Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 мая 2021 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Шуваркиной Т.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-826/2021 по административному исковому заявлению Осипенко А,В., Карпова А.Н., Катеева Д.В. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости,
с участием представителя административных истцов по доверенности Коган И.Г.,
представителя ГБУ СО «ЦКО» по доверенности Лаврищевой Н.Л.,
у с т а н о в и л:
Осипенко А.В., Карпов А.Н., Катеев Д.В. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просили установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2020 года в размере 589 942 рубля, земельного участка с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2020 года в размере 9 677 054 рубля, земельного участка с кадастровым номером № равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2020 года в размере 497 810 рублей.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются сособственниками названных земельных участков, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их рыночной стоимости, тем самым затронуты их права и обязанности как плательщиков земельного налога.
Представитель административных истцов по доверенности Коган И.Г. поддержала заявленные требования на основании доводов, изложенных в административном исковом заявлении.
Представитель ГБУ СО «ЦКО» по доверенности Лаврищева Н.Л. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, при этом указала, что несмотря на выявленные недостатки отчета, рыночная стоимость земельных участков находится в диапазоне рынка земельных участков.
Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, а также заинтересованное лицо: Администрация г.о. Самара не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представило письменные пояснения по делу, ГБУ СО «ЦКО»- письменный отзыв.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные Осипенко А.В., Карповым А.Н., Катеевым Д.В. требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» № 237 от 3 июля 2016 года результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как следует из материалов дела, Осипенко А.В., Карпову А.Н., Катееву Д.В. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 397 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, и земельный участок с кадастровым номером №, площадью 335 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
Карпову А.Н., Осипенко А.В. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 9287 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость указанных земельных участков определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» от 27 ноября 2020 года № 935 в следующих размерах:
- земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2020 года в размере 734 021,24 рублей.
- земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2020 года в размере 16 443 655,07 рублей.
- земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2020 года в размере 619 806,95 рублей.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28
с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Считая кадастровую стоимость земельных участков завышенной и свои права нарушенными, административный истец 02 апреля 2021 года обратилась в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В обоснование заявленных требований административные истцы представили отчет об оценке рыночной стоимости № 25/02-21/3, выполненный 16 марта 2021 года оценщиком Общества с ограниченной ответственностью «Независимый кадастровый центр».
Данным отчетом рыночная стоимость спорных земельных участков определена в следующих размерах:
- земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2020 года в размере 589 942 рубля.
- земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2020 года в размере 9 677 054 рубля.
- земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2020 года в размере 497 810 рублей.
Изучив представленный отчет об оценке, суд отмечает, что он выполнен в соответствии с требованиями Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Величина рыночной стоимости спорных земельных участков определена оценщиком с учетом стандартов и принципов оценочной деятельности. Описание объектов оценки произведено на основании документов, представленных заказчиком оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В ходе рассмотрения дела ходатайств о назначении судебной экспертизы от сторон не поступило, оснований для назначения экспертизы по собственной инициативе суд не усматривает.
Доводы ГБУ СО «ЦКО» о том, что в отчете об оценке отсутствуют ссылки на источники информации, не приложены копии материалов и распечаток о достоверности используемых оценщиком данных, в результате чего достоверность используемой информации не может быть проверена, не могут быть приняты судом во внимание.
В соответствии с пунктом 11 ФСЗ № 3, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299, в тексте отчета об оценке должны присутствовать ссылки на источники информации либо копии материалов и распечаток, используемых в отчете, позволяющие делать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки. В случае, если информация при опубликовании на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не обеспечена свободным доступом на дату проведения оценки или после даты проведения оценки либо в будущем возможно изменение этой информации или адреса страницы, на которой она опубликована, либо используется информация, опубликованная не в общедоступном печатном издании, то к отчету об оценке должны быть приложены копии соответствующих материалов.
В своем отчете оценщик использовал информацию по объектам-аналогам из базы данных «Территориальное агентство оценки «АДОН». Поскольку информация из этой базы данных не обеспечена свободным доступом. Оценщик в приложении № 2 к отчету приложил копии соответствующих материалов ( страницы 94-96).
Обязанность оценщика приобщать к отчету копии материалов и распечаток, на основании которых делается анализ рынка, законодательством не предусмотрен, ссылки на источники такой информации, оценщиком выполнены и содержатся они в разделе 7 отчета ( страницы 52, 54, 62).
Доводы ГБУ СО «ЦКО» о том, что при применении регрессионного анализа оценщик заменил все количественные факторы качественными, после чего присвоил качественным значениям оптимизированные числовые значения, и эта процедура не объяснена и не проверяема, не могут служить основанием для признания отчета об оценке недостоверным доказательством.
Процедура расчетов оценщиком реализована с использованием программы ЭВМ «программа для оценки объектов сравнительным подходом», свидетельство Российского агентства по патентам и товарным знакам № 2004610426 от 11 февраля 2004 года. Данный продукт является зарегистрированным на территории Российской Федерации, его использование позволяет сократить время обработки значений ценообразующих факторов и построения математических функций. Все вычисления воспроизведены в стандартном пакете Excel при помощи функция «Корреляция» и «Регрессия» из вкладки «Анализ данных». на странице 79 отчета указано. что « из предыдущей таблицы видно, что коэффициенты корреляции оптимизированных ценообразующих факторов увеличились по значению. Следовательно, ценообразующий фактор стал оказывать более сильное влияние на результирующий фактор», Из этого следует сделать вывод, что замена ценообразующих факторов на оптимизированные значения объяснена и может быть проверена.
Проанализировав отчет об оценке, а также принимая во внимание, что обращение административных истцов в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года, то есть на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, полагает возможным определить кадастровую стоимость земельных участков в соответствии с результатами отчета об оценке.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 02 апреля 2021 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Осипенко А,В., Карпова А.Н., Катеева Д.В. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 397 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2020 года в размере 589 942 рубля.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 9287 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2020 года в размере 9 677 054 рубля.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 335 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2020 года в размере 497 810 рублей.
Датой обращения Осипенко А.В., Карпова А.Н., Катеева Д.В. в суд считать 02 апреля 2021 года.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 12 мая 2021 года.