Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-173/2022 от 19.07.2022

Дело № 12-173/2022                                 -КОПИЯ-

УИД 03RS0013-01-2022-002815-07

Р Е Ш Е Н И Е

08 августа 2022 г. г. Нефтекамск РБ

Судья Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан Шахмуратов Р.И.,

с участием заместителя прокурора г. Нефтекамска Насибуллина Р.И.,

    рассмотрев в помещении суда, расположенном по адресу: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, ул. Нефтяников, д. 28, протест заместителя военного прокурора Уфимского гарнизона Левандовского А.С. на постановление военного комиссара городов Нефтекамск и Агидель, Краснокамского района Республики Башкортостан Анисимова В.С. от 05 июля 2022 г. о привлечении Аюпова А.З. к административной ответственности по ст. 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного штрафа в размере 1000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением по делу об административном правонарушении от 05 июля 2022 г. Аюпов А.З. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 руб.

Заместитель военного прокурора Уфимского гарнизона Левандовский А.С., не согласившись с данным постановлением, подал протест в суд, где указал, что военной прокуратурой Уфимского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами военного комиссариата городов Нефтекамск и Агидель, Краснокамского района Республики Башкортостан требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, о призыве на военную службу, а также при производстве по делам об административных правонарушениях. Установлено, что 05 июля 2022 г. военным комиссаром городов Нефтекамск, Агидель, Краснокамского района Республики Башкортостан Анисимовым В.С. вынесено постановление об административном правонарушении , которым Аюпов А.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа 1000 руб. Согласно описательной части постановления Аюпов А.З. «нарушил воинский учет», тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренного ст. 21.5 КоАП РФ. В качестве доказательств вины Аюпова А.З. в постановлении приведен протокол об административном правонарушении от 05 июля 2022 г. При этом протокол от 05 июля 2022 г. в отношении Аюпова А.З. также составлен военным комиссаром. Вопреки требованиям закона вопросы правильности составления протокола, достаточности для рассмотрения дела по существу имеющихся материалов не выяснены, виновность лица, а также событие административного правонарушения не доказана. В протоколе не указано место проживания и регистрации лица, привлекаемого к административной ответственности, место совершения правонарушения, обстоятельства совершения административного правонарушения (события правонарушения), способ его совершения. Также фактически в постановлении не указано конкретное время (период) и место совершения административного правонарушения, в протоколе и постановлении не описано событие административного правонарушения. Вопреки требованиям ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе безосновательно разъяснены лицу положения статей 20, 25 КоАП РФ, в то время как Кодекс не содержит таковых, а также права и обязанности потерпевшего (ст. 25.2 КоАП РФ), которым он не является. Сам протокол должностным лицом не подписан, в связи с чем является недопустимым доказательством. В материалах дела отсутствует доказательства надлежащего извещения Королева В.И. о времени и месте составления протокола и рассмотрении дела по существу. При решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания должным образом не учтены характер и причины совершенного правонарушения, личность виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Должностным лицом не было мотивировано решение по делу о применении в отношении Аюпова А.З., впервые совершившего административное правонарушение, наиболее строгого вида административного наказания, при вынесении постановления установлен такой вид наказания, как «штраф», а не «административный штраф».

Просит удовлетворить протест заместителя военного прокурора Уфимского гарнизона, отменить постановление от 05 июля 2022 г. об административном правонарушении в отношении Аюпова А.З. о привлечении его к административной ответственности по ст. 21.5 КоАП РФ, и направит дело на новое рассмотрение должностному лицу.

В ходе судебного заседания заместитель прокурора г. Нефтекамска Насибуллин Р.И., действующий на основании доверенности, протест заместителя военного прокурора Уфимского гарнизона поддержал и просил его удовлетворить.

Заместитель военного прокурора Уфимского гарнизона Левандовский А.С., военный комиссар городов Нефтекамск и Агидель, Краснокамского района Республики Башкортостан Анисимов В.С. и Аюпов А.З. надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, в деле имеется ходатайство представителя должностного лица Анисимова В.С. – Гумеровой Э.Д. о рассмотрении дела без их участия.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников судебного процесса.

Выслушав заместителя Нефтекамского городского суда РБ Насибуллина Р.И., проверив дело в полном объеме, изучив материалы административного дела, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.4 - 30.8 настоящего Кодекса.

Пунктом 3 части 1 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено права прокурора, действующего в пределах своих полномочий, приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

Согласно части 2 статьи 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.4 - 30.8 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьи 21.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за умышленную порчу или уничтожение удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета), справки взамен военного билета и персональной электронной карты, а также небрежное хранение удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета), справки взамен военного билета и персональной электронной карты, повлекшее их утрату. При этом санкция статьи предусматривает возможность назначения наказания в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что Аюпов А.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес> <адрес>, нарушил воинский учет, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за что ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 руб.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а равно пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предписаны задачи всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Согласно статей 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. При этом по делу об административном правонарушении выяснению, помимо прочего, подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность; обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; причины и условия совершения административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

На основании части 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

В соответствии с требованиями статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо прочего, должны быть указаны фамилия, имя и отчество лица, вынесшего постановление; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное решение по делу.

В силу требований пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

Согласно статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении помимо прочих, выясняют следующие вопросы: правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения, по существу.

Как усматривается из материалов дела, в протоколе об административном правонарушении, составленном 05 июля 2022 г. военным комиссаром Городов Нефтекамск и Агидель, Краснокамского района РБ Анисимовым В.С., в соответствующей графе протокола о разъяснении прав отсутствуют сведения о разъяснении статей 24.2 (язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях) и статьи 51 Конституции РФ.

В протоколе вопреки требованиям части 2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не указано: место проживания и регистрации лица, привлекаемого к административной ответственности (то есть сведения о лице); место и время совершения правонарушения (конкретное место и время выявленного правонарушения); обстоятельства совершения административного правонарушения (событие правонарушения); статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение; в протоколе об административном правонарушении отсутствует подпись должностного лица, его составившего.

При вынесении постановления данные обстоятельства не исследовались, в постановлении не указаны. Должностным лицом недостатки, содержащиеся в протоколе, не восполнены при рассмотрении дела.

Также вопреки статье 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении не указаны имя и отчество должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении (указаны только инициалы имени и фамилия); обстоятельства, установленные при рассмотрении дела (время и место совершения правонарушения); отсутствует мотивированное решение по делу.

Таким образом, должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления, была нарушена процедура привлечения Аюпова А.З. к административной ответственности.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Возвращение протокола на стадии рассмотрения жалобы на постановление по делу в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключается в силу пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изложенное соответствует правовой позиции абзаца 5 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному разбирательству и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (пункт 3).

Поскольку вина Аюпова А.З. в совершении административного правонарушения установлена на недопустимом доказательстве - протоколе об административном правонарушении, что является существенным нарушением закона, постановление должностного лица подлежит отмене, так как не может быть признано законным и обоснованным.

При этом считаю необходимым прекратить производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление военного комиссара городов Нефтекамск и Агидель, Краснокамского района Республики Башкортостан от 05 июля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Аюпова А.З.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление военного комиссара городов Нефтекамск и Агидель, Краснокамского района Республики Башкортостан Анисимова В.С. от 05 июля 2022 г. о привлечении Аюпова А.З. к административной ответственности по ст. 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного штрафа в размере 1000 рублей отменить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан лицами, указанными в статьях 25.1 – 25.5, части 1.1 статьи 30.1 и в части 5 статьи 30.9 КоАП РФ, в течение 10 суток, со дня получения его копии.

Судья                                  Р.И. Шахмуратов

Копия верна.

Судья                                  Р.И. Шахмуратов

12-173/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Истцы
Военная прокуратура Уфимского гарнизона
Ответчики
Аюпов Артур Загафранович
Суд
Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан
Судья
Шахмуратов Р.И.
Статьи

ст.21.5 КоАП РФ

Дело на сайте суда
neftekamsky--bkr.sudrf.ru
19.07.2022Материалы переданы в производство судье
19.07.2022Истребованы материалы
22.07.2022Поступили истребованные материалы
08.08.2022Судебное заседание
12.08.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
12.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
30.08.2022Вступило в законную силу
30.08.2022Дело оформлено
07.02.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее