РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2022 года <адрес>
Усольский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Норкиной М.В., при секретаре судебного заседания Ф.И.О5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело (данные изъяты) по исковому заявлению Ф.И.О4 в интересах несовершеннолетней Ф.И.О2 к Ф.И.О1, <данные изъяты> об определении долей в оплате за обслуживание жилья и коммунальные услуги, обязании произвести перерасчет за пользование коммунальными услугами
установил:
В обоснование исковых требований истцом указано, что она представляет интересы несовершеннолетней Ф.И.О2 в качестве законного представителя (опекуна) на основании распоряжения Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> (данные изъяты) по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (данные изъяты)-ро. Несовершеннолетняя Ф.И.О2 является собственником 2/3 доли в праве общей долевой собственности на помещение по адресу: <адрес>. Сособственником указанного жилого помещения является мать несовершеннолетней - Ф.И.О1. Несовершеннолетняя по вышеуказанному адресу не проживает с ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик Ф.И.О1, проживающая в квартире, несвоевременно и не в полной мере производит оплату за жилое помещение и коммунальные услуги. Поскольку несовершеннолетняя Ф.И.О2 по вышеуказанному адресу не проживает, то есть услуги по электроснабжению, водоснабжению, водоотведению и содержанию жилья ей не предоставляются. В целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетней ею были поданы заявления о разделении лицевого счета в <данные изъяты> однако получила отказ в связи с тем, что для разделения лицевого счета жилого помещения необходимо предоставить заявления о выделении отдельных лицевых счетов от каждого собственника. Достигнуть такого соглашения с Ф.И.О1 не удалось.
Просит определить размер и порядок участия в содержании совместного жилья и оплате коммунальных услуг по адресу: <адрес> между Ф.И.О2 и Ф.И.О1 от общего размера оплаты соразмерно долям и с учетом пользования коммунальными услугами каждой; обязать <данные изъяты> произвести перерасчет за пользование коммунальными услугами квартиры по адресу: <адрес>, за период временного отсутствия Ф.И.О2 с ДД.ММ.ГГГГ, исключив излишне начисленную сумму оплаты.
В судебное заседание истец Ф.И.О4, действующая в интересах несовершеннолетней Ф.И.О2, не явились по ходатайству о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Ответчик Ф.И.О1, в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Представитель ответчика <данные изъяты> Ф.И.О6, в судебное заседание не явилась, по заявлению о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Представитель ответчика <данные изъяты> Ф.И.О7, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37), направил письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении требований отказать и просил о рассмотрении дела в отсутствие (л.д. 36).
Представитель ответчика <данные изъяты>», представитель третьего лица Межрайонного управления министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> (данные изъяты) в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Исследовав в совокупности письменные доказательства по делу, и оценив их в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Положениями статьи 158 Жилищного кодекса российской Федерации установлена обязанность собственника помещения в многоквартирном доме нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Согласно части 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливе при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В судебном заседании установлено, что собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, являются Ф.И.О1 - 1/3 доли, и Ф.И.О2 – 2/3 доли, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, свидетельством о праве на наследство по закону (л.д. 16-18, 19).
Распоряжением управления министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> и <адрес> за (данные изъяты) - ро от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Ф.И.О2 установлена опека, так как мать несовершеннолетней Ф.И.О1 написала заявление об установлении попечительства над дочерью на два года от ДД.ММ.ГГГГ, отец – Ф.И.О3 умер ДД.ММ.ГГГГ. Попечителем назначена Ф.И.О4 (л.д. 12-13).
Согласно поквартирной карточке от ДД.ММ.ГГГГ в квартире по адресу: <адрес>, зарегистрированы Ф.И.О1, Ф.И.О2 (л.д. 20).
Управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>, осуществляет <данные изъяты>, начисление платы за содержание жилья и коммунальные услуги помимо указанной управляющей компании производят ресурсоснабжающие организации <данные изъяты> организация по обращению с твердыми коммунальными отходами <данные изъяты>, что подтверждается квитанциями об оплате коммунальных услуг (л.д. 25-30).
Согласно ответа управляющей компании <данные изъяты> (данные изъяты) от ДД.ММ.ГГГГ лицевые счета по начислению платы за коммунальные услуги и услугу по подержанию и ремонту жилого помещения разделены с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23).
Из текста искового заявления следует, что в квартире в настоящее время проживает ответчик Ф.И.О1, несовершеннолетняя Ф.И.О2 проживает с попечителем по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания (л.д. 24), кроме этого истец Ф.И.О4 обращалась с заявлениями о разделении лицевого счета в <данные изъяты>, однако получила отказ в связи с тем, что для разделения лицевого счета жилого помещения необходимо предоставить заявления о выделении отдельных лицевых счетов от каждого собственника (л.д. 21, 22).
В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей вносить плату за жилье и коммунальные услуги. Исполнение данной обязанности в соответствии с пунктом 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации производится по соглашению между участниками долевой собственности, а при не достижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Поскольку вышеуказанная квартира находится в общей долевой собственности Ф.И.О1 и Ф.И.О2, то начисление платы за жилое помещение, коммунальные услуги должны производиться пропорционально их долям в праве собственности на данное жилое помещение.
Таким образом, исковые требования об определении участия собственников в расходах на оплату содержания жилого помещения и коммунальных услуг пропорционально их долям в праве общей долевой собственности на них подлежат удовлетворению.
В части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Из положений части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу подпункту «з» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила), потребитель обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета.
Пунктом 86 Правил, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 № 129 (действующей с 28.02.2015), установлено, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений.
Согласно пункту 86 Правил, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498 (действующей с 01.01.2017), при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами «д» и «е» пункта 4 названных Правил.
Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) указанных Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.
Пунктом 91 Правил установлено, что перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
В случае подачи заявления о перерасчете в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия, подтвержденный представленными документами, с учетом платежей, ранее начисленных исполнителем потребителю за период перерасчета.
Согласно пункту 92 Правил в заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.
К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета.
При подаче заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребитель вправе указать в заявлении о перерасчете, что документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, не могут быть предоставлены вместе с заявлением о перерасчете по описанным в нем причинам и будут предоставлены после возвращения потребителя. В этом случае потребитель в течение 30 дней после возвращения обязан представить исполнителю документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт. При временном отсутствии нанимателей (собственников) и (или) членов их семей внесение платы за иные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 155 ЖК РФ). Перерасчет платы в таких случаях производится на основании заявления, поданного гражданином в сроки, предусмотренные правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Пропуск нанимателем, собственником и иными лицами, проживающими в жилом помещении, по уважительным причинам срока для обращения с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги в связи с временным его отсутствием (например, тяжелая болезнь или другие независящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги) не является основанием для отказа в удовлетворении требований о перерасчете такой платы.
Из анализа указанных положений следует, что перерасчет платы коммунальных платежей в связи с временным отсутствием потребителей носит заявительный характер. Установленный срок на подачу заявления о перерасчете коммунальных услуг является предельным. До начала этого периода и после его окончания, но не позднее 30 дней по истечении указанного периода, потребитель может подать заявление о перерасчете, с истечением установленного срока (30 дней) право потребителя на перерасчет коммунальных платежей утрачивается.
Иного порядка перерасчета размера платы за указанные коммунальные услуги Правила не содержат.
Из материалов дела следует, что в спорном жилом помещении несовершеннолетняя Ф.И.О2 не проживает, однако истица не уведомляла ресурсоснабжающие организации о не проживании в жилом помещении в спорные периоды несовершеннолетней, с заявлением о перерасчете коммунальных платежей в связи с не проживанием не обращалась. Кроме того, расходы по содержанию недвижимого имущества несет попечитель, а именно истец по делу, действующий в интересах Ф.И.О2, которая является собственником жилого помещения. При этом, обязанность по оплате жилого помещения исполняется попечителем за счет средств подопечной.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (часть 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации) оформляемых управляющей организацией.
В силу положений статьи 249, пункта 1 статьи 247 ГК РФ участники долевой собственности вправе обратиться в управляющую организацию для оформления отдельных платежных документов для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги соразмерно своей доле в праве собственности.
Из искового заявления следует, что соглашение о размере и порядке участия в расходах по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги между собственниками вышеуказанного жилого помещения не достигнуто.
Вместе с тем, определение доли участия сособственников жилых помещений в расходах на оплату коммунальных платежей и платы за содержание и ремонт жилого помещения создает обязанность для управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих начисление и прием оплаты за коммунальные услуги, выдать указанным лицам отдельные платежные документы.
Таким образом, на <данные изъяты> а также ресурсоснабжающие организации <данные изъяты> подлежит возложению обязанность заключить с каждым собственником жилого помещения договоры на оплату коммунальных услуг и выдать им отдельные соглашения.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░2 ░ ░░░░░░░ ░░ 2/3 ░░░░, ░.░.░1 ░ ░░░░░░░ ░░ 1/3 ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░.░.░1, ░.░.░4, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░2 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░