УИД 11RS0001-01-2022-006736-29 |
Дело № 2-6900/2022 |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 ноября 2022 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,
при секретаре Зотовой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Кировской области к ООО «МК 24» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны, обратиться за получением санитарно-эпидемиологического заключения и за установлением санитарно-защитной зоны, проведении исследований,
у с т а н о в и л:
Управление Роспотребнадзора по Кировской области обратилось в суд с иском к ООО «МК 24» об обязании:
- разработать проект санитарно-защитной зоны для промплощадки, расположенной по адресу: ..., в соответствии с требованиями ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 3.1, 3.3, 4.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 Новая редакция «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Государственного санитарного врача РФ № 74 25.09.2007 (с изменениями и дополнениями № 1, № 2, № 3, № 4);
- обратиться в Управление Роспотребнадзора по Кировской области с заявлением о получении санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны для промплощадки по адресу: ... получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным эпидемиологическим правилам и нормативам проекта санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями ст.20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 3.1, 3.3, 4.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 Новая редакция «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Государственного санитарного врача РФ № 74 25.09.2007 (с изменениями и дополнениями № 1, № 2, № 3, № 4), Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222;
- провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222;
- обратиться с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны в Управление Роспотребнадзора по Кировской области в соответствии с требованиями п. 3 постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222, п. 29 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222, и СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 Новая редакция «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Государственного санитарного врача РФ № 74 25.09.2007 (с изменениями и дополнениями № 1, № 2, № 3, № 4).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «НОТАС», ООО «Центр экспертизы».
Стороны, третьи лица участия в рассмотрении дела не приняли, просили рассмотреть дело в отсутствии их представителей.
В представленном суду заявлении представитель ответчика позиции по спору не высказал.
Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что местом нахождения ООО «МК 24» согласно содержащимся в ЕГРЮЛ сведениям является г. Сыктывкар Республики Коми. Основным видом его экономической деятельности является строительством коммунальных объектов для обеспечения электроэнергией и телекоммуникациями. К дополнительным видам его экономической деятельности относятся, в том числе, производство строительных металлических конструкций, изделий и их частей; техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств; техническое обслуживание и ремонт прочих автотранспортных средств; деятельность автомобильного грузового транспорта; перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами. ООО «МК 24» 07.02.2020 была выдана лицензия на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
ООО «МК 24» принадлежат на праве собственности:
- земельный участок, площадью ... кв.м, с кадастровым номером №..., по адресу: ...;
- 9663/24175 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью ... кв.м, с кадастровым номером №..., по адресу: ...;
- земельный участок, площадью ... кв.м, с кадастровым номером №..., по адресу: ...;
- нежилое здание склада БМЗ, площадью ... кв.м, с кадастровым номером №... (запись в ЕГРП от ** ** **), по адресу: ...;
- нежилое здание центральных ремонтных мастерских, площадью ... кв.м, с кадастровым номером №... (запись в ЕГРП от ** ** **), по адресу: ...;
- нежилое здание РБУ, площадью ... кв.м, с кадастровым номером №... (запись в ЕГРП от ** ** **), по адресу: ...;
- нежилое здание склада металлопроката и шин, площадью ... кв.м, с кадастровым номером №... (запись в ЕГРП от ** ** **), по адресу: ...;
- нежилое административное здание с гаражом, площадью ... кв.м, с кадастровым номером №... (запись в ЕГРП от ** ** **), по адресу: ...;
- нежилое производственное помещение, площадью ... кв.м, с кадастровым номером №..., по адресу: ...
** ** ** органом инспекции ООО «Центр экспертизы», имеющим соответствующую аккредитацию, по заявке проектировщика – ООО «Нотас» – была проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза проекта предельно допустимых выбросов, в ходе которой было установлено производственная база предприятия (ответчика) расположена в заречной части г. Кирова Кировской области по адресу: ... состоит из одной промплощадки. Основная деятельность производственной базы состоит в ремонте оборудования, автотранспорта и дорожной техники, связанной с разборкой, ремонтом или заменой изношенных деталей, узлов и агрегатов с последующей сборкой. Для проведения этих работ на промплощадке организованы: центральная ремонтная мастерская, металлоизготовительные участки, гаражи.
В процессе производственной деятельности предприятие осуществляет выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ: диоксида азота, оксида азота, оксида железа, марганца, керосина, газообразных фторидов, диметилбензола, сольвент нафта, уайт-спирита.
Также в экспертном заключении указано, что ООО «МК 24» состоит на государственном учёте в региональном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, ему присвоен код №... от ** ** ** и III категория негативного воздействия на окружающую среду.
Представленными стороной истца доказательствами подтверждается то обстоятельство, что ООО «МК 24», а именно его производственная база по адресу: ..., является источником воздействия на среду обитания и здоровье населения. Каких-либо допустимых и достоверных доказательств обратного суду не предоставлено.
В соответствии с требованиями ст. 20 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека (п. 1).
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами (п. 2).
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам (п. 3).
Класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания пересмотра этих размеров, метод и порядок установления для отдельных промышленных объектов и производства и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций устанавливаются СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 Новая редакция «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Государственного санитарного врача РФ № 74 25.09.2007 (с изменениями и дополнениями № 1, № 2, № 3, № 4).
Согласно п. 2.1 указанных Санитарных правил и норм в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В п. 1.2 СанПин указано, что требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
Согласно пунктам 1 и 3 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 №222, санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования. Решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются ее территориальными органами.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 установлено, что правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных указанным постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.
Из представленных истцом доказательств следует, что на территории промплощадки ООО «МК 24» в ходе производства ремонтных работ, при газосварке и ручной дуговой сварке электродами и резке металла, механической обработке и окраске деталей, работе двигателей, зарядке кислотных батарей происходит выброс 16 загрязняющих веществ, из них 3 – 2 класса опасности и 4 группы веществ, обладающих эффектом суммации вредного воздействия в воздухе населенных мест.
При определении количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в ходе экспертизы проекта нормативов допустимых выбросов на территории промплощадки ООО «МК 24» установлено, что по данным рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе за контурами объекта составляет более 0,1 ПДК по азоту диоксида, углероду оксида (с учетом фона), диметилбензолу (без учета фона).
Представленные истцом доказательства соответствуют установленным требованиям закона об относимости и допустимости. При этом ответчиком в ходе рассмотрения дела не были представлены доказательства, опровергающие установленные при исследовании указанных доказательств обстоятельства.
Согласно п. 2.4.1. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 объекты по обслуживанию грузовых автомобилей, дорожных машин, с количеством постов не более 10 относятся к IV классу опасности с санитарно-защитной зоной 100 метров.
Вместе с тем в нарушение требований постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 ООО «МК 24», являясь правообладателем объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу указанного постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, не провел исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и не представил в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему: проекта санитарно-защитной зоны; экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
С учетом имеющихся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу о том, что требования Управления Роспотребнадзора по Кировской области к ООО «МК 24» основаны на законе и подлежат удовлетворению.
На ООО «МК 24» подлежат возложению судом обязанности в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу:
- разработать проект санитарно-защитной зоны для промплощадки, расположенной по адресу: ..., в соответствии с требованиями ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 3.1, 3.3, 4.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 Новая редакция «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Государственного санитарного врача РФ № 74 25.09.2007 (с изменениями и дополнениями № 1, № 2, № 3, № 4);
- обратиться в Управление Роспотребнадзора по Кировской области с заявлением о получении санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны для промплощадки по адресу: ... получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным эпидемиологическим правилам и нормативам проекта санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями ст.20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 3.1, 3.3, 4.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 Новая редакция «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Государственного санитарного врача РФ № 74 25.09.2007 (с изменениями и дополнениями № 1, № 2, № 3, № 4), Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222;
- провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222;
- обратиться с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны в Управление Роспотребнадзора по Кировской области в соответствии с требованиями п. 3 постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222, п. 29 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222, и СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 Новая редакция «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Государственного санитарного врача РФ № 74 25.09.2007 (с изменениями и дополнениями № 1, № 2, № 3, № 4).
Указанный срок суд находит разумным.
При обращении в суд с исковым заявлением Управление Роспотребнадзора по Кировской области было освобождено от уплаты государственной пошлины в размере 6000 рублей. При таких обстоятельствах, с учётом удовлетворения исковых требований с ответчика в доход местного бюджета МО ГО «Сыктывкар» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст. 194 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Кировской области (ИНН 4345100444) к ООО «МК 24» (ИНН 4345013696) удовлетворить.
Обязать ООО «МК 24» в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу:
- разработать проект санитарно-защитной зоны для промплощадки, расположенной по адресу: ..., в соответствии с требованиями ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 3.1, 3.3, 4.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 Новая редакция «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Государственного санитарного врача РФ № 74 25.09.2007 (с изменениями и дополнениями № 1, № 2, № 3, № 4);
- обратиться в Управление Роспотребнадзора по Кировской области с заявлением о получении санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны для промплощадки по адресу: ... получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным эпидемиологическим правилам и нормативам проекта санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями ст.20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 3.1, 3.3, 4.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 Новая редакция «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Государственного санитарного врача РФ № 74 25.09.2007 (с изменениями и дополнениями № 1, № 2, № 3, № 4), Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222;
- провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222;
- обратиться с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны в Управление Роспотребнадзора по Кировской области в соответствии с требованиями п. 3 постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222, п. 29 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222, и СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 Новая редакция «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Государственного санитарного врача РФ № 74 25.09.2007 (с изменениями и дополнениями № 1, № 2, № 3, № 4).
Взыскать с ООО «МК 24» государственную пошлину в доход местного бюджета МО ГО «Сыктывкар» в размере 6000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - Д.А. Паншин
...