Дело № 2-306/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Глушково 05 октября 2022 года
Глушковский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Родионовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зобоновой И.П.,
с участием истца помощника прокурора Глушковского района Курской области
Борисова Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Глушковского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к МКУК «Коровяковский ЦСДК» Глушковского района Курской области, администрации Коровяковского сельсовета Глушковского района Курской области о возложении обязанности выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности объекта (территории),
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Глушковского района обратился в суд с исковым заявлением к МКУК «Коровяковский ЦСДК» Глушковского района Курской области, администрации Коровяковского сельсовета Глушковского района Курской области, в котором просит обязать ответчиков в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать объект (территорию) МКУК «Коровяковский ЦСДК», расположенный по адресу: <адрес>А, системой видеонаблюдения, системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, указав, что прокуратурой Глушковского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, в ходе которой в МКУК «Коровяковский ЦСДК» Глушковского района Курской области выявлены нарушения требований законодательства в указанной сфере. В нарушение п.23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272; подп. «ж, з» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 № 176, на объекте (территории) МКУК «Коровяковский ЦСДК» Глушковского района Курской области, расположенном по адресу: <адрес> <адрес> не размещены наглядные пособия с информацией о порядке действия работников и посетителей при обнаружении подозрительных лиц или предметов, а также при поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов; объект (территория) не оборудован системой видеонаблюдения, системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. По результатам проведенной проверки прокурором района, в соответствии с требованиями ст. 22, ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Коровяковского сельсовета Глушковского района Курской области внесено представление об устранении нарушений закона. ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района из Администрации Коровяковского сельсовета Глушковского района Курской области поступила информация о результатах рассмотрения акта прокурорского реагирования и принятых мерах к устранению отмеченных нарушений закона, согласно которой – размещены наглядные пособия с информацией о порядке действия работников и посетителей при обнаружении подозрительных лиц или предметов, а также при поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов. При этом в части оборудования учреждения культуры системой видеонаблюдения, системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации сведений не предоставлено. Таким образом, требования представления от ДД.ММ.ГГГГ в части оборудования учреждения культуры системой видеонаблюдения, системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, не исполнены. Осуществление деятельности учреждения культуры в отсутствие системы видеонаблюдения, системы экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
В судебном заседании истец помощник прокурора Глушковского района Курской области Борисов Н.А. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям и просил их удовлетворить.
В судебное заседание не явились, извещенные о времени и месте судебного заседания представители ответчиков МКУК «Коровяковский ЦСДК» и администрации Коровяковского сельсовета Глушковского района Курской области. Суд, с учетом ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Кроме того, в соответствии со ст.ст. 14 и 16 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения настоящего дела была заблаговременно размещена на интернет-сайте Глушковского райсуда Курской области.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В силу ч.4 ст.27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Частью 3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом, установлены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма)
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В силу требований п. 1, п. З и п. 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», одними из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер его предупреждения.
Вместе с этим, согласно п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей (далее - Требования), которые устанавливают порядок организации и проведения работ в области обеспечения террористической защищенности мест массового пребывания людей.
Согласно п. 22 Требований, в зависимости от установленной категории в отношении места массового пребывания людей реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности, предусмотренный настоящими требованиями, который может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки по решению руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.
В соответствии с п. 23 Требований, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: системой видеонаблюдения; системой оповещения и управления эвакуацией; системой освещения.
В силу требований п. 30, п. 31 и п. 32 Требований, система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации).
Система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта.
Система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей.
Вместе с этим, постановлением Правительства Российской Федерации от 1 1.02.2017 № 176, утверждены Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры (далее — Требования), которые устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
Согласно подп. «ж, з» п. 25 Требований, в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляется размещение на объектах (территориях) наглядных пособий с информацией о порядке действия работников и посетителей при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), а также при поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях); оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только учреждений культуры, но и органов местного самоуправления, обязанных финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Глушковского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, в ходе которой в МКУК «Коровяковский ЦСДК» Глушковского района Курской области выявлены нарушения требований законодательства в указанной сфере. В нарушение п.23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272; подп. «ж, з» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 № 176, на объекте (территории) МКУК «Коровяковский ЦСДК» Глушковского района Курской области, расположенном по адресу: <адрес> <адрес> не размещены наглядные пособия с информацией о порядке действия работников и посетителей при обнаружении подозрительных лиц или предметов, а также при поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов; объект (территория) не оборудован системой видеонаблюдения, системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. По результатам проведенной проверки прокурором района, в соответствии с требованиями ст. 22, ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Коровяковского сельсовета Глушковского района Курской области внесено представление об устранении нарушений закона.
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района из Администрации Коровяковского сельсовета Глушковского района Курской области поступила информация о результатах рассмотрения акта прокурорского реагирования и принятых мерах к устранению отмеченных нарушений закона, согласно которой – размещены наглядные пособия с информацией о порядке действия работников и посетителей при обнаружении подозрительных лиц или предметов, а также при поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов. При этом в части оборудования учреждения культуры системой видеонаблюдения, системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации сведений не предоставлено.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями директора МКУК «Коровяковский ЦСДК» Бороденко Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ, копией представления прокурора Глушковского района от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, копией информации Коровяковского сельсовета Глушковского района от ДД.ММ.ГГГГ, копией паспорта безопасности МКУК «Коровяковский ЦСДК», копией Уставов МО «Коровяковский сельсовет» Глушковского района Курской области, МКУК «Коровяковский ЦСДК», копией Выписки из ЕГРЮЛ, справкой о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленной помощником прокурора Глушковского района Борисовым Н.А.
Оценивая все доказательства по делу в совокупности с нормами законодательства, принимая во внимание, что осуществление деятельности учреждения культуры в отсутствие системы видеонаблюдения, системы экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора Глушковского района Курской области является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора Глушковского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МКУК «Коровяковский ЦСДК» Глушковского района Курской области, администрации Коровяковского сельсовета Глушковского района Курской области о возложении обязанности выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности объекта (территории) полностью удовлетворить.
Обязать Администрацию Коровяковского сельсовета Глушковского района Курской области, МКУК «Коровяковский ЦСДК» Глушковского района Курской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать объект (территорию) МКУК «Коровяковский ЦСДК», расположенный по адресу: <адрес> системой видеонаблюдения, системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Глушковский районный суд Курской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения, с которым стороны могут ознакомиться
ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья: Родионова Л.А.