Дело № 2-2801/2023
91RS0004-01-2022-002208-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2023 года г. Симферополь
Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи – Каралаш З.Ю.,
при секретаре – Панфиловой А.И.,
с участием помощника прокурора – Поддубовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Алушты в интересах неопределённого круга лиц к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, третьи лица Межрегиональное управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю, Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Алушты Республики Крым, Администрация города Алушты Республики Крым, ООО «Дом творчества Санаторий Алуштинский» о возложении обязанности выполнить определённые действия, -
у с т а н о в и л:
Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором с учетом уточненноых требований просит возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым возложить обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать и выполнить мероприятия по устранению причин, приведших к опасному уровню безопасности ГТС Берегоукрепительные сооружения, находившиеся в пользовании бывшего санатория Министерства обороны Украины в <адрес>, кадастровый №, после чего повторно представить материалы по декларированию безопасности данного ГТС в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
Мотивируя исковые требования тем, что прокуратурой <адрес> по результатам проведенной проверки выявлены нарушения требований федерального законодательства в деятельности Администрации <адрес> Республики Крым. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений.
Указанное Положение № устанавливает содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления на утверждение в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений.
Согласно п. 2 Положения № декларация безопасности ГТС составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией.
Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении гидротехнических сооружений в состав имущества казны муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым» недвижимое имущество (гидротехнические сооружения), согласно приложению, включено в Реестр муниципальной собственности и в состав имущества казны муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым.
В перечне недвижимого имущества (гидротехнические сооружения), являющегося приложением к выше названному постановлению, в том числе, указан объект – Берегоукрепительные сооружения базы отдыха «Эврика», кадастровый №.
Проверкой установлено, что в Российском регистре гидротехнических сооружений (http://waterinfo.ru/) отсутствуют сведения о декларации безопасности, о классе комплекса ГТС, об уровне безопасности комплекса ГТС Берегоукрепительные сооружения, находившиеся в пользовании бывшего санатория Министерства обороны Украины в <адрес>, к.н. 90:00:000000:265. Информация по данному ГТС в Регистре не обновлена, – имеющаяся информация о собственнике и эксплуатирующей организации данного ГТС более не актуальна.
Сотрудниками Администрации <адрес> Республики Крым составлена и представлена в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларация безопасности в отношении данного гидротехнического сооружения. Вместе с тем, как следует из информации Межрегионального управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по <адрес> и <адрес>, декларация безопасности комплекса ГТС Берегоукрепительных сооружений бывшего санатория МО Украины, а также Заключения экспертной комиссии по декларации безопасности ГТС Берегоукрепительных сооружений бывшего санатория МО Украины, уровень безопасности комплекса ГТС оценен как опасный, в связи с чем, декларация безопасности комплекса ГТС Берегоукрепительных сооружений бывшего санатория МО Украины, имеющего опасный уровень безопасности и Заключения экспертной комиссии на декларацию безопасности этих ГТС не утверждается. Администрации <адрес> Республики Крым необходимо разработать и выполнить мероприятия по устранению причин, приведших к опасному уровню безопасности ГТС Берегоукрепительных сооружений бывшего санатория МО Украины, после чего повторно представить материалы по декларированию безопасности этих ГТС. Согласно предоставленного администрацией города акта приема передачи имущества в отношении объекта недвижимого имущества-иное сооружение-берегоукрепительного сооружения, находящееся в пользовании бывшего санатория Министерства обороны Украины в <адрес>, площадью 4319, 3 кв. м., кадастровый № в собственность Республики Крым, распоряжения Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О принятии недвижимого имущества из муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым в собственность Республики Крым и вопросах управления имуществом, находящимся в собственности Республики Крым».
В судебном заседании прокурор уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям указанным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. В письменных возражениях в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дне, времени и месте судебного заседания.
Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о следующем.
В силу п. 11 ст. 3, ч. 1 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации регулирование водных отношений осуществляется исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему. При эксплуатации гидротехнических сооружений должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 67.1 ВК РФ, ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее по тексту – Закон № 117-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления) проводятся специальные защитные мероприятия, к которым, в том числе, относятся строительство и эксплуатация гидротехнических сооружений.
Согласно ст. 9 Закона № 117-ФЗ на собственника возлагаются обязанности по разработке критериев безопасности ГТС, а также правил их эксплуатации, заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, внесению в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, соблюдению обязательных требований при эксплуатации ГТС, а также по их техническому обслуживанию.
В соответствии со ст. 10 Закона № 117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений (далее – Положение №).
Указанное Положение № устанавливает содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления на утверждение в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений.
Согласно п. 2 Положения № декларация безопасности ГТС составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией.
Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении гидротехнических сооружений в состав имущества казны муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым» недвижимое имущество (гидротехнические сооружения), согласно приложению, включено в Реестр муниципальной собственности и в состав имущества казны муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым.
Согласно Приложению к вышеуказанному постановлению администрации в перечне недвижимого имущества (гидротехнические сооружения), в том числе, указан объект – Берегоукрепительные сооружения, находившиеся в пользовании бывшего санатория Министерства обороны Украины в <адрес>, кадастровый №.
В соответствии со ст. 7 Закона № 117-ФЗ сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения. Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из четырех классов в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем недвижимого имущества с кадастровым номером 90:00:000000:295 является муниципальное образование городской округ Алушта Республики Крым.
Согласно ответа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ сведений об утверждении декларации безопасности гидротехнического сооружения –Берегоукрепительного сооружения, находившегося в пользовании бывшего санатория Министерства обороны Украины в <адрес>, кадастровый № отсутствуют.
Согласно декларации безопасности берегоукрепительных сооружений, находящихся в пользовании бывшего санатория Министерства обороны Украины в <адрес> управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ уровень безопасности комплекса ГТС оценен как опасный, в связи с чем, декларация безопасности комплекса ГТС Берегоукрепительных сооружений бывшего санатория МО Украины, имеющего опасный уровень безопасности и Заключения экспертной комиссии на декларацию безопасности этих ГТС не утверждается.
Согласно п. 34.2 Приказа Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке гидротехнических сооружений в режиме постоянного государственного надзора» в число факторов риска влияния несоответствий на безопасность ГТС, подлежащих периодическому контролю со стороны должностных лиц, уполномоченных осуществлять постоянный государственный надзор, необходимо относить, в том числе, приближение значений показателей критериев безопасности к предельным значениям критериев безопасности гидротехнических сооружений К1 и (или) К2, где: К1 - первый (предупреждающий) уровень значений диагностических показателей, при достижении которого устойчивость, механическая и фильтрационная прочность гидротехнических сооружений и их оснований, а также пропускная способность водосбросных сооружений еще соответствуют условиям нормальной эксплуатации; К2 - второй (предельный) уровень значений диагностических показателей, при достижении которых эксплуатация гидротехнических сооружений в проектных режимах недопустима.
Решением 19 сессии 2 созыва Алуштинского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № постановлено дать согласие на передачу из муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым в государственную собственность Республики Крым объект недвижимого имущества – иное сооружение - берегоукрепительные сооружения, находившиеся в пользовании бывшего санатория Министерства обороны Украины в <адрес>, кадастровый №, расположенные по адресу: <адрес>, в районе городской набережной, право собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Реализуя предоставленные полномочия, прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан – неотъемлемые нематериальные блага.
Заявление предъявлено прокуратурой по результатам проверки в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, который включает в себя физических лиц, круг которых невозможно индивидуализировать.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора <адрес> являются обоснованными, в связи с чем подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд-
р е ш и л :
Исковые требования прокурора <адрес> – удовлетворить.
Возложить на Министерство имущественных и земельных отношений РК обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать и выполнить мероприятия по устранению причин, приведших к опасному уровню безопасности гидротехнических сооружений Берегоукрепительные сооружения, находившиеся в пользовании бывшего санатория Министерства обороны Украины в <адрес>, кадастровый №, после чего повторно представить материалы по декларированию безопасности данного ГТС в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий З.Ю. Каралаш
Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ