Ольгинского муниципального округа возобновить выплату пенсии за выслугу лет Короткову А.Е. с 24 ноября 2022 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ольгинский районный суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.
Дата изготовления мотивированного решения – 28 февраля 2023 года.
Председательствующий судья Э.В. Штольп