№2-225/2024
УИД 62RS0026-01-2024-000300-85
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 апреля 2024 года г. Спасск-Рязанский
Спасский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Линевой Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Марковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску прокурора Спасского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Троицкая средняя школа им.Героя Советского Союза Юханова А.С.» муниципального образования – Спасский муниципальный район Рязанской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Спасского района Рязанской области, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Троицкая средняя школа им.Героя Советского Союза Юханова А.С.» муниципального образования – Спасский муниципальный район Рязанской области о понуждении к совершению действий, в обоснование исковых требований указав, что проведенной прокуратурой района проверкой исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха установлено, что в МБОУ «Троицкая средняя школа имени Героя Советского Союза А.С. Юханова» по адресу: Рязанская область, Спасский район, с. Троица, ул.Школьная, д.2А, отопление здания осуществляется путем выработки тепловой энергии посредством сжигания газа в 2 газовых котлах «КСВ-0,63», с последующем выбросом в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании газа. При эксплуатации вышеуказанного отопительного оборудования в период с 05.10.2023 по состоянию на 29.03.2024 произошло сгорание 68,000 куб.м газа. На момент проверки 29.03.2024 газовый котел работал, однако в нарушение ст. 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не проведена.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ), образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Положениями ч. 2 ст. 55 ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что юридические лица при осуществлении хозяйственной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия на окружающую среду.
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон № 96-ФЗ) устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона № 96-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Пунктом 4 указанной статьи установлено, что инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утв. Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871, инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - инвентаризация выбросов) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект ОНВ), с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее также - источники загрязнения атмосферного воздуха, ИЗАВ, выбросы, загрязняющие вещества, ЗВ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 96-ФЗ, источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества; стационарный источник - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.
В соответствии с пунктами 3, 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Статьей 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что деятельность образовательных учреждений, являющихся бюджетными учреждениями, должна финансироваться из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.
Кроме того, ст. 120 Гражданского кодекса РФ также указывает на то, что учреждения финансируются собственниками полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
В силу пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено финансирование муниципальных учреждений в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств.
Отсутствие в бюджете муниципального района средств на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности не может являться основанием для освобождения от возложенных на администрацию обязанностей. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Право человека на жизнь и здоровье защищается гражданским законодательством согласно ч. 2 ст. 2 Гражданского кодекса РФ.
Возможность наступления в будущем вредоносного результата вследствие бездействия лица, которое в силу закона обязано принимать меры для минимизации вероятности наступления опасных последствий, является достаточным основанием для обращения в суд с иском.
Иск заявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц, так как установить круг лиц, права и интересы которых нарушаются в настоящее время, и будут нарушаться в будущем, привлечь их в процесс в качестве истцов, указать в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностей каждого при разрешении дела, - невозможно.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного, прокурор Спасского района Рязанской области просит обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Троицкая средняя школа им.Героя Советского Союза Юханова А.С.» муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области провести инвентаризацию источника выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух – 2 газовых котлов «КСВ-0,63, расположенных по адресу: МБОУ «Троицкая средняя школа имени Героя Советского Союза А.С. Юханова» по адресу: Рязанская область, Спасский район, с. Троица, ул.Школьная, д.2А, установив срок 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании старший помощник прокурора Спасского района Рязанской области Черкасов Д.Ю. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в иске, просил их удовлетворить и установить срок для исполнения решения суда в течении 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика МБОУ «Троицкая средняя школа имени Героя Советского Союза А.С. Юханова» в судебное заседание не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие и о признании административных исковых требований в полном объеме.
Представитель третьего лица администрации МО – Спасский муниципальный район Рязанской области в судебное заседание не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений на иск не представил.
В силу ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Исследовав материалы дела и доказательства в письменной форме, учитывая, что представитель ответчика признает иск в полном объеме, признание иска не противоречит ГПК РФ, другим федеральным законам и не нарушает прав других лиц, суд принимает признание ответчиком иска и приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором Спасского района Рязанской области требований в полном объеме.
Разрешая вопрос об установлении срока для исполнения требований истца, суд принимает во внимание объем действий и сроки, необходимые для проведения указанных в иске мероприятий, позицию сторон по данному вопросу, учитывая, что несоблюдением требований законодательства об охране атмосферного воздуха может повлечь негативное воздействие на окружающую среду, приходит к выводу о необходимости установления ответчику срока для исполнения указанных в решении суда действий 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Спасского района Рязанской области удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Троицкая средняя школа им.Героя Советского Союза Юханова А.С.» муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области провести инвентаризацию источника выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - 2 котлов марки «КСВ-0,63», расположенных по адресу: Рязанская область, Спасский район, с. Троица, ул.Школьная, д.2А, в течении 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Спасский районный суд Рязанской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.А. Линева