Дело № 2-891/20
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Старая Русса 19 ноября 2020 г.
Старорусский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Шеремета И.Ф.,
при секретаре Комаровой Л.А.,
с участием ст. помощника Старорусского межрайонного прокурора Шиндиной Е.А.,
представителя ответчика - МАОУ «Средняя школа № 5 с углубленным изучением химии и биологии» Ивановой Г.А., действующей на основании доверенности,
представителей третьего лица - ФГКУ «ОВО ВНГ России по Новгородской области» Филиппова А.В., Соловьевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Старорусского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя школа № 5 с углубленным изучением химии и биологии» об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Зам. Старорусского межрайонного прокурора, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя школа № 5 с углубленным изучением химии и биологии» об обязании совершить определенные действия и просит обязать ответчика оборудовать здание школы, расположенное по адресу: <адрес>, системой контроля и управления доступом, в соответствии с пп. «а» п. 26 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006. В обоснование иска указал, что Старорусской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму образовательными организациями Старорусского муниципального района Новгородской области, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований в деятельности МАОУ «Средняя школа № 5 с углубленным изучением химии и биологии»: объект (территория) МАОУ «СШ № 5» (здание школы) системой контроля и управления доступом не оборудовано. С учетом целевого назначения Учреждения, массовое пребывание людей в нем является очевидным, соответственно меры по обеспечению безопасности должны быть реализованы в объеме, необходимом для обеспечения защищенности.
В судебном заседании ст. помощник Старорусского межрайонного прокурора Шиндина Е.А. требования поддержала, по основаниям изложенным в исковом заявлении и просила обязать ответчика, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, устранить выявленные нарушения.
В судебном заседании представитель ответчика - МАОУ «Средняя школа № 5 с углубленным изучением химии и биологии» Иванова Г.А. признав исковые требования пояснила, что в школе ведутся мероприятия, связанные с противодействием терроризму и по мере обеспечения финансированием, выявленные нарушения будут устранены.
В судебном заседании представители ФГКУ «ОВО ВНГ России по Новгородской области» Филиппов А.В. и Соловьева А.А. поддержали исковые требования.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пп. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов. террористических посягательств, в том: числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым: пребыванием людей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.03,2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, а также приоритет мер предупреждения терроризма (ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ),
Согласно части 3,1 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании,
В силу ст. 2 Федерального закона от 28.12,2010 № 390-ФЗ «О безопасности» в Российской Федерации одним из основных принципов обеспечения безопасности является приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
Исходя из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29,12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
Как следует из п. 2 ч. 6 от. 28 Федерального закона № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены, меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (п.1), в предусмотренных законодательством Российской
Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения (п. 2).
Письмом Министерства образования и науки РФ от 26 января 2011 года N МК-70/15 "О мерах, направленных на усиление антитеррористической защищенности и обеспечение противопожарной безопасности" руководителям образовательных организаций предписывалось незамедлительно принять меры, направленные на усиление антитеррористической защищенности, в частности, обеспечить дополнительные меры по охране организаций, ужесточить пропускной режим на объекты.
На основании п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ, Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
С ДД.ММ.ГГГГ на всей территории Российской Федерации подлежат применению утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования № 1006).
Положениями раздела II Требований № 1006 установлено, что в течение 2 месяцев со дня их утверждения все без исключения функционирующие (эксплуатируемые) муниципальные образовательные учреждения на территории <адрес> подлежат комиссионному обследованию с целью их категорирования с последующим утверждением паспортов безопасности этих объектов (территорий). Категорирование объектов производиться в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности в зависимости от категории объекта.
В соответствии с положениями пункта 13 Требований № 1006, вторая категория опасности присваивается объектам (территориям), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 801 до 1100 человек.
В разделе III Требований № 1006 указано, что в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).
Из пункта 20 Требований № 1006 следует, что пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством, среди прочих мер, организацией и обеспечением пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях); поддержанием в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, ; обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях); организацией круглосуточной охраны; исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них; организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств.
Согласно по. «а» п. 26 Требований № 1006 в отношении объектов (территорий) 2-ой категории опасности дополнительно к мероприятиям* предусмотренным пунктами 24 и 25 настоящих требований, осуществляются, в том числе мероприятия по оборудованию объектов (территорий) системой. контроля и управления доступом.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены меры, которыми в обязательном порядке должны соответствовать объекты, относящиеся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, в том числе, образовательные учреждения, К таким мерам для отдельных категорий объектов отнесено оборудование объектов (территорий) системой контроля и управления доступом.
В ходе проведенной проверки установлено, что проведенным категорированием ДД.ММ.ГГГГ МАОУ «СШ № 5» (здание школы), расположенного по адресу: <адрес>, зданию школы присвоена 2 категория опасности, что подтверждается паспортом безопасности объекта от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, на основании подпункта «а» п. 26 Требований № 1006 данный объект подлежит оборудованию системой контроля и управления доступом.
Ранее, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 были утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Так, в соответствии с п. 24 указанных Требований № 1235 объекты (территории) первой категории опасности должны были выполнить мероприятия, предусмотренные пунктами 22 и 23 настоящих требований, в том числе, мероприятия связанные с оборудованием объектов (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией).
Согласно пункту 15 Требований № 1235 в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).
Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).
МАОУ «СШ № 5» (здание школы), в соответствии с паспортом безопасности от февраля 2018 года и актом обследования и категорирования объекта (территории) от 19.01.2018г., относилось к первой категории опасности, однако роприятия связанные с оборудованием объекта (территории) системой нтроля и управления доступом, образовательной организацией по истечении месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта зрритории), не выполнены.
Несмотря на изменение категории объекта с 1 (в ответствии с Требованиями № 1235) на 2 (в соответствии с Требованиями 1006), к зданию школы предъявляются единые требования, связанные с оборудованием объекта (территории) системой контроля и управления доступом. Однако, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время выполнение ответчиком указанных требований не обеспечивается, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности несовершеннолетних детей, работников школы и иных лиц, пребывающих в уразовательном учреждении, влечет нарушение их права на охрану жизни и здоровья. Непринятие мер по обеспечению безопасности данных лиц создает условия для распространения терроризма, последствиями которого могут стать массовая гибель людей, уничтожение имущества.
Отсутствие системы контроля и управления доступом существенно снижает безопасность и антитеррористическую защищенность объекта и возможность своевременного предотвращения, пресечения террористических актов, увеличивает риск возникновения чрезвычайной ситуации, чем нарушаются права и законные интереса лиц, круг которых не может быть определен (установлен).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.
Проанализировав вышеизложенные правовые нормы и установленные в процессе рассмотрения дела обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральными законами «О противодействии терроризму», «О безопасности», "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", ст. ст. 11, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя Старорусского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя школа № 5 с углубленным изучением химии и биологии» об обязании совершить определенные действия, удовлетворить.
Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 5 с углубленным изучением химии и биологии», в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, оборудовать здание школы, расположенное по адресу: <адрес>, системой контроля и управления доступом.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда: с 26 ноября 2020 года через Старорусский районный суд Новгородской области.
Судья: И.Ф. Шеремета