Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-5/2022 от 12.01.2022

Уникальный идентификатор дела

11RS0018-01-2022-000011-97

УСТЬ-КУЛОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РЕШЕНИЕ

от 25 февраля 2022 года по делу № 12-5/2022

село Усть-Кулом

Судья Усть-Куломского районного суда Республики Коми Барбуца О.В.,

при помощнике судьи Фарафоновой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу акционерного общества «Монди Сыктывкарский ЛПК», расположенного по юридическому адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, пр. Бумажников, д. 2, ОГРН 1021101121194, ИНН 1121003135, КПП 112250001,

на постановление начальника отдела федерального лесного контроля (надзора) и организации охраны и защиты леса, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. от ДД.ММ.ГГГГ, которым акционерное общество «Монди Сыктывкарский ЛПК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей,

установил:

Постановлением начальника отдела федерального лесного контроля (надзора) и организации охраны и защиты леса, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми Осипова А.И. от ДД.ММ.ГГГГ акционерное общество «Монди Сыктывкарский ЛПК» (далее - АО «Монди СЛПК», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Считая данное постановление незаконным, АО «Монди СЛПК» обратилось в суд с жалобой, в которой просит отменить указанное постановление, производство по делу прекратить. В обоснование заявленного требования указало, что между АО «Монди СЛПК» (арендатор) и Минприроды Республики Коми (арендодатель) заключен договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ с целью строительства лесной дороги. ДД.ММ.ГГГГ АО «Монди СЛПК» подало в Минприроды Республики Коми заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению в квартале 78 выдел 5, 16, 18 Озъягского участкового лесничества Усть-Куломского лесничества. ДД.ММ.ГГГГ Минприроды Республики Коми согласовало выбранные участки для проведения работ по компенсационному лесовосстановлению по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ (письмо Минприроды Республики Коми -Т от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ в адрес Общества от ГУ «Усть-Куломское лесничество» поступило уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следовало, что Общество допустило нарушение Правил лесовосстановления, утвержденных Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Правила лесовосстановления). ДД.ММ.ГГГГ по данному факту должностное лицо ГУ «Усть-Куломское лесничество» составило в отношении Общества Протокол Д. Согласно протоколу Обществу вменяется нарушение пунктов 6, 32 Правил лесовосстановления, пункта 4 Состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, утвержденного Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ , выразившееся в начале производства Обществом работ на лесном участке по лесовосстановлению до представления проекта по лесовосстановлению. ДД.ММ.ГГГГ административный орган при рассмотрении материалов административного дела вынес постановление о признании АО «Монди СЛПК» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.27 КоАП РФ. Общество не допускало нарушения Правил лесовосстановления, так как выполняло на лесном участке мероприятия по планированию и обследованию участка, которые предшествуют этапу проектирования. В соответствии с пунктом 6 Правил лесовосстановления лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления. В проекте лесовосстановления указываются способы обработки почвы, которые выбираются при проектировании искусственного лесовосстановления в зависимости от природно-климатических условий, типов почвы и иных факторов (пункт 32 Правил лесовосстановления). Пунктом 4 Состава проекта лесовосстановления предусмотрено, что проект лесовосстановления направляется в органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах полномочий за 30 календарных дней до начала выполнения работ по лесовосстановлению. Правила лесовосстановления устанавливают последовательные этапы лесовосстановления (пункт 2 Правил лесовосстановления), которые включают в себя: планирование, обследование, проектирование, выполнение работ, приемка выполненных работ, инвентаризация мероприятий. Таким образом, проектированию лесовосстановительных работ предшествуют планирование и обследование. При обследовании лесного участка при искусственном лесовосстановлении определяются его состояние и пригодность для выращивания лесных насаждений, устанавливаются количество и размещение жизнеспособного подроста и молодняка главных лесных древесных пород, уровень захламленности валежником и лесосечными отходами, количество и высота пней, пригодность участка для работы техники, заселенность почвы вредными организмами, уточняется тип лесорастительных условий и определяется технология создания лесных культур (пункт 28 Правил лесовосстановления). Указанное положение соотносится с абзацем 1 пункта 9 Состава проекта лесовосстановления, согласно которому, при составлении проекта лесовосстановления проводится обследование лесного участка и с абзацем 2 пункта 9 Состава проекта лесовосстановления, в силу которого проект лесовосстановления готовится по результатам обследования в отношении земель предназначенных для лесовосстановления. При этом из абзаца 1 пункта 9 Состава проекта лесовосстановления следует, что при обследовании лесного участка в обязательном порядке определяются сведения о лесном участке, перечень которых установлен пунктом 2 Состава проекта лесовосстановления, в том числе, площадь лесного участка его характеристика, лесорастительные условия, характеристика вырубки, площадь лесовосстановления, количество жизнеспособных растений главных лесных древесных пород и др. Следовательно, составление проекта лесовосстановления без установления указанных в пункте 2 Состава проекта лесовосстановления и в пункте 28 Правил лесовосстановления сведений не допускается. Таким образом, до составления проекта искусственного лесовосстановления необходимо определить: состояние и пригодность лесного участка для выращивания лесных насаждений, определить метод создания лесных культур, подходящий для данной почвы лесного участка (почвы, подверженные водной и ветровой эрозиями, избыточно увлажненные почвы и участки с быстрым зарастанием посадочных мест растительностью, лесорастительные условия с недостаточным увлажнением), пригодность участка для работы техники (в том числе тяжелой), конкретную площадь под посадку лесных культур. Указанные мероприятия не возможны без проведения мероприятий по подготовке (обследованию) лесного участка для создания культур. Только после проведения указанных мероприятий, которые, по мнению Общества, относятся к планированию и обследованию участка, возможно составить проект лесовосстановления с конкретными условиями лесовосстановления. Учитывая изложенное, а также, что АО «Монди СЛПК» выполняло мероприятия по планированию и обследованию лесного участка, считают, что Обществом не допущено нарушений пунктов 6, 32 Правил лесовосстановления, пункта 4 Состава проекта лесовосстановления, в связи с чем отсутствуют основания для привлечения Общества к административной ответственности по статье 8.27 КоАП РФ. В случае признания в действиях Общества состава вменяемого правонарушения по статье 8.27 КоАП РФ просят применить положения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности, поскольку обстоятельства настоящего дела и характер вменяемого правонарушения свидетельствуют о возможности признания административного правонарушения малозначительным. Общество считает, что вменяемое лесонарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло наступления тяжких последствий. Кроме того, проект лесовосстановления на лесной участок в декабре 2021 года был согласован Минприроды Республики Коми. Учитывая изложенное, размер примененного административного штрафа 200 000 рублей не соразмерен характеру и степени общественной опасности вменяемого Обществу административного правонарушения, не соответствует конституционному принципу справедливости наказания и его индивидуализации. Ранее Общество по статье 8.27 КоАП РФ к административной ответственности не привлекалось.

Представитель АО «Монди СЛПК» при рассмотрении жалобы не участвовал, ранее в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель Чупров В.Е. настаивал на удовлетворении жалобы по приведенным в ней основаниям.

Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми при рассмотрении жалобы не участвовал, просил о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя Министерства. В представленных письменных возражениях полагает, что постановление о привлечении АО «Монди СЛПК» к административной ответственности вынесено законно и обоснованно.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В силу положений статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ).

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 КоАП РФ, выражается в нарушении требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению.

Исходя из требований пункта 6 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), одним из принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов включает в себя, в том числе, уход за лесами.

Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Правила ухода за лесами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статья 64 ЛК РФ).

На основании статей 62, 63.1 ЛК РФ лесовосстановление проводится лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений; лесовосстановление проводится в соответствии с проектом лесовосстановления; лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений.

Подпунктом «в» пункта 6 Правил лесовосстановления, утвержденных Приказом Минприроды России от 04.12.2020 № 1014 (далее – Правила лесовосстановления), определено, что лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубку лесных насаждений при использовании лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, за исключением случая, предусмотренного частью 3 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, за исключением случаев перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов.

Способы обработки почвы выбираются при проектировании искусственного лесовосстановления в зависимости от природно-климатических условий, типов почвы и иных факторов и указываются в проекте лесовосстановления (пункт 32 Правил лесовосстановления).

Согласно пунктам 3, 4, 5 Состава проекта лесовосстановления, порядок разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, утвержденного Приказом Минприроды России от 04.12.2020 № 1014 (далее – Состав проекта лесовосстановления), проект лесовосстановления разрабатывается лицами, на которых в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации возложена обязанность по лесовосстановлению, на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества, проекта освоения лесов, материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования. За исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящего Состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, за 30 календарных дней до начала выполнения работ по лесовосстановлению лица, на которых в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации возложена обязанность по лесовосстановлению, направляют проект лесовосстановления в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления), непосредственно на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет». В случае, предусмотренном пунктом 4 настоящего Состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня поступления проекта лесовосстановления (для искусственного и комбинированного лесовосстановления) в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления информация о проекте лесовосстановления размещается на официальном сайте уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальный сайт).

Информация о проекте лесовосстановления включает в себя сведения о местоположении, площади лесовосстановления, категории земель, виде работ (искусственное, комбинированное, естественное лесовосстановление), породный состав восстанавливаемых лесов, срок проведения работ.

Из материалов дела следует, что между Минприроды Республики Коми и АО «Монди СЛПК» заключен договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (строительство грунтовой дороги) от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Обществу на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ передан лесной участок площадью 9,1 га, расположенный на территории ГУ «Усть-Немское лесничество», Немское участковое лесничество, квартал 135 части выделов 14-17, 20-23, 26, 32, 35, квартал 136 части выделов 19, 21, 23, 28, 35.

В соответствии с лесной декларацией от ДД.ММ.ГГГГ Обществом запланировано в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ использовать леса для заготовки древесины.

Как следует из Уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, ГУ «Усть-Немское лесничество» согласовывает лесную декларацию и устанавливает срок использования участка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В адрес Минприроды Республики Коми ДД.ММ.ГГГГ от АО «Монди СЛПК» подано заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению в квартале 78 выделах 5, 16, 18 Озъягского участкового лесничества Усть-Куломского лесничества.

ДД.ММ.ГГГГ письмом -Т Минприроды Республики Коми согласовало выбранные Обществом участки для проведения работ по искусственному лесовосстановлению на территории ГУ «Усть-Куломское лесничество» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ площадью 9,1 га.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Минприроды Республики Коми АО «Монди СЛПК» представлено заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению, согласно которому Общество просит заменить согласованный лесной участок в квартале 78 выделах 5, 16, 18 Озъягского участкового лесничества Усть-Куломского лесничества на другой участок в квартале 6 выделы 39, 40 Деревянского участкового лесничества Усть-Куломского лесничества на площади 9,9 га.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Минприроды Республики Коми уведомило об отмене согласованных ранее участков (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) и согласовало выбранные Обществом участки для проведения работ по искусственному лесовосстановлению на территории ГУ «Усть-Куломское лесничество» Деревянское участковое лесничество в квартале 6 выделах 39, 40 площадью 9,9 га.

ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа ГУ «Усть-Куломское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении систематического патрулирования лесов» проведено патрулирование, в ходе которого выявлено нарушение лесного законодательства, выразившееся в сдирании напочвенного покрова (плодородного слоя почвы) на глубину от 30 до 50 см площадками 1,3x1,5 м в квартале 6 выделах 39, 40 делянке 12 Деревянского участкового лесничества Усть-Куломского лесничества. По итогам составлен акт патрулирования лесов от ДД.ММ.ГГГГ, абрис лесонарушения, оформлена фототаблица.

Из акта следует, что в нарушение положений Лесного кодекса Российской Федерации и Приказа Минприроды России от 04.12.2020 № 1014 Общество начало выполнение работ по лесовосстановлению в отсутствие надлежащим образом направленного, согласованного (утвержденного) проекта лесовосстановления.

Отсутствие надлежащим образом согласованного проекта лесовосстановления на момент начала проведения работ не оспаривается Обществом.

Принимая во внимание изложенное, прихожу к выводу о виновности общества в совершении правонарушения и отсутствии процессуальных и иных нарушений при рассмотрении протокола об административном правонарушении, которые могли бы повлечь за собой отмену обжалуемого постановления.

По доводам Общества о признании административного правонарушения малозначительным следует отметить следующее.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснено в пункте 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Между тем, правонарушение, предусмотренное статьей 8.27 КоАП РФ, посягает на охрану окружающей среды и природопользования. Объектом правонарушения являются правила лесовосстановления, лесоразведения, ухода за лесами, а также правила лесного семеноводства. В целях улучшения качественного состава лесов, повышения их продуктивности необходимо осуществлять уход за лесом, проводить работы по селекции, лесному семеноводству и сортоиспытанию наиболее ценных древесных пород, осуществлять мероприятия по повышению плодородия почв, предотвращению водной и ветровой эрозии, заболачивания, засоления и других процессов, ухудшающих состояние земель, почв.

Ответственность за указанное деяние, имеющее формальный состав, наступает независимо от наличия либо отсутствия общественно опасных последствий, устранения последствий правонарушения в будущем. В вину акционерному обществу «Монди Сыктывкарский ЛПК» вменено выполнение работ по лесовосстановлению в отсутствие надлежащим образом направленного, согласованного (утвержденного) проекта лесовосстановления.

При таких обстоятельствах объективных оснований признать совершенное административное правонарушение малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ не усматривается.

Постановление по делу об административном правонарушении является мотивированным и соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.

Иных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, а также оснований для переоценки выводов должностного лица, влекущих отмену или изменение постановления, по данному делу не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 8.27 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 200 000 ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░                     ░░░░░░░         ░.░. ░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░. ░░░░░                                             

12-5/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Акционерное общество "Монди Сыктывкарский ЛПК"
Суд
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
Судья
Барбуца О.В.
Дело на сайте суда
ukolomsud--komi.sudrf.ru
12.01.2022Материалы переданы в производство судье
12.01.2022Истребованы материалы
26.01.2022Поступили истребованные материалы
14.02.2022Судебное заседание
25.02.2022Судебное заседание
28.02.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
05.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
22.03.2022Вступило в законную силу

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее