...
№ 2-2549/2021
70RS0004-01-2022-003074-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2022 года Советский районный суд г.Томска в составе
председательствующего судьи Цыгановой Е.А.,
при секретаре Сташкевич А.В.,
с участием помощника прокурора Советского района г.Томска Богдановой Н.Н.,
представителя истца Лаврененко У.М., действующей на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Киселевой Т.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № сроком на ...,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Замятиной Е.Ю. к муниципальному образованию «город Томск» в лице администрации Города Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди в собственность благоустроенного жилого помещения, прекращении права собственности,
установил:
Замятина Е.Ю. с учетом заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ обратилась в суд с иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска о предоставлении вне очереди в собственность благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее 13,5 кв.м., в пределах муниципального образования «Город Томск», отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам в замен помоещения по адресу: <адрес>, с прекращением права собственности.
В обоснование иска указано, что истец является собственником квартиры <адрес>, общей площадью 13,5 кв.м. В соответствии с заключением Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от 16.03.2016 №1774 и Постановлением администрации Города Томска от 25.03.2016 № 222 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В настоящее время Замятина Е.Ю. проживает в данной квартире, так как другого жилья и денежных средств для приобретения иного жилья не имеет. Истец неоднократно обращалась в администрацию Ленинского района г. Томска с заявлением о предоставлении ей другого жилого помещения взамен изымаемой квартиры. Поскольку жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по расселению граждан аварийного жилого фонда, то собственник жилого помещения имеет право на предоставление другого жилого помещения либо на возмещение за изымаемое жилое помещение. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В судебное заседание истец, не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель истца в судебном заседании требования поддержала.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменный отзыв, суть которого сводится к следующему.Спорный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в перечень многоквартирных домов, подлежащих расселению на основании Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019-2025 годы, утвержденной Распоряжением администрации Томской области от 10.04.2018 №233-ра. Расселение указанного многоквартирного дома запланировано в срок до 31.12.2024. В настоящее время не расселены дома, из которых переселение граждан запланировано ранее указанного срока. Таким образом, данные факты свидетельствуют о проведении администрацией Города Томска необходимого в соответствии с законодательством комплекса мероприятий по решению данного вопроса.
На основаниист.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителей истца и ответчика, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1ст.1, ч.1 ст.7, ст. 18, ч. 1 и 2 ст.19 Конституции Российской Федерации).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П. Определение от 15 февраля 2005 года № 17-0). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, ст.2, ч.1 ст.21 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления обстоятельств, находящихся вне сферы их контроля, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма малоимущим гражданам и подтверждения их объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 Жилищного кодекса РФ).
Судом установлено, что жилое помещение, площадью 13,5 кв.м. по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности истцу Замятиной Е.Ю., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ..., в квартире по адресу: <адрес> зарегистрирована Замятина Е.Ю.
Заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
До настоящего времени жилое помещение не изъято для муниципальных нужд, выкуп не произведен, соглашение об установлении выкупной цены между сторонами не достигнуто.
При этом суд учитывает, что поскольку многоквартирный дом <адрес>, собственником жилого помещения в котором является истец, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния, то несоблюдение предварительной процедуры органом местного самоуправления в части принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и жилых помещений не имеет правового значения для разрешения настоящего спора, избранный истцом способ защиты является обоснованным.
Спорное жилое помещение состоит из одной комнаты, имеет общую площадь 13,5 кв. м, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №.
Истец не имеет иного жилья, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №.
Жилой дом по адресу: <адрес> включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019-2025 годы, утвержденную Распоряжением Администрации Томской области от 10.04.2018 № 233-ра.
В «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, разъяснено, что по общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и возлагающего в силу положений пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на администрацию муниципального образования обязанность предоставить в собственность таким гражданам равнозначное жилое помещение.
Из материалов дела следует, что, заявляя исковые требования об обязании муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска предоставить равноценное жилое помещение взамен изымаемого, истец тем самым указала на свой выбор способа реализации жилищных прав в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу.
Признав дом аварийным в 2016 г., органом местного самоуправления длительное время не проводятся мероприятия по его расселению, в настоящее время существует угроза для жизни и здоровья истца проживанием в аварийном и подлежащим сносу доме.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, свидетельствующие о недопустимом, опасном аварийном состоянии занимаемого истцом жилого помещения на протяжении уже длительного времени, суд приходит к выводу, что поскольку <адрес> признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, а, следовательно, проживание в нем является опасным для жизни и здоровья граждан, требование истца о предоставлении в собственность взамен занимаемого другого благоустроенного жилого помещения является обоснованным.
При этом доказательств принятых органом местного самоуправления мер по выполнению противоаварийных мероприятий, исключении пребывания людей в опасных аварийных помещениях жилого дома до реализации мероприятий по расселению дома в сроки, указанные в региональной программе, суду не представлено.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
Согласно статье 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
С учетом вышеприведенных норм права и установленных обстоятельств, право собственности истца на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, подлежит прекращению.
Руководствуясь статьями 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Замятиной Е.Ю. удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «город Томск» в лице администрации города Томска (ИНН №, ОГРН №) предоставить Замятиной Е.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (...) в собственность вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 13,5 квадратных метров на территории муниципального образования «Город Томск», состоящее не менее, чем из одной комнаты, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен непригодной для проживания <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, прекратив её право собственности.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья ...
...
...
...
...
Мотивированный текст изготовлен 05.10.2022.