Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1210/2023 ~ М-716/2023 от 28.04.2023

                                Дело № 2- 1210/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Салехард                                                                                                    23 июня 2023 года

    Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего Поздняковой М.И.,

при секретаре Дейбус А.А.,

с участием истца Рудевой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рудевой Е.П., действующей также в интересах несовершеннолетней ФИО3, к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности исключить Рудеву Е.П. из реестра по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, восстановить в сводном окружном списке молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в планируемом 2023 году,

установил:

Рудева Е.П., действующая также в интересах несовершеннолетней дочери ФИО3, обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности исключить Рудеву Е.П. из реестра по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, восстановить в сводном окружном списке молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в планируемом 2023 году.

В обоснование иска указано, что на основании ее заявления в апреле 2018 года ее молодая семья, включая несовершеннолетнюю дочь, была признана участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям мероприятия "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы". 01 марта 2023 года решение Администрацией г. Лабытнанги было пересмотрено и ее семье было отказано в признании участницей Окружного мероприятия, она исключена из списка претендентов участников мероприятия, поскольку в 2001 году она была включена в реестр по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, как член семьи ее бабушки ФИО2 ФИО2 на состав семьи сын ФИО5 и внучка ФИО6 была предоставлена субсидия за счет средств федерального бюджета на переселение из районов Крайнего севера для приобретения двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес> тракт, ГП -24, <адрес>. Вместе с тем, в 2001 году она проживала с матерью по иному адресу, с бабушкой не проживала. Включение ее в реестр по учету граждан, получивших финансовую помощь в улучшении жилищных условий, было неправомерно. При приобретении жилого помещения в г. Тюмени ей не выделялась доля, ее жилищные условия не были улучшены, жилое помещение она в собственность не получала.

Истец в ходе судебного заседания на удовлетворении заявленных требований настаивали по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, в письменных возражениях, представленных в суд, просит отказать в удовлетворении требований, полагает, что местного самоуправления по исключению семьи из списка молодых семей-претендентов мероприятия на получение социальных выплат, истцом не оспорены. Поэтому требования истца о восстановлении в сводном списке молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в планируемом 2023 году не могут быть удовлетворены по причине отсутствия семьи Рудевой в списках по муниципальному образованию.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Администрация Приуральского района, ФИО5, ФИО7

Представитель администрации <адрес> в судебное заседание не явился, в письменных возражениях, представленных в суд просит отказать в удовлетворении требований в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 15.1 Закона -ЗАО, поскольку Рудева Е.П. воспользовалась финансовой помощью и состоит в реестре по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий на территории ЯНАО, как получившая субсидию на приобретение двухкомнатной квартиры в г. Тюмени.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчика, третьих лиц.

Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Статья 7 Конституции Российская Федерация провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты со стороны государства (ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации).

В частности, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1099-П утверждена государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2025 годы", подпрограммой 1 указанной государственной программы является "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе".

Цель Государственной программы - повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации.

Целью подпрограммы является: 1) стимулирование спроса на рынке доступного жилья, создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования для обеспечения повышения доступности жилья; 2) выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации и автономного округа.

В целях реализации указанной подпрограммы, постановлением Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 февраля 2019 года N 112-П утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе (далее по тексту - Порядок), который определяет механизм реализации указанных мероприятий

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка молодая семья имеет право принять участие в одном из мероприятий: мероприятии ведомственной целевой программы или окружном мероприятии.

Социальные выплаты, предоставляемые молодым семьям, в рамках Окружного мероприятия являются мерами дополнительной государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий за счет средств окружного бюджета (п. 1.3 Порядка).

Участницей мероприятия ведомственной целевой программы или окружного мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующая следующим условиям:

а) постоянное проживание членов молодой семьи на территории автономного округа;

б) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (не достиг 36 лет);

в) признание семьи нуждающейся в жилых помещениях;

г) наличие у семьи достаточных доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В соответствии с Порядком, к полномочиям органа местного самоуправления отнесено:

    -    принятия решения о признании (об отказе в признании) молодой семьиучастницей мероприятия (п. 2.13 Порядка);

    формирование списка молодых семей - участников окружного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату (п. 4.1. Порядка);

    формирование списка молодых семей - претендентов окружного мероприятия на получение социальной выплаты в планируемом году (далее -окружной список претендентов) (п. 4.3 Порядка);

    -    принятие решения о выдаче либо об отказе в выдаче свидетельства о правена получение социальной выплаты на приобретение жилья (п. 6.7 Порядка).

В соответствии с пп. 4.2, 4.7 Порядка, Департамент на основании списков, поступивших от органов местного самоуправления, осуществляет их свод в разрезе муниципальных образований в автономном округе и формирует - сводный список молодых семей - участников окружного мероприятия на получение социальных выплат и сводный список претендентов.

Согласно п. 1.4 Положения о реестре по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 февраля 2014 года № 89-П (далее - Положение), исполнительным органом государственной власти автономного округа, уполномоченным на ведение реестра, является Департамент.

В силу п. 5.1 Положения, исходными данными для внесения в реестр является информация, представляемая учреждением федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на реализацию основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее-федеральное учреждение), исполнительными органами государственной власти автономного округа, уполномоченными на предоставление финансовой или имущественной помощи в улучшении жилищных условий, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в автономном округе, хозяйственными обществами и некоммерческими организациями, единственным учредителем которых является автономный округ (далее - уполномоченные органы), в исполнительный орган государственной власти автономного округа, уполномоченный на ведение реестра.

Как следует из п. 3.2. Положения, документы, послужившие основанием для представления сведений о гражданах, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и соответственно послужившие основанием для внесения в реестр, находятся в распоряжении уполномоченных органов. Уполномоченные органы несут ответственность за достоверность представленных в реестр сведений в соответствии с действующим законодательством.

Исходя из п. 3.3 Положения, исключение из реестра имеющейся в нём информации осуществляется исполнительным органом государственной власти автономного округа, уполномоченным на ведение реестра, на основании информации, поступившей от федерального учреждения, уполномоченных органов.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 14.05.2021 Рудева Е.П. на состав семьи 2 человека, включая ФИО3, <данные изъяты> года рождения, включена в список молодых семей-претендентов мероприятий на получение социальных выплат.

Приказом Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.12.2022 № 725-ОД/Ж утвержден сводный список молодых семей-претендентов мероприятий на получение социальных выплат в 2023 году, в который включена истец на указанный состав семьи.

Приказом Департамента от 11.04.2023 № 476-ОДЖ семья Рудевых исключена из сводного списка молодых семей-претендентов мероприятия на получение социальных выплат в 2023 году на основании информации администрации г. Лабытнанги, по основаниям, предусмотренным п. 1.12, п. «д» п. 6.9 Порядка, в связи в наличием информации о внесении одного из членов семьи (Рудевой Е.П.) в реестр по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий.

Так, распоряжением заместителя главы МО Приуральский район от <дата>, в соответствии с Федеральным законом от <дата> «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из района Крайнего Севера и приравненным к ним местностей», Положением «О порядке предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа» от <дата> , Распоряжением администрации <адрес> от 27.1.22001 -р предоставлена субсидия за счет средств федерального бюджета ФИО2 (бабушке истца) для приобретения двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес> тракт, ГП-24, общей площадью 50,37 кв.м. Субсидия рассчитана и предоставлена на состав семьи из трех человек: ФИО5 – сын, ФИО8 – внучка.

Согласно выписке из реестра по учету граждан, получивших финансовую или имуществу помощь в улучшении жилищных условий, ФИО2 получила социальную выплату на состав семьи 2 человека, включая истца, для приобретения жилого помещения в г. Тюмень.

Право собственности ФИО2 на <адрес> в г. Тюмени зарегистрировано 28.03.2005 на основании договора долевого участия в строительстве № Я-24/13 от 14.12.2001.

Данная квартира приобретена, в том числе с использованием денежных средств за счет жилищной субсидии, предоставляемой Администрацией ЯНАО.

В соответствии с пп. «д» п. 6.9 Порядка, основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются: наличие информации о внесении любого из членов молодой семьи в реестр по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий (за исключением категорий граждан, указанных в пункте 4 части 2 статьи 15-1 Закона N 36-ЗАО, и случаев, указанных в пункте 1.12 настоящего Порядка);

Пунктом 1 ч. 1 ст. 15-1, Закон ЯНАО от 30.05.2005 N 36-ЗАО "О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" установлено, что граждане, улучшившие жилищные условия за счет средств окружного и федерального бюджетов или средств хозяйственных обществ и некоммерческих организаций, единственным учредителем которых является автономный округ, а также за счет средств бюджета Тюменской области в рамках государственной программы по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа "Сотрудничество", утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 30 декабря 2014 года N 705-п (далее - программа "Сотрудничество").

В силу пунктов 6.4, 6.5 Постановления губернатора ЯНАО от 12.03.1999 N 171 "Об утверждении Положения о порядке предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа", информация о гражданах, получивших субсидию, заносится в реестр по учету граждан, получивших жилищные субсидии. Содержание и порядок ведения реестра определен Законом автономного округа "О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе". Граждане, получившие субсидии в соответствии с настоящим Положением, не имеют права на иные виды государственной поддержки на строительство или приобретение жилья.

Таким образом, Рудева Е.П., ранее получившая финансовую помощь на приобретение жилого помещения за счет средств окружного бюджета, не вправе получать социальную выплату в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе».

Доводы истца о том, что бабушкой ей не была выделена доля в жилом помещении в г. Тюмени, в связи с чем, ее жилищные права нарушены, суд находит необоснованными. Условий, предусматривающих обязанность по выделению долей в праве собственности в приобретенном жилом помещении за счет жилищной субсидии в соответствии с указанным Положением, программой не установлено.

Приказ ответчика «О внесении изменений в сводный список молодых семей-претендентов мероприятия на получение социальных выплат в 2023 году по Ямало-Ненецкому автономному округу» от 11.04.2023 № 476-ЭД/Ж вынесен на основании изменений в список молодых семей-претендентов мероприятия на получение социальных выплат, поступивших из Администрации г. Лабытнанги.

Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца об исключении ее из реестра по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить ее в сводном окружном списке молодых семей- претендентов на получение социальной выплаты в планируемом 2023 году не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Рудевой Е.П., действующей также в интересах несовершеннолетней дочери ФИО3, к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности исключить ее из реестра по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий, восстановлении в сводном окружном списке молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в планируемом 2023 году – отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

Председательствующий                                                                          М.И. Позднякова

Решение в окончательной форме составлено 30 июня 2023 года.

2-1210/2023 ~ М-716/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Информация скрыта
Рудева Елизавета Павловна
Ответчики
Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО
Другие
Администрация Приуральского района
Администрация МО г. Лабытнанги
Суд
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Позднякова Мария Игоревна
Дело на сайте суда
salehardsky--ynao.sudrf.ru
28.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.04.2023Передача материалов судье
02.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.05.2023Судебное заседание
08.06.2023Судебное заседание
23.06.2023Судебное заседание
30.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2024Дело оформлено
31.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее